На каких положениях базируются современные представления геронтологии.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ по дисциплине « Психология развития и возрастная психология » Для специальности 030302.65 – клиническая психология (очная форма обучения) К ЛАБОРАТОРНОМУ ЗАНЯТИЮ № 15 ТЕМА: «Поздняя взрослость»
Утверждены на кафедральном заседании протокол № ____ от «___»____________ 20__ г.
Заведующий кафедрой д. псх.н., доцент Логинова ________(подпись) _________ (фамилия, инициалы)
Составитель (-ли): к. псх.н. Колкова С.М. ________(подпись) _________ (фамилия, инициалы)
Красноярск Занятие № 15 Тема: «Поздняя взрослость». 2. Форма организации занятия: лабораторное занятие · 3. Значение изучения темы · Учебное – формирование представлений о поздней взрослости, понимания специфичности и уникальности психологического возраста. · Профессиональное - знание базовых предметных категорий, позволяющее включаться в профессиональное сообщество, формирование профессиональной ментальности, становление профессиональной позиции. · Личностное - формирование гуманистического отношения к людям, воспитание профессиональной культуры личности. · Место проведения лабораторного занятия учебная комната · Оснащение занятия - · Структура содержания темы (хронокарта). Хронокарта семинарского занятия
Анотация
Основные понятия: морфо-функциональные изменения, сенсорные функции, стохастические теории, теории генетически запрограммированного старения, умственные навыки, деменция, старческое слабоумие, изменение статуса, зависимость, теории приспособления к старению, смысл жизни, тендерные особенности, приспособление к выходу на пенсию, изменения в семейных и личных отношениях, возрастная сегрегация. Поздняя взрослость охватывает четыре десятилетия жизни: предстарческий (от 60 до 69 лет), старческий (от 70 до 79 лет), поздне-старческий (от 80 до 89 лет(, дряхлость (от 90 до 99 и далее лет). Морфо-функциональные изменения на протяжении поздней взрослости включают увядание кожи и изменение осанки, утрату мышцами эластичности и сжатие скелета. Сенсорные функции человека, особенно слух и зрение, снижаются. Работа мышц замедляется, способность легких к осуществлению газообмена уменьшается, а кости становятся пористыми и хрупкими. Однако многие нарушения и ухудшение работы органов и систем организма не являются непременным атрибутом старения; они могут быть результатом перенесенных болезней, несчастных случаев и влияния окружающей среды, например ее загрязнения, Некоторые изменения можно приостановить или даже устранить благодаря физическим упражнениям, правильному питанию и хорошему уходу за здоровьем. Предложено множество теорий для объяснения морфо-функционалъных изменений, происходящих в течение всей жизни человека. Согласно стохастическим теориям, старение вызвано либо тем, что части организма попросту изнашиваются, либо тем, что накопленные на протяжении жизни продукты метаболизма повреждают клетки организма. Некоторые исследователи предполагают, что определенные аспекты старения генетически запрограммированы. Теории генетически запрограммированного старения основываются на том, что клетки организма воспроизводят себя конечное число раз, или на том, что в процессе клеточной репродукции накапливаются дефекты.
Большинство умственных навыков не затрагивается старением. Тем не менее может уменьшаться скорость выполнения умственных и физических операций. Но подобные изменения можно отнести на счет ухудшения здоровья, социальной изоляции, недостатка образования, бедности и слабости мотивации. Кроме того, в старости наблюдаются некоторые ухудшения вторичной памяти, особенно в части запоминания новой информации. Процессы научения практически не затрагиваются возрастными изменениями, так же как и сенсорная память, первичная память или память на отдаленные события. Пожилые люди могут показывать хорошие результаты по тестам памяти, если информация не кажется им бессмысленной, если они получили подробные инструкции о том, как сортировать и организовывать в памяти материал, или если они сами разработали для себя стратегию, направленную на борьбу с забыванием. Тем не менее их результаты могут быть хуже результатов молодых взрослых в сходных условиях тестирования. Под деменцией (приобретенным слабоумием) понимают комплекс нарушений, включающих дефекты познания, прогрессирующую амнезию и изменения личности, которые часто связываются со старческим возрастом и могут вызываться множеством прямых и косвенных причин. Старческое слабоумие вызывается болезнями, например болезнью Альцгеймера или другими органическими поражениями мозга, например серией микроинсультов. Существуют и другие причины возникновения симптомов, напоминающих • старческое слабоумие, включая неправильное питание, употребление алкоголя, применение некоторых лекарственных препаратов и депрессию.
