Домашнее задание для уяснения темы занятия
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ по дисциплине « Психология развития и возрастная психология » Для специальности 030302.65 – клиническая психология (очная форма обучения) К ЛАБОРАТОРНОМУ ЗАНЯТИЮ № 13 ТЕМА: «Средняя взрослость»
Утверждены на кафедральном заседании протокол № ____ от «___»____________ 20__ г.
Заведующий кафедрой д. псх.н., доцент Логинова ________(подпись) _________ (фамилия, инициалы)
Составитель (-ли): к. псх.н. Колкова С.М. ________(подпись) _________ (фамилия, инициалы)
Красноярск Занятие № 13 Тема: «Средняя взрослость». 2. Форма организации занятия: лабораторное занятие · 3. Значение изучения темы · Учебное – формирование представлений о средней взрослости, понимания специфичности и уникальности психологического возраста. · Профессиональное - знание базовых предметных категорий, позволяющее включаться в профессиональное сообщество, формирование профессиональной ментальности, становление профессиональной позиции. · Личностное - формирование гуманистического отношения к людям, воспитание профессиональной культуры личности. · Место проведения лабораторного занятия учебная комната · Оснащение занятия - · Структура содержания темы (хронокарта). Хронокарта семинарского занятия
Анотация
Основные понятия: личные обстоятельства жизни, событийные общности, различные аспекты Я, близость, родительство, профессиональный цикл, успешное совмещение работы и семейных обязанностей, задачи развития, гендерные особенности, дружба, изменения в карьере, сгорание на работе. Период зрелого возраста включает следующие стадии: ранняя взрослость (от 20 до 40 лет), средняя взрослость (от 40 до 60 лет). Главная особенность развития в зрелом возрасте - минимальная его зависимость от хронологического возраста, в гораздо большей степени оно определяется личными обстоятельствами жизни человека - его опытом, родом занятий, установками и т.д. Не все взрослые достигают одинаковых успехов или устраивают жизнь по единому образцу. В теоретическом исследовании В.И.Слободчикова, представленном в соавторстве с Г.А.Цукерман, взрослость описывается двумя событийными общностями: воспроизводство и творчество в системе общественных деятельностей; творчество в системе экзистенциальных ценностей. Эти общности обеспечивают развитие во взрослости. Вхождение в новую общность знаменуются кризисами рождения. Позитивное разрешение таких кризисов всегда связано с тем, что в культуре находится более масштабная форма общности. Вступая в первую из названных общностей, субъект переживает кризис юности - разрыв идеала и реальности, при вступлении во вторую кризис взрослости - разрыв личного и общечеловеческого смыслов жизни.
В кульминационной точке общности происходит кризис развития, момент, когда заканчивается освоение новых способов взаимодействия и начинается развитие индивида внутри общности. В указанных общностях строится в первой - мировоззрение, во второй - личность (собственная позиция в культуре и истории). Развитие взрослого человека можно рассматривать в контексте трех самостоятельных систем, связанных с различными аспектами Я: Я как индивидуума, Я как члена семьи и Я как работника. В центре этих систем развитие близости и генеративное. Близость выражается через установление интимных отношений. Согласно трехкомпонентной теории любви Стернберга, любовь имеет три составляющие: интимность, или чувство близости с любимым человеком; страсть, или состояние возбуждения, связанного с физическим влечением и сексуальным поведением; и решение/обязательство, или решение любить какого-то человека и обязательство сохранять длительные отношения. Требования и обязанности родительства способствуют формированию взрослого человека. Для каждого периода семейного цикла характерны свои достижения, задачи и конфликты. Среди стадий, включаемых в семейный цикл, можно назвать стадию выкармливания, во время которой родители привязываются к младенцу; интерпретативную стадию, во время которой родители пересматривают свои устоявшиеся взгляды и представления; и стадию расставания, когда дети покидают родительский дом. Каждая стадия требует от родителей разрешения своих внутренних конфликтов на более высоком уровне. Профессиональный цикл начинается с приобретения жизненного опыта, ведущего к выбору профессии, продолжается все то время, в течение которого человек занимается выбранным им делом, и прекращается с выходом на пенсию. Этот цикл может сопровождаться рядом позитивных и негативных событий, влияющих на профессиональную карьеру человека. Супер разбил профессиональный путь человека на 5 этапов, акцентируя внимание на выяснении индивидуумом своих склонностей и способностей: этап роста, этап исследования, этап упрочения карьеры, этан сохранения достигнутого и этап спада. Хейвигхерст предложил иную периодизацию профессионального пути, принимая во внимание прежде всего приобретение установок и трудовых навыков, позволяющих людям становиться полноценными работниками. По Хейвигхерсту этапами профессионального нуги являются: идентификация с работником, приобретение основных трудовых навыков и формирование трудолюбия, приобретение конкретнойпрофессиональной идентичности, становление профессионала, работа на благо общества и размышления о продуктивном периоде профессиональной деятельности.
