Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В отечественной дефектологической науке имеется очень много достижений в этой области.




В праве на социальное наследование, т.е. на наследование культурно-исторического опыта человечества.

Поэтому, педагог-психолог должен понимать термин Реабилитация именно таким образом – как восстановление ребенка в правах на социальное наследование, т.е. на наследование культурно-исторического опыта человечества.

Социальное наследование у любого ребенка всегда осуществляется только средствами и в сфере образования. В человеческой культуре, в каждом обществе существует специально созданное образовательное пространство, которое включает в себя традиции и научно обоснованные подходы к обучению детей разных возрастов в условиях семьи и специально организованных образовательных учреждений.

Отклонения в развитии приводят к «выпадению» ребенка из этого социально и культурно обусловленного образовательного пространства, а именно:

1. во-первых, ОН ВЫПАДАЕТ ИЗ СЕМЬИ, ПОТОМУ КАК грубо нарушается связь родителя и ребенка на самых ранних этапах, так как взрослый носитель культуры не может, не знает, каким образом передать ребенку с нарушениями в развитии тот социальный опыт, который каждый нормально развивающийся ребенок приобретает без специально организованных условий, специфичных средств, методов, путей обучения;

2. ВО-ВТОРЫХ, по отношению к ребенку с нарушениями в развитии перестают действовать традиционные способы решения традиционных образовательных задач на каждом возрастном этапе.

 

Самой лучшей характеристикой этой ситуации является метафора Л. С. Выготского о «социальном вывихе» ребенка с нарушениями в развитии как основной причине детской дефективности: «Физический дефект вызывает как бы социальный вывих, совершенно аналогично телесному вывиху, когда повреждённый член – рука или нога – выходят из сустава, когда грубо разрываются обычные связи и сочленения и функционирование органа сопровождается болью и воспалительными процессами... Если психологически телесный недостаток означает социальный вывих, то педагогически воспитать такого ребенка – это значит вправить его в жизнь, как вправляют вывихнутый и больной орган».

Принципиально важно для Вас понять, усвоить главный постулат КПД о том, что ограничения в жизнедеятельности и социальная недостаточность ребенка с ОВЗ непосредственно связаны не с первичным нарушением, т.е физическим недостатком, а именно с «социальным вывихом».

 

Преодоление социального вывиха можно осуществить исключительно средствами образования, но не массового и традиционного, а специально организованного, особым образом построенного и предусматривающего «обходные пути» достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами.

Таким образом, в процессе коррекционно-педагогической деятельности происходи реабилитация ребёнка с ОВЗ, реабилитация средствами образования.

 

Реабилитация средствами образования означает:

  • на уровне возраста – совпадение начала целенаправленного обучения с моментом выявления и определения нарушения в развитии ребенка (начиная с первых месяцев жизни);
  • на уровне содержания образования – выдвижение тех задач, которые не включаются в содержание образования нормально развивающегося ребенка;
  • на уровне методов обучения – построение «обходных путей» обучения, использование специфических средств обучения, более дифференцированное, развернутое по этапам, «пошаговое» обучение, не требующееся в образовании нормально развивающегося ребенка;
  • на уровне организации – это особые формы организации образовательной среды, которые не нужны нормально развивающемуся ребенку;
  • на уровне границ образовательного пространства – максимальное расширение образовательного пространства, необходимость постоянного целенаправленного обучения ребенка за пределами образовательного учреждения;
  • на уровне продолжительности образования – это пролонгированность процесса обучения и выход за рамки школьного возраста;
  • на уровне подготовки кадров специалистов для системы специального образования – это принципиальное изменение (по сравнению с подготовкой специалистов для обучения нормально развивающихся детей) профиля профессиональной подготовки учителя, т.е. обеспечение подготовки специалиста по выявлению и преодолению «социального вывиха», коррекции развития ребенка в ходе обучения, восстановлению нарушенных связей в разных областях развития;
  • на уровне определения круга лиц, участвующих в реабилитации средствами образования – это обязательное включение родителей в процесс реабилитации средствами образования и их особая подготовка силами специалистов.