Для объяснения механизмов, с помощью которых старики справляются с ухудшением познавательной способности, Балтес предложил модель, основанную на процессе «селективной оптимизации с компенсацией», У тех, кто успешно приспосабливается к субъективным и объективным потерям познавательной способности, не происходит сколько-нибудь существенного снижения чувства собственного благополучия. Старость, как и предыдущие стадии жизни, состоит из последовательных изменений статуса, включая собственно наступление старости, выход на пенсию и часто вдовство. Эта стадия отличается от предыдущих тем, что не ведет к следующей стадии; окружающий мир, как физический, так и социальный, не расширяется, а сужается. Пожилым людям приходится изменять свои Я-концепции по мере того, как они теряют прежнюю автономию и становятся более зависимыми от других в удовлетворении своих повседневных нужд. Одни приспосабливаются к этому легко, другие не могут приспособиться. Существует несколько теорий приспособления к старению. Некоторые теоретики, например Левинсон и Эриксон, постулируют качественные сдвиги в развитии, происходящие по мере старения. Другие, например Эчли, подчеркивают непрерывность и преемственность в развитии личности и способов совладающего поведения. Одна из центральных задач развития в преклонном возрасте связана с тем, что к концу жизни люди должны отказаться от старых связей и уступить класть другим. Старики также испытывают потребность проводить много примени в размышлениях о том, как прошла их жизнь, и в попытках оценить то, что они оставят после себя людям. Еще одной проблемой является острая потребность в нахождении смысла прожитой жизни; Эриксон назвал последний кризис развития «целостность эго против отчаяния» старение имеет гендерные особенности, может по-разному сказываться на мужчинах и женщинах. Удаление от дел является значительной переменой статуса в поздней взрослости. Реакция на уход в отставку или на пенсию зависит от таких факторов, как желание оставить работу, здоровье, финансовое положение и отношение коллег. Приспособление к выходу на пенсию часто проходит легче, если человек планировал свой уход.
Изменения статуса также сказываются на семейных и личных отношениях, когда старики учатся приспосабливаться к прекращению воспитательной деятельности в семье, к ролям дедушек (бабушек) и прадедушек (прабабушек), к осуществлению ухода за больным супругом (супругой). Такие события, как потеря супруга (супруги) и близких друзей, в старости могут вызывать чрезвычайно сильный стресс. Возрастная сегрегация и бедность - вот две главные на сегодняшний день проблемы преклонного возраста. Уход за престарелыми в специализированных учреждениях часто оставляет желать лучшего. Альтернативным вариантом является организация дневных центров для престарелых, жилых центров, позволяющих людям всех возрастов жить вместе, медицинских отделений в центрах для лиц преклонного возраста, различных транспортных услуг, ухода за инвалидами и доставки пищи на дом. Вопросы по теме - решение ситуационных заданий по теме Задание 1. Из письма: «У меня взрослая дочь - ей 30 лет. Она работает, у нее двое детей. Живу я отдельно, но прихожу помогать по дому и занимаюсь детьми. Проблема в том, что у нас постоянные скандалы. В основном из-за того, что я что-то не туда и не так положила. К примеру, я убрала зелень в холодильник, а она считает, что ее нужно хранить на окне. Как только она обнаруживает, что что-то не по ее, начинается крик. Я пытаюсь объяснить, что она не права. Скажите, что я делаю не так, ведь я стараюсь как лучше». • Дайте психологический анализ ситуации. Проанализируйте сложившиеся межличностные отношения. Сформулируйте предположения относительно мотивов поведения участников. Предположите, в какой мере участники ситуации решают возрастные задачи развития, какие трудности они испытывают и почему? Задание 2. Из письма: «Пару месяцев назад мы подобрали на улице собачку. Вся семья просто влюбилась в зверька. Но на время отпуска мы оставили его у моей мамы. Когда мы снова хотели забрать Тошу, мама стала умолять нас оставить его ей, потому что без него ей будет одиноко. Вдобавок во время прогулок с собакой она завязала знакомство, имеющее для нее большое значение. Я все понимаю, но ради своих детей я отказала маме в ее просьбе, и с тех пор она нам больше не звонит». • Проанализируйте ситуацию. Почему для пожилой женщины собака оказалась столь важна? Исходя из каких потребностей и мотивов действовали участники ситуации? Каким образом можно было разрешить данную ситуацию?
