Задания для уяснения темы занятия, методики вида деятельности
Кафедра психологии и педагогики с курсом медицинской психологии, психотерапии и педагогики ПО
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ по дисциплине « Психология развития и возрастная психология » для специальности 030302.65 – клиническая психология (очная форма обучения) К СЕМИНАРСКОМУ ЗАНЯТИЮ № 6 ТЕМА: «Младенчество»
Утверждены на кафедральном заседании протокол № ____ от «___»____________ 20__ г.
Заведующий кафедрой д. псх.н. доцент Логинова И.О. ________(подпись) _________ (фамилия, инициалы)
Составитель (-ли): к. псх.н. Колкова С.М. ________(подпись) _________ (фамилия, инициалы)
Красноярск 20__ Занятие №6. Тема «Младенчество»
2. Форма организации занятия: семинарское. 3. Значение изучения темы: Учебное – формирование представлений о периоде младенчества, понимание специфичности и уникальности этого периода. Профессиональное - знание базовых предметных категорий, позволяющее включаться в профессиональное сообщество, формирование профессиональной ментальности, становление профессиональной позиции. Личностное - формирование гуманистического отношения к детям, воспитание профессиональной культуры личности. 4. Цели занятия: на основе теоретических знаний и практических умений обучающийся должен иметь представление о периоде младенчества в возрастной периодизации развития, знать характеристики младенческого возраста, уметь различать особенности данного периода возрастного развития.
5. План изучения темы: 5.1. Исходный контроль знаний (фронтальный опрос): · Как выбрать систему воспитания младенцев? · Как происходит развитие восприятия? · Когда начинается период подготовки словесной речи?
· Как общаться с младенцем? · Как и когда появляется потребность в общении у младенцев? · Как проявляются признаки привязанности? · Каковы основные проявления и значение кризиса одного года?
5.2. Основные понятия и положения темы:
Ведущая деятельность в младенческом возрасте -эмоциональное общение при опережающей роли взрослого, близких людей, как слияние естественной и духовной потребности существа человеческого рода. Адаптивная функция младенца. Социальная ситуация развития младенца - совокупность, слияние специфических условий на основе семейных отношений между родителями, их готовность иметь ребенка, его ожидание, принятие; их личностные свойства, способности и др. материальное положение, социальный статус в обществе; в семье - положительный эмоциональный климат, благополучие, комфорт. Сензитивный период развития у детей младенческого возраста, 1-го года жизни - специфические, неосознанные возможности восприимчивости, чувствительности, эмоциональной впечатлительности под влиянием эмоционально значимых стимулов от близких людей, культурно-гигиенической среды, комфортного психологического климата: благожелательности, благонадежности, оптимизма. Особенности поведении новорожденного (0-3 мес.): импульсивность, хаотичность движений головы, конечностей тела, глаз, мышц лица (гримасы); оральные, стволово-спинальные, тонические рефлексы (сосательные, поисковые, ладонно-ротовые, защитные, опорные, кожные, шейные и др. рефлексы - всего более 100); обонятельная, слуховая, зрительная локализация; восприятие удаленности объекта; комплекс оживления. Анатомо-физиологические особенности детей младенческого возраста (1-3 - 12 месяцев), (костно-мышечная, дыхательная, сердечно-сосудистая, пищеварительная, нервная система; анализаторы). Двигательная сфера младенца, её механизмы (контроль головы, опора на руки, живот, двигательно-моторная, слуховая координация, основные и вспомогательные движения, голосовая активность, манипуляция предметами, преднамеренное их использование; импринтинг, подражание, условно-рефлекторное научение.
