Домашнее задание для уяснения темы занятия
Кафедра психологии и педагогики с курсом медицинской психологии, психотерапии и педагогики ПО
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ по дисциплине « Психология развития и возрастная психология » Для специальности 030302.65 – клиническая психология (очная форма обучения) К ЛАБОРАТОРНОМУ ЗАНЯТИЮ № 2 ТЕМА: « Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития »
Утверждены на кафедральном заседании протокол № ____ от «___»____________ 20__ г.
Заведующий кафедрой д.псх.н., доцент Логинова И.О. ________(подпись) _________ (фамилия, инициалы)
Составитель (-ли): к.псх.н. Колкова С.М. ________(подпись) _________ (фамилия, инициалы)
Красноярск
Занятие № 2 Тема: « Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития ». 2. Форма организации занятия: лабораторное занятие. 3. Значение изучения темы: · Учебное – формирование представлений о периодизации психического развития, понимания специфичности и уникальности психологического возраста. · Профессиональное - знание базовых предметных категорий, позволяющее включаться в профессиональное сообщество, формирование профессиональной ментальности, становление профессиональной позиции. · Личностное - формирование гуманистического отношения к людям, воспитание профессиональной культуры личности. 4. Цели обучения: на основе теоретических знаний и практических умений обучающийся должен иметь представление о периодизациях психического развития, знать типологизацию периодизаций, уметь выделять детское развитие, развитие взрослого человека, развитие человека на протяжении всей жизни (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, Ш.Бюлер, З.Фрейд, Э.Эриксон).
5. План изучения темы: Контроль исходного уровня знаний. Дайте письменные определения понятиям: периодизация психического развития, кризисы возрастного развития, сензитивные периоды. Основные понятия и положения темы Основные понятия: возраст, хронологический возраст, условный возраст, основные структурные компоненты возраста, периодизация психического развития, кризисы возрастного развития, сензитивные периоды. Возраст (англ, аде) - объективная, культурно-исторически изменчивая, хронологически и символически фиксированная характеристика и стадия развития индивида в онтогенезе. Абсолютный (календарный, паспортный, хронологический) возраст датируется в единицах измерения времени (года, месяцы, дни и т.д.). В науке (психологии) используется условный возраст, определяемый методом периодизации для структуризации онтогенеза человеческой жизни. Обычно выделяются: от зачатия до рожлия (пренатальный), младенческий (от рождения до I г.), раннее дететио (1-3 года), дошкольный (3-6/7л.}, младший школьный (6/7-11/12 л.), отрочество, или подростковый (11/12-15/17 л.), юношеский (15/17-19/21 г.), молодость. (19/21-25/30 л.), зрелость (25/30-55/60 л.}, старость. (55/60 л. и выше). В качестве основных структурных компонентов возраста Л.С. Выготский выделил: социальную ситуацию развития, ведущий вид деятельности, новообразования психического развития. Периодизация психического развития позволяет не только разбить жизненный путь индивида на отрезки, но и придать возрасту содержательное значение. Для каждого возраста определяются нормативы развития (психофизического, мыслительного, эмоционального, личностного и т. д.), «социальная ситуация развития» (Д С. Выготский), психологические новообразования и т.п. Стабильные (литические) возраста чередуются с кризисами возрастного развития, переходными периодами от одного возрастного этапа к другому.
Кризисы возрастного развития - условное наименование переходных этапов возрастного развития, занимающих место между стабильными периодами. Рассматриваются в концепциях, признающих стадиальность развития. Так, Э. Эриксои рассматривал возрастной кризис, как разрешение основной задачи возраста; 3. Фрейд как смену основных стадий психосексуального развития. В отечественной психологии термин кризис возрастного развития введен Л.С.Выготским и определен как целостное изменение личности ребенка, регулярно возникающее при смене стабильных периодов. По Выготскому, кризис обусловлен возникновением основных психологических новообразований предшествующего стабильного периода, которые приводят к разрушению одной социальной ситуации развития и возникновению другой, адекватной новому психологическому облику ребенка. Механизм смены социальных ситуаций развития составляет психологическое содержание возрастного кризиса. Поведенческие критерии кризиса возрастного развития (трудновоспитуемость, конфликтность, упрямство, негативизм и др.) Выготский считал необходимыми и выражающими единство негативной (деструктивной) и позитивной (конструктивной) сторон развития. Д.Б. Элъконин полагал, что эмансипация от взрослого, составляющая основу любого кризиса возрастного развития, является основой качественно нового типа связи со взрослым, и потому кризисы возрастного развития необходимы и закономерны (включая и характерные негативные черты поведения). Исследования последних лет подтверждают, что выраженное негативное поведение в отношении к «старой» социальной ситуации в определенной мере обеспечивает полноту готовности к действованию а новой социальной ситуации развития. Существует, однако, и другая точка зрения на негативизм, отрицающая его неизбежный, необходимый характер и рассматривающая его как показатель неправильной системы отношений ребенка и взрослого. Так, Л. II. Леонтьев считал конфликтность поведения при кризисе возрастного развития свидетельством неблагоприятного течения кризиса. Хронологически кризисы возрастного развития определяются границами стабильных возрастов: кризис новорожденнсти (до 1 месяца; с точки зрения Выготского, до возникновения «комплекса оживления»), кризис 1 года, кризис 3 лет, кризис 7 лет, подростковый (11 - 12лет) и юношеский кризис. Отдельные авторы признают также наличие кризиса у взрослых (например, кризис середины жизни).
