Широкое привлечение современных технических средств обучения будет способствовать повышению качества музыкального образования, развитию интереса к музыке и музыкальным занятиям, более глубокому восприятию детьми явлений искусства, вовлечению в активную музыкально-творческую деятельность, формированию многообразных представлений о различных гранях музыкального искусства, расширению художественного кругозора школьников, созданию ярких эмоциональных впечатлений.
Сказанное требует, помимо применения традиционного оборудования и традиционных музыкальных инструментов и демонстрационных материалов, введения современного инструментария (детские клавишные синтезаторы) и в связи с этим компьютеризации процесса обучения (компьютер со звуковой картой и музыкально-программным обеспечением).
Специфика подходак отбору объектов и средств материально-технического обеспечения определяется особенностями урока музыки. То, в каких условиях проводится урок музыки как урок искусства, налагает отпечаток на характер музыкальной деятельности учащихся, восприятия произведений искусства, на развитие эмоциональной и интеллектуальной сферы школьников. Это обусловливает необходимость обеспечения урока качественными музыкальными инструментами, современной аудио/видео-аппаратурой, мультимедийным оборудованием, наглядными пособиями, дидактическими материалами.
Специфика урока музыки предъявляет особые требования к рабочему месту учителя: оно должно быть укомплектовано техническими средствами, отвечающими современным требованиям музыкальной педагогики, иметь стационарно смонтированный пульт дистанционного управления. Кабинет оборудуется средством для зашторивания окон с автоматическим и ручным приводом.
Выбор помещения и его рациональная организация (планировка) определяются санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами.
Драматургия урока искусства предполагает наличие яркого кульминационного момента, который нередко возникает благодаря синтезу искусств. Наличие слайдов и соответствующих проекторов, репродукций, альбомов по искусству обеспечивает связи урока музыки с другими школьными предметами (изобразительное искусство, мировая художественная культура, литература и др.).
№
| Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
| Необх. кол-во
ОШ
| Примечания
| баллы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
I. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
|
|
|
|
| Стандарт основного общего образования по образовательной области «Искусство»
| Д
| Стандарт по музыке, примерная программа, авторские рабочие программы входят в состав обязательного программно-методического обеспечения кабинета музыки
|
|
|
|
| Примерная программа основного общего образования по музыке
| Д
|
| Авторские программы по музыке
| Д
|
| Хрестоматии с нотным материалом
| Д
| Для каждого года обучения
|
|
|
|
| Сборники песен и хоров
| Д
| Для хорового пения в классе и школьном хоре (с учетом разных возрастных составов)
|
|
|
|
| Методические пособия (рекомендации к проведению уроков музыки)
| Д
| Пособия могут входить в УМК по музыке, а также освещать различные разделы и темы курса, в том числе проблемы электронного музыкального творчества
|
|
|
|
| Методические журналы по искусству
|
|
|
|
|
|
| Учебно-методические комплекты к программе по музыке, выбранной в качестве основной для проведения уроков музыки.
Учебники по музыке
| К
| При комплектации библиотечного фонда полными комплектами учебников целесообразно включить в состав книгопечатной продукции, имеющейся в кабинете музыки, по несколько экземпляров учебников из других УМК по музыке. Эти учебники могут быть использованы учащимися для выполнения практических работ, а также учителем как часть методического обеспечения кабинета.
|
|
|
|
| Рабочие / творческие тетради / блокноты
| К
| В состав библиотечного фонда целесообразно включать рабочие тетради, соответствующие используемым комплектам учебников
|
|
|
|
| Учебное пособие по электронному музицированию
| Ф
|
В перспективе
|
|
|
|
| Книги о музыке и музыкантах.
