Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ЦБ России как звено государственного аппарата




 

Не исключено рассмотрение Центрального банка РФ как звена государственного аппарата. В рассматриваемом плане важным представляется мнение В.М. Манохина и Ю.С. Адушкина о том, что система государственного аппарата объединяет, помимо органов исполнительной власти (государственного управления), представительные и законодательные органы, Президента, органы правосудия, прокуратуры и другие государственные органы[25]. Принимая во внимание, что Банк России действует от имени государства и по его поручению, наделен государственными полномочиями в области денежно-кредитных отношений, валютного регулирования и валютного контроля, банковского надзора, имеет территориальные масштабы своей деятельности, источники финансирования (осуществляет расходы за счет собственных доходов), возможно рассматривать Центральный банк РФ как государственный орган, составную часть государственного аппарата.

Заслуживает внимания мнение О.М. Олейник о том, что Центральный банк РФ является особым организационным образованием, сущность которого нельзя сводить к исполнительной или административной власти[26].

В научной литературе в отношении государственного воздействия на банковскую деятельность употребляются и нередко смешиваются два термина: «государственное управление банковской деятельностью (банковской системой)» и «государственное регулирование банковской деятельности». Государственное управление как вид социального управления отличается от иных видов управления. Ю.Н. Старилов справедливо выделяет следующие признаки государственно-правового характера управления[27]:

во-первых, в процессе управления осуществляются функции государства при соблюдении интересов государства (публичных интересов) и обеспечения прав и свобод граждан;

во-вторых, функции управления осуществляются специально создаваемыми государством субъектами по поручению и от его имени или другими субъектами, которым государство передает часть своих полномочий в сфере управления;

в-третьих, все субъекты государственного управления обязаны действовать в пределах компетенции, установленной для них законами и иными нормативными правовыми актами.

Представляется возможным присоединиться к мнению С. А. Голубева о том, что «государственное управление — это общественные отношения, складывающиеся в процессе воздействия государства через систему его органов и должностных лиц на общественные процессы, сознание, поведение и деятельность населения данного государства с целью реализации государственной политики»[28].

Переходя к рассмотрению понятия «государственное регулирование», следует отметить, что «хотя государственное регулирование стало уже обиходным термином, употребляемым иногда как антипод государственному управлению, содержание его до сих пор остается недостаточно определенным»[29]. Выделяется государственное регулирование в широком и узком смысле. «В широком смысле оно выражается в установлении государством общих правил поведения (деятельности) участников общественных отношений и их корректировке в зависимости от изменяющихся условий. Его субъектами являются органы законодательной (представительной) и исполнительной власти. Известным образом на поведение участников урегулированных отношений влияют субъекты судебной власти. В узком смысле государственное регулирование — одна из функций государственного управления»[30]. Подобная точка зрения разделяется и другими учеными[31]. Саратовской школой административного права в рамках государственного руководства экономикой выделяются два основных метода: государственное управление и государственное регулирование[32]. При этом высказано вполне обоснованное мнение о том, что наименование отношений исполнительной власти с хозяйственными обществами более правильно называть государственным регулированием, а не государственным управлением, как в отношении государственных предприятий и учреждений.

Таким образом, в настоящий момент в отношении государственного воздействия на экономические общественные отношения с участием коммерческих организаций более целесообразно употребление термина «регулирование», а не «управление», поскольку последнее предполагает непосредственное управленческое воздействие с прямым установлением объектов и субъектов управления, корреспонденцией прав и обязанностей, адресностью управления. Вместе с обоснованием необходимости преобладания регулирующего воздействия в условиях рыночных отношений в юридической литературе прослеживается мысль о невозможности полного отказа от управления. По обоснованному мнению О.Н. Горбуновой, государственное регулирование банковской деятельности является областью публичного финансово-правового воздействия, цель которого состоит в оказании содействия решению общегосударственных задач. При этом осуществление Банком России хозяйственной деятельности и выполнение им одновременно административно-контрольных полномочий не совершаются независимо друг от друга. Заключая гражданско-правовые сделки с коммерческими банками в целях реализации своего хозяйственного интереса и получения прибыли (продажа государственных облигаций, переучет векселей и т. д.), он, прежде всего, оказывает тем самым соответствующее целенаправленное воздействие на развитие системы кредитных учреждений и определяет кредитную политику в государстве. Условия, на которых заключаются такие сделки, вырабатываются Банком России в рамках общей государственной денежно-кредитной политики. Таким образом, можно отметить как главную особенность правового положения Банка России в настоящее время — осуществление его административных прав и хозяйственной деятельности подчинено решению одной и той же задачи — управлению кредитной системой. Поэтому Банк России — орган государственного управления денежно-кредитной системой. В административном праве Центральный банк РФ относят к органам управления в сфере финансовой деятельности[33]. Функцией управления является государственное регулирование банковской деятельности.