 

Ещё раз – реабилитация средствами образования означает восстановление ребенка с нарушением в развитии в правах на наследование культурно-исторического и социального опыта; достижение максимально возможной для данного ребенка степени интеграции в общество в доступных для него сферах.

Чем лучше решается задача реабилитации средствами образования, тем выше потенциальные возможности интеграции ребенка с нарушениями в развитии в общество, тем более он подготовлен к самостоятельной взрослой жизни, т.е. социально компетентен.

Ещё один смысл термина реабилитация тоже чрезвычайно важно понимать педагогу-психологу: реабилитация – это ещё и "полное или частичное восстановление утраченных способностей". Причём самых различных способностей: говорить, ходить, видеть, слышать, радоваться жизни, смеяться, любить, дружить, обучаться разным профессиям. Делается это самыми разными средствами – медицинскими, педагогическими, психологическими, точнее комплексом этих средств.

В отечественной дефектологической науке имеется очень много достижений в этой области.

Взять к примеру Загорский (теперь это Сергиев-Посадский) интернат для слепо-глухо-немых детей.

 

2. Сущность коррекционно-педагогической деятельности

Деятельность – это, пожалуй, важнейшая категория в отечественной психологии.

Деятельность имеет целост­ную структуру, которая включает в себя следующие компоненты (см. рис. 1):

1) анализ исходной ситуации;

2) целеполагание (постановку цели);

3) планирование (со­ставление программы деятельности);

4) реализацию программы (исполнитель­ский компонент);

5) анализ деятельности и полученного результата (рефлек­сивно-оценочный компонент).

Наличие такой структуры предполагает, что деятельность носит творческий, про­ектировочный характер, что она, как правило, неоднозначна, предполагает альтернативность и многовариант­ность решений, быстроту их поиска. Деятельность вообще и кор-пед-ая в частности, имеет разнообразные смыслы.

 

Согласно федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в этой программе должен быть специальный раздел "Содержание коррекционной работы", который разрабатывается в том случае, если в ДОУ имеются группы детей с ОВЗ.

Содержание коррекционной работы должно быть направлено на

1) обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья и

2) оказание помощи этим детям в освоении всех образовательных областей Программы ("Физическая культура", "Здоровье", "Безопасность", "Социализация", "Труд", "Познание", "Коммуникация", "Чтение художественной литературы", "Художественное творчество", "Музыка").

Содержание коррекционной работы должно обеспечивать:

1) выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;

2) осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей;

3) возможность освоения детьми с ОВЗ Программы и их интеграции в образовательном учреждении.

Указанный раздел должен содержать перечень, содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий.

Эти мероприятия представляют собой систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях образовательного процесса в ДОУ. Система содержит следующие компоненты:

1) психолого-медико-педагогическое обследование детей с целью выявления их особых образовательных потребностей,

2) групповые и индивидуальные коррекционные занятия с использованием специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных методических пособий и дидактических материалов, технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования,

3) мониторинг динамики развития детей, их успешности в освоении основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

При описании содержания коррекционной работы должно быть учтено взаимодействие всех специалистов ДОУ (музыкального руководителя, воспитателя, инструктора по физической культуре, медицинских работников, дефектолога, логопеда). При необходимости возможно привлечение специалистов из других организаций, специализирующихся в области оказания поддержки детям с ограниченными возможностями здоровья.

В случае невозможности комплексного усвоения воспитанником Программы из-за тяжести физических и (или) психических нарушений, подтвержденных в установленном порядке психолого-медико-педагогической комиссией, содержание коррекционной работы формируется с акцентом на социализацию воспитанника и формирование практически-ориентированных навыков. После окончания обучения в ДОУ и достижении 7 летнего возраста такой воспитанник решением ПМПК направляется в специальное образовательное учреждение.

