Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Каковы механизмы компенсации возможного снижения интеллектуальной деятельности в старости?

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

по дисциплине « Психология развития и возрастная психология »

Для специальности

030302.65 – клиническая психология (очная форма обучения)

К ЛАБОРАТОРНОМУ ЗАНЯТИЮ № 16

ТЕМА: «Поздняя взрослость»

 

Утверждены на кафедральном заседании протокол № ____ от «___»____________ 20__ г.

 

Заведующий кафедрой

д. псх.н., доцент Логинова ________(подпись) _________ (фамилия, инициалы)

 

Составитель (-ли):

к. псх.н. Колкова С.М. ________(подпись) _________ (фамилия, инициалы)

 

 

Красноярск

Занятие № 16

Тема: «Поздняя взрослость».

2. Форма организации занятия: лабораторное занятие

· 3. Значение изучения темы

· Учебное – формирование представлений о поздней взрослости, понимания специфичности и уникальности психологического возраста.

· Профессиональное - знание базовых предметных категорий, позволяющее включаться в профессиональное сообщество, формирование профессиональной ментальности, становление профессиональной позиции.

· Личностное - формирование гуманистического отношения к людям, воспитание профессиональной культуры личности.

· Место проведения лабораторного занятия учебная комната

· Оснащение занятия -

· Структура содержания темы (хронокарта).

Хронокарта семинарского занятия

№ п/п Этапы практического занятия Продолжительность (мин) Содержание этапа и оснащенность
11. Организация занятия   Проверка посещаемости и внешнего вида обучающихся
22. Формулировка темы и целей   Озвучивание преподавателем темы и ее актуальности, целей занятия
33. Контроль исходного уровня знаний, умений   Тестирование, индивидуальный устный или письменный опрос, фронтальный опрос.
44. Раскрытие учебно-целевых вопросов по теме занятия   Изложение основных положений темы (ориентировочная основа деятельности).
66. Итоговый контроль знаний (письменно или устно)   Тесты по теме, ситуационные задачи
77. Задание на дом (на следующее занятие)   Учебно-методические разработки следующего занятия, и методические разработки для внеаудиторной работы по теме
Всего:    

Анотация

Основные понятия: морфо-функциональные изменения, сенсорные функции, стохастические теории, теории генетически запрограммированного старения, умственные навыки, деменция, старческое слабоумие, изменение статуса, зависимость, теории приспособления к старению, смысл жизни, тен­дерные особенности, приспособление к выходу на пенсию, изменения в семейных и личных отношениях, возрастная сегрегация.

Поздняя взрослость охватывает четыре десятилетия жизни: предстарческий (от 60 до 69 лет), старческий (от 70 до 79 лет), позднестарческий (от 80 до 89 лет), дряхлость (от 90 до 99 и далее лет).

Морфо-функциональные изменения на протяжении поздней взросло­сти включают увядание кожи и изменение осанки, утрату мышцами эла­стичности и сжатие скелета. Сенсорные функции человека, особенно слух и зрение, снижаются. Работа мышц замедляется, способность легких к осуществлению газообмена уменьшается, а кости становятся пористыми и хруп­кими. Однако многие нарушения и ухудшение работы органов и систем ор­ганизма не являются непременным атрибутом старения; они могут быть результатом перенесенных болезней, несчастных случаев и влияния окру­жающей среды, например ее загрязнения, Некоторые изменения можно при­остановить или даже устранить благодаря физическим упражнениям, пра­вильному питанию и хорошему уходу за здоровьем.

Предложено множество теорий для объяснения морфо-функционалъных изменений, происходящих в течение всей жизни человека. Согласно стохастическим теориям, старение вызвано либо тем, что части организма попросту изнашиваются, либо тем, что накопленные на протяже­нии жизни продукты метаболизма повреждают клетки организма. Некото­рые исследователи предполагают, что определенные аспекты старения гене­тически запрограммированы. Теории генетически запрограммированного старения основываются на том, что клетки организма воспроизводят себя конечное число раз, или на том, что в процессе клеточной репродукции нака­пливаются дефекты.

Большинство умственных навыков не затрагивается старением. Тем не менее может уменьшаться скорость выполнения умственных и физиче­ских операций. Но подобные изменения можно отнести на счет ухудшения здоровья, социальной изоляции, недостатка образования, бедности и слабости мотивации. Кроме того, в старости наблюдаются некоторые ухудшения вто­ричной памяти, особенно в части запоминания новой информации. Процессы научения практически не затрагиваются возрастными изменениями, так же как и сенсорная память, первичная память или память на отдаленные собы­тия.

Пожилые люди могут показывать хорошие результаты по тестам памя­ти, если информация не кажется им бессмысленной, если они получили под­робные инструкции о том, как сортировать и организовывать в памяти матери­ал, или если они сами разработали для себя стратегию, направленную на борьбу с забыванием. Тем не менее их результаты могут быть хуже резуль­татов молодых взрослых в сходных условиях тестирования.