В ходе своей деятельности Банк России осуществляет финансовую деятельность. Развитие форм деятельности Банка России как объекта финансово-правовой политики заключается в совершенствовании правоустановительной (нормотворческой), правоприменительной, контрольно-надзорной деятельности, деятельности по управлению имуществом (в т. ч. золотовалютными резервами) и оказанию услуг (в т. ч. обслуживания счетов бюджетов). В условиях функционирования двухуровневой банковской системы РФ, отвечающей потребностям рыночной экономики, все большее значение приобретает вопрос о государственном регулировании экономики, его формах и методах, роли права в этом процессе. Приведение в действие механизма финансов и обеспечение его целенаправленного функционирования в соответствии с задачами общества и государства осуществляется с помощью норм финансового права. Вопросы денежной системы, организации расчетов, иные аспекты банковской системы и банковской деятельности обоснованно признаются актуальными вопросами финансового права. Денежно-кредитная сфера и банковская деятельность являются одной из сфер экономики, требующей управления и регулирования со стороны государства. Не случайно Центральный банк РФ характеризуется как государственный орган, осуществляющий финансовую деятельность в связи с выполнением своих основных обязанностей, функций и задач.

 


Литература

 

1. Агарков М.М. Основы банкового права. М., 1994.

2. Административное право: учебник / под ред. Л.Л. Попова. М., 2005.

3. Алехин А.П., Козлов Ю.М., Кармолицкий А.А. Административное право Российской Федерации. Ч. 2: Административно-правовая организация управления экономикой, социально-культурной и административно-политической сферами: учебник. М., 1995.

4. Анишина В. Правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации // Российская юстиция. 2000. № 7

5. Гевандов Я.А. Социальные и правовые основы банковской системы Российской Федерации. М., 2003.

6. Голубев С.А. Роль Центрального банка Российской Федерации в регулировании банковской системы страны. М., 2000.

7. Горбунова О.Н. Проблемы совершенствования основных финансово-правовых институтов в условиях перехода России к рынку: дис... д-ра юрид. наук. М., 1996.

8. Денисов Е.Р. Финансово-правовые основы денежной системы Российской Федерации: автореф: дис... канд. юрид. наук. - М., 2003.

9. Ильясов С.М. О сущности и основных факторах устойчивости банковской системы // Деньги и кредит. 2006. № 2. С. 45-48;.

10. Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права. М., 1996.

11. Конин Н.М., Журик В.В., Петров М.П. Административное право Российской Федерации / под ред. Н.М. Конина. М., 2005.

12. Крохина Ю.А. Финансовое право России: учебник для вузов. М., 2004.

13. Манохин В.М., Адушкин Ю.С. Российское административное право: учебное пособие. Саратов, 2000.

14. Манохин В.М., Адушкин Ю.С., Багишаев З.А. Российское административное право: учебник. М., 1996. С. 224.

15. Олейник О.М. Основы банковского права: курс лекций. М., 1997.

16. Пастушенко Е.Н. Центральный банк Российской Федерации: вопросы теории статуса и практики реализации // Вестник СГАП. 2010. № 2. С. 133—144.

17. Петрова Г.В. Финансовое право: учебник. - М., 2006.

18. Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 13 марта 2003 г. № КГ-А40/1074-03. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант»; Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 мая 1996 г. № 2 «Об уплате Банком России и его учреждениями государственной пошлины при обращении в арбитражные суды» // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 1996. № 7.

19. Ручкина Г.Ф. Государственный контроль за законностью осуществления предпринимательской деятельности // Государственная власть и местное самоуправление. 2005. № 7.

20. Савельева О.В. Административно-правовое регулирование банковской деятельности: автореф. дис.. канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2005.

21. Соколова Э.Д. Правовые основы финансовой системы России. М., 2006.

22. Старилов Ю.Н. Административное право России в системе современных политико-правовых преобразований // Финансовый механизм и его правовое регулирование: сборник научных трудов по итогам Международной научно-практической конференции (24-25 апреля 2003 г.). Саратов, 2003.

23. Старилов Ю.Н. Административное право: в 2 ч. Ч. 1: История. Наука. Предмет. Нормы. Воронеж, 1998.

24. Финансовое право: учебник / отв. ред. Н.И. Химичева. М., 2003.

25. Финансовое право: учебник / под ред. О.Н. Горбуновой. М., 2002.

26. Халфина P.O. Правовое положение Государственного банка СССР // Известия АН СССР. Отделение экономики и права. 1947. № 1. С. 10-13.

27. Шохин С.О. Денежно-кредитная политика России. Вопросы совершенствования правового регулирования // Научные труды / Российская академия юридических наук. Вып. 4: в 3 т. Т. 3. М., 2004. С. 679-682.

28. Шпитко О.Ю. Административно-правовое регулирование в структуре российского банковского права: дис.. канд. юрид. наук, Воронеж, 2004. С. 123-125.