Сензитивные периоды - периоды онтогенетического развития, в которые развивающийся организм бывает особенно чувствителен к определенного рода влияниям окружающей действительности. Так, например, экспериментальными исследованиями показано, что в возрасте около 5 лет дети особенно чувствительны к развитию фонематическою слуха, а по прошествии этого периода эта чувствительность несколько падает, Сензитивные периоды - это периоды оптимальных сроков развития определенных сторон психики (процессов и свойств). Чрезмерно раннее начало обучения чему-либо может неблагоприятно сказаться на психическом развитии, точно так же и очень позднее начало обучения может оказаться малоэффективным. 5.3. Итоговый контроль знаний: - решение ситуационных заданий по теме Задание 1. Какие ошибки и неточности допущены в данных определениях? Поясните свой ответ. Задание 2. Как связаны между собой возрастные кризисы, новообразования личности социальная ситуация развития? Задание 3. Из нижеперечисленных понятий выберите ведущий вид деятельности и основные новообразования, соответствующие следующим возрастам: дошкольному, младшему школьному, подростковому. Поясните свой выбор. Непосредственное эмоциональное общение, учебная деятельность, учебно-профессиональная деятельность, игровая деятельность, предметно-орудийная деятельность, общение в системе общественно-полезной деятельности, сенсорные эталоны, готовность к обучению в школе, рефлексия, чувство взрослости, внутренний план действий, абстрактное критичное мышление, мировоззрение, убеждения, стремление к самовоспитанию волевых качеств, освоение функций предметов, прямохождение, наглядно-образное мышление. Задание 4. Миша не заговорил к трём годам. Коля к шести годам не усвоил сенсорных эталонов. У Оли к 10-11 годам не сформировался внутренний план действий.
Что объединяет данные факты? Какое понятие возрастной психологии они иллюстрируют? Почему данные факты должны вызвать тревогу у педагогов и родителей? Как в дальнейшем будут развиваться эти психические функции? Задание5. Ребёнку исполнилось 10 лет. Кто он ещё младший школьник или уже подросток? 001. ВОЗРАСТНУЮ ПЕРИОДИЗАЦИЮ НА ОСНОВЕ БИОГЕНЕТИЧЕСКОГО ПРИНЦИПА ПРЕДЛОЖИЛ:
1) З.Фрейд 2) С.Холл 3) Ж.Пиаже 4) В.Штерн
002. ВОЗРАСТНУЮ ПЕРИОДИЗАЦИЮ НА ОСНОВЕ ПОЯВЛЕНИЯ НОВООБРАЗОВАНИЙ И УЧЕТА ДИНАМИКИ ПЕРЕХОДА ОТ ОДНОГО ВОЗРАСТА К ДРУГОМУ ПРЕДЛОЖИЛ:
1) Д.Б Эльконин 2) Э. Эриксон 3) Ж. Пиаже 4) Л. С Выготский
003. ВОЗРАСТНУЮ ПЕРИОДИЗАЦИЮ НА ОСНОВЕ СМЕНЫ ВЕДУЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДЛОЖИЛ:
1) Д.Б Эльконин 2) Э. Эриксон 3) Ж. Пиаже 4) Л. С Выготский
004.В ПЕРИОДИЗАЦИИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Ж. ПИАЖЕ ВЫДЕЛЕНО ПЕРИОДОВ:
1) Восемь 2) Пять 3) Три 4) Шесть
005. В ПЕРИОДИЗАЦИИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ З. ФРЕЙДА ВЫДЕЛЕНО ПЕРИОДОВ:
1) Восемь 2) Пять 3) Три 4) Шесть Домашнее задание для уяснения темы занятия · Сравнительный анализ понятий: биологический, психологический возраст. · Вопросы для обсуждения: Как выглядит периодизация Л. С. Выготского и Д. Б. Эльконина? В чем смысл периодизации Э. Эриксона? В чем смысл «Схемы развития» Э. Коуэнэ? В чем заключается смысл универсального механизма функционирования психики человека? Что означает понятие «кризиса» в возрастной психологии? Как исторически менялся подход к периодизации детской психики? Какой вид имеет интуитивная периодизация? В чем заключается теоретическая сущность периодизации? 3. Список тем по УИРС, предлагаемый кафедрой: - Типологизация периодизаций психического развития. - Специфика понимания психологического возраста. - Классические периодизации психического развития. 8. Рекомендованная литература по теме занятия: - обязательная 1. Крайг, Г. Психология развития [Текст] / Г. Крайг. - СПб.: Питер, 2000. С. 60-109. 2. Обухова. Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы [Текст] /Л. Ф. Обухова. - М., 1995. 3. Поливанова, К. Н. Психология возрастных кризисов |Текст| / К, Н. Поливанова. - М.: Академия, 2000. Гриф УМО. 4. Психология возрастных кризисов. Хрестоматия [Текст]. Мн., 2000, - дополнительная 5. Баттерворт, Дж. Принципы психологии развития [Текст] / Дж, Баттерворт, М. Харрис. - М., 2000. С. 2] -61. 6. Шихи Г.. Возрастные кризисы [Текст] / Шичи Г. - СПб., 2005. 7. Головаха, Е. И. Психологическое время личности [Текст] / Е. И, Головаха, А. А. Кроник. - Киев, 1984.
8. Фельдштейн, Д. Н. Психология развитии личности и онтогенезе [Текст] /Д. Н. Фельдштейн. - М.,1989. - электронные ресурсы 9. БД «MedArt» 10. БД «Медицина» 11. ЭК КрасГМУ 12. Электронная база психологических текстов: http://www.hpsy.ru 13. Электронная база психологических текстов: http://www.anthropology.ru 14. Электронная база психологических текстов: http://www.antropolog.ru 15. Электронная база психологических текстов: http://www.philosophy.ru
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|