Рекомендации по выполнению НИРС, в том числе список тем, предлагаемых кафедрой.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ по дисциплине « Психология развития и возрастная психология » Для специальности 030302.65 – клиническая психология (очная форма обучения) К ЛАБОРАТОРНОМУ ЗАНЯТИЮ № 17 ТЕМА: «Развитие личности в условиях депривации и особых условиях»
Утверждены на кафедральном заседании протокол № ____ от «___»____________ 20__ г.
Заведующий кафедрой д. псх.н., доцент Логинова ________(подпись) _________ (фамилия, инициалы)
Составитель (-ли): к. псх.н. Колкова С.М. ________(подпись) _________ (фамилия, инициалы)
Красноярск Занятие № 17 Тема: «Развитие личности в условиях депривации и особых условиях». 2. Форма организации занятия: лабораторное занятие · 3. Значение изучения темы · Учебное – формирование представлений о развитии личности в условиях депривации и особых условиях, понимания специфичности и уникальности развития личности в условиях депривации и особых условиях. · Профессиональное - знание базовых предметных категорий, позволяющее включаться в профессиональное сообщество, формирование профессиональной ментальности, становление профессиональной позиции. · Личностное - формирование гуманистического отношения к людям, воспитание профессиональной культуры личности. · Место проведения лабораторного занятия учебная комната · Оснащение занятия - · Структура содержания темы (хронокарта). Хронокарта семинарского занятия
Анотация
Основные понятия: психическая депривация, формы психической депривации, депривация стимульная (сенсорная), депривация значений (когнитивная), депривация эмоционального отношения (эмоциональная), депривация идентичности (социальная), внешние условия депривации, внутренние условия депривации. Психическая депривация - это психическое состояние, возникающее в результате таких жизненных ситуаций, когда субъекту не предоставляется возможности для удовлетворения некоторых его основных (жизненных) психических потребностей в течение длительного времени. В психологии существует несколько теорий психической депривации. Под понятием «психическая депривация» подразумеваются различные неблагоприятные, влияния, которые встречаются в жизненных ситуациях. Проявления психической депривации могут охватывать широкий диапазон изменений личности от легких странностей, еще совершенно не выходящих за рамки нормальной эмоциональной картины, вплоть до очень грубых поражений развития интеллекта и характера. Чаще всего выделяют четыре формы психической депривации, которые в жизни существуют совместно, и которые можно изолированно выявить лишь в эксперименте: Депривация стимульная (сенсорная): пониженное количество сенсорных стимулов или их ограниченная изменчивость.
Депривация значений (когнитивная): слишком изменчивая хаотичная структура внешнего мира без четкого упорядочения и смысла, которая не дает возможности понимать, предвосхищать и регулировать происходящее извне Депривация эмоционального отношения (эмоциональная): не достаточная возможность для установления интимного эмоционального отношения к какому-либо лицу или разрыв подобной эмоциональной связи, если такая уже была создана. Депривация идентичности (социальная): ограниченная возможность для усвоения самостоятельной социальной роли. К внешним условиям депривации относятся: нахождение в закрытых учреждениях, семейное неблагополучие, экстремальные жизненные ситуации. К внутренним условиям депривации относятся: различия по полу, конституциональные различия, патологические различия, сенсорные нарушения, двигательные нарушения, расстройства интеграции психических функций. Вопросы по теме. Дискуссии на темы: 1. Внешние и внутренние условия депривации. 2. Характеристика экстремальных условий. Тесты Ситуационные задачи Рекомендации по выполнению НИРС, в том числе список тем, предлагаемых кафедрой. - Психологические проблемы депривированных детей. - Особенности взаимодействия со сверстниками. - Психологические особенности межличностных отношений депривированных во взрослом возрасте. 11. Рекомендованная литература по теме занятия: - обязательная 1. Абрамова, Г. С. Сборник задач по социальной психологии и психологии развития [Текст] / Г. С. Абрамова. - М., 1999. 2. Александрова, М. Д. Проблемы социальной и психологической психологии [Текст] / М. Д. Александрова. - Л., 1974. 3. Крайг, Г. Психология развития [Текст] / Г. Крайг. - СПб., 2000. С. 826-918. - дополнительная 4. Лангмеер, И. Психическая депривация в детском возрасте [Текст] / И. Лангмеер, 3. Матейчик. - Прага, 1984. 5. Лебединский, В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте [Текст] / В. В. Лебединский. - М.: Академия, 2003. 6. Психическое развитие воспитанников детского дома [Текст] / под ред. И. В. Дубровиной, А. Г. Рузской. - М., 1990. 7. Раттер, М. Помощь трудным детям [Текст] / М. Раттер. -М.,1987. 8. Солдатова, Е. Л. Психология развития и возрастная психология. Онтогенез и дизонтогенез [Текст] / Е. Л. Солдатова, Г. Н. Лаврова. -Ростов н/Д.: Феникс, 2004.
9. Юн, Г. Дети с отклонениями: Родители о своих детях [Текст] / Г. Юн. - Кишинев, 1987. - электронные ресурсы. 10. БД «MedArt» 11. БД «Медицина» 12. ЭК КрасГМУ 13. Электронная база психологических текстов: http://www.hpsy.ru 14. Электронная база психологических текстов: http://www.anthropology.ru 15. Электронная база психологических текстов: http://www.antropolog.ru 16. Электронная база психологических текстов: http://www.philosophy.ru
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|