Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Преспективы развития информационной экономики и ее показатели.




 

Американскими ученными, для того чтобы определить насколько экономика страны принадлежит информационному типу, был разработан,,индекс информационной экономики,,.

При анализе индекса глобальной информационной экономики рассматривались такие категории и входящие в них показатели:

1. Рабочие места, требующие высокой квалификации. Рабочие места, требующие высокой квалификации и большого объема знаний, служат двигателем новой экономики. Такие должности связаны с информационными технологиями или требуют инженерных знаний. При этом увеличивается спрос на высококвалифицированных руководящих работников. Кроме того, в связи с ростом требований к квалификации рабочей силы, возрастает необходимость в повышении уровня образования. В состав этой категории входят следующие показатели:

· Квалифицированные инженерные работники. Количество инженеров на рынке труда каждой страны.

· Наличие ИТ-специалистов. Количество квалифицированных работников в области информационных технологий на рынке труда каждой страны.

· Наличие руководящих работников. Количество компетентных руководителей на рынке труда каждой страны.

· Учащиеся высших учебных заведений. Количество учащихся в государственных и частных высших учебных заведениях в возрасте от 17 до 34 лет.

2. Глобализация экономики. В отличие от индустриальной экономики, которая является национальной по своему масштабу, новая экономика носит глобальный характер. Наиболее развитые страны будут уменьшать экономические и торговые барьеры, и выходить на глобальный рынок капиталов. Они будут поддерживать технологические нововведения с целью создания новых предприятий, а также продавать товары и услуги на глобальном рынке. Данная категория охватывает такие показатели:

· Экспорт товаров.

· Экспорт коммерческих услуг.

· Прямые инвестиционные потоки за границу.

· Прямые вложения в имущество за рубежом.

· Протекционизм. Степень национальных протекционистских мер в целях ликвидации импорта иностранных товаров и услуг.

· Динамика экономики и конкуренция.

3. Конкуренция в условиях новой экономики основана на способности компаний внедрять технологические нововведения, в короткие сроки создавать новые товары и услуги XXI века и выпускать их на рынок. Такие компании по своей сути являются динамичными и предприимчивыми - они могут незамедлительно и адекватно реагировать на быстро меняющиеся условия рынка. Эта категория состоит из следующих показателей:

· Общая производительность. Валовой внутренний продукт на одного работника.

· Мотивация работников. Сотрудники согласны с целями компании и поддерживают их.

· Управление процессами. Какое внимание уделяется управлению процессами (т.е. качеству, времени продвижения на рынок и т.д.) в каждой стране.

· Предпринимательство. Наличие у руководящих работников компании предпринимательской жилки.

· Финансовое благополучие компании. Насколько финансовое состояние компании мешает ее способности к конкуренции.

· Венчурный капитал. Наличие венчурного капитала для развития бизнеса.

4. Трансформация в информационную экономику. Индустриальная экономика была основана на том, что участники операций были непосредственно связаны друг с другом и что операции осуществлялись с реальными товарами и соответствующими бумажными документами. В условиях новой экономики операции осуществляются в электронном виде, что приводит к созданию ранее невозможных виртуальных взаимоотношений и среды, способствующей внедрению нововведений. В состав данной категории входят такие показатели:

· Доступ к Интернету. Количество хостов на 1 тыс. человек.

· Электронная коммерция. Степень развития электронной коммерции.

· Вложения в телекоммуникации. Средняя величина процента от валового внутреннего продукта.

· Используемые компьютеры. Доля от количества используемых во всем мире компьютеров.

· Мощность компьютеров. Доля от мощности (миллионы операций в секунду) всех компьютеров во всем мире.

5. Индекс глобальной информационной экономики представляет собой важный инструмент для определения динамики и устойчивости экономики, а также технологических возможностей и потенциала каждой страны. Большинство стран центральной Европы значительно снизили свой рейтинг, особенно это коснулось России, Польши и Венгрии. Многие из этих стран показали заметный экономический рост в конце 90-х, начале 21 века, однако в них не наблюдается существенных вложений в новую экономику.

Использование информационных технологий является ключевым фактором эффективного перехода к новой экономике. Анализ индекса глобальной информационной экономики позволяет определить уровень развития высоких технологий в каждой стране. Такой анализ служит основой для разработки программ перехода к информационному обществу и оценки рисков, связанных с этим процессом.

 

3.Проблемы и противоречия становления информационной экономики в РФ.

Летом 2000 года лидерами большой восьмерки была ратифицирована Окинавская хартия глобального информационного общества, в которой подчеркивалось, что основным условием для перехода к информационному обществу является «активное использование информационных технологий в государственном секторе и содействие предоставлению в режиме реального времени услуг, необходимых для повышения уровня доступности власти для всех граждан».

