Методы измерения и система показателей уровня и распространения бедности.
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Для измерения уровня бедности устанавливается порог денежных доходов, ниже которого лица или домохозяйства считаются имеющими недостаток средств для обеспечения стоимости жизни, определяемой минимальными потребностями. Различают следующие методы измерения бедности населения: · абсолютный, исходя из совокупной стоимости оценки прожиточного минимума, который определяется нормативным методом с помощью научно обоснованных нормативов потребления; · относительный, исходя из сложившихся соотношений в распределении доходов по различным группам населения и определения минимального потребительского бюджета (МПБ) статистическим методом. · субъективный, основанный на обследовании общественного мнения об уровне низких или недостаточных доходов; · качественный, при котором учитывается не только величина дохода, но и фактическое положение людей в общей системе производства и распределения; · интегральный, обобщающий в едином показателе ряд статистических характеристик, определяющих нищету населения (индексы нищеты населения: ИНН-1 и ИНН-2). Наиболее актуальная задача социальной статистики- изучение бедности. Бедность- ''обратная сторона'' богатства. Объективный факт- дифференциация населения в доходах и потреблении, и у каждого свои проблемы. Совокупность обстоятельств диктует необходимость решения этой задачи статистики. Требуется информация о численности населения страны и регионов, проживающего ниже черты бедности, демографическом составе и других особенностях малообеспеченного населения, его среднем доходе, минимальных и средних размерах потребления продуктов питания, продолжительности пребывания в бедности, источниках дохода, занятости трудоспособных членов домохозяйства, размеров социальной помощи и др.
Среди методологических проблем при измерении бедности следует выделить следующие: · на основе какого показателя домохозяйства- доходов или расходов- определять относится ли домохозяйство к бедному или нет. В России при отсутствии эффективно функционирующих рынков кредита разделение между доходами и расходами ограничено · различия в размере и составе домохозяйств влияют на доходы и расходы, что осложняет сопоставимость показателей по разным домохозяйствам. С целью улучшения сопоставимости проводится корректировка доходов (расходов) домашнего хозяйства у учётом различий в их размере и составе. Для этого используют эффект масштаба и шкáлы эквивалентности и определяется эквивалентный доход домохозяйства:
yε=Y/nθ
где Υ - общий (реализуемый) доход домохозяйства; - n -размер домохозяйства; - θ - эластичность потребностей домашнего хозяйства по отношению к его размеру и составу. Наиболее распространённый метод нахождения эластичности эквивалентности (θ) состоит в построении модели, в которой доля расходов на продукты питания зависит от среднедушевого расхода и числа лиц, принадлежащим к разным демографическим группам, но проживающих в одном хозяйстве. Например, шкала эквивалентности Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) придаёт значения: 1- первому взрослому в домохозяйстве; 0,7- другим взрослым в домохозяйстве; 0,5- каждому ребёнку, что соответствует величине θ, примерно равной 0,7. Это означает следующее: удвоение размера домохозяйства приводит к увеличению его потребностей на 70%. Система показателей бедности населения, разработанная Фостером, Грир и Торбеком в 1984 г., включает: · индекс уровня бедности- Н, характеризующий распространённость бедности и представляющий собой процентную долю домашних хозяйств (населения), у которых доходы (расходы) ниже черты бедности. Данный показатель отражает количество домохозяйств, относящихся к бедным, но не определяет, насколько бедными они являются.
· Индекс разрыва между уровнями бедности- PG, или показатель глубины бедности, зависящий от того, насколько ниже относительно черты бедности расположены доходы (расходы) бедных, q PG = (1⁄n) ∑ [(zyiε) /z]α i=1 где z- черта(порог бедности); yiε - эквивалентный доход i -го домохозяйства (i = 1,…,q). Этот показатель полезен для определения размеров минимальных финансовых средств, направляемых на ликвидацию бедности с использованием конкретно целевых выплат;
· Индекс Фостера- Грир-Торбека- Р 2, являющийся показателем остроты бедности: q P2=(1/n) ∑ [(z−yiε)/z]α i−1 где α=2 Индекс остроты бедности придаёт относительно более высокий удельный вес дефицитам бедности тем домохозяйствам, которые находятся значительно ниже черты бедности. Один из вариантов учёта черты бедности, а также дифференциации доходов малообеспеченных слоёв населения при изучении её относительных размеров предложил Амартия Сен. Индекс бедности Сена m m ∑ (zp-yi) ∑ (zp-yi) i=1 i=1 m P= mzp + 1- mzp *Gp * N
Где ZP - черта бедности; - Yi - доход i -го индивида; - m-число индивидов, доходы которых ниже черты бедности; - GP- коэффициент Джини, рассчитанный по группе населения с доходом ниже черты бедности; - N-общая численность населения. m ∑ (zp-yi) i=1 Величина mzp в этой формуле- дефицит дохода. Чем она меньше, тем ближе m индекс бедности к величине Gp* N.Таким образом, чем ниже дифференциация доходов среди бедного населения и меньше доля бедных в общей численности населения, тем ближе индекс Сена к 0. Усугубление проблемы бедности- увеличение любого из трёх перечисленных факторов приводит к росту индекса Сена.
