Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности проведения анализа финансовых результатов деятельности

Теоретические основы анализа результатов финансовой деятельности предприятия

 

В современных условиях, когда экономика испытывает кризис и предприятия вынуждены мобилизовать все имеющиеся внутренние ресурсы, большую роль в этом процессе играет анализ финансовых результатов деятельности предприятия.

Финансовый анализ применяется для исследования экономических процессов и экономических отношений, показывает сильные и слабые стороны предприятия и используется для принятия оптимального управленческого решения.

Анализ финансовых результатов деятельности предприятия позволяет определить наиболее рациональные способы использования ресурсов и сформировать структуру средств предприятия. Кроме того, финансовый анализ может выступать в качестве инструмента прогнозирования отдельных показателей предприятия и финансовой деятельности в целом.

Финансовый анализ позволяет проконтролировать правильность движения финансовых потоков денежных средств организации и проверить соблюдение норм и нормативов расходования финансовых, материальных ресурсов и целесообразность осуществления затрат.

Информационной базой финансового анализа является бухгалтерская отчетность.

Результаты финансового анализа используются как внутренними пользователями (руководство, менеджеры), так и внешними (собственники, кредиторы, поставщики и покупатели, консультанты, биржи ценных бумаг, юристы, пресса).

 


 

Состояние рынка продукции

 

Рынок зерна занимает особое место среди всех стратегических жизненно

важных рынков сельскохозяйственного сырья. Уровень производства зерна позволяет судить об эффективности функционирования агропромышленного комплекса и его отраслей, уровне жизни населения, экономическом потенциале государства. Функционирование зернового хозяйства включает все товарно-денежные отношения, посредством которых регулируется производство, сбыт, потребления зерна, формируются хозяйственные и коммерческие связи между субъектами зернового рынка. Взаимоотношения между ними, основанные на купле-продаже, обеспечивающие, с одной стороны, предложение зерна и продуктов его переработки, а с другой – спрос на них, составляют рыночные отношения.

Наряду с особенностями производства, существует ряд особенностей потребления сельхозпродукции.

Во-первых, значительная ее часть потребляется самими производителями и оставляется на семена, что ведет к ограниченной товарности хозяйств. Собранный урожай не означает, что он весь попадет на рынок. Часть продукта должна при продаже окупить затраты на производство всего продукта.

Во-вторых, часть зерна потребляется в животноводстве. Спрос на фуражное зерно вторичен от спроса домохозяйств на мясо и молоко. Если производство зерна и животноводство сосредоточены в одном хозяйстве, то вторичность ведет к замедлению оборота оборотных средств, и, соответственно, увеличению их объема. Но, с другой стороны, возникает гарантия сбыта кормов и авансирование их производства за счет периодичного поступления средств от продажи мяса и молока.

 

В-третьих, большинство продукции сельского хозяйства имеет ограниченные сроки хранения. Поэтому издержки хранения и переработки для сохранения продукта здесь высоки, они создают существенную добавку к цене и базу для изъятия налога на добавленную стоимость. Встречающиеся в литературе и высказываниях политиков утверждения, что производство зерна имеет низкую добавленную стоимость, методически ошибочны, поскольку берут отдельно часть производства, не учитывают обязательность хранения и переработки для хранения.

В-четвертых, спрос домохозяйств на продукты питания неэластичен по цене, поскольку потребность в пище является одной из самых настоятельных потребностей, неудовлетворение которой ведет к смерти от голода. При движении цен вверх он не сокращается, хотя меняется его структура в сторону низкокачественных заменителей. Важно помнить, что насыщение спроса отличается от насыщения потребности. Спрос ограничен наличием денег у покупателей, потребность человека в пище ограничена и при наличии свободных денег у покупателей. Спрос домохозяйств на пищу эластичен по доходу до точки насыщения потребности в продуктах питания. После насыщения, положительной реакции на рост дохода нет, однако возникают новые потребности в здоровой и изысканной нище. При снижении дохода растет спрос на суррогатные продукты. Но в целом потребление пищи предсказуемо. Поэтому потенциальные емкости территориальных рынков продовольствия могут быть рассчитаны с достаточной точностью.