Дня успешного вхождения в профессию необходимо, чтобы человек смог превратить свои идеалистические мечты в реалистические цели. На ранних этапах своей трудовой жизни люди могут испытывать разочарование в тех случаях, когда их мечты не совпадают с действительностью. Левинсон подчеркивает роль наставников, помогающих молодым работникам в приобретении мастерства и уверенности в себе, в усвоении ценностей и норм, соответствующих выполняемой работе. После того как работникам удается адаптироваться к требованиям своей профессии и продвинуться вверх по служебной лестнице, они вступают в период сохранения достигнутого, в течение которого занимают прочное профессиональное положение. Однако многие люди меняют свою работу по несколько раз, так никогда и не достигая этапа упрочения карьеры и фазы стабильности, предполагаемых классической моделью профессионального цикла. Успешное совмещение работы и семейных обязанностей -одна из главных проблем ранней взрослости. Развитие личности определяют через стадии развития; во взрослости эти стадии описываются как задачи. В числе задач развития, установленных Хейвигхерстом для ранней зрелости: выбор супруга; подготовка к супружеской жизни; воспитание детей; ведение домашнего хозяйства; начало профессиональной деятельности; принятие гражданской ответственности; нахождение конгениальной социальной группы. Задачи развития среднего возраста, находится достижение зрелой гражданской и социальной ответственности; достижение и поддержание целесообразного жизненного уровня; помощь детям стать ответственными и счастливыми взрослыми и др. В отличие от Хейвигхерста, Эриксон определял главную задачу среднего возраста в виде основного вопроса - генеративность против поглощенности собой. Чтобы избежать стагнации, люди должны заботиться о младшем поколении и о том, какой мир это поколение получит в наследство. Лэк расширил описанную Эриксоном картину развития в среднем возрасте, включив в нее семь проблем, или конфликтов, развития: ценность мудрости против ценности физических сил; уравновешивание на новом уровне социального против сексуального начала в человеческих отношениях; эмоциональная гибкость против эмоционального обеднения; умственная гибкость против умственной ригидности; дифференциация эго против поглощенности ролями; трансценденция тела против поглощенности телом; трансценденция эго против поглощенности эго.
Гендерные особенности. Исследования мужчин в середине жизни понимают, что большинство из них связаны обязательствами перед работой и перед семьей, и должны научиться справляться с проблемами, вызванными старением родителей и взрослением детей. Женщины в середине жизни традиционно определяют себя через свое место в семейном цикле. В туннельной степени, и время наступления основных событий в жизненном и профессиональном циклах определяет статус, образ жизни и возможность выбора женщин средних лет. Одной из важных задач среднего возраста является одновременное приспособление к возросшей ответственности за стареющих родителей и обязанностям по отношению к детям, которые становятся независимыми и взрослыми. Среди задач, которые необходимо выполнить: отпускание детей в самостоятельную жизнь и приспособление к жизни в «опустевшем гнезде»; переопределение отношений с детьми, которые стали взрослыми; удовлетворение физических потребностей стареющих родителей и переопределение отношении с ними. В среднем возрасте дружба играет очень важную роль. Лоувентал и ее коллеги обнаружили значительное постоянство образов дружбы. С юности и до конца среднего возраста люди склонны при выборе друзей пользоваться примерно одними и теми же критериями. Наиболее сложные и многосторонние дружеские отношения имеют место между людьми в конце среднего возраста. Возможно, это связано с тем, что в середине жизни у людей увеличивается склонность к самоанализу, и они начинают глубже осознавать многогранность собственной личности и личностей других людей. Средний возраст является также периодом профессиональной преемственности и изменений. Многие люди в середине жизни переоценивают свою профессиональную карьеру, чтобы увидеть, чего им удалось достичь, следует ли им изменить свои цели. Часто такая переоценка приводит к изменениям в карьере. Перемены в профессиональной жизни могут, вызвать стресс, если карьера человека не развивается предсказуемо, если человек вынужден изменить род занятий под давлением обстоятельств или если он теряет работу. Потеря работы может сопровождаться реакцией горя, пока работник не сможет принять эту потерю и у него не появится надежда вновь выйти на рынок труда.
