Что должны делать родители, чтобы помочь малышу преодолеть страхи, связанные с его первыми шагами (напряжением, потерей равновесия, падениями)?
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ по дисциплине « Психология развития и возрастная психология » Для специальности 030302.65 – клиническая психология (очная форма обучения) К ЛАБОРАТОРНОМУ ЗАНЯТИЮ № 6 ТЕМА: «Дошкольное детство»
Утверждены на кафедральном заседании протокол № ____ от «___»____________ 20__ г.
Заведующий кафедрой д. псх.н., доцент Логинова ________(подпись) _________ (фамилия, инициалы)
Составитель (-ли): к. псх.н. Колкова С.М. ________(подпись) _________ (фамилия, инициалы)
Красноярск Занятие № 6 Тема: «Дошкольное детство». 2. Форма организации занятия: лабораторное занятие · 3. Значение изучения темы · Учебное – формирование представлений о дошкольном детстве, понимания специфичности и уникальности психологического возраста. · Профессиональное - знание базовых предметных категорий, позволяющее включаться в профессиональное сообщество, формирование профессиональной ментальности, становление профессиональной позиции. · Личностное - формирование гуманистического отношения к людям, воспитание профессиональной культуры личности. · Место проведения лабораторного занятия учебная комната · Оснащение занятия - · Структура содержания темы (хронокарта). Хронокарта семинарского занятия
Анотация.
Основные понятия: игра, становление личности и личностных механизмов поведения, воображение, наглядно-образное мышление. Дошкольный возраст - этап психического развития, в отечественной периодизации занимающий место между ранним возрастом к младшим школьным возрастом - от 3 до 6-7 лет. В дошкольном возрасте выделяют 3 периода: младший дошкольный возраст (3-4 г.); средний дошкольный возраст (4-5 лет) и старший дошкольный возраст (5-7 лет). Дошкольный возраст имеет исключительно важное значение для развития психики и личности ребенка. Его называют возрастом игры, поскольку именно игра - ведущая деятельность данного возраста. В младшем дошкольном возрасте основное содержание игры составляет воспроизведение предметных действий людей, которые не направлены на партнера или на развитие сюжета. В среднем дошкольном возрасте главным содержанием игры выступают отношения между людьми. Действия выполняются не ради них самих, а ради определенного отношения к др. в соответствии с взятой на себя ролью (4-5 лет - возраст максимального расцвета ролевой игры). Введение сюжета и игровой роли значительно повышает возможности ребенка во многих сферах психической жизни. В старшем дошкольном возрасте сутью игры становится выполнение правил, вытекающих из взятой на себя роли. Игровые действия сокращаются, обобщаются и приобретают условный характер. Ролевая игра постепенно сменяется игрой с правилами.
Помимо игровой, для дошкольного возраста характерны другие формы деятельности: конструирование, рисование, лепка, восприятие сказок и рассказов и пр. Можно наблюдать также элементы трудовой и учебной деятельности, хотя в развитой форме учения и труда у дошкольника еще нет. Дошкольный возраст - период фактического становления личности и личностных механизмов поведения, когда мотивы и желания ребенка начинают образовывать систему (иерархию), в которой выделяются более и менее значимые. В дошкольном возрасте ребенок переходит от импульсивного, ситуативного поведения к личностному, опосредованному каким-то представлением. Образ поведения и образ результата действия становится его регулятором и выступает как образец. Это ярко проявляется в рисовании и конструировании: от спонтанных действий и подражания готовым образцам дети переходят к воплощению собственных замыслов. Дошкольный возраст - период наиболее интенсивного развития воображения и наглядно-образного мышления, которые являются здесь основными формами познания. Для дошкольного возраста характерны внеситуативные, речевые формы общения со взрослым. Более богатым и содержательным делается общение детей друг с другом. Сверстник для дошкольника становится более предпочитаемым партнером по совместной деятельности, чем взрослый. В дошкольном возрасте начинает формироваться мораль, и дети дают оценку поступкам и качествам людей. Дошкольный возраст - сензитивный период для развития многих человеческих способностей, усвоения знаний и умений. Поэтому дошкольное обучение и воспитание — традиционное и развитое направление педагогики. Однако обучение в дошкольном возрасте имеет свою ярко выраженную специфику: формы и методы обучения связаны преимущественно с игрой, ведущую роль играет непроизвольное запоминание. Вопросы по теме. - решение ситуационных заданий по теме Задание1. Прочитайте. Максим (6 лет) стоит в углу. Спрашивает: - Можно из угла выйти? И сам себе отвечает: - Нет, нельзя! Зачем девочку бил! (По П. И. Пидкасистому.) Какое новообразование дошкольного возраста иллюстрирует данный пример? Поясните свой ответ.
