Какие изменения происходят в отношении к семье в среднем возрасте.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ по дисциплине « Психология развития и возрастная психология » Для специальности 030302.65 – клиническая психология (очная форма обучения) К ЛАБОРАТОРНОМУ ЗАНЯТИЮ № 14 ТЕМА: «Средняя взрослость»
Утверждены на кафедральном заседании протокол № ____ от «___»____________ 20__ г.
Заведующий кафедрой д. псх.н., доцент Логинова ________(подпись) _________ (фамилия, инициалы)
Составитель (-ли): к. псх.н. Колкова С.М. ________(подпись) _________ (фамилия, инициалы)
Красноярск Занятие № 14 Тема: «Средняя взрослость». 2. Форма организации занятия: лабораторное занятие · 3. Значение изучения темы · Учебное – формирование представлений о средней взрослости, понимания специфичности и уникальности психологического возраста. · Профессиональное - знание базовых предметных категорий, позволяющее включаться в профессиональное сообщество, формирование профессиональной ментальности, становление профессиональной позиции. · Личностное - формирование гуманистического отношения к людям, воспитание профессиональной культуры личности. · Место проведения лабораторного занятия учебная комната · Оснащение занятия - · Структура содержания темы (хронокарта). Хронокарта семинарского занятия
Анотация
Основные понятия: личные обстоятельства жизни, событийные общности, различные аспекты Я, близость, родительство, профессиональный цикл, успешное совмещение работы и семейных обязанностей, задачи развития, гендерные особенности, дружба, изменения в карьере, сгорание на работе. Период зрелого возраста включает следующие стадии: ранняя взрослость (от 20 до 40 лет), средняя взрослость (от 40 до 60 лет). Главная особенность развития в зрелом возрасте - минимальная его зависимость от хронологического возраста, в гораздо большей степени оно определяется личными обстоятельствами жизни человека - его опытом, родом занятий, установками и т.д. Не все взрослые достигают одинаковых успехов или устраивают жизнь по единому образцу. В теоретическом исследовании В.И.Слободчикова, представленном в соавторстве с Г.А.Цукерман, взрослость описывается двумя событийными общностями: воспроизводство и творчество в системе общественных деятельностей; творчество в системе экзистенциальных ценностей. Эти общности обеспечивают развитие во взрослости. Вхождение в новую общность знаменуются кризисами рождения. Позитивное разрешение таких кризисов всегда связано с тем, что в культуре находится более масштабная форма общности. Вступая в первую из названных общностей, субъект переживает кризис юности - разрыв идеала и реальности, при вступлении во вторую кризис взрослости - разрыв личного и общечеловеческого смыслов жизни.
В кульминационной точке общности происходит кризис развития, момент, когда заканчивается освоение новых способов взаимодействия и начинается развитие индивида внутри общности. В указанных общностях строится в первой - мировоззрение, во второй - личность (собственная позиция в культуре и истории). Развитие взрослого человека можно рассматривать в контексте трех самостоятельных систем, связанных с различными аспектами Я: Я как индивидуума, Я как члена семьи и Я как работника. В центре этих систем развитие близости и генеративное. Близость выражается через установление интимных отношений. Согласно трехкомпонентной теории любви Стернберга, любовь имеет три составляющие: интимность, или чувство близости с любимым человеком; страсть, или состояние возбуждения, связанного с физическим влечением и сексуальным поведением; и решение/обязательство, или решение любить какого-то человека и обязательство сохранять длительные отношения. Требования и обязанности родительства способствуют формированию взрослого человека. Для каждого периода семейного цикла характерны свои достижения, задачи и конфликты. Среди стадий, включаемых в семейный цикл, можно назвать стадию выкармливания, во время которой родители привязываются к младенцу; интерпретативную стадию, во время которой родители пересматривают свои устоявшиеся взгляды и представления; и стадию расставания, когда дети покидают родительский дом. Каждая стадия требует от родителей разрешения своих внутренних конфликтов на более высоком уровне. Профессиональный цикл начинается с приобретения жизненного опыта, ведущего к выбору профессии, продолжается все то время, в течение которого человек занимается выбранным им делом, и прекращается с выходом на пенсию. Этот цикл может сопровождаться рядом позитивных и негативных событий, влияющих на профессиональную карьеру человека. Супер разбил профессиональный путь человека на 5 этапов, акцентируя внимание на выяснении индивидуумом своих склонностей и способностей: этап роста, этап исследования, этап упрочения карьеры, этан сохранения достигнутого и этап спада. Хейвигхерст предложил иную периодизацию профессионального пути, принимая во внимание прежде всего приобретение установок и трудовых навыков, позволяющих людям становиться полноценными работниками. По Хейвигхерсту этапами профессионального нуги являются: идентификация с работником, приобретение основных трудовых навыков и формирование трудолюбия, приобретение конкретнойпрофессиональной идентичности, становление профессионала, работа на благо общества и размышления о продуктивном периоде профессиональной деятельности.
