Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Домашнее задание для уяснения темы занятия

Кафедра психологии и педагогики с курсом медицинской психологии, психотерапии и педагогики ПО

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

по дисциплине « Психология развития и возрастная психология »

Для специальности

030302.65 – клиническая психология (очная форма обучения)

К ЛАБОРАТОРНОМУ

ЗАНЯТИЮ № 2

ТЕМА: « Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития »

 

Утверждены на кафедральном заседании

протокол № ____ от «___»____________ 20__ г.

 

Заведующий кафедрой

д.псх.н., доцент Логинова И.О. ________(подпись) _________ (фамилия, инициалы)

 

Составитель (-ли):

к.псх.н. Колкова С.М. ________(подпись) _________ (фамилия, инициалы)

 

Красноярск

 

Занятие № 2

Тема: « Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития ».

2. Форма организации занятия: лабораторное занятие.

3. Значение изучения темы:

· Учебное – формирование представлений о периодизации психического развития, понимания специфичности и уникальности психологического возраста.

· Профессиональное - знание базовых предметных категорий, позволяющее включаться в профессиональное сообщество, формирование профессиональной ментальности, становление профессиональной позиции.

· Личностное - формирование гуманистического отношения к людям, воспитание профессиональной культуры личности.

4. Цели обучения:

на основе теоретических знаний и практических умений обучающийся должен иметь представление о периодизациях психического развития, знать типологизацию периодизаций, уметь выделять детское развитие, развитие взрослого человека, развитие человека на протяжении всей жизни (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, Ш.Бюлер, З.Фрейд, Э.Эриксон).

5. План изучения темы:

Контроль исходного уровня знаний.

Дайте письменные определения понятиям: периодизация психического развития, кризисы возрастного развития, сензитивные периоды.

Основные понятия и положения темы

Основные понятия: возраст, хронологический возраст, условный возраст, основные структурные компоненты возраста, периодизация психического развития, кризисы возрастного развития, сензитивные периоды.

Возраст (англ, аде) - объективная, культурно-исторически измен­чивая, хронологически и символически фиксированная характеристика и стадия развития индивида в онтогенезе.

Абсолютный (календарный, паспортный, хронологический) возраст датируется в единицах измерения времени (года, месяцы, дни и т.д.). В науке (психологии) используется условный возраст, определяемый мето­дом периодизации для структуризации онтогенеза человеческой жизни. Обычно выделяются: от зачатия до рожлия (пренатальный), младенческий (от рождения до I г.), раннее дететио (1-3 года), дошкольный (3-6/7л.}, младший школьный (6/7-11/12 л.), отрочество, или подростко­вый (11/12-15/17 л.), юношеский (15/17-19/21 г.), молодость. (19/21-25/30 л.), зрелость (25/30-55/60 л.}, старость. (55/60 л. и выше).

В качестве основных структурных компонентов возраста Л.С. Выготский выделил: социальную ситуацию развития, ведущий вид деятельности, новообразования психического развития.

Периодизация психического развития позволяет не только разбить жизненный путь индивида на отрезки, но и придать возрасту содержа­тельное значение. Для каждого возраста определяются нормативы развития (психофизического, мыслительного, эмоционального, личностного и т. д.), «социальная ситуация развития» (Д С. Выготский), психологические новооб­разования и т.п. Стабильные (литические) возраста чередуются с кризи­сами возрастного развития, переходными периодами от одного возрас­тного этапа к другому.

Кризисы возрастного развития - условное на­именование переходных этапов возрастного развития, занимающих место между стабильными периодами. Рассматриваются в концепци­ях, признающих стадиальность развития. Так, Э. Эриксои рассматри­вал возрастной кризис, как разрешение основной задачи возраста; 3. Фрейд как смену основных стадий психосексуального развития.

