Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Назовите основные особенности развития ребенка раннего возраста.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

по дисциплине « Психология развития и возрастная психология »

Для специальности

030302.65 – клиническая психология (очная форма обучения)

К ЛАБОРАТОРНОМУ ЗАНЯТИЮ № 5

ТЕМА: «Дошкольное детство»

 

Утверждены на кафедральном заседании протокол № ____ от «___»____________ 20__ г.

 

Заведующий кафедрой

д. псх.н., доцент Логинова ________(подпись) _________ (фамилия, инициалы)

 

Составитель (-ли):

к. псх.н. Колкова С.М. ________(подпись) _________ (фамилия, инициалы)

 

 

Красноярск

Занятие № 5

Тема: «Дошкольное детство».

2. Форма организации занятия: лабораторное занятие

Значение изучения темы

· Учебное – формирование представлений о дошкольном детстве, понимания специфичности и уникальности психологического возраста.

· Профессиональное - знание базовых предметных категорий, позволяющее включаться в профессиональное сообщество, формирование профессиональной ментальности, становление профессиональной позиции.

· Личностное - формирование гуманистического отношения к людям, воспитание профессиональной культуры личности.

· Место проведения лабораторного занятия учебная комната

· Оснащение занятия -

· Структура содержания темы (хронокарта).

Хронокарта семинарского занятия

№ п/п Этапы практического занятия Продолжительность (мин) Содержание этапа и оснащенность
11. Организация занятия   Проверка посещаемости и внешнего вида обучающихся
22. Формулировка темы и целей   Озвучивание преподавателем темы и ее актуальности, целей занятия
33. Контроль исходного уровня знаний, умений   Тестирование, индивидуальный устный или письменный опрос, фронтальный опрос.
44. Раскрытие учебно-целевых вопросов по теме занятия   Изложение основных положений темы (ориентировочная основа деятельности).
66. Итоговый контроль знаний (письменно или устно)   Тесты по теме, ситуационные задачи
77. Задание на дом (на следующее занятие)   Учебно-методические разработки следующего занятия, и методические разработки для внеаудиторной работы по теме
Всего:    

Анотация.

Основные понятия: игра, становление личности и личностных механизмов поведения, воображение, наглядно-образное мышление.

Дошкольный возраст - этап психического развития, в отечественной периодизации занимающий место между ранним возрастом к младшим школьным возрастом - от 3 до 6-7 лет. В дошкольном возрасте выделяют 3 периода: младший дошкольный воз­раст (3-4 г.); средний дошкольный возраст (4-5 лет) и старший дошко­льный возраст (5-7 лет). Дошкольный возраст имеет исключительно важное значение для развития психики и личности ребенка. Его назы­вают возрастом игры, поскольку именно игра - ведущая деятель­ность данного возраста.

В младшем дошкольном возрасте основное содержание игры со­ставляет воспроизведение предметных действий людей, которые не направлены на партнера или на развитие сюжета. В среднем дошколь­ном возрасте главным содержанием игры выступают отношения меж­ду людьми. Действия выполняются не ради них самих, а ради опреде­ленного отношения к др. в соответствии с взятой на себя ролью (4-5 лет - возраст максимального расцвета ролевой игры). Введение сюже­та и игровой роли значительно повышает возможности ребенка во многих сферах психической жизни. В старшем дошкольном возрасте сутью игры становится выполнение правил, вытекающих из взятой на себя роли. Игровые действия сокращаются, обобщаются и приобрета­ют условный характер. Ролевая игра постепенно сменяется игрой с правилами.

Помимо игровой, для дошкольного возраста характерны другие формы деятельности: конструирование, рисование, лепка, восприятие сказок и рассказов и пр. Можно наблюдать также элементы трудовой и учебной деятельности, хотя в развитой форме учения и труда у дошко­льника еще нет.

Дошкольный возраст - период фактического становления лич­ности и личностных механизмов поведения, когда мотивы и жела­ния ребенка начинают образовывать систему (иерархию), в которой выделяются более и менее значимые. В дошкольном возрасте ребенок переходит от импульсивного, ситуативного поведения к личностному, опосредованному каким-то представлением. Образ поведения и образ результата действия становится его регулятором и выступает как образец. Это ярко проявляется в рисовании и конструировании: от спон­танных действий и подражания готовым образцам дети переходят к воплощению собственных замыслов.

Дошкольный возраст - период наиболее интенсивного развития воображения и наглядно-образного мышления, которые являются здесь основными формами познания. Для дошкольного возраста ха­рактерны внеситуативные, речевые формы общения со взрослым. Бо­лее богатым и содержательным делается общение детей друг с другом. Сверстник для дошкольника становится более предпочитаемым парт­нером по совместной деятельности, чем взрослый. В дошкольном воз­расте начинает формироваться мораль, и дети дают оценку поступкам и качествам людей.

