Назовите особенности социальной ситуации развития дошкольника и приведите примеры из литературы и собственных наблюдений.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ по дисциплине « Психология развития и возрастная психология » Для специальности 030302.65 – клиническая психология (очная форма обучения) К ЛАБОРАТОРНОМУ ЗАНЯТИЮ № 7 ТЕМА: «Среднее детство»
Утверждены на кафедральном заседании протокол № ____ от «___»____________ 20__ г.
Заведующий кафедрой д. псх.н., доцент Логинова ________(подпись) _________ (фамилия, инициалы)
Составитель (-ли): к. псх.н. Колкова С.М. ________(подпись) _________ (фамилия, инициалы)
Красноярск Занятие № 7 Тема: «Среднее детство». 2. Форма организации занятия: лабораторное занятие · 3. Значение изучения темы · Учебное – формирование представлений о среднем детстве, понимания специфичности и уникальности психологического возраста. · Профессиональное - знание базовых предметных категорий, позволяющее включаться в профессиональное сообщество, формирование профессиональной ментальности, становление профессиональной позиции. · Личностное - формирование гуманистического отношения к людям, воспитание профессиональной культуры личности. · Место проведения лабораторного занятия учебная комната · Оснащение занятия - · Структура содержания темы (хронокарта). Хронокарта семинарского занятия
Анотация.
Основные понятия и положения темы Основные понятия: учебная деятельность, физические изменения, школьное учение, произвольность психических процессов, внутренний план действий, наглядно-образное мышление, отвлеченное мышление, межличностные отношения, качества личности, дружба. Младший школьный возраст - среднее детство - возраст 6/7-10-летних детей, обучающихся в 1-Ш (IV) классах современной отечественной начальной школы. В других странах этот возраст соответствует принятым там системам образования (например, во Франции 5-летнему элементарному обучению соответствует 6-11-летний возраст). Как особый период детства младший школьный возраст выделился сравнительно недавно, когда в экономически развитых странах основная масса детей стала обучаться в неполной или полной средней школе. Этот период отсутствует у детей, не обучающихся в школе. Не выделяется он и тогда, когда начальное обучение - единственная ступень образования. В младшем школьном возрасте у ребенка формируется учебная деятельность, которая является для него ведущей деятельностью. Младший школьник переходит от игры к учению как основному способу усвоения человеческого опыта, выраженного в форме научного знания. Будучи переходным, младший школьный возраст обладает глубокими потенциальными возможностями физического и духовного развития ребенка. В этом возрасте происходят существенные физические изменения в органах и тканях тела. Формируются изгибы позвоночника, хотя окостенение скелета еще не заканчивается. Отсюда большая подвижность и гибкость костей. У младших школьников крепнут мышцы и связки (растет их объем, увеличивается сила). Крупные мышцы развиваются раньше мелких, дети лучше выполняют сравнительна сильные и размашистые движения, чем движения, требующие точности. Интенсивно растет и хорошо снабжается кровью мышца сердца, увеличивается его выносливость. Благодаря сравнительно большому диаметру сонных артерий головной мозг хорошо снабжается кровью, что является важным условием его работоспособности. Наблюдается большее, чем у дошкольников, равновесие процессов возбуждения и торможения, хотя склонность к возбуждению у младших школьников еще велика (непоседливость и некоторые другие черты поведения). Все эти изменения создают благоприятные анатомо-физиологические предпосылки для вхождения ребенка в учебную деятельность, требующую не только умственного напряжения, но и физической выносливости.
Отличие школьного учения от других видов учебной деятельности состоит в том, что его главной целью является усвоение научных знаний и основ научно-теоретического мышления. В процессе учения ребенок приобретает умение выделять и мысленно удерживать учебные задачи, т. е. образцы того, что нужно усвоить и чем надо овладеть. Он учится выполнять также предметные и умственные действия, посредством которых происходит полноценное усвоение этих образцов (например, умение группировать материал, составлять схемы его изложения и т. д.). Младшие школьники учатся прослеживать связи своих действий с получаемыми результатами, а также корректировать свои действия в соответствии с образцами, т. е. овладевают умением контролировать и оценивать собственную учебную работу. На основе учебной деятельности в младшем школьном возрасте формируются два основных психологических новообразования - произвольность психических процессов и внутренний план действий (их выполнение в уме). Решая учебную задачу, учащийся вынужден, например, направлять и устойчиво сохранять свое внимание на таком материале, который хотя сам по себе ему и не интересен, но нужен и важен для последующей работы. Так формируется произвольное внимание, сознательно концентрируемое на нужном объекте. В процессе учения дети овладевают также приемами произвольного запоминания и воспроизведения, благодаря которым они могут излагать материал выборочно, согласно его смысловым связям и т. п. Решение разнообразных учебных задач требует от детей осознания замысла и целей действий, определения условий и средств их выполнения, умения про себя примеривать возможность их осуществления, т. е. требует внутреннего плана действий.