Научно-популярная литература по искусству
| П
| Необходимы для самостоятельной работы учащихся, подготовки сообщений, творческих работ, исследовательской проектной деятельности и должны находиться в фондах школьной библиотеки
|
|
|
|
| Справочные пособия, энциклопедии
| Д (П)
| Музыкальная энциклопедия, музыкальный энциклопедический словарь, Энциклопедический словарь юного музыканта, Словарь основных терминов по искусствоведению, эстетике, педагогике и психологии искусства («В мире искусства»)
|
|
|
|
II. Печатные пособия
|
|
|
|
|
| Таблицы:
– нотные примеры;
– признаки характера звучания
– средства музыкальной выразительности
| Д
Д
Д
| Таблицы, схемы могут быть представлены в демонстрационном (настенном) и индивидуально раздаточном вариантах, в полиграфических изданиях и на электронных носителях
|
|
|
|
|
| Схемы:
– расположение инструментов и оркестровых групп в различных видах оркестров;
– расположение партий в хоре;
– графические партитуры
| Д
Д
|
|
| Транспарант: нотный и поэтический текст Гимна Казахстана
| Д
|
|
|
|
|
|
| Портреты композиторов
| Д
| Комплекты. Могут содержаться в настенном варианте, полиграфических изданиях (альбомы по искусству) и на электронных носителях
|
|
|
|
|
| Портреты исполнителей
| Д
|
|
| Атласы музыкальных инструментов
| Д
|
|
|
|
|
|
| Альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с тематическими линиями учебной программы
| Д
|
|
|
|
|
|
| Дидактический раздаточный материал:
|
|
|
|
|
|
|
| Карточки с признаками характера звучания
| К
| Комплект
|
|
|
|
|
| Карточки с обозначением выразительных возможностей различных музыкальных средств
| К
| Комплект
|
|
|
|
|
| Карточки с обозначением исполнительских средств выразительности
| К
| Комплект
|
|
|
|
|
Игры и игрушки
|
|
|
|
| Театральные куклы
| П
| Для театрализованных форм работы на уроках музыки и во внеклассной деятельности
|
|
|
|
|
III. Информационно-коммуникационные средства
|
|
|
|
|
| Мультимедийные обучающие программы
| Д
| Мультимедийные обучающие программы и электронные учебники могут быть ориентированы на систему дистанционного обучения, либо носить проблемно-тематический характер и обеспечивать дополнительные условия для изучения отдельных предметных тем и разделов стандарта. В обоих случаях эти пособия должны предоставлять техническую возможность построения системы текущего и итогового контроля уровня подготовки учащихся (в т.ч. в форме тестового контроля).
|
|
|
|
|
Электронные учебники
| Д
| Возможно использование следующих программ:
Программы – музыкальные конструкторы:
Dance Machine,
ACID, Music Generator,
Программы-автоаранжировщики: Visual Aranger, The Gammer, Band-in-a-Box$
Midi-секвенсеры: Cakewalk Pro Audio,
Cubase Audio VST
Аудио-редакторы: Sound Forge, WaveLab, Cool Edit Pro
Нотный редакторы: NoteWorthiComposer, Finale и др.
|
|
|
|
|
| Электронные библиотеки по искусству
| Д
| Электронные библиотеки включают комплекс информационно-справочных материалов, ориентированных на различные формы художественно-познавательной деятельности, в т.ч. исследовательскую проектную работу. В состав электронных библиотек могут входить электронные энциклопедии и альбомы по искусству, (музыка, изобразительное искусство), аудио- и видеоматериалы, тематические базы данных, фрагменты культурно-исторических текстов, текстов из научно-популярных изданий, фотографии, анимация. А также должны быть представлены электронные учебники, используемые в учебном процессе.
Электронные библиотеки могут размещаться на CD-ROM, либо создаваться в сетевом варианте (в т.ч. на базе образовательного учреждения).
|
|
|
|
|
| Игровые компьютерные программы по музыкальной тематике
| Д
| Рекомендуются для внеклассной работы
|
|
|
|
|
IV. Технические средства обучения (ТСО)
|
|
|
|
|
| Музыкальный центр
| Д
| аудиоцентр с возможностью использования аудиодисков, CD-R, CD RW, MP 3, а также магнитных записей
|
|
|
|
|
| Видеомагнитофон
| Д
|
|
|
|
|
|
| CD / DVD-проигрыватели
| Д
|
|
|
|
|
|
| Мультимедийный компьютер со звуковой картой
| К
| Тех. требования: графическая операционная система, привод для чтения-записи компакт-дисков, аудио-видео входы/выходы, возможность выхода в Интернет. Оснащен акустическими колонками, микрофоном, наушниками, соединен с клавишным синтезатором. С пакетом прикладных программ (текстовых, графических, нотных и аудио-редакторов и др.).