Под деменцией (приобретенным слабоумием) понимают комплекс на­рушений, включающих дефекты познания, прогрессирующую амнезию и изменения личности, которые часто связываются со старческим возрастом и могут вызываться множеством прямых и косвенных причин. Старческое слабоумие вызывается болезнями, например болезнью Альцгеймера или дру­гими органическими поражениями мозга, например серией микроинсультов. Существуют и другие причины возникновения симптомов, напоминающих

• старческое слабоумие, включая неправильное питание, употребление алкоголя, применение некоторых лекарственных препаратов и депрессию.

Для объяснения механизмов, с помощью которых старики справляются с ухудшением познавательной способности, Балтес предложил модель, основанную на процессе «селективной оптимизации с компенсацией», У тех, кто успешно приспосабливается к субъективным и объективным потерям познавательной способности, не происходит сколько-нибудь существенного снижения чувства собственного благополучия.

Старость, как и предыдущие стадии жизни, состоит из последователь­ных изменений статуса, включая собственно наступление старости, выход на пенсию и часто вдовство. Эта стадия отличается от предыдущих тем, что не ведет к следующей стадии; окружающий мир, как физический, так и социальный, не расширяется, а сужается.

Пожилым людям приходится изменять свои Я-концепции по мере того, как они теряют прежнюю автономию и становятся более зависимыми от других в удовлетворении своих повседневных нужд. Одни приспосабливают­ся к этому легко, другие не могут приспособиться.

Существует несколько теорий приспособления к старению. Некото­рые теоретики, например Левинсон и Эриксон, постулируют качественные сдвиги в развитии, происходящие по мере старения. Другие, например Эчли, подчеркивают непрерывность и преемственность в развитии личности и спо­собов совладающего поведения.

Одна из центральных задач развития в преклонном возрасте связана с тем, что к концу жизни люди должны отказаться от старых связей и уступить класть другим. Старики также испытывают потребность проводить много примени в размышлениях о том, как прошла их жизнь, и в попытках оценить то, что они оставят после себя людям. Еще одной проблемой является острая потребность в нахождении смысла прожитой жизни; Эриксон назвал последний кризис развития «целостность эго против отчаяния»

старение имеет гендерные особенности, может по-разному сказываться на мужчинах и женщинах. Удаление от дел является значительной переменой статуса в поздней взрослости. Реакция на уход в отставку или на пенсию зависит от таких фак­торов, как желание оставить работу, здоровье, финансовое положение и отношение коллег. Приспособление к выходу на пенсию часто проходит легче, если человек планировал свой уход.

Изменения статуса также сказываются на семейных и личных отно­шениях, когда старики учатся приспосабливаться к прекращению воспита­тельной деятельности в семье, к ролям дедушек (бабушек) и прадедушек (прабабушек), к осуществлению ухода за больным супругом (супругой). Такие события, как потеря супруга (супруги) и близких друзей, в старости могут вызывать чрезвычайно сильный стресс.

Возрастная сегрегация и бедность - вот две главные на сего­дняшний день проблемы преклонного возраста. Уход за престарелыми в специализированных учреждениях часто оставляет желать лучшего. Аль­тернативным вариантом является организация дневных центров для преста­релых, жилых центров, позволяющих людям всех возрастов жить вместе, медицинских отделений в центрах для лиц преклонного возраста, различ­ных транспортных услуг, ухода за инвалидами и доставки пищи на дом.

Вопросы по теме.

- решение ситуационных заданий по теме

Задание 1. Испытуемой (65 лет) предложена ситуация: «Пятнадцатилетняя девушка хочет немедленно выйти замуж. Что ей следует принять во внимание и как ей следует поступить?» Высказывания женщины: «Если бы я была на месте родителей девушки, то была бы против этого. В этом возрасте нужно учиться, ведь нужно как-то себя содержать. Если мужчина старше ее и может зарабатывать, то это другой вариант. Если девушка беременна, это тоже другой случай... Скорее всего девушка поступает под влиянием чувства, а оно может пройти... Навряд ли из этой затеи что-то получится. Этот брак может разрушиться... Хотя могут быть разные случаи... Опасно поддаваться первому чувству. Это может быть влюбленность, но не любовь. У девушки еще мало жизненного опыта, она не видела жизни. С замужеством можно подождать, можно просто встречаться. Время определит, крепка ли любовь. Время все поставит на свои места».

Проанализируйте, насколько мудрыми, были советы и высказывания испытуемой.

Задание 2. Высказывания пожилых людей:

1) «Внучке 10 лет. Она у нас трусиха. До сих пор ее в школу вожу и обратно. Все жду, когда же наша девочка осмелеет. Вот сейчас бабушка нужна, а подрастет немного, и никто не нужен будет. Но это жизнь. Я и дочери говорю, что когда-то это произойдет. Девочка должна повзрослеть».

2) «Борюсь за свое здоровье ради внуков».

3) «Без встреч со смертью не может быть ничего, нравственности быть не может, я так часто об этом думал, что как будто накликал, а накликав, приготовился к этому. Есть только чувство досады, что не успел доделать то, что, наверное, не одному мне нужно».