Произвольность психических функций и внутренний план действий - проявления способности учащихся к самоорганизации своей деятельности. Эта способность возникает в результате сложного процесса интериоризации внешней организованности поведения ребенка, создаваемой первоначально взрослыми людьми, и особенно учителем, в ходе учебной работы. В традиционной детской психологии принято было считать, что для детей 6-10 лет характерно лишь наглядно-образное мышление, опирающееся на конкретные представления об окружающих предметах. Это справедливо для тех детей, мышление которых формируется при начальном обучении, решающем изолированные эмпирико-прагматические задачи и выключенном из более широкой системы образования. В условиях же современной начальной школы, являющейся лишь 1-й ступенью образования и готовящей к дальнейшей учебной деятельности, у младших школьников, как показывает опыт, обнаруживаются более широкие познавательные возможности. Так, наряду с конкретно-образным мышлением у младших школьников в этих условиях формируются простейшие приемы отвлеченного мышления, вскрывающего причины наблюдаемых явлений и дающего им объяснение. Благодаря учету этого обстоятельства в программах современного начального обучения углублены теоретические компоненты знаний, усвоение которых способствует формированию у детей более широких обобщений, чем в прежней начальной школе. Важное значение в жизни младших школьников приобретают их межличностные отношения друг с другом, со взрослыми, с учителями, а также чувства, возникающие на основе этих отношений. Особенность эмоций в этом возрасте состоит в том, что они более уравновешены, чем у детей-дошкольников. Младшие школьники начинают различать ситуации, в которых можно или нельзя обнаруживать свои чувства, начинают управлять своим настроением, а порой и скрывать его. Вместе с тем для них характерна эмоциональная впечатлительность и отзывчивость.
При формировании качеств личности младшего школьника большую роль играет опыт его коллективной жизни. Его радости и обиды уже связаны с тем, уважают или не уважают его товарищи, доверяют ли ему, ценят ли его силу и ловкость. Правда, дружба детей этого возраста чаще всего связана с внешними условиями их жизни (сидят за одной партой, ходят в школу одной дорогой и т. п.). Учитель выступает для младшего школьника непререкаемым образцом действий, суждений и оценок. Младший школьник неосознанно, но прочно усваивает взгляды, оценки и манеру поведения окружающих его людей. Наряду с учебной деятельностью значительное место в жизни младших школьников занимают игры, особенно игры с правилами. Участие в них способствует формированию у детей произвольности поведения, положительно влияет на физическое и нравственное развитие. Вопросы по теме. Письменно дайте определения следующим понятиям: учебная деятельность, физические изменения, школьное учение, произвольность психических процессов, внутренний план действий. Тестовые задания. 001.ПРОИЗВОЛЬНОСТЬ ПОВЕДЕНИЯ — ЭТО:
1) Сдержанность 2) Самостоятельность 3) Целеустремленность 4) Все перечисленное
002.НА СТАНОВЛЕНИЕ САМООЦЕНКИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА РЕШАЮЩЕЕ ВЛИЯНИЕ ОКАЗЫВАЕТ:
1) Школьная успеваемость 2) Отношения с родителями 3) Отношения со сверстниками 4) Социальный статус ребенка
003.САМООЦЕНКА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ:
1) Адекватная 2) Завышенная 3) Заниженная 4) Встречаются все эти формы
004.ДЛЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ОДНИМ ИЗ ЦЕНТРАЛЬНЫХ МОМЕНТОВ ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОГО СЕБЯ СТАНОВИТСЯ:
1) Принадлежность к определенной группе 2) Наличие дома животных 3) Школьная успеваемость 4) Владение определенными вещами
005.С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ Э. ЭРИКСОНА, ГЛАВНОЕ ДОСТИЖЕНИЕ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА:
1) Внутренняя позиция школьника 2) Чувство компетентности Ситуационные задания 001. Ситуация. Место, занимаемое дошкольником (ребенком от 3до 7лет) среди окружающих людей, существенно отличается от того, которое характерно для ребенка раннего возраста.
НАЗОВИТЕ ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКА И ПРИВЕДИТЕ ПРИМЕРЫ ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ И СОБСТВЕННЫХ НАБЛЮДЕНИЙ. ОТВЕТ. В дошкольном детстве происходят качественные изменения в социальном развитии ребенка, которые проявляются: – в осознании собственного “Я”; – в осознании своего поведения; – в интересе к миру взрослых. Эти изменения особенно проявляются в сюжетно-ролевых играх школьников. Дошкольники, с одной стороны, остаются связанными со взрослыми, которые создают условия и обучают их элементарным обязанностям. С другой стороны, на них оказывает влияние детское общество, в котором формируется обществен ное мнение, осуществляется договоренность в совместных действиях. Взрослые поддерживают ребенка в его успехах, а ребенок вступает в сложные отношения со сверстниками, содержащие элементы взаимной поддержки и соревнования.
002. В каждой из приведенных ниже ситуаций показаны основные особенности внутренней позиции дошкольника. 1. Дети старшей группы детского сада играли в игру “Гараж”. Саша и Андрей захотели быть начальниками. Назревал конфликт. Воспитатель пришел им на помощь: “В вашем гараже много разных машин, и одному начальнику трудно будет справиться с рабо той. В гараже должны быть инженеры, механики, слесари, водители”. Андрей согласился быть инженером, а Саша – начальником, к ним присоединились и другие дети. Играли все дружно, заинтересованно относясь к выбранной роли. 2. Мама моет посуду. Маша (4 года) стоит рядом, наблюдает, а затем обращается к маме: “Я смогу так же вымыть посуду. Разреши мне”. 3. Нина (5 лет) постоянно обрывала цветы, растущие в ящике на балконе. Мама рассказала об этом воспитателю. Воспитатель обратился к детям: “Тот, кто хорошо дома ухаживает за растениями, получит в подарок семена красивых цветов”. Ребята стали наперебой просить семена, а Нина, опустив голову, молчала. Когда вечером мама пришла за ней, дочь бросилась ей навстречу: “Мамочка, не говори, что я обрывала цветы на балконе. Я так больше не буду!” 4. Воспитатель старшей группы детского сада попросил одну из мам рассказать о своей работе. Мама пришла в назначенное время празднично одетой, принесла фотографии своих товарищей по работе. Она рассказала о своей работе, о том, как они помогают друг другу. Дети с интересом выслушали ее рассказ, с любопытством рассматривали фотографии, задавали много вопросов. КАКОВО СОДЕРЖАНИЕ МОТИВОВ ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКА?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|