Психопатологические синдромы
ных, утрированных, вычурно-нелепых формах. Иллюзия решенное™ в действительности нерешенных проблем, осуществленное™ желаний, потребностей и т. д. демобилизует больного, лишает активности — ему больше ничего не надо добиваться, то, что было необходимым, — уже «свершилось». В грезоподобном мышлении исчезает временная грань — в сознании стираются различия между прошлым, настоящим и будущим. В аутистическом мышлении нет ничего невозможного или недоступного. 4. Исчезновение интуиции — способности улавливать и понимать язык жестов, взглядов, намеков, «читать между строк и подстрочник общения», улавливать желания и чувства партнера по неформальному общению, понимать, что бывают ситуации, когда «нет» означает «да» и наоборот. 5. Паралогичность речи — умопостроения (суждения, умозаключения) не отражают законов природы и общества, причинно-следственных отношений. В их основе — аффективные потребности, желания и психопатологические механизмы, в частности, опора на малый, несущественный признак. Единственная логика, движущая мышление и речь, — логика желаний, при этом больной «пренебрегает» реальностью. Все препятствующее желаниям игнорируется, отбрасывается. Нередко результатом и формой паралогичности является нарушение языковых законов. Нарушение законов языка: 1. Неологизмы — изобретение новых слов, понятий, языковых символов, смысл и содержание которых известно только больному, или наделение общеизвестных слов, понятий никому, кроме больного, неизвестным смыслом и содержанием. 2. Символизм — наделение неких обозначений и слов несвойственным для них смыслом и содержанием. 3. Агглютинация слов (нанизывание слов) — исчезновение речевых промежутков между отдельными словами как в устной, так и в письменной речи. В связи с этим слова не
Глава 3 распознаются, так как речь предстает как единое неделимое и непонятное образование — «речевой поток». Часто сочетается с ускорением речи, слабым (тихим) произнесением, монотонностью, обилием слов (логореей), бормотанием. В письменной речи дополнительно отмечаются нарушения почерка, расположения текста, вычурность и необычность почерка. 4. Нарушение филологических законов языка — логическая, грамматическая разорванность, произнесение набора никак не связанных между собою слов (шизофазия). 5. Анозогнозия различной степени выраженности. Нарушения вербального общения приводят к тому, что снижается или исчезает продуктивность речи, нарастает ее непонятность. Это приводит к затруднениям в вербальной коммуникации или вообще делает ее невозможной. Больной теряет способность выполнять законы и требования общества, становится неприспособленным, дезадаптированным. Нарушения невербального общения: 1. Гипо- и амимия. Выражение лица бесстрастное, «нечитаемое». Взгляд обращен в пространство или «сквозь» партнера по общению. 2. Угасание и исчезновение жестикуляции. Однообразие и вялость позы, отсутствие синхронных содружественных походке движений руками. 3. Исчезновение экспрессии речи. Она становится монотонной, однообразной, бесстрастной, тихой. 4. Неряшливость, печать запущенности во внешнем облике. 5. Стереотипность поведения. Сглаживается индивидуальность, отмечается угловатость движений, походки, моторная неловкость. Аутизм относится к основным (обязательным) симптомам шизофрении. Может встречаться при шизоидной психопатии и психопатизации (шнзотипальные расстройства личности). Психопатологические синдромы СИНДРОМЫ НЕГАТИВНЫХ ПСИХОПАТОЛОГИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ
Негативные психопатологические синдромы — патологические состояния, основной характеристикой которых являются симптомы ущерба, изъяна, недостаточности психической деятельности на различных ее уровнях, т. е. психический дефект {рис. 26). А/с. 26. Психический дефект Психический дефект — это стойкая, малообратимая недостаточность, неполноценность интеллектуальных функций Глава 3 (о психологии интеллекта см. выше) или снижение уровня личности в целом, имеющие врожденный или приобретенный характер. Понятие «психический дефект» шире, чем понятие «слабоумие», так как включает не только признаки интеллектуальной недостаточности, но и ущерб, изъян эмоционально-волевых качеств и снижение уровня личности в целом. Степень выраженности психического дефекта может варьировать в широких пределах. Так, он может быть связан со снижением уровня личности без формальных признаков нарушения интеллекта, с недостаточностью интеллекта, его снижением, но при достаточной сохранности основных пре-морбидных свойств, а также проявляется сочетанием дефицита и личности, и интеллекта.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|