Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задания для уяснения темы занятия, методики вида деятельности

Кафедра психологии и педагогики с курсом медицинской психологии, психотерапии и педагогики ПО

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

по дисциплине « Психология развития и возрастная психология »

для специальности 030302.65 – клиническая психология (очная форма обучения)

К СЕМИНАРСКОМУ ЗАНЯТИЮ № 6

ТЕМА: «Младенчество»

 

 

Утверждены на кафедральном заседании

протокол № ____ от «___»____________ 20__ г.

 

Заведующий кафедрой

д. псх.н. доцент Логинова И.О. ________(подпись) _________ (фамилия, инициалы)

 

Составитель (-ли):

к. псх.н. Колкова С.М. ________(подпись) _________ (фамилия, инициалы)

 

 

Красноярск

20__

Занятие №6.

Тема «Младенчество»

 

2. Форма организации занятия: семинарское.

3. Значение изучения темы:

Учебное – формирование представлений о периоде младенчества, понимание специфичности и уникальности этого периода.

Профессиональное - знание базовых предметных категорий, позволяющее включаться в профессиональное сообщество, формирование профессиональной ментальности, становление профессиональной позиции.

Личностное - формирование гуманистического отношения к детям, воспитание профессиональной культуры личности.

4. Цели занятия: на основе теоретических знаний и практических умений обучающийся должен иметь представление о периоде младенчества в возрастной периодизации развития, знать характеристики младенческого возраста, уметь различать особенности данного периода возрастного развития.

 

5. План изучения темы:

5.1. Исходный контроль знаний (фронтальный опрос):

· Как выбрать систему воспитания младенцев?

· Как происходит развитие восприятия?

· Когда начинается период подготовки словесной речи?

· Как общаться с младенцем?

· Как и когда появляется потребность в общении у младенцев?

· Как проявляются признаки привязанности?

· Каковы основные проявления и значение кризиса одного года?

 

5.2. Основные понятия и положения темы:

 

Ведущая деятельность в младенческом возрасте -эмоциональное общение при опережающей роли взрослого, близких людей, как слияние естественной и духовной потребности существа человеческого рода. Адаптивная функция младенца. Социальная ситуация развития младенца - совокупность, слияние специфических условий на основе семейных отношений между родителями, их готовность иметь ребенка, его ожидание, принятие; их личностные свойства, способности и др. материальное положение, социальный статус в обществе; в семье - положительный эмоциональный климат, благополучие, комфорт. Сензитивный период развития у детей младенческого возраста, 1-го года жизни - специфические, неосознанные возможности восприимчивости, чувствительности, эмоциональной впечатлительности под влиянием эмоционально значимых стимулов от близких людей, культурно-гигиенической среды, комфортного психологического климата: благожелательности, благонадежности, оптимизма.

Особенности поведении новорожденного (0-3 мес.): импульсивность, хаотичность движений головы, конечностей тела, глаз, мышц лица (гримасы); оральные, стволово-спинальные, тонические рефлексы (сосательные, поисковые, ладонно-ротовые, защитные, опорные, кожные, шейные и др. рефлексы - всего более 100); обонятельная, слуховая, зрительная локализация; восприятие удаленности объекта; комплекс оживления.

Анатомо-физиологические особенности детей младенческого возраста (1-3 - 12 месяцев), (костно-мышечная, дыхательная, сердечно-сосудистая, пищеварительная, нервная система; анализаторы). Двигательная сфера младенца, её механизмы (контроль головы, опора на руки, живот, двигательно-моторная, слуховая координация, основные и вспомогательные движения, голосовая активность, манипуляция предметами, преднамеренное их использование; импринтинг, подражание, условно-рефлекторное научение.

Познавательная сфера детей младенческого возраста: кожные, зрительные, слуховые, вкусовые ощущения и восприятия; узнавание близких людей, повторяемых объектов - зачатки памяти; впечатлительность от ярких и сильных раздражителей (цвет, звуки, мелодии, свет); восприятие и понимание речи (визг, гуление, слоги, вокализация, к концу года примерно 15 слов) ориентация в пространстве, нахождение предметов, их назначение, усвоение некоторых сенсорных эталонов, первые ассоциации на предметы, имитация действий с предметами по показу взрослого, специфическое их использование; внимание неустойчиво - 10-12 сек., рассеянность, отвлекаемость.