Индивидуальная работа учащихся возможна в классе информатики.
|
|
|
|
|
| Телевизор с универсальной подставкой
| Д
| Телевизор не менее 72 см диагональ
|
|
|
|
|
| Мультимедиапроектор
| Д
| Мультимедиапроектор может входить в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения
|
|
|
|
|
| Слайд-проектор
| Д
|
|
|
|
|
|
| Экран (на штативе или навесной)
| Д
| Минимальные размеры 1,25х 1,25
|
|
|
|
|
V. Экранно-звуковые пособия
|
|
|
|
|
| Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке
| Д
| Комплекты компакт-дисков и аудиокассет по темам и разделам курса каждого года обучения включают материал для слушания и исполнения.
Песенный материал может быть представлен в виде инструментального сопровождения, специально аранжированного для учащихся основной школы
|
|
|
|
|
| Видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов
| Д
|
|
|
|
|
|
| Видеофильмы с записью фрагментов из оперных спектаклей
| Д
|
|
|
|
|
|
| Видеофильмы с записью фрагментов из балетных спектаклей
| Д
|
|
|
|
|
|
| Видеофильмы с записью выступлений выдающихся отечественных и зарубежных певцов
| Д
|
|
|
|
|
|
| Видеофильмы с записью известных хоровых коллективов
| Д
|
|
|
|
|
|
| Видеофильмы с записью известных оркестровых коллективов
| Д
|
|
|
|
|
|
| Видеофильмы с записью фрагментов из мюзиклов
| Д
|
|
|
|
|
|
| Слайды (диапозитивы):
– произведения пластических искусств различных исторических стилей и направлений
| Д
|
|
|
|
|
|
| – эскизы декораций к музыкально-театральным спектаклям (иллюстрации к литературным первоисточникам музыкальных произведений)
| Д
|
|
|
|
|
|
| – нотный и поэтический текст песен;
– изображения музыкантов, играющих на различных инструментах;
– фотографии и репродукции картин крупнейших центров мировой музыкальной культуры
| Д
Д
Д
|
|
|
|
|
|
Учебно-практическое оборудование
|
|
|
|
|
| Музыкальные инструменты:
Фортепиано (пианино, рояль)
Баян /аккордеон
Скрипка
Гитара
Клавишный синтезатор
| Д
Д
Д
Д
Д
|
Два инструмента – для кабинета музыки и школьного зала
Для учителя
|
|
|
|
|
| Детские клавишные синтезаторы
| Ф
|
|
|
|
|
|
| Комплект детских музыкальных инструментов:
– блок-флейта,
– глокеншпиль /колокольчик,
– бубен
– барабан
– треугольник
– румба,
– маракасы,
– кастаньеты
– металлофоны
– ксилофоны;
– народные инструменты:
свистульки,
деревянные ложки,
трещотки и др.;
– дирижерская палочка
| П
П
П
П
П
П
П
П
П
П
П
П
П
П
П
|
Набор народных инструментов определяется содержанием регионального компонента и может быть значительно расширен.
Комплектация инструментов производится учителем.
|
|
|
|
|
| Аудиторная доска с магнитной поверхностью, и приспособлений для крепления таблиц, репродукций
| Д
|
|
|
|
|
|
| Комплект знаков нотного письма (на магнитной основе)
| Д
|
|
|
|
|
|
| Расходные материалы:
– нотная бумага
– цветные фломастеры
– цветные мелки
| К
Д
Д
|
Для оформления музыкально-графических схем
|
|
|
|
|
| Специализированная учебная мебель:
индивидуальные столы и стулья для учащихся
| К
|
|
|
|
|
|
| Стеллажи для наглядных пособий, нот, учебников и др.
|
|
|
|
|
|
|
| Станки для школьного хора
|
| В комплекте (для школьного зала)
|
|
|
|
|
| Комплект звуковоспроизводящей аппаратуры (микрофоны, усилители звука, динамики)
|
| В комплекте: не менее трех микрофонов и двух динамиков
|
|
|
|
|
| Музыкальные инструменты для эстрадного ансамбля
|
| В комплекте: не менее двух электрогитар и ударной установки
|
|
|
|
|
| | | | | | | | | | | | | |