 

Основные направления КПД – это адаптация, компенсация, реабилитация, коррекция.

Адаптация – это эффективная и экономная, адекватная приспособительная деятельность организма к воздействию факторов внешней среды.

Компенсация – это (от греч. cоmрensare - возмещать) - теоретический конструкт индивидуальной психологии А. Адлера -. Стремление человека устранить из сознания комплекс неполноценности - за счет целенаправленного развития физических или психических функций, приводящих к переживанию чувства адекватности.

В социологии - уравновешивание неудач и неуспехов в к.-л. области (или роли) достижениями и продвижением - в другой. 2. В психологии - восстановление нарушенного равновесия. 3. По А. Адлеру - избавление от чувства неполноценности в одной области с помощью усиленной деятельности в другой области. Или стремление человека устранить из сознания комплекс неполноценности - за счет целенаправленного развития физических или психических функций, приводящих к переживанию чувства адекватности.

Реабилитация – это ….ну об этом мы уже говорили…

 

Дефектологическая наука (специальная педагогика) накопила достаточный опыт в изучении сущности, содержания, структуры и технологий коррекционной деятельности с различными категориями детей, имеющих дефекты в развитии и отклонения в поведении.

Чтобы овладеть технологиями этой деятельности необходимо овладеть системой понятий.

В «Педагогической энциклопедии» понятие «коррекция» определяется как исправление (частичное или полное) недостатков психического и физического развития у детей с ОВЗ с помощью специальной системы педагогических приемов и мероприятий. Причем коррекция рассматривается как педагогическое воздействие, которое не сводится к тренировочным упражнениям, направленным на исправление (ликвидацию) отдельно взятого дефекта, а подразумевает воздействие на личность ребенка в целом.

Решая важную социально-педагогическую задачу приближения развития детей к норме, специалисты в коррекционном процессе главную цель видят в устранении или уменьшении рассогласования между установленной (нормальной) и реальной (имеющей отклонения) детской деятельностью (в совокупности отдельных её видов - игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения). Поэтому важным в коррекционном процессе является правильный учет величины и характера рассогласования и оперативное исправление этого несоответствия между нормой и отклонением.

Норма (от лат. norma - руководящее начало, точное предписание, образец) трактуется как совокупность правил и требований, вырабатываемых каждой реально функционирующей общностью и играющих роль важнейшего средства регуляции поведения членов данного сообщества, характера их взаимоотношений, взаимодействия и общения.

Нормы описаны опять-таки в изученном вами документе – в федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

При оценке отклонений от нормы необходимо учитывать целый комплекс условий:

1) возраст ребенка

2) пол

3) время появления и длительность сохранения отклонений;

4) жизненные обстоятельства, вызывающие или усугубляющие отклонения

5) тяжесть и множественность отклонений.

То есть, решая вопрос о выборе алгоритма коррекционно-педагогической деятельности с ребёнком необходимо учитывать целый комплекс психолого-педагогических условий и социально-педагогических факторов.

Итак, коррекционно-педагогическая деятельность - это сложное психофизиологическое и социально-педагогическое явление, пронизывающее весь образовательный процесс (обучение, воспитание и развитие), выступающее как его подсистема, куда входят объект и субъект педагогической деятельности, ее целевой, содержательный, операционно-деятельностный и оценочно-результативный компоненты.

Наряду с коррекционно-развивающей, коррекционно-профилактической существует и воспитательно-коррекционная, коррекционно-образовательная деятельность, которые в своем интегративном единстве и объединяет общее понятие «коррекционно-педагогическая деятельность».

Исходя из существующего положения и трактовки коррекционной работы, правомерно говорить о коррекционно-педагогическом процессе как составной части единого образовательного процесса, в который входит обучение, воспитание и развитие ребенка.