Дня успешного вхождения в профессию необходимо, чтобы человек смог превратить свои идеалистические мечты в реалистические цели. На ранних этапах своей трудовой жизни люди могут испытывать разочарование в тех случаях, когда их мечты не совпадают с действительностью. Левинсон подчеркивает роль наставников, помогающих молодым работникам в приобретении мастерства и уверенности в себе, в усвоении ценностей и норм, соответствующих выполняемой работе. После того как работникам удается адаптироваться к требованиям своей профессии и продвинуться вверх по служебной лестнице, они вступают в период сохранения достигнутого, в течение которого занимают прочное профессиональное положение. Однако многие люди меняют свою работу по несколько раз, так никогда и не достигая этапа упрочения карьеры и фазы стабильности, предполагаемых классической моделью профессионального цикла. Успешное совмещение работы и семейных обязанностей -одна из главных проблем ранней взрослости. Развитие личности определяют через стадии развития; во взрослости эти стадии описываются как задачи. В числе задач развития, установленных Хейвигхерстом для ранней зрелости: выбор супруга; подготовка к супружеской жизни; воспитание детей; ведение домашнего хозяйства; начало профессиональной деятельности; принятие гражданской ответственности; нахождение конгениальной социальной группы. Задачи развития среднего возраста, находится достижение зрелой гражданской и социальной ответственности; достижение и поддержание целесообразного жизненного уровня; помощь детям стать ответственными и счастливыми взрослыми и др. В отличие от Хейвигхерста, Эриксон определял главную задачу среднего возраста в виде основного вопроса - генеративность против поглощенности собой. Чтобы избежать стагнации, люди должны заботиться о младшем поколении и о том, какой мир это поколение получит в наследство. Лэк расширил описанную Эриксоном картину развития в среднем возрасте, включив в нее семь проблем, или конфликтов, развития: ценность мудрости против ценности физических сил; уравновешивание на новом уровне социального против сексуального начала в человеческих отношениях; эмоциональная гибкость против эмоционального обеднения; умственная гибкость против умственной ригидности; дифференциация эго против поглощенности ролями; трансценденция тела против поглощенности телом; трансценденция эго против поглощенности эго.
Гендерные особенности. Исследования мужчин в середине жизни понимают, что большинство из них связаны обязательствами перед работой и перед семьей, и должны научиться справляться с проблемами, вызванными старением родителей и взрослением детей. Женщины в середине жизни традиционно определяют себя через свое место в семейном цикле. В туннельной степени, и время наступления основных событий в жизненном и профессиональном циклах определяет статус, образ жизни и возможность выбора женщин средних лет. Одной из важных задач среднего возраста является одновременное приспособление к возросшей ответственности за стареющих родителей и обязанностям по отношению к детям, которые становятся независимыми и взрослыми. Среди задач, которые необходимо выполнить: отпускание детей в самостоятельную жизнь и приспособление к жизни в «опустевшем гнезде»; переопределение отношений с детьми, которые стали взрослыми; удовлетворение физических потребностей стареющих родителей и переопределение отношении с ними. В среднем возрасте дружба играет очень важную роль. Лоувентал и ее коллеги обнаружили значительное постоянство образов дружбы. С юности и до конца среднего возраста люди склонны при выборе друзей пользоваться примерно одними и теми же критериями. Наиболее сложные и многосторонние дружеские отношения имеют место между людьми в конце среднего возраста. Возможно, это связано с тем, что в середине жизни у людей увеличивается склонность к самоанализу, и они начинают глубже осознавать многогранность собственной личности и личностей других людей. Средний возраст является также периодом профессиональной преемственности и изменений. Многие люди в середине жизни переоценивают свою профессиональную карьеру, чтобы увидеть, чего им удалось достичь, следует ли им изменить свои цели. Часто такая переоценка приводит к изменениям в карьере. Перемены в профессиональной жизни могут, вызвать стресс, если карьера человека не развивается предсказуемо, если человек вынужден изменить род занятий под давлением обстоятельств или если он теряет работу. Потеря работы может сопровождаться реакцией горя, пока работник не сможет принять эту потерю и у него не появится надежда вновь выйти на рынок труда.