Эмоциональная сфера детей младенческого возраста - безусловно-рефлекторная основа реакций: плач, мимика неудовольствия, удовольствия, улыбка при приятном самочувствии, смех, радость при появлении близких, огорчение, зачатки симпатии, следствие оборонительной реакций - страх.

Задачи развития: установление привязанности между ребенком и ухаживающим за ним взрослым; максимальное развитие и расширение ориентации ребенка в окружающей действительности.

Эмоциональное общение взрослого с ребенком 1 года жизни как ведущая деятельность в этом возрасте: язык мимики, жестов, эмоциональная речь, близость, привязанность, отзывчивость, теплота, мягкость, подбадривание, улыбка; совместная предметная деятельность со взрослым, ассоциация между предметами, их названием в ходе общения со взрослым, идентификация, как социальная ситуация и сензитивный период развития психики младенца; изоляция, «госпитализация» как отрицательные ситуации развития.

5.3. Итоговый контроль знаний:

1.Новорожденность.
2.Физическое и моторное развитие в младенчестве.

3.Сенсорное и перцептивное развитие.
4.Дети, относящиеся к группе риска.
5.Когнитивное развитие. Сенсомоторный период.
6.Языковое развитие в младенчестве.

7.Условия раннего когнитивного и речевого развития.
8.Психосоциальное развитие в младенчестве: Социальное и эмоциональное развитие.

Задания для уяснения темы занятия, методики вида деятельности

· Тест

1) Сосательный рефлекс образуется…

а) Сразу после рождения

б) На 18ой неделе гистации

в) Через 1-3 часа после рождения

г) За 3-7 дней до рождения

 

2) Что в дальнейшем происходит с цеплятельным рефлексом и рефлексом ползанья новорожденного?

а) Из них развиваются высшие формы поведения

б) Они постепенно деградируют

в) Они остаются на том же уровне развития

г) У новорожденных отсутствуют безусловные рефлексы

 

3) Ведущая деятельность в младенческом возрасте

а) Игра

б) Непосредственно-эмоциональное общение

в) Прием пищи

г) Сосание пальца

 

4) У новорожденного

а) Развитие сенсорных анализаторов происходит быстрее, чем развитие двигательных

б) Развитие двигательных анализаторов происходит быстрее чем развитие сенсорных

 

5) Какие эмоции проявляются первыми

а) положительные

б) отрицательные

 

6) Эмоционально-двигательная реакция младенца, обращенная ко взрослому:

а) маленькое счастье

б) комплекс радости

в) комплекс оживления

г) комплекс неполноценности

· Ситуационные задачи

Задача №1

Мама оберегает новорожденного Рому от всех опасностей внешнего мира. Рома помещен в пустую комнату за одноцветными стенами с шумоизоляцией. В доме все ходят на цыпочках. Мама заходит в комнату к ребенку всегда в одной и той-же одежде, чтобы не напугать малыша.

Мама молодец?

 

Задача №2

Мама маленький Томы в роддоме горько плачет. Проходящий мимо психолог обратил внимание на состояние молодой мамы и спросил у нее в чем дело?

Мама объяснила, что ее Тома - грустный ребенок. Она никогда не улыбается после кормления, а только кричит или молчит.

Ответ психолога:

6. Список тем по УИРС, предлагаемый кафедрой:

- Влияние нарушения общения на психическое развитие ребенка раннего возраста.

- Роль привязанности в психическом развитии ребенка.

- Кризис трех лет. Что скрывается за симптомами кризиса?

- Действие как единица анализа психического развития ребенка.

 

7. Рекомендуемая литература:

- основная:

1. Абрамова Г.А. Сборник задач по социальной психологии и психологии развития. - М, 1999.

2. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.; 1999. – с. 7-18

3. Силберг Дж. Занимательные игры с малышами от рождения до года. - М., 1997.

- дополнительная:

1.БД «MedArt»

1. БД «Медицина»

2. ЭК КрасГМУ

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...