Коррекция как особая форма психолого-педагогического воздействия теоретически базируется на следующих фундаментальных положениях:

• положении о том, что позитивно влиять на процесс развития - значит управлять ведущей деятельностью, в данном случае ИГРОЙ (теория деятельности А. Н. Леонтьева);

• положении о социальной ситуации развития Л. С. Выготского как единицы анализа динамики развития ребенка, т. е. совокупности законов, которыми определяется возникновение и изменение структуры личности ребенка на каждом возрастном этапе;

• положении, разработанном Д. Б. Элькониным о том, что коррекционный потенциал игры заключается в практике новых социальных отношений, в которые включается человек в процессе специально организованных групповых коррекционных занятий.

Наиболее глубоко психолого-педагогическую сущность коррекционной деятельности и ее профилактическую направленность, на наш взгляд, раскрыли психологи и психотерапевты (С. А. Бадмаев, Г. В. Бурменская, О.А. Карабанова, А. Г. Лидере, А.С.Спиваковская и др.), которые видят коррекцию как особым образом организованное психологическое воздействие, осуществляемое по отношению к группам повышенного риска и направленное на перестройку, реконструкцию тех неблагоприятных психологических новообразований, которые определяются как психологические факторы риска, на воссоздание гармоничных отношений ребенка со средой.

Мы исходим из того, что коррекционно-педагогическая деятельность - составная и неотъемлемая часть педагогического процесса как динамической педагогической системы, как специально организованного, целенаправленного взаимодействия педагогов и воспитанников, направленного на решение развивающих и образовательных задач. Тем более что при коррекции девиаций в поведении и отклонений в развитии важно учитывать, что взаимодействие субъектов педагогического процесса своей конечной целью имеет усвоение воспитанниками опыта, накопленного обществом (как стратегическая задача) и освоение положительных нравственных норм и правил, культуры поведения (тактическая задача).

Особо, на наш взгляд, необходимо отметить еще и то, что взаимодействие педагогов и воспитанников на содержательной основе с использованием разнообразных средств есть существенная характеристика педагогического процесса, протекающего в любой педагогической системе, в том.числе и коррекционно-педагогической.

 

Педагогическая деятельность в рамках любой педагогической системы может быть представлена как взаимосвязанная последовательность решения педагогом бесчисленного множества задач разного уровня сложности, где воспитанники включены в их решение, так как они взаимодействуют с педагогами. С этой точки зрения единицей коррекционно-педагогического процесса целесообразно определить материализованную педагогическую задачу как воспитательную ситуацию, характеризующуюся взаимодействием педагогов и воспитанников с определенной целью (коррекция отклонений в развитии и поведении детей и подростков).

Педагогическая задача, имея четкую структуру, позволяет рассмотреть коррекционную деятельность в строгой логике и последовательности:

1) анализ ситуации развития и поведения ребенка,

2) постановка педагогической задачи;

3) проектирование вариантов решения ситуации и выбор оптимального для данных условий;

4) осуществление плана решения задач на практике, включающего организацию взаимодействия, регулирование и корригирование течения педагогического процесса;

5) анализ результатов решения.

Следует согласиться с утверждением отечественных психологов (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин), что цель коррекционной работы должна определяться пониманием закономерностей психического развития ребенка как активного деятельностного субъекта этого процесса, реализуемого в сотрудничестве со взрослыми в форме усвоения общественно-исторического опыта путем его интериоризации.

При формулировке коррекционно-педагогических целей необходимо иметь в виду, что цели коррекции должны:

• формулироваться в позитивной, а не в негативной форме;

• быть реалистичны и соотноситься с продолжительностью коррекционной работы;

• быть привлекательны и оптимистичны, вызывать желание и стремление у ребенка их достигнуть;

• учитывать индивидуальные и психологические возможности ребенка, коррелировать с существующими социально-педагогическими условиями и микросоциумом подростка.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...