В отечественной психологии термин кризис возрастного разви­тия введен Л.С.Выготским и определен как целостное изменение личности ребенка, регулярно возникающее при смене стабильных периодов. По Выготскому, кризис обусловлен возникновением основ­ных психологических новообразований предшествующего ста­бильного периода, которые приводят к разрушению одной социаль­ной ситуации развития и возникновению другой, адекватной но­вому психологическому облику ребенка. Механизм смены социаль­ных ситуаций развития составляет психологическое содержание воз­растного кризиса.

Поведенческие критерии кризиса возрастного развития (трудновоспитуемость, конфликтность, упрямство, негативизм и др.) Выгот­ский считал необходимыми и выражающими единство негативной (деструктивной) и позитивной (конструктивной) сторон развития.

Д.Б. Элъконин полагал, что эмансипация от взрослого, состав­ляющая основу любого кризиса возрастного развития, является ос­новой качественно нового типа связи со взрослым, и потому кризисы возрастного развития необходимы и закономерны (включая и характерные негативные черты поведения). Исследования последних лет подтверждают, что выраженное негативное поведение в отношении к «старой» социальной ситуации в определенной мере обеспечи­вает полноту готовности к действованию а новой социальной ситуа­ции развития.

Существует, однако, и другая точка зрения на негативизм, отри­цающая его неизбежный, необходимый характер и рассматривающая его как показатель неправильной системы отношений ребенка и взрослого. Так, Л. II. Леонтьев считал конфликтность поведения при кризисе возрастного развития свидетельством неблагоприятного течения кризиса.

Хронологически кризисы возрастного развития определяются границами стабильных возрастов: кризис новорожденнсти (до 1 месяца; с точки зрения Выготского, до возникновения «комплекса оживления»), кризис 1 года, кризис 3 лет, кризис 7 лет, подростковый (11 - 12лет) и юношеский кризис. Отдельные авторы признают также наличие кризиса у взрослых (например, кризис середины жизни).

Сензитивные периоды - периоды онтогенетического развития, в которые развивающийся орга­низм бывает особенно чувствителен к определенного рода влияниям окружающей действительности. Так, например, экспериментальными исследованиями показано, что в возрасте около 5 лет дети особенно чувствительны к развитию фонематическою слуха, а по прошествии этого периода эта чувствительность несколько падает, Сензитивные периоды - это периоды оптимальных сроков развития определенных сторон психики (процессов и свойств). Чрезмерно раннее начало обу­чения чему-либо может неблагоприятно сказаться на психическом раз­витии, точно так же и очень позднее начало обучения может оказаться малоэффективным.

5.3. Итоговый контроль знаний:

- решение ситуационных заданий по теме

Задание 1. Какие ошибки и неточности допущены в данных определениях? Поясните свой ответ.

Задание 2. Как связаны между собой возрастные кризисы, новообразования личности социальная ситуация развития?

Задание 3. Из нижеперечисленных понятий выберите ведущий вид деятельности и основные новообразования, соответствующие следующим возрастам: дошкольному, младшему школьному, подростковому. Поясните свой выбор.

Непосредственное эмоциональное общение, учебная деятельность, учебно-профессиональная деятельность, игровая деятельность, предметно-орудийная деятельность, общение в системе общественно-полезной деятельности, сенсорные эталоны, готовность к обучению в школе, рефлексия, чувство взрослости, внутренний план действий, абстрактное критичное мышление, мировоззрение, убеждения, стремление к самовоспитанию волевых качеств, освоение функций предметов, прямохождение, наглядно-образное мышление.

Задание 4. Миша не заговорил к трём годам. Коля к шести годам не усвоил сенсорных эталонов. У Оли к 10-11 годам не сформировался внутренний план действий.

Что объединяет данные факты? Какое понятие возрастной психологии они иллюстрируют? Почему данные факты должны вызвать тревогу у педагогов и родителей? Как в дальнейшем будут развиваться эти психические функции?

Задание5. Ребёнку исполнилось 10 лет. Кто он ещё младший школьник или уже подросток?

