Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формирование промышленной политики, нацеленной на развитие высоких технологий и инноваций.





Важным фактором промышленного развития республики на современном этапе должно стать внедрение инноваций и новых технологий, что позволит обеспечить устойчивый экономический рост страны, повышение уровня жизни населения, укрепление оборонной, технологической и экономической безопасности. Нет альтернативы инновационному пути развития, если наша республика хочет претендовать на ведущие позиции в мировом рейтинге конкурентоспособных государств.


Поэтому промышленная политика Казахстана должна ориентироваться на самые прогрессивные, научно обоснованные, инновационные решения. Причем необходимо сконцентрироваться на определенных прорывных направлениях развития. При этом отраслевые специализации должны формироваться по принципу создания «экономики ниш».


Перспективными направлениями, например, являются проекты в сфере биотехнологий, машиностроения, химической промышленности, ядерных технологий. Кроме того, перспективное значение имеет развитие таких отраслей перерабатывающего сектора, как производство высококачественных нефтепродуктов, продукции агропромышленного сектора, текстильной промышленности и др. И здесь очень важно, что реализацию промышленной политики целесообразно осуществлять путем стратегии кластерного развития, механизмы которой в настоящее время достаточно эффективно реализуются во многих странах мира.


Перспективным для Казахстана также видится активизация регионального сотрудничества по созданию межгосударственных кластеров, к числу которых следует, на наш взгляд, отнести:


- нефтехимический кластер (с участием стран Каспийского региона);

- электроэнергетический кластер (с участием стран ЕврАзЭС и Центральной Азии);

- агропромышленный кластер (с участием стран Центральноазиатского региона).

Создание указанных межгосударственных кластеров станет важным фактором повышения конкурентоспособности экономики Казахстана и углубления интеграционного взаимодействия республики со странами Содружества и другими государствами.


2. Реформирование отечественной науки.


Реализация данного направления предполагает, прежде всего:


а) увеличение государственного финансирования науки.


б) стимулирование развития исследований, направленных на разработку наукоемких, ресурсосберегающих и экологически чистых производств, ориентированных на экспорт продукции высоких технологий;


в) принятие мер по формированию и развитию негосударственного сектора науки путем расширения венчурного финансирования, создание государственных механизмов его поддержки.


Реализация предлагаемых мер позволит осуществить адекватное научное обеспечение индустриально-инновационной политики в республике, развитие производств с высокой добавленной стоимостью и переход к сервисно-технологической экономике и будет способствовать выполнению Стратегии индустриально-инновационного развития Казахстана.


3. Развитие конкуренции и поддержка предпринимательства.


Важным фактором обеспечения устойчивого роста экономики является наличие здоровой конкурентной среды, которая, в свою очередь, зависит от формирования сильной антимонопольной системы. Поэтому главной задачей в сфере развития конкуренции должно стать принятие мер по пресечению злоупотреблений субъектами рынка доминирующим положением, недопущению недобросовестной конкуренции, созданию условий для эффективного и динамичного функционирования товарных рынков.


Кроме того, необходимо принять эффективные меры по дальнейшему совершенствованию антимонопольного законодательства. Огромное значение приобретают усиление полномочий антимонопольного органа, расширение его возможностей по антимонопольному регулированию с предоставлением соответствующих функций по применению санкций к нарушителям правил справедливой конкуренции.


В сфере развития малого и среднего бизнеса необходимо принять меры по проведению гибкой налоговой политики, упрощению налогообложения субъектов малого и среднего бизнеса, поэтапному снижению ставок основных налогов (налога на добавленную стоимость, корпоративного подоходного налога, социального налога), устранению всевозможных административных барьеров для деятельности субъектов предпринимательства. Большое значение приобретает принятие эффективных мер по противодействию коррупции. В связи с этим актуальным представляется внедрение системы электронного правительства страны. Для решения указанных вопросов необходимо внести соответствующие изменения в действующее законодательство.


4. Совершенствование инвестиционной политики.


Существенное значение имеет принятие мер по активизации инвестирования недобывающего сектора экономики республики. Необходимо разработать комплекс мероприятий по привлечению транснациональных и крупных иностранных компаний в несырьевые отрасли экономики.


