Каковы механизмы компенсации возможного снижения интеллектуальной деятельности в старости?
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ по дисциплине « Психология развития и возрастная психология » Для специальности 030302.65 – клиническая психология (очная форма обучения) К ЛАБОРАТОРНОМУ ЗАНЯТИЮ № 16 ТЕМА: «Поздняя взрослость»
Утверждены на кафедральном заседании протокол № ____ от «___»____________ 20__ г.
Заведующий кафедрой д. псх.н., доцент Логинова ________(подпись) _________ (фамилия, инициалы)
Составитель (-ли): к. псх.н. Колкова С.М. ________(подпись) _________ (фамилия, инициалы)
Красноярск Занятие № 16 Тема: «Поздняя взрослость». 2. Форма организации занятия: лабораторное занятие · 3. Значение изучения темы · Учебное – формирование представлений о поздней взрослости, понимания специфичности и уникальности психологического возраста. · Профессиональное - знание базовых предметных категорий, позволяющее включаться в профессиональное сообщество, формирование профессиональной ментальности, становление профессиональной позиции. · Личностное - формирование гуманистического отношения к людям, воспитание профессиональной культуры личности. · Место проведения лабораторного занятия учебная комната · Оснащение занятия - · Структура содержания темы (хронокарта). Хронокарта семинарского занятия
Анотация
Основные понятия: морфо-функциональные изменения, сенсорные функции, стохастические теории, теории генетически запрограммированного старения, умственные навыки, деменция, старческое слабоумие, изменение статуса, зависимость, теории приспособления к старению, смысл жизни, тендерные особенности, приспособление к выходу на пенсию, изменения в семейных и личных отношениях, возрастная сегрегация. Поздняя взрослость охватывает четыре десятилетия жизни: предстарческий (от 60 до 69 лет), старческий (от 70 до 79 лет), позднестарческий (от 80 до 89 лет), дряхлость (от 90 до 99 и далее лет). Морфо-функциональные изменения на протяжении поздней взрослости включают увядание кожи и изменение осанки, утрату мышцами эластичности и сжатие скелета. Сенсорные функции человека, особенно слух и зрение, снижаются. Работа мышц замедляется, способность легких к осуществлению газообмена уменьшается, а кости становятся пористыми и хрупкими. Однако многие нарушения и ухудшение работы органов и систем организма не являются непременным атрибутом старения; они могут быть результатом перенесенных болезней, несчастных случаев и влияния окружающей среды, например ее загрязнения, Некоторые изменения можно приостановить или даже устранить благодаря физическим упражнениям, правильному питанию и хорошему уходу за здоровьем. Предложено множество теорий для объяснения морфо-функционалъных изменений, происходящих в течение всей жизни человека. Согласно стохастическим теориям, старение вызвано либо тем, что части организма попросту изнашиваются, либо тем, что накопленные на протяжении жизни продукты метаболизма повреждают клетки организма. Некоторые исследователи предполагают, что определенные аспекты старения генетически запрограммированы. Теории генетически запрограммированного старения основываются на том, что клетки организма воспроизводят себя конечное число раз, или на том, что в процессе клеточной репродукции накапливаются дефекты.
Большинство умственных навыков не затрагивается старением. Тем не менее может уменьшаться скорость выполнения умственных и физических операций. Но подобные изменения можно отнести на счет ухудшения здоровья, социальной изоляции, недостатка образования, бедности и слабости мотивации. Кроме того, в старости наблюдаются некоторые ухудшения вторичной памяти, особенно в части запоминания новой информации. Процессы научения практически не затрагиваются возрастными изменениями, так же как и сенсорная память, первичная память или память на отдаленные события. Пожилые люди могут показывать хорошие результаты по тестам памяти, если информация не кажется им бессмысленной, если они получили подробные инструкции о том, как сортировать и организовывать в памяти материал, или если они сами разработали для себя стратегию, направленную на борьбу с забыванием. Тем не менее их результаты могут быть хуже результатов молодых взрослых в сходных условиях тестирования. Под деменцией (приобретенным слабоумием) понимают комплекс нарушений, включающих дефекты познания, прогрессирующую амнезию и изменения личности, которые часто связываются со старческим возрастом и могут вызываться множеством прямых и косвенных причин. Старческое слабоумие вызывается болезнями, например болезнью Альцгеймера или другими органическими поражениями мозга, например серией микроинсультов. Существуют и другие причины возникновения симптомов, напоминающих • старческое слабоумие, включая неправильное питание, употребление алкоголя, применение некоторых лекарственных препаратов и депрессию.