Если высокие ожидания работника не оправдываются и приложенные им большие усилия не вознаграждаются, то он может «сгореть» на работе. Термин «сгорание на работе» обычно применяется для описания состояния лиц, профессии которых связаны с оказанием помощи людям, но его можно использовать и для описания того, что происходит, когда люди чрезвычайно усердно работают, стремясь к недостижимой цели. Кризис середины жизни связан с рефлексией, анализом достижений и ошибок, допущенных в прошлом, с оценкой своих возможностей самореализоваться в остающийся отрезок жизни. Человек оказывается перед необходимостью пересмотра своих замыслов и соотнесения их с оставшейся частью жизни, осознавая, что будущее не несет безграничных возможностей. Другим критическим периодов средней зрелости является выход на пенсию. Для многих это трудная ступень жизни, связанная с переживанием внутренних конфликтов, необходимостью изменения стереотипа жизни и установок на будущее. Это время, когда нужно принять тот факт, что далеко не все планы человека реализованы и могут быть реализованы. Итак, период средней зрелости является наиболее благоприятным для достижения человеком всех уровней зрелости", физической, социальной, психологической. Это период становления человека в качестве субъекта общения, познания и деятельности, как индивидуальности Вопросы по теме. - решение ситуационных заданий по теме Задание 1. Гляжу на будущность с боязнью, Гляжу на прошлое с тоской... И как преступник перед казнью, Ищу кругом души родной, Придет ли вестник избавленья Открыть мне жизни назначенье, Цель упований и страстей, Поведать, что мне Бог готовил, Зачем так горько прекословил Надеждам юности моей... Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее иль пусто иль темно, Меж тем, под бременем познанья и сомненья • В бездействии состарится оно... М.Ю.Лермонтов • Какие возрастные особенности прочувствованы и выражены поэтом в стихотворении? Задание 2. В целях изучения возрастных особенностей самооценки на выборке из 100 испытуемых (женщин - 66, мужчин -34) в возрасте от 36 до 60 лет было проведено исследование по методике М. Куна «Кто Я?»9. Основные категории описаний: личностные характеристики, семья и отношения в ней, деловая сфера, увлечения и интересы, социальные контакты. Получены следующие результаты. Различия в самоописаниях женщин и мужчин заключаются в порядке следования категорий. Для женщин он прямо совпадает с приведенным, у мужчин категория семейных отношений уступает место увлечениям и деловой сфере. По сравнению с периодом ранней зрелости, у тех и других социальные контакты становятся менее упоминаемыми в сопоставлении с профессиональными интересами и увлечениями. • Какими возрастными особенностями объясняются различия в самоописаниях испытуемых в возрасте ранней и средней зрелости? Как проявилась в самооценке специфика женского и мужского вариантов развития в зрелости? Задание 3. По данным одного из исследований, из 700 испытуемых 26 - 80 лет лишь женщины 50-летнего возраста описывали свою жизнь как первоклассную. Лонгитюдньй эксперимент подтверждает подобные факты, выявляя у респонденток, названной возрастной группы высокую оценку качества жизни и обнаруживая у них снижение зависимости, повышение уверенности и решительности. По ретроспективным отчетам лиц пожилого и старческого возраста, пятое десятилетие жизни чаще всего упоминается в качестве принесшего наибольшее удовлетворение. • Объясните