Структура деятельности вожатого, направленная на приобщение детей к здоровому образу жизни
В первой части методических рекомендаций рассматривается предмет деятельности – обучающийся пилотной школы, который имеет свои желания, потребности, способен самостоятельно ставить цели и принимать решения. Он становится субъектом здоровьесозидающего поведения и деятельности. Рассмотрим компоненты структуры здоровье сберегающей деятельности и поведения ее субъектов, функциональную структуру деятельности старшего вожатого, ее содержательную часть, а также методы приобщения детей к здоровому образу жизни (табл. 1). Табл. 1. Матрица функций и содержания деятельности Старшего вожатого
Первый шаг и главная функция (см. графу 2) - побудить ребенка к деятельности, превратив его потребность (например, желание быть сильным или авторитетным в классе) в мотив, побуждающий его созидать свое здоровье. Для этого тебе нужно сориентироваться в ситуации: узнать, как часто болеют дети, как проводят свое свободное время, занимаются ли спортом, что они любят, как относятся к режиму дня и питанию (графа 3). Для этого тебе необходимо использовать методы и приемы актуализирующие (активизирующие, оживляющие) потребности детей, превращающие потребность в мотив. Такими методами могут быть встречи с интересными людьми: космонавтами, спортсменами, артистами, просмотр с последующим обсуждением видеороликов о здоровом образе жизни, о причинах страданий людей от болезней. Викторины для обучающихся младшего возраста позволят и вожатому, и детям выяснить, что они знают, а что нет о здоровье, диспуты со старшеклассниками – понять, почему так важно быть здоровым, что здоровье – это дар, который необходимо охранять и преумножать.
После того, как ребенок психологически готов к действию, переходи ко второму шагу.
Второй шаг и вторая функция - помочь обучающемуся самому поставить цель как образ желаемого результата. Помочь ему выстроить этот образ здоровья. Пусть он сделает коллаж своего будущего, расскажет о своей мечте, сочинит сказку. И, наконец, помоги ему формализовать его цель, поставить конкретные задачи. К примеру, «Я хочу стать космонавтом, для этого мне нужно быть здоровым. Чтобы быть здоровым, я должен ежедневно делать зарядку, заниматься спортом, соблюдать режим дня и правильно питаться». Третий шаг – помочь ребенку, здесь и сейчас, принять решение об изменении в положительную сторону его образа жизни. Приступите с ним к разработке идеального режима дня, помогите принять решение о занятии каким-либо видом спорта, продумайте с ним его рацион питания. Только помни, дорогой друг, что в этом процессе ты лишь помощник. Ребенок должен принять решение сам. Иначе ты столкнешься с сопротивление, так как у ребенка не будет энергии для движения к цели. Твоими помощниками в этом процессе могут быть беседы и мини-лекции, диспуты, дискуссии, ток-шоу, деловые игры. Без назидания и порицаний ты можешь только ускорить процесс приобщения детей к здоровому образу жизни. Шаг четвертый и функция на этом этапе – помощь ребенку в реализации его личной программы здорового образа жизни. Функция здесь регулирующая. Возможно различными приемами и методами помочь обучающимся не соскользнуть с цели, удерживая внимание ребенка на стратегической задаче. На этом этапе необходимо обучающемуся освоить навыки здоровьесберегающего поведения. Можно проводить подвижные и деловые игры, конкурсы, диспуты, ток-шоу, соревнования, клубы по интересам. Организовать проектную деятельность, к примеру, «Мой проект-здоровье» и т.д.
Шаг пятый – и главная функция на этом этапе -диагностическая. Подведение итогов деятельности, направленной на освоение здорового образа жизни. Выявление факторов, которые способствовали развитию качеств субъекта здоровьесберегающей деятельности: решительности, целеустремленности, смелости, ответственности, дисциплинированности, настойчивости. Определение и фиксирование изменений стиль здорового образа жизни (созидающий, сохраняющий, разрушающий). На этом этапе помогут такие методы как квесты, эстафеты, спартакиады и методы, побуждающие детей к рефлексии: мини-рассказы о своих достижениях и трудностях. К примеру: «Как я шел к цели», «Мои внутренние враги на пути к здоровью» и т.п. НЕПРАЗДНЫЕ ВОПРОСЫ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|