Для объяснения механизмов, с помощью которых старики справляются с ухудшением познавательной способности, Балтес предложил модель, основанную на процессе «селективной оптимизации с компенсацией», У тех, кто успешно приспосабливается к субъективным и объективным потерям познавательной способности, не происходит сколько-нибудь существенного снижения чувства собственного благополучия. Старость, как и предыдущие стадии жизни, состоит из последовательных изменений статуса, включая собственно наступление старости, выход на пенсию и часто вдовство. Эта стадия отличается от предыдущих тем, что не ведет к следующей стадии; окружающий мир, как физический, так и социальный, не расширяется, а сужается. Пожилым людям приходится изменять свои Я-концепции по мере того, как они теряют прежнюю автономию и становятся более зависимыми от других в удовлетворении своих повседневных нужд. Одни приспосабливаются к этому легко, другие не могут приспособиться. Существует несколько теорий приспособления к старению. Некоторые теоретики, например Левинсон и Эриксон, постулируют качественные сдвиги в развитии, происходящие по мере старения. Другие, например Эчли, подчеркивают непрерывность и преемственность в развитии личности и способов совладающего поведения. Одна из центральных задач развития в преклонном возрасте связана с тем, что к концу жизни люди должны отказаться от старых связей и уступить класть другим. Старики также испытывают потребность проводить много примени в размышлениях о том, как прошла их жизнь, и в попытках оценить то, что они оставят после себя людям. Еще одной проблемой является острая потребность в нахождении смысла прожитой жизни; Эриксон назвал последний кризис развития «целостность эго против отчаяния» старение имеет гендерные особенности, может по-разному сказываться на мужчинах и женщинах. Удаление от дел является значительной переменой статуса в поздней взрослости. Реакция на уход в отставку или на пенсию зависит от таких факторов, как желание оставить работу, здоровье, финансовое положение и отношение коллег. Приспособление к выходу на пенсию часто проходит легче, если человек планировал свой уход.
Изменения статуса также сказываются на семейных и личных отношениях, когда старики учатся приспосабливаться к прекращению воспитательной деятельности в семье, к ролям дедушек (бабушек) и прадедушек (прабабушек), к осуществлению ухода за больным супругом (супругой). Такие события, как потеря супруга (супруги) и близких друзей, в старости могут вызывать чрезвычайно сильный стресс. Возрастная сегрегация и бедность - вот две главные на сегодняшний день проблемы преклонного возраста. Уход за престарелыми в специализированных учреждениях часто оставляет желать лучшего. Альтернативным вариантом является организация дневных центров для престарелых, жилых центров, позволяющих людям всех возрастов жить вместе, медицинских отделений в центрах для лиц преклонного возраста, различных транспортных услуг, ухода за инвалидами и доставки пищи на дом. Вопросы по теме. - решение ситуационных заданий по теме Задание 1. Испытуемой (65 лет) предложена ситуация: «Пятнадцатилетняя девушка хочет немедленно выйти замуж. Что ей следует принять во внимание и как ей следует поступить?» Высказывания женщины: «Если бы я была на месте родителей девушки, то была бы против этого. В этом возрасте нужно учиться, ведь нужно как-то себя содержать. Если мужчина старше ее и может зарабатывать, то это другой вариант. Если девушка беременна, это тоже другой случай... Скорее всего девушка поступает под влиянием чувства, а оно может пройти... Навряд ли из этой затеи что-то получится. Этот брак может разрушиться... Хотя могут быть разные случаи... Опасно поддаваться первому чувству. Это может быть влюбленность, но не любовь. У девушки еще мало жизненного опыта, она не видела жизни. С замужеством можно подождать, можно просто встречаться. Время определит, крепка ли любовь. Время все поставит на свои места». • Проанализируйте, насколько мудрыми, были советы и высказывания испытуемой. Задание 2. Высказывания пожилых людей: 1) «Внучке 10 лет. Она у нас трусиха. До сих пор ее в школу вожу и обратно. Все жду, когда же наша девочка осмелеет. Вот сейчас бабушка нужна, а подрастет немного, и никто не нужен будет. Но это жизнь. Я и дочери говорю, что когда-то это произойдет. Девочка должна повзрослеть». 2) «Борюсь за свое здоровье ради внуков». 3) «Без встреч со смертью не может быть ничего, нравственности быть не может, я так часто об этом думал, что как будто накликал, а накликав, приготовился к этому. Есть только чувство досады, что не успел доделать то, что, наверное, не одному мне нужно».