Кроме того, необходимо активизировать участие отечественных инвесторов в развитии малого и среднего бизнеса в республике.


Реализация указанных направлений требует принятия мер по совершенствованию инвестиционного законодательства, усилению государственной поддержки инвестиций, защите частной собственности и прав инвесторов.


Кроме того, значимы на современном этапе совершенствование механизмов использования нефтяных доходов, которые также должны направляться на развитие перерабатывающего сектора экономики регионов, внедрение инновационных технологий, реализацию экологических и социальных задач.


5. Проведение адекватной региональной политики.


Проведение региональной политики, на наш взгляд, должно быть направлено на формирование конкурентоспособной специализации регионов.


Так, развитие отраслей нефтегазового сектора должно быть сконцентрировано в Актюбинской, Атырауской, Западно-Казахстанской, Кызылординской, Мангистауской, Павлодарской, Южно-Казахстанской областях; металлургии — в Восточно-Казахстанской, Карагандинской, Костанайской областях; химической промышленности — в Жамбылской, Акмолинской, Карагандинской, Костанайской областях; машиностроения — в Северо-Казахстаснкой, Алматинской, Павлодарской областях; текстильной промышленности — в Южно-Казахстанской, Алматинской областях и агропромышленного комплекса — в Акмолинской, Костанайской, Кызылординской, Южно-Казахстанской, Алматинской областях.


Формирование специализации регионов будет способствовать концентрации производственных и трудовых ресурсов, развитию инфраструктуры территорий во взаимоувязке со становлением кластеров, что, в свою очередь, станет важным этапом в повышении конкурентоспособности перерабатывающего сектора экономики республики.


6. Подготовка квалифицированных конкурентоспособных кадров.


Приоритетными, на наш взгляд, должны стать следующие меры:


- увеличение доли государственного заказа на инженерно-технические специальности, необходимые для реализации индустриально-инновационной политики (автоматизация процессов управления, информационно-программное обеспечение, радиоэлектроника, полупроводниковые приборы и др.);


- повышение уровня преподавания в вузах республики по указанным специальностям, привлечение ученых ведущих мировых университетов, проведение стажировок для казахстанских специалистов в зарубежных научно-исследовательских институтах и компаниях, эффективное использование международного опыта;


- использование кадрового потенциала вузов и НИИ республики в создании инновационной инфраструктуры.


Для создания современной, эффективной системы образования и повышения квалификации потребуется выполнение таких мер, как:


- расширение государственного финансирования образования;


- привлечение альтернативного и дополнительного финансирования в форме венчурного капитала;


- внедрение международных стандартов обучения в высших учебных заведениях и разработка стандартов деятельности для государственных служащих.


Указанные стандарты должны предусматривать систему постоянного повышения квалификации современного кадрового потенциала.


При этом единство научного потенциала и образования станет определяющим фактором в разработке наукоемких технологий по производству товаров, конкурентных на рынке.


В целом предложенные меры должны способствовать повышению общей культуры нации и развитию основного фактора конкурентного успеха страны — человеческого фактора.


7. Внедрение на предприятиях республики технических стандартов качества в соответствии с требованиями ВТО.


Вступление республики в ВТО требует принятия мер по гармонизации казахстанской модели технического регулирования с международными требованиями. В связи с этим необходимо внести соответствующие изменения в действующее законодательство республики. Огромное значение имеет оказание государственной поддержки и помощи предприятиям, внедряющим международные стандарты качества.


8. Развитие международного сотрудничества в сфере новых технологий.


В условиях глобализации экономики значимо развитие международного сотрудничества между субъектами инновационно-технологической деятельности.


В этой связи для повышения эффективности международных контактов представляется целесообразным осуществить:


- создание межгосударственных центров трансферта технологий, приграничных зон технологического развития;


- образование совместного венчурного фонда для финансирования объектов инновационной инфраструктуры;*

Вывод


В целом реализация указанных выше направлений экономического развития республики, на наш взгляд, будет способствовать повышению конкурентоспособности отечественной промышленности, созданию производств с высокой добавленной стоимостью, активизации инновационных процессов и решению стратегической задачи нашей страны по вхождению в состав 30-ти конкурентоспособных государств мира.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...