Познавательная сфера детей младенческого возраста: кожные, зрительные, слуховые, вкусовые ощущения и восприятия; узнавание близких людей, повторяемых объектов - зачатки памяти; впечатлительность от ярких и сильных раздражителей (цвет, звуки, мелодии, свет); восприятие и понимание речи (визг, гуление, слоги, вокализация, к концу года примерно 15 слов) ориентация в пространстве, нахождение предметов, их назначение, усвоение некоторых сенсорных эталонов, первые ассоциации на предметы, имитация действий с предметами по показу взрослого, специфическое их использование; внимание неустойчиво - 10-12 сек., рассеянность, отвлекаемость. Эмоциональная сфера детей младенческого возраста - безусловно-рефлекторная основа реакций: плач, мимика неудовольствия, удовольствия, улыбка при приятном самочувствии, смех, радость при появлении близких, огорчение, зачатки симпатии, следствие оборонительной реакций - страх. Задачи развития: установление привязанности между ребенком и ухаживающим за ним взрослым; максимальное развитие и расширение ориентации ребенка в окружающей действительности. Эмоциональное общение взрослого с ребенком 1 года жизни как ведущая деятельность в этом возрасте: язык мимики, жестов, эмоциональная речь, близость, привязанность, отзывчивость, теплота, мягкость, подбадривание, улыбка; совместная предметная деятельность со взрослым, ассоциация между предметами, их названием в ходе общения со взрослым, идентификация, как социальная ситуация и сензитивный период развития психики младенца; изоляция, «госпитализация» как отрицательные ситуации развития. 5.3. Итоговый контроль знаний: 1.Новорожденность. 3.Сенсорное и перцептивное развитие. 7.Условия раннего когнитивного и речевого развития.
Задания для уяснения темы занятия, методики вида деятельности · Тест 1) Сосательный рефлекс образуется… а) Сразу после рождения б) На 18ой неделе гистации в) Через 1-3 часа после рождения г) За 3-7 дней до рождения
2) Что в дальнейшем происходит с цеплятельным рефлексом и рефлексом ползанья новорожденного? а) Из них развиваются высшие формы поведения б) Они постепенно деградируют в) Они остаются на том же уровне развития г) У новорожденных отсутствуют безусловные рефлексы
3) Ведущая деятельность в младенческом возрасте а) Игра б) Непосредственно-эмоциональное общение в) Прием пищи г) Сосание пальца
4) У новорожденного а) Развитие сенсорных анализаторов происходит быстрее, чем развитие двигательных б) Развитие двигательных анализаторов происходит быстрее чем развитие сенсорных
5) Какие эмоции проявляются первыми а) положительные б) отрицательные
6) Эмоционально-двигательная реакция младенца, обращенная ко взрослому: а) маленькое счастье б) комплекс радости в) комплекс оживления г) комплекс неполноценности · Ситуационные задачи Задача №1 Мама оберегает новорожденного Рому от всех опасностей внешнего мира. Рома помещен в пустую комнату за одноцветными стенами с шумоизоляцией. В доме все ходят на цыпочках. Мама заходит в комнату к ребенку всегда в одной и той-же одежде, чтобы не напугать малыша. Мама молодец?
Задача №2 Мама маленький Томы в роддоме горько плачет. Проходящий мимо психолог обратил внимание на состояние молодой мамы и спросил у нее в чем дело? Мама объяснила, что ее Тома - грустный ребенок. Она никогда не улыбается после кормления, а только кричит или молчит. Ответ психолога: 6. Список тем по УИРС, предлагаемый кафедрой: - Влияние нарушения общения на психическое развитие ребенка раннего возраста. - Роль привязанности в психическом развитии ребенка. - Кризис трех лет. Что скрывается за симптомами кризиса? - Действие как единица анализа психического развития ребенка.
7. Рекомендуемая литература: - основная: 1. Абрамова Г.А. Сборник задач по социальной психологии и психологии развития. - М, 1999. 2. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.; 1999. – с. 7-18 3. Силберг Дж. Занимательные игры с малышами от рождения до года. - М., 1997. - дополнительная: 1.БД «MedArt» 1. БД «Медицина» 2. ЭК КрасГМУ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|