[1] Ручкина Г.Ф. Государственный контроль за законностью осуществления предпринимательской деятельности // Государственная власть и местное самоуправление. 2005. № 7.

[2] Пастушенко Е.Н. Центральный банк Российской Федерации: вопросы теории статуса и практики реализации // Вестник СГАП. 2010. № 2. С. 133—144.

[3] Денисов Е.Р. Финансово-правовые основы денежной системы Российской Федерации: автореф: дис... канд. юрид. наук. - М., 2003. С. 7.

[4] Горбунова О.Н. Проблемы совершенствования основных финансово-правовых институтов в условиях перехода России к рынку: дис... д-ра юрид. наук. М., 1996. С. 43.

[5] Петрова Г.В. Финансовое право: учебник. - М., 2006. С. 16.

[6] Шохин С.О. Денежно-кредитная политика России. Вопросы совершенствования правового регулирования // Научные труды / Российская академия юридических наук. Вып. 4: в 3 т. Т. 3. М., 2004. С. 679-682; Ильясов С.М. О сущности и основных факторах устойчивости банковской системы // Деньги и кредит. 2006. № 2. С. 45-48; Гевандов Я.А. Социальные и правовые основы банковской системы Российской Федерации. М., 2003.

[7] Решение Верховного Суда РФ от 17 ноября 1998 г. № ГКПИ98-648 о признании недействительным решения Совета директоров Банка России от 1 сентября 1998 г. «О мерах по защите вкладов населения в банках»; Определение Верховного Суда РФ от 26 августа 1999 г. № КАС99-215; Определение Верховного Суда РФ от 6 июля 1999 г. № КАС99-136. Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».

[8] Ведомости СНД и ВС РФ. 1991. № 44, ст. 1424.

[9] Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 3 октября 2003 г. № ФОЗ-А51/01-2/1921. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант»; Постановление Федерального арбитражного суда Северо-западного округа от 20 декабря 1999 г. № А52/2118/99/2 // Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

[10] Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 12 мая 1998 г. № КА-А41/202-98 // Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

[11] Вестник Конституционного Суда РФ. 2001. № 2.

[12] Халфина P.O. Правовое положение Государственного банка СССР // Известия АН СССР. Отделение экономики и права. 1947. № 1. С. 10-13.

[13] Агарков М.М. Основы банкового права. М., 1994. С. 26.

[14] Финансовое право: учебник / под ред. О.Н. Горбуновой. М., 2002. С. 25.

[15] Соколова Э.Д. Правовые основы финансовой системы России. М., 2006. С. 49.

[16] Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права. М., 1996. С. 242.

[17] Финансовое право: учебник / отв. ред. Н.И. Химичева. М., 2003. С. 142.

[18] Крохина Ю.А. Финансовое право России: учебник для вузов. М., 2004. С. 553.

[19] Анишина В. Правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации // Российская юстиция. 2000. № 7

[20] Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 13 марта 2003 г. № КГ-А40/1074-03. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант»; Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 мая 1996 г. № 2 «Об уплате Банком России и его учреждениями государственной пошлины при обращении в арбитражные суды» // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 1996. № 7.

[21] Олейник О.М. Основы банковского права: курс лекций. М., 1997. С. 131.

[22] 45 Старилов Ю.Н. Административное право России в системе современных политико-правовых преобразований // Финансовый механизм и его правовое регулирование: сборник научных трудов по итогам Международной научно-практической конференции (24-25 апреля 2003 г.). Саратов, 2003. С. 10.

[23] Савельева О.В. Административно-правовое регулирование банковской деятельности: автореф. дис.. канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2005.

[24] Шпитко О.Ю. Административно-правовое регулирование в структуре российского банковского права: дис.. канд. юрид. наук, Воронеж, 2004. С. 123-125.

[25] Манохин В.М., Адушкин Ю.С. Российское административное право: учебное пособие. Саратов,

2000. С. 60.

[26] Пастушенко Е.Н. Центральный банк Российской Федерации: вопросы теории статуса и практики реализации // Вестник СГАП. 2010. № 2. С. 138.

[27] Старилов Ю.Н. Административное право: в 2 ч. Ч. 1: История. Наука. Предмет. Нормы. Воронеж, 1998. С. 155.

[28] Голубев С.А. Роль Центрального банка Российской Федерации в регулировании банковской системы страны. М., 2000. С. 11.

[29] Алехин А.П., Козлов Ю.М., Кармолицкий А.А. Административное право Российской Федерации. Ч. 2: Административно-правовая организация управления экономикой, социально-культурной и административно-политической сферами: учебник. М., 1995. С. 7.

[30] Там же.

[31] Конин Н.М., Журик В.В., Петров М.П. Административное право Российской Федерации / под ред. Н.М. Конина. М., 2005. С. 105

[32] Манохин В.М., Адушкин Ю.С., Багишаев З.А. Российское административное право: учебник. М., 1996. С. 224.

[33] Административное право: учебник / под ред. Л.Л. Попова. М., 2005.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...