Дошкольный возраст - сензитивный период для развития многих человеческих способностей, усвоения знаний и умений. Поэтому до­школьное обучение и воспитание — традиционное и развитое направ­ление педагогики. Однако обучение в дошкольном возрасте имеет свою ярко выраженную специфику: формы и методы обучения связа­ны преимущественно с игрой, ведущую роль играет непроизвольное запоминание.

Вопросы по теме занятия.

- решение ситуационных заданий по теме

Задание1. Дошкольник категорически отказывается слушать новую сказку, а просит прочитать старую.

Как поступить воспитателю? Почему так?

Задание 2. Прочитайте.

Дети раскрашивают домик. Маша рассуждает вслух.

- Сначала закрашу крышу зелёным. (Берёт зелёный карандаш, закрашивает.)

- Всё.… Теперь буду раскрашивать домик коричневым. Нет, возьму красный.

(Штрихует красным карандашом.)

- Ещё трубу нарисую, а из неё дым идёт. (Берёт чёрный карандаш, рисует.)

Какие психические особенности дошкольного возраста проявляются в данном

описании? Поясните свой ответ.

Задание 3. Какие особенности дошкольного возраста проявляются в данном

описании? Поясните свой ответ.

Дети играют.

- А вот тут у меня домик. (Показывает.) Я чик-чик, дверку закрыла, и ты не можешь войти!- А у меня бомба. Я бах, и подорвал твой домик.

Задание 4. Прочитайте.

Кирилка расставляет игрушки возле себя и ложится среди них. Тихо лежит.

- Ты не заболел?

- Нет. Я играю.

- Как же ты играешь?

- Смотрю на них и думаю, что с ними происходит. (По В. С. Мухиной.)

Докажите, что это ребёнок дошкольного возраста. Развитие каких психических функций иллюстрирует данный пример?

Задание 5. Прочитайте описания.

1.Девочка качает куклу. «Ты кто?»- спрашивает воспитатель. «Света»- отвечает девочка.

2.Девочка качает куклу. «Ты кто?»- спрашивает воспитатель. «Я мама Света, а это моя дочка - Катя» - отвечает девочка.

Чем отличаются эти две ситуации? Определите возраст каждой девочки. Какой ключевой признак помогает определить возраст?

Тестовые задания.

001.ГРАНИЦЫ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОПРЕДЕЛЯЮТСЯ В ПРЕДЕЛАХ:

 

1) 3-6 лет

2) 4-6 лет

3) 3—7 лет

4) 3-6/7 лет

 

002.ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКА:

 

1) Непосредственно-эмоциональное общение

2) Сюжетно-ролевая игра

3) Предметно-манипулятивная деятельность

4) Учебная деятельность

 

003В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ РЕАЛИЗУЕТСЯ СЛЕДУЮЩАЯ ФОРМА ОБЩЕНИЯ:

 

1) Ситуативно-личностная

2) Внеситуативно-личностная

3) Внеситуативно-деловая

4) Ситуативно-деловая

 

004.ЦЕНТРАЛЬНЫМ НОВООБРАЗОВАНИЕМ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ Л. И. БОЖОВИЧ, ВЫСТУПАЕТ:

 

1) Внутренняя позиция школьника

2) Речь

3) Чувство взрослости

4) Рефлексия

 

005.УТВЕРЖДЕНИЕ, С КОТОРЫМ Я СОГЛАСЕН(А):

 

1) Игра — это всеобщая форма жизни всех детей

2) Игра есть образование историческое, она возникает на опре­деленных этапах развития общества, когда ребенок не может принять непосредственного участия в системе общественно­го труда

3) Возникновение игры связано с действием внутренних, врож­денных инстинктов

 
 

4) Детская игра — механизм выхода запрещенных влечений

 

Ситуационные задачи.

НАЗОВИТЕ ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА.

ОТВЕТ. Для ребенка раннего возраста характерны следующие особенности: связь физического и психического развития, индивидуальные темпы развития, большая ранимость, восприимчивость к обучению.

Физическое и психическое развитие взаимосвязаны и взаимообусловлены. Любое отклонение в физическом развитии приводит к нарушениям психического развития.

Чем младше ребенок, тем выше темпы его развития, а следовательно, и его ранимость. Это предъявляет к воспитанию малыша особые требования.

Органы и системы организма ребенка развиваются с разной скоростью, но взаимосвязанно. Это обусловлено внутренними и внешними факторами развития ребенка.

Нервная система малыша очень пластична, поэтому условные связи легко образуются. Мозг активно развивается, что делает ребенка восприимчивым к обучению.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...