4) «Ты нам ничего не покупай, у нас все есть». 5) «Нам жизнь досталась трудная, да и вам не легче». • Каково психологическое содержание переживаний, выраженных в высказываниях пожилых людей? Какими возрастными особенностями они могут быть объяснены? Задание 3. Дать психологический комментарий приведенным ниже высказываниям пожилых людей (письменно): А. «Ноги дрожат, когда остановишься, но об этом думать не хочется». Б. «У нас главное событие - кот нашелся». В. «Я сегодня частушки сочинила». Г. «Унывать некогда, много работы». Д. «Пишите чаще, письма так долго идут». Тестовые задания. 001.ЦЕНТРАЛЬНЫЙ МОМЕНТ СОЦИАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ В ПОЗДНЕМ ВОЗРАСТЕ:
1) Резкое сужение круга общения 2) Ухудшение физического и умственного состояния 3) Рост социальной изоляции 4) Прекращение активной трудовой деятельности
002.ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПОЗДНЕМ ВОЗРАСТЕ – ЭТО:
1) Труд 2) Общение 3) Внутренняя работа по осмыслению своего жизненного пути 4) Познавательная деятельность
003.ЦЕНТРАЛЬНОЕ НОВООБРАЗОВАНИЕ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА:
1) Продуктивность 2) Мудрость 3) Чувство реализованности 4) Собственное мировоззрение
004.Я СОГЛАСЕН (А) С ТЕМ, ЧТО:
1) Развитие в старости угасает 2) В старости развитие направлено на достижение духовной зрелости 3) Развитие в старости продолжается 4) В старости усиливается гетерохронность развития
005.ВЕРНО УТВЕРЖДЕНИЕ, ЧТО ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ В СТАРОСТИ:
1) Угасает 2) Протекает неравномерно 3) Прекращается вовсе 4) Протекает равномерно Ситьуационные задания КАКОВЫ МЕХАНИЗМЫ КОМПЕНСАЦИИ ВОЗМОЖНОГО СНИЖЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРОСТИ? ОТВЕТ. В исследовании П. Балтеса особое внимание уделялось механизмам компенсации тех структур интеллекта, которые наиболее уязвимы под влиянием возрастного фактора, — скорость и точность интеллектуальных процессов, логические операции и др. Эти исследования помогли структурно описать то понятие, которое обобщенно именуется «опыт», и разработать модель адаптационного механизма, поддерживающего интеллектуальную активность в старости, которую П. Балтес назвал «селективной оптимизацией с компенсацией». Эта модель предполагает, что по мере того, как пожилые люди осознают потери своего интеллекта, у них происходит изменение их умственной деятельности в трех направлениях: по линии селекции (отбора) — снижение объема функционирования с возрастом побуждает пожилых людей отбирать только те виды активности, с которыми они справляются наилучшим образом; по линии оптимизации — она предполагает возможность поддержания уровня выполнения деятельности в некоторых областях в результате увеличения объема практики, более тщательной подготовки к деятельности и использования новых технологий; по линии компенсации — она становится необходимой, когда задачи, которые возникают в ходе выполнения деятельности, значительно превышают тот актуальный потенциал, которым обладает старый человек, и возникает необходимость переструктурирования ситуации в целом. П. Балтес неоднократно подчеркивал, что процесс селективной оптимизации с компенсацией особенно эффективен тогда, когда человек прекращает участие в производительной жизни общества, что обусловливает потерю важного компонента человеческой жизни. В зарубежных исследованиях интеллектуальной деятельности пожилых людей особое внимание уделяется роли тренировки интеллектуальных функций для поддержания общего уровня когнитивной активности. Практически все исследователи сходятся на том, что когнитивные навыки тренируются. Проведенные западными психологами многочисленные исследования общей интеллектуальной функции в старости обнаружили следующее. Эта функция значительно ослабевает не столько под влиянием собственно возрастного фактора, сколько ввиду нетренированности, незадейственности интеллектуальных способностей в жизни и деятельности, а также под влиянием ухудшения здоровья. Однако на любом временном отрезке старости имеют место индивидуальные различия во времени начала ухудшения интеллектуальных функций и скорости этого процесса. Данные, полученные П. Балтесом, показали, что на обшую картину динамики познавательных функций в старости большой отпечаток откладывают образование, здоровье, работа и когнитивная тренировка. Совместное изучение этих факторов указывает на необходимость принятия во внимание когортного эффекта при изучении когнитивной активности в старости. Опыт работы существенно влияет на когнитивную сохранность в старости, но прежде всего в том случае, если профессиональная деятельность в зрелости была когнитивно ориентирована. Здоровье непосредственно и напрямую влияет на качество и способность к интеллектуальной деятельности в старости. Некоторые медицинские препараты, необходимые для лечения соматических заболеваний, ослабляют функцию памяти и принятия решений.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|