Задание 3. Из письма: «Наша мама после почти двадцати лет вдовства надумала снова выйти замуж. Метаморфозы, сопровождавшие этот шаг, просто потрясли нас: меня, моего брата и мужа. Из нежной и заботливой матери, бабушки и тещи она превратилась в беспечное легкомысленное создание, забросившее все домашние дела. Я конечно рада, что она счастлива, но мне кажется неприличным, что она, в ее возрасте, так легко отреклась от всей своей семьи ради мужчины». • Дайте психологический анализ ситуации. Сформулируйте предположения относительно мотивов поведения участников. Почему решение пожилой женщины снова выйти замуж так обескуражило членов ее семьи? Какое значение для нее самой имеет этот шаг? Предположите, в какой мере участники ситуации решают соответствующие возрастные задачи развития, какие трудности они испытывают и почему? Тестовые задания. 001.ГРАНИЦЫ ПОЗДНЕГО ВОЗРАСТА:
1) 60 – 74 лет для мужчин, 55 – 74 лет для женщин 2) 75 – 90 лет 3) 90 лет и старше 4) Все перечисленные границы
002.ПЕРИОД СТАРОСТИ НЕОБХОДИМО РАССМАТРИВАТЬ:
1) В контексте периода взрослости 2) Независимо от предыдущих этапов развития 3) В контексте целостного жизненного пути индивида 4) Как возраст к детству
003.ДЛЯ ОРГАНИЗМА ПОЖИЛОГО ЧЕЛОВЕКА ХАРАКТЕРНО:
1) Увеличения интенсивности обмена веществ 2) Снижение интенсивности обмена веществ 3) Усиление процессов возбуждения и торможения 4) Уменьшение соединительной ткани в сосудах
004.АДАПТАЦИЯ ОРГАНИЗМА К СТАРЕНИЮ ПРОИСХОДИТ ЗА СЧЕТ:
1) Эффекта компенсации 2) Улучшения функционирования нервной системы 3) Уменьшения латентных периодов нервных реакций 4) Усиления однородности возрастных изменений
005.ОДНОЙ ИЗ ПРИЧИН СТАРЕНИЯ ПСИХОЛОГИ СЧИТАЮТ:
1) Функциональные и органические поражения мозга 2) Изменения в клетках живой материи 3) Прекращение активной трудовой деятельности 4) Ослабление гомеостатических процессов
Ситуационные задачи НА КАКИХ ПОЛОЖЕНИЯХ БАЗИРУЮТСЯ СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ГЕРОНТОЛОГИИ. ОТВЕТ. Современные представления геронтологии базируются на следующих положениях: старение и старость являются закономерным процессом возрастных изменений, происходящих в ходе онтогенетического развития на всех уровнях жизнедеятельности; старение клеток, органов, функциональных систем и психологических процессов происходит неравномерно. Закон гете- рохронности развития и инволюции универсален и действует как на межличностном, так и на внутриличностном уровне. Межличностная гетерохронность выражается в том, что индивиды созревают и развиваются неравномерно, а разные аспекты и критерии зрелости имеют для них неодинаковое значение. Внутри- личностная гетерохронность выражается в несогласованности сроков биологического, социального и психического развития; процесс старения сопровождается ослаблением гомеоста- тических процессов и одновременно приспособлением всех систем организма к новому уровню жизнедеятельности. Психология пожилого возраста в целом разработана недостаточно. Между тем этот период — значимый этап онтогенеза человека, и без его обстоятельного исследования невозможно построение концепции психического развития и соответственно формирование образа «позитивного старения».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|