Задание 2. Какие рекомендации родителям вы дадите по психологической подготовке ребёнка к школе? Задание 3. Прочитайте две характеристики, данные воспитателем детского сада детям старшей группы. 1.Коля - ребёнок с необыкновенно развитым чувством ответственности. Очень трудолюбив. Дома он помогает маме: моет посуду, убирает в комнате, ходит в магазин. Но он не знает ни стихов, ни сказок, плохо рисует. 2.Миша растёт слабым мальчиком. К физическим упражнениям равнодушен, часто болеет. Говорить начал поздно. Родители оберегают его от каких-либо дел и поручений. Занятий с ним проводят мало, так как Миша скоро устаёт и отвлекается. Занятия с ним прекращают сразу, как только замечают, что он устал. Речь его недостаточно развита, к тому же он плохо выговаривает некоторые слова. Оцените готовность каждого ребёнка к школе. Дайте прогноз их успешности обучения. Разработайте рекомендации родителям по подготовке каждого ученика к школе. Задание 4. Прочитайте. Наш Павлик быстро и рано научился говорить. Мы поощряли это. Детский сад он не посещал. Сейчас ему 6 лет. У него хорошо развита речь. Правда он не рисует, не лепит, как все дети в детском саду, да он и не стремиться к этому. И мы не поощряем. Считаем, что он и так будет хорошо учиться, ведь он так по-взрослому рассуждает. Определите, какие компоненты психологической готовности к школе не учитывают родители. Предложите вариант беседы с родителями, чтобы помочь им подготовить ребёнка к школе. Задание 5. Часто родители задают педагогу такие вопросы: Почему не все дети одинаково овладевают чтением и письмом? Все ходят в детский сад, со всеми в равной степени занимаются воспитатели, в школе их учит один и тот же учитель. Что делать нам, родителям, чтобы как-то помочь своим детям? Продумайте ответ родителям. Задание 6. Прочитайте. Таня в детском саду считалась умной девочкой. Родители с гордостью показывали все её рисунки. Она рано научилась читать и писать. А в школе всё стало не так. Не хвалят, часто делают замечания, учитель недоволен её успехами.
Назовите возможные причины такого отношения Тани к школе. Что можно посоветовать родителям Тани? Тестовые задания. 006. ЛИШНЕЕ УТВЕРЖДЕНИЕ:
1) Игра возникает в ходе исторического развития общества в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений 2) Содержанием ролевой игры становятся не предметы, а отношения между людьми 3) Игра — это способ вхождения ребенка в мир взрослых 4) Смысл игры заключается в усовершенствовании унаследованных инстинктов
007.В СТРУКТУРУ ИГРЫ ВХОДЯТ:
1) Роль, правила, игровые действия 2) Игровые условия, роль, правила 3) Игрушки, мотивы, правила 4) Роль, игрушки, игровые действия
008.ВИДЫ ИГРЫ ПОЯВЛЯЮТСЯ В ДЕТСКОЙ ЖИЗНИ В ТАКОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ:
1) Сюжетно-ролевая 2) Предметно-манипулятивная 3) Игра с правилами
009.ЛИНИЯ РАЗВИТИЯ ИГРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ ВЫСТРАИВАЕТСЯ В ТАКОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ:
1) Игры со свернутой системой действий, с ясно выраженными ролями 2) Игра с развернутой системой действий и скрытыми за ними ролями и правилами 3) Игра с открытыми правилами и скрытыми за ними ролями
010.ПО МНЕНИЮ Д. Б. ЭЛЬКОНИНА, ЦЕНТР — ЭТО:
1) Правила 2) Роль 3) Игровые действия 4) Игрушки Ситуационные задачи. 004. Жене 1 год. Она ходит, держась за мамину руку, а самостоятельно ходить отказывается. ЧТО ДОЛЖНЫ ДЕЛАТЬ РОДИТЕЛИ, ЧТОБЫ ПОМОЧЬ МАЛЫШУ ПРЕОДОЛЕТЬ СТРАХИ, СВЯЗАННЫЕ С ЕГО ПЕРВЫМИ ШАГАМИ (НАПРЯЖЕНИЕМ, ПОТЕРЕЙ РАВНОВЕСИЯ, ПАДЕНИЯМИ)? ОТВЕТ. Родители не должны показывать ребенку своего напряжения, страха, недовольства в случае неумелых движений малыша, его падений. В противном случае ребенку может быть внушен страх, и он на длительное время перестает ходить.
005. Молодая мама пишет:” Я стараюсь с самого детства приучать ребенка к порядку. Но иногда требование убрать перед прогулкой игрушки вызывают у моего полуторагодовалого сынишки бурю протеста. Я настаиваю на своем, и все заканчивается слезами. МОЖЕТ СЛЕДУЕТ ИНОГДА УСТУПИТЬ?” ДАЙТЕ СОВЕТ МАМЕ ОТВЕТ. То, что маме кажется беспорядком, иногда может быть очень значимо для ребенка. В этом возрасте уборку еще нельзя вменить в обязанность малыша. Необходимо проявить гибкость – пусть после прогулки он сможет вернуться к прерванной игре. Тем более не стоит доводить его до слез из – за этого. Компромисс в данной ситуации полезнее. Но если ребенок примет участие в уборке, не забудьте поощрить, похвалить его за хорошую уборку. А вообще – то надо маме учиться управлять активностью ребенка, демонстрируя ему как это делается
006. Проанализируйте взаимосвязь кинестезии, осязания и зрения в развитии мышечного чувства при овладении ходьбой.
В процессе каких действий мышечное чувство становится мерой отсчета РАССТОЯНИЯ И ПОЛОЖЕНИЯ ПРЕДМЕТОВ В ПРОСТРАНСТВЕ?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|