Если высокие ожидания работника не оправдываются и приложенные им большие усилия не вознаграждаются, то он может «сгореть» на работе. Термин «сгорание на работе» обычно применяется для описания состояния лиц, профессии которых связаны с оказанием помощи людям, но его можно использовать и для описания того, что происходит, когда люди чрезвычайно усердно работают, стремясь к недостижимой цели. Кризис середины жизни связан с рефлексией, анализом достижений и ошибок, допущенных в прошлом, с оценкой своих возможностей самореализоваться в остающийся отрезок жизни. Человек оказывается перед необходимостью пересмотра своих замыслов и соотнесения их с оставшейся частью жизни, осознавая, что будущее не несет безграничных возможностей. Другим критическим периодов средней зрелости является выход на пенсию. Для многих это трудная ступень жизни, связанная с переживанием внутренних конфликтов, необходимостью изменения стереотипа жизни и установок на будущее. Это время, когда нужно принять тот факт, что далеко не все планы человека реализованы и могут быть реализованы. Итак, период средней зрелости является наиболее благоприятным для достижения человеком всех уровней зрелости", физической, социальной, психологической. Это период становления человека в качестве субъекта общения, познания и деятельности, как индивидуальности Вопросы по чеме. - решение ситуационных заданий по теме Задание 1. Из письма: «Вот уже более четырех месяцев, как я живу с моим 39-летним другом. Проблема в том, что он психологически еще не преодолел до конца все тягостные последствия недавнего развода. Иногда он как бы внезапно отдаляется от меня, становится холодным и устанавливает определенную, достаточно жесткую дистанцию между нами. Меня это очень обижает и раздражает. Он говорит, что его бывшая жена оставила в нем такое разочарование, что его доверие к другим людям подорвано. Мне так хотелось бы создать настоящую душевную близость между нами. Но как?» * Дайте психологический анализ ситуации. Какие психологические проблемы испытывают и решают участники ситуации? Как эти проблемы соотносятся с задачами развития в среднем возрасте? Задание 2. Из письма: «Мои родители развелись, отец пропал на несколько лет. За это время я вышла замуж, у меня ребенок. Тут появился папа с новой супругой. Сын обрадовался деду, муж тоже рад его видеть (он действительно хороший человек), но мне неприятно общаться с новой женой отца. Не нравится она мне, и все (хотя она очень хочет, чтобы отец общался с нами). В результате мы почти не видимся. Сын переживает, да и муж тоже. Как мне выйти из ситуации?» • Дайте психологический анализ ситуации. Какие психологические проблемы испытывают и решают участники ситуации? Как эти проблемы соотносятся с соответствующими задачами развития среднего возраста? Какими могут быть варианты дальнейшего развития ситуации? Задание 3. В исследовании Д. Фрайера (1990), проведенном в Великобритании, было показано, что при длительной безработице у людей возникает намного больше проблем с психическим здоровьем, чем у низкооплачиваемых, но работающих людей? Проанализируйте и объясните результаты исследования с точки зрения закономерностей развития в зрелости. Задание 4. По мнению многих психологов, с началом развития зрелости развитие как таковое прекращается: вместо него происходит простое изменение отдельных психологических характеристик. Так, швейцарский психолог Э. Клапаред считал, что зрелый возраст равносилен остановке в развитии, является возрастом психической окаменелости. Задание 5. Возникают ли в зрелом возрасте конфликты развития, характерные для более ранних стадий развития? Обоснуйте свой ответ. Тестовые задания. 001.ПРОМЕЖУТОЧНЫМ ПЕРИОДОМ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА НАЗЫВАЕТСЯ:
1) Ранняя взрослость 2) Средняя взрослость 3) Поздняя взрослость
002.В СРЕДНЕЙ ВЗРОСЛОСТИ КОЛИЧЕСТВО СТРЕССОВ ВЫДЕЛЯЮТ:
1) Два 2) Три 3) Четыре 4) Пять
003.В СРЕДНЕЙ ВЗРОСЛОСТИ ВЫДЕЛЯЮТ ТИПЫ СТРЕССОВ, ТАКИЕ КАК:
1) Стресс как стимул 2) Стресс как реакций 3) Стресс как интеграция 4) Все ответы верны
004.РАЗВИТИЕ АФФЕКТИВНОЙ СФЕРЫ ЧЕЛОВЕКА В ПЕРИОД СРЕДНЕЙ ВЗРОСЛОСТИ ПРОТИКАЕТ:
1) Равномерно 2) Неравномерно 3) Быстро 4) Все ответы не верны
005.ТРУД, В СРЕДНЕЙ ВЗРОСЛОСТИ, СТАНОВИТСЯ ____________ ИСТОЧНИКОМ ЖИЗНИ Ситуационные задачи КАКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ПРОИСХОДЯТ В ОТНОШЕНИИ К СЕМЬЕ В СРЕДНЕМ ВОЗРАСТЕ. ОТВЕТ. Для большинства людей к среднему возрасту в семейной жизни происходят значительные изменения. Человек начинает сознавать свою обособленность не только от молодых людей, но и от тех, кто вышел на пенсию и дожил до старости. Человек среднего возраста все больше обращает внимания на свои отношения внутри семьи. Наиболее важные проблемы семейной жизни связаны с отношениями между супругами, с взаимоотношениями со взрослыми детьми и престарелыми родителями. Находящиеся в браке мужчины и женщины среднего возраста в большинстве случаев бывают более удовлетворены своей жизнью хотя бы потому, что люди, состоящие в браке, более склонны получать удовольствие от длительных, тесных взаимоотношений и менее склонны страдать в одиночку. Роль Супруна (супруги) и родителя служит дополнительным источником самоуважения. Характер отношений с собственными детьми также претерпевает изменения. В среднем возрасте мужчины и женщины уже в основном имеют взрослых детей, поэтому происходит перестройка отношений со вступившими в брак детьми, оказанием им материальной помощи и помощи по уходу за внуками. Большое значение для людей средних лет приобретает помощь престарелым родителям и уход за ними.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|