4) «Ты нам ничего не покупай, у нас все есть».

5) «Нам жизнь досталась трудная, да и вам не легче».

Каково психологическое содержание переживаний, выраженных в высказываниях пожилых людей? Какими возрастными особенностями они могут быть объяснены?

Задание 3. Дать психологический комментарий приведенным ниже выска­зываниям пожилых людей (письменно):

А. «Ноги дрожат, когда остановишься, но об этом думать не хо­чется».

Б. «У нас главное событие - кот нашелся». В. «Я сегодня частушки сочинила». Г. «Унывать некогда, много работы». Д. «Пишите чаще, письма так долго идут».

Тестовые задания.

001.ЦЕНТРАЛЬНЫЙ МОМЕНТ СОЦИАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ В ПОЗДНЕМ ВОЗРАСТЕ:

 

1) Резкое сужение круга общения

2) Ухудшение физического и умственного состояния

3) Рост социальной изоляции

4) Прекращение активной трудовой деятельности

 

002.ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПОЗДНЕМ ВОЗРАСТЕ – ЭТО:

 

1) Труд

2) Общение

3) Внутренняя работа по осмыслению своего жизненного пути

4) Познавательная деятельность

 

003.ЦЕНТРАЛЬНОЕ НОВООБРАЗОВАНИЕ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА:

 

1) Продуктивность

2) Мудрость

3) Чувство реализованности

4) Собственное мировоззрение

 

004.Я СОГЛАСЕН (А) С ТЕМ, ЧТО:

 

1) Развитие в старости угасает

2) В старости развитие направлено на достижение духовной зрелости

3) Развитие в старости продолжается

4) В старости усиливается гетерохронность развития

 

005.ВЕРНО УТВЕРЖДЕНИЕ, ЧТО ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ В СТАРОСТИ:

 

1) Угасает

2) Протекает неравномерно

3) Прекращается вовсе

4) Протекает равномерно

Ситьуационные задания

КАКОВЫ МЕХАНИЗМЫ КОМПЕНСАЦИИ ВОЗМОЖНОГО СНИЖЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРОСТИ?

ОТВЕТ. В исследовании П. Балтеса особое внимание уделялось меха­низмам компенсации тех структур интеллекта, которые наибо­лее уязвимы под влиянием возрастного фактора, — скорость и точность интеллектуальных процессов, логические операции и др. Эти исследования помогли структурно описать то понятие, которое обобщенно именуется «опыт», и разработать модель адаптационного механизма, поддерживающего интеллектуаль­ную активность в старости, которую П. Балтес назвал «селектив­ной оптимизацией с компенсацией». Эта модель предполагает, что по мере того, как пожилые люди осознают потери своего интеллекта, у них происходит изменение их умственной деятельности в трех направлениях: по линии селекции (отбора) — снижение объема функциони­рования с возрастом побуждает пожилых людей отбирать только те виды активности, с которыми они справляются наилучшим образом; по линии оптимизации — она предполагает возможность под­держания уровня выполнения деятельности в некоторых областях в результате увеличения объема практики, более тщательной под­готовки к деятельности и использования новых технологий; по линии компенсации — она становится необходимой, когда задачи, которые возникают в ходе выполнения деятельности, значительно превышают тот актуальный потенциал, которым обладает старый человек, и возникает необходимость переструк­турирования ситуации в целом. П. Балтес неоднократно подчеркивал, что процесс селектив­ной оптимизации с компенсацией особенно эффективен тогда, когда человек прекращает участие в производительной жизни общества, что обусловливает потерю важного компонента чело­веческой жизни. В зарубежных исследованиях интеллектуальной деятельности пожилых людей особое внимание уделяется роли тренировки интеллектуальных функций для поддержания общего уровня когнитивной активности. Практически все исследователи схо­дятся на том, что когнитивные навыки тренируются. Проведен­ные западными психологами многочисленные исследования общей интеллектуальной функции в старости обнаружили сле­дующее. Эта функция значительно ослабевает не столько под влиянием собственно возрастного фактора, сколько ввиду нетре­нированности, незадейственности интеллектуальных способно­стей в жизни и деятельности, а также под влиянием ухудшения здоровья. Однако на любом временном отрезке старости имеют место индивидуальные различия во времени начала ухудшения интеллектуальных функций и скорости этого процесса.

Данные, полученные П. Балтесом, показали, что на обшую картину динамики познавательных функций в старости большой отпечаток откладывают образование, здоровье, работа и когни­тивная тренировка. Совместное изучение этих факторов указы­вает на необходимость принятия во внимание когортного эф­фекта при изучении когнитивной активности в старости. Опыт работы существенно влияет на когнитивную сохранность в старости, но прежде всего в том случае, если профессиональная деятельность в зрелости была когнитивно ориентирована. Здоровье непосредственно и напрямую влияет на качество и способность к интеллектуальной деятельности в старости. Некоторые медицинские препараты, необходимые для лечения соматических заболеваний, ослабляют функцию памяти и при­нятия решений.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...