Через полтора года после подписания президентом России В.В.Путиным Окинавской хартии Правительство России приняло Федеральную целевую программу «Электронная Россия»1, направленную на реализацию государственной политики в сфере информатизации. Она была принята не на пустом месте – Россия одна из первых устремилась в новый информационный век. Сейчас уже мало кто помнит, что в 1968 году лучшей ЭВМ в мире, выпускавшейся серийно, была советская ЭВМ БЭСМ-6, разработанная под руководством академика С.А.Лебедева. В 1989 году в СССР даже была принята Концепция информатизации советского общества, но, к сожалению, за годы «застоя» и особенно за годы реформ мы многое растеряли из нашего интеллектуального багажа. Хотя и сегодня в области информатизации у нас есть на что опереться.

3.1 Анализ основных проблем

В современных условиях крупнейшие российские города оказались наиболее приспособлены к изменившимся экономическим условиям; именно они сегодня являются центрами развития, концентрируют финансовый потенциал. Информатизация же всей России существенно затруднена. С этим связан ряд объективных причин. Прежде всего нет экономических условий – экономическая ситуация в стране не позволяет осуществлять долговременные инвестиции, а на коротком промежутке времени капитальные вложения в новые информационные технологии могут не окупиться. В России также отсутствуют политические условия: осознание необходимости информатизации в стране приходит к властным структурам крайне медленными темпами, а зачастую ими же сознательно тормозится, вследствие того, что наша власть пока избегает открытости.

В последние годы в России провозглашен курс на активное формирование и развитие информационной экономики, предполагающей всесторонний процесс информатизации как производственной, так и общественной сфер. А это вызывает необходимость формирования информационного пространства, состоящего из информационной инфраструктуры и информационных ресурсов, порождаемых соответствующими потребностями производства и общества. Информационная инфраструктура в России находится в зачаточной стадии формирования, что, в свою очередь, порождает потребность в ее совершенствовании и всестороннем развитии.

Возникает необходимость в выделении факторов совершенствования информационной инфраструктуры, которые можно разделить на две группы – базовые и институциональные. К базовым факторам относятся следующие: сложившийся характер потребностей в условиях формирования информационной экономики и глобализации; имеющиеся в стране или регионе ресурсы для осуществления информационных преобразований; действующая в стране нормативно-правовая база, регулирующая отношения на информационном рынке; социально-культурная специфика потребительского рынка и менталитет потребителей; степень внимания государства к проблемам совершенствования информационной инфраструктуры; влияние глобализации.

К институциональным факторам необходимо относить: конкуренцию на рынке информационных услуг, способствующую расширению спектра и повышению качества предоставляемых услуг; расширение спектра информационных услуг и повышение их качества; усиление конкуренции на рынке информационных продуктов, услуг и технологий, формирование более активной политики использования информационной инфраструктуры населением страны, повышение компьютерной и сетевой грамотности населения

 

 

3.2 Возможные варианты решения этих проблем

 

 

Существуют следующие способы совершенствования информационной инфраструктуры: проведение региональной информационной политики; совершенствование регионального законодательства в сфере работы и обмена с информационными ресурсами; повышение качества информационных ресурсов; ресурсное обеспечение информационной инфраструктуры; повышение доступности информационных ресурсов и элементов информационной инфраструктуры; налаживание и технико-технологическое совершенствование инновационных производств; гибкое регулирование ценовой политики с целью обеспечения доступности информационных продуктов и услуг, а также различных элементов информационной инфраструктуры и т. д.

 

Недостаточность необходимых условий информатизации всей России вовсе не означает, что данный процесс для страны невозможен. Существует реальный путь эффективной информатизации и развития сетевой экономики, и этот путь лежит через информатизацию регионов и муниципалитетов. С этой точки зрения выбор в качестве «пилотных зон» отдельных регионов и муниципальных образований, которые проявили себя в информатизации своих территорий, и финансирование их из средств федеральной программы «Электронная Россия» является вполне логичным. А в некотором очень весомой. В полной мере это относится и к России. Государство играет и будет играть если не главную, то одну из основных ролей в дальнейшем развитии информатизации и становлении информационной экономики. Государственная политика в данной сфере должна формироваться, исходя из понимания специфики отрасли, а также законов ее развития. Отставание России в плане информатизации от развитых стран имеется положительный момент: у нас есть уникальная возможность учиться на чужом опыте и внедрять самые современные информационные технологии, минуя стадии их развития.

В современных условиях назрела реальная необходимость четкой формулировки

государственной стратегии развития сектора информационно-коммуникационных технологий. Какие бы теории не существовали в рыночной экономике, роль государства в данном вопросе должна быть очень весомой. В полной мере это относится и к России. Государство играет и будет играть если не главную, то одну из основных ролей в дальнейшем развитии информатизации и становлении сетевой экономики. Государственная политика в данной сфере должна формироваться, исходя из понимания специфики отрасли, а также законов ее развития.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...