Российская государственная статистика рассчитывает и публикует следующие показатели уровня и распространения низких доходов, получаемые на основе выборки бюджетов домашних хозяйств, и среднедушевого денежного дохода по балансу денежных доходов и расходов населения, а также величины прожиточного минимума: · долю (численность) населения с доходами ниже прожиточного минимума t2 1 Umin -2 F(Umin)=2π ∫ e dt, −∞
In(Cmin)−Inμ0 где Umin= σin x
Здесь Cmin - величина прожиточного минимума (ПМ); In- натуральный логариф; μο-среднедушевой денежный доход по балансу денежных доходов и расходов населения.; 1 In μ0=In μ−2 (σIn x)2
N N ∑ [In(xi)]2−N*(In x0)2 ∑ In(xi) i=1 i−1 σ2In x= N ;In x0= N Величины σin x, In x0, In xi определяются по выборке бюджетов домашних хозяйств (параметры ЛНМ). Например при прожиточном минимуме. равном 493,3 рубля, среднедушевом доходе по балансу, равном 969,9 руб.,и σIn x =0,5967 (вычислено по табл. 3) получим:
In(Cmin)−In μ0 In493.3−6.699 Umin= σin x = 0.5967 = − 0.834,
1 1 In μ0= In(μ)− 2σ2In x= In 969.9-2 0.59672= - 0.834; t 1 Umin −2 F(Umin)= 2π ∫ e dt=(1−0.834)=0.203 −∞
По сгруппированным данным (см. табл. 3) доля населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума, вычисляется следующим образом:
ПМ−x0 493.3−400.1 F<ПМ= iПМ *FПМ+cumFSПМ−1= 200 *19+15.1=23.9%
По данным официальной статистики, численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума составила в 1995 году 36,6 млн. чел. (24,7% населения), в 1998 году- соответственно 35 млн.чел. и 23,8%;
· дефицит дохода,определяемого как суммарное значение доходов населения, не достигающих величины прожиточного минимума:
∆=Cmin*F(Umin)*Np−Smin*μ*Np
где Np - общая численность населения; - Smin- доля суммарного дохода, которая приходится на население с доходами ниже прожиточного минимума,
493.3−400.1 Smin= 200 *10.2+4.9=9.6
Покажем расчёт на примере данных табл. 3: ∆=493.3*0.238*146.7−9.6*969.9*146.7=−1349млд.руб
· индексы глубины и остроты бедности вычисляются по индивидуальным данным выборки бюджетов домашних хозяйств.
ИНДЕКСАЦИЯ ДОХОДОВ. Одной из составляющих доходов населения являются компенсационные и дотационные выплаты с повышением потребительских цен. Защита доходов населения от инфляции на практике осуществляется разными способами. Среди них: адаптация,т.е. повышение пенсий и доходов старых назначений в соответствии с динамикой цен и уровня жизни; компенсация -прямой пересмотр ставок и окладов при заключении коллективных договоров, что применяется при повышении цен на определённые группы товаров широкого потребления; индексация доходов населения- основная форма защиты населения. Индексация- это установленный государством механизм повышения денежных доходов населения, позволяющий частично или полностью возместить ему удорожание потребительских товаров и услуг. Она направлена на поддержание покупательной способности, особенно социально- уязвимых групп с фиксированными доходами- пенсионеров, инвалидов,неполных и многодетных семей и др. Индексация доходов должна быть дифференцированной по группам населения. Полная индексация невозможна, поскольку имеется предельный уровень доходов, сверх которого она не применяется. Различают индексацию ожидаемую (с учётом прогнозируемого повышения цен) и ретроспективную (в соответствии с ростом цен за прошедший период) как наиболее частую. При этом устанавливается порог повышения индекса цен по фиксированному набору товаров и услуг, который и служит своеобразным сигналом корректировки доходов. Индексации подлежат денежные доходы граждан, не носящие единовременного характера: государственные пенсии, пособия, стипендии, оплата труда (ставки, оклады), суммы возмещения ущерба, причинённого увечьем либо иным повреждением здоровья, связанным с выполнением прямых обязанностей. Индексации не подлежат денежные доходы населения от собственности, т.к. они формируются в условиях свободного ценообразования и поэтому не нуждаются в дополнительной защите. Что касается возмещения населению потерь от обесценивания сбережений, находящихся во вкладах в банках, то они в основном осуществляются путём изменения процентных ставок в установленном порядке с учётом индекса цен, т.е. способом компенсации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Социальная статистика отличается от других отраслей статистики не только своими особыми предметом и объектом исследования. Её своеобразие состоит и в особых каналах получения исходноц информации, и в пименении специальных приёмов обработки и обобщении этой информации, и в особых путях практического использования результатов анализа. Всё это подтверждает необходимость выделения социальной статистики в отдельное направление учётно- статистических работ, а также как особого направления научных разработок, в рамках которого решаются теоретико-медодологические вопросы социальной статистики.
ЛИТЕРАТУРА
1. Елисеева И.И., Юзбашев М.М. Общая теория статистики. Изд. 4-е, перер. и доп. – М.: Финансы и статистика, 1998. 2. Организационно- методологические основы обследования бюджетов домашних хозяйств с системе государственной статистики // Вопросы статистики.-1999.-№8. 3. Панкратьева Н. Методы оценок доходов различных групп населения в динамическом и региональном разрезах// Вопросы статистики.-1995.-№5. 4. Социальная статистика: Учебник/ Под ред. чл.-кор. РАН И.И. Елисеевой.-3-е изд., перераб. и доп.- М.: Финансы и статистика, 2002.- 480 с.: ил.
ПРИЛОЖЕНИЕ Рис.1. Распределение доходов по модели Парето Число лиц,имеющих доход х или больший доход, у
Среднедушевой доход, х Рис. 2. Кривая Лоренца. Cum F Д (У i) % 100- Линия равномерного распределения- 80- абсолютного равенства
60- Кривая Лоренца
40- Отклонение от равномерного распределения 20- Линии абсолютного 0- неравенства 20 40 60 80 100 Накопленная частость населения cum F s (x i)
[1] См.: Методологические положения по статистике. Вып. 1.- М.: Госкомстат России, 1996.-С.68,70.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|