001. ВОЗРАСТНУЮ ПЕРИОДИЗАЦИЮ НА ОСНОВЕ БИОГЕНЕТИЧЕСКОГО ПРИНЦИПА ПРЕДЛОЖИЛ:

 

1) З.Фрейд

2) С.Холл

3) Ж.Пиаже

4) В.Штерн

 

002. ВОЗРАСТНУЮ ПЕРИОДИЗАЦИЮ НА ОСНОВЕ ПОЯВЛЕНИЯ НОВООБРАЗОВАНИЙ И УЧЕТА ДИНАМИКИ ПЕРЕХОДА ОТ ОДНОГО ВОЗРАСТА К ДРУГОМУ ПРЕДЛОЖИЛ:

 

1) Д.Б Эльконин

2) Э. Эриксон

3) Ж. Пиаже

4) Л. С Выготский

 

003. ВОЗРАСТНУЮ ПЕРИОДИЗАЦИЮ НА ОСНОВЕ СМЕНЫ ВЕДУЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДЛОЖИЛ:

 

1) Д.Б Эльконин

2) Э. Эриксон

3) Ж. Пиаже

4) Л. С Выготский

 

004.В ПЕРИОДИЗАЦИИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Ж. ПИАЖЕ ВЫДЕЛЕНО ПЕРИОДОВ:

 

1) Восемь

2) Пять

3) Три

4) Шесть

 

005. В ПЕРИОДИЗАЦИИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ З. ФРЕЙДА ВЫДЕЛЕНО ПЕРИОДОВ:

 

1) Восемь

2) Пять

3) Три

4) Шесть

Домашнее задание для уяснения темы занятия

· Сравнительный анализ понятий: биологический, психологический возраст.

· Вопросы для обсуждения:

Как выглядит периодизация Л. С. Выготского и Д. Б. Эльконина?

В чем смысл периодизации Э. Эриксона?

В чем смысл «Схемы развития» Э. Коуэнэ?

В чем заключается смысл универсального механизма функционирования психики человека?

Что означает понятие «кризиса» в возрастной психологии?

Как исторически менялся подход к периодизации детской психики?

Какой вид имеет интуитивная периодизация?

В чем заключается теоретическая сущность периодизации?

3. Список тем по УИРС, предлагаемый кафедрой:

- Типологизация периодизаций психического развития.

- Специфика понимания психологического возраста.

- Классические периодизации психического развития.

8. Рекомендованная литература по теме занятия:

- обязательная

1. Крайг, Г. Психология развития [Текст] / Г. Крайг. - СПб.: Пи­тер, 2000. С. 60-109.

2. Обухова. Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы [Текст] /Л. Ф. Обухова. - М., 1995.

3. Поливанова, К. Н. Психология возрастных кризисов |Текст| / К, Н. Поливанова. - М.: Академия, 2000. Гриф УМО.

4. Психология возрастных кризисов. Хрестоматия [Текст]. Мн., 2000,

- дополнительная

5. Баттерворт, Дж. Принципы психологии развития [Текст] / Дж, Баттерворт, М. Харрис. - М., 2000. С. 2] -61.

6. Шихи Г.. Возрастные кризисы [Текст] / Шичи Г. - СПб., 2005.

7. Головаха, Е. И. Психологическое время личности [Текст] / Е. И, Головаха, А. А. Кроник. - Киев, 1984.

8. Фельдштейн, Д. Н. Психология развитии личности и онтогенезе [Текст] /Д. Н. Фельдштейн. - М.,1989.

- электронные ресурсы

9. БД «MedArt»

10. БД «Медицина»

11. ЭК КрасГМУ

12. Электронная база психологических текстов: http://www.hpsy.ru

13. Электронная база психологических текстов: http://www.anthropology.ru

14. Электронная база психологических текстов: http://www.antropolog.ru

15. Электронная база психологических текстов: http://www.philosophy.ru

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...