полученные в исследованиях, данные. Какие факторы определили высокую оценку удовлетворенности жизнью именно у:женщин 50-летнего возраста? Задание 4. Ольге и Владимиру по 40 лет. Они женаты двадцать лет, и у них есть 18-летняя дочь. Владимир работает на заводе станочником. Ольга прежде не работала, но теперь подумывает о том, чтобы поискать для себя место. • Представьте себе, что Ольга и Владимир попросили вас помочь им составить жизненные планы на период зрелости. Подумайте, чего им следует ожидать и как лучше приспособиться к грядущим изменениям. Задание 5. Из письма: «Первый раз мы с мужем разошлись через год после свадьбы. А на последнем году нашей семейной жизни у нас началась настоящая эпидемия разъездов. Нам было достаточно пустяка, чтобы разругаться в пух и прах и хлопнуть дверью. Дело доходило до смешного. Один раз он ушел только потому, что я случайно, пока смотрела фильм, съела все эклеры. Год назад мы расстались окончательно. С тех пор я поступила на вечернее отделение института, нашла интересную работу, завела новых друзей. Сейчас мне так обидно, ведь все это могло произойти гораздо раньше. А все эти годы у меня ни на что не оставалось сил, я ни о чем не думала, кроме наших дурацких отношений». Дайте психологический анализ ситуации. Предположите, в какой мере участники ситуации решают возрастные задачи развития, какие трудности они испытывают и почему? Задание 6. Почему отношения родителей зрелого возраста с их выросшими детьми можно охарактеризовать как развивающиеся? Тестовые задания. 001.ГРАНИЦЫ СРЕДНЕЙ ВЗРОСЛОСТИ:
1) 20 – 40 лет 2) 40 – 60 лет 3) 60 -90 лет 4) 90 лет и старше
002.ПЕРИОД КРИЗИСА СРЕДНЕЙ ВЗРОСЛОСТИ:
1) 20 – 25 лет 2) 30 – 35 лет 3) 40 – 45 лет 4) 50 – 55 лет
003.СМЫСЛ КРИЗИСА СРЕДНЕЙ ВЗРОСЛОСТИ СОСТОИТ:
1) Самоопределения личности 2) Осознания жизненного пути 3) Переоценки достигнутого в жизни 4) Все ответы верны
004.ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ КРИЗИСА СРЕДНЕЙ ВЗРОСЛОСТИ ПРИВОДИТ К:
Стрессовому состоянию Депрессивному состоянию Ни к чему не приводит Все ответы верны
005.ГЛАВНОЙ ОСОБЕННОСТЬЮ СРЕДНЕЙ ВЗРОСЛОСТИ ЯВЛЯЕТСЯ:
1) Переоценка жизненного пути 2) Самоопределение 3) Самоактуализация Достижение состояния мудрости Ситуационные задачи. Домашнее задание для уяснения темы занятия Цель: овладение способами изменения отношения к значимым ситуациям и событиям жизни. Порядок выполнения. 1. Работая в группе, выберите какое-либо событие, которое многие люди посчитали бы плохим, отрицательным и даже драматичным. Запишите возможные отрицательные и положительные стороны данного события. 2. Покажите отрицательные стороны каждого из выделенных преимуществ и позитивные стороны отрицательных последствий события. 3. Укажите, какие новые стороны события вы открыли? Какой вариант отношения к событию вам больше нравиться сейчас? Проанализируйте возможное поведение людей при разном отношении к выделенному событию. 4. Проделайте эту же процедуру с любым событием, которое многие люди посчитали бы удачным, счастливым. 5. Отчего, на ваш взгляд зависит отношение людей к тем или иным событиям жизни? Запишите свои выводы на основе проделанной работы. По предложенной схеме проанализируйте любые два события (положительное и отрицательное) собственной жизни. Какой из вариантов отношения к данным событиям вы примете сейчас? Проанализируйте и опишите свой опыт выполнения данного задания.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|