Закон насыщения потребности в продуктах питания показывает зависимость между спросом и потребностью населения. Объем спроса в натуральных показателях при росте дохода растет до пункта насыщения потребности, после чего его рост прямо пропорционален росту населения на данной территории. Закон действует при отсутствии сильных потоков миграции, изменяющих суммарную потребность населения на данной территории. Следствием этого закона является закон убывающей зависимости роста производства от стимулирования личного потребления домохозяйств. Примером такого стимулирования могут быть продовольственные талоны для бедных. Темпы роста производства продовольствия при достижении насыщения потребности в питании весьма ограничены и соответствуют темпу роста населения, и все меньше зависят от роста потребляемой части располагаемых доходов домохозяйств.

Рынок продукции растениеводства (без технических культур) — это рынок неустойчивого предложения и фиксированного регионального спроса. Спрос домохозяйств неэластичен и имеет верхнюю границу потребности в каждый период времени, а покупка продуктов питания про запас перекладывает издержки хранения на покупателя. Поэтому богатый урожай вместо радости разоряет производителя падением цен, ведущим к нерентабельности и невозможности расплатиться с кредитом, взятым под будущий урожай. Это верно для закрытого внутреннего рынка. Если есть возможность экспорта излишнего предложения, то понижения цен не происходит.

Плохой урожай, казалось бы, выгоден производителям. Цены растут, а передерживание продукции в расчете на еще больший рост цен должно вызвать существенный рост доходности. По плохой урожай означает, что у большинства производителей меньше товаров, а некоторым вообще нечего продавать по этим высоким ценам. Следовательно, существование неурожайных и высокоурожайных лет создает в обоих случаях опасность банкротства хозяйств. Движение цен на рынке сельхозпродукции, если этот рынок закрыт для экспорта и импорта, ведет к равновесию спроса и предложения только через сильную волатильность контрактов. Цена во время посевной кампании изменяет планы производителей. Когда же урожай созрел, объем производства не изменить при любой динамике цен.

Таким образом, особенности как самого растениеводства, так и рынка его продукции, делают рыночный механизм неэффективным регулятором и требуют вмешательства государства с целью выравнивания рентабельности независимо от флуктуации урожайности и от размера хозяйства. Необходимы субсидии, льготное кредитование капиталовложений, страхование рисков, компенсация ножниц цен, противодействие спекуляции и росту цен, сохранение производства при банкротстве физических лиц и пр.

Условия, положительно или отрицательно влияющие на производство, сводятся к наличию факторов производства, прежде всего земли и способного к труду населения, а также адекватных им производственных отношений и экономической политики правительства.

 

Особенности проведения анализа финансовых результатов деятельности

Основной целью финансового анализа является получение небольшого числа ключевых параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами. При этом аналитика и менеджера может интересовать как текущее финансовое состояние предприятия, так и его проекция на ближайшую или более отдаленную перспективу, т.е. ожидаемые параметры финансового состояния.

Цели анализа достигаются в результате решения определенного взаимосвязанного набора аналитических задач. Аналитическая задача представляет собой конкретизацию целей анализа с учетом организационных, информационных, технических и методических возможностей проведения анализа.

Оценка финансовой деятельности предприятия осуществляется на основе бухгалтерской отчетности.

Основной принцип аналитического чтения финансовых отчетов — это дедуктивный метод, т.е. от общего к частному. Но он должен применяться многократно. В ходе такого анализа как бы воспроизводится историческая и логическая последовательность хозяйственных факторов и событий, направленность и сила влияния их на результаты деятельности.

 

Практика финансового анализа выработала основные правила чтения (методику анализа) финансовых отчетов.

Среди них можно выделить 6 основных методов:

Горизонтальный анализ — сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом;

Вертикальный анализ — определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом;

Трендовый анализ — сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т.е. основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда формируют возможные значения показателей в будущем, а, следовательно, ведется перспективный прогнозный анализ;

Анализ относительных показателей — расчет отношений между отдельными позициями отчета или позициями разных форм отчетности, определение взаимосвязей показателей;

Сравнительный анализ — это как внутрихозяйственный анализ сводных показателей отчетности по отдельным показателям фирмы, дочерних фирм, подразделений, так и межхозяйственных анализ показателей данной фирмы с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними хозяйственными данными;

Факторный анализ — анализ влияния отдельных факторов на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования. Причем факторный анализ может быть, как прямым, когда результативный показатель дробят на составные части, так и обратным (синтез), когда его отдельные элементы соединяют в общий результативный показатель.

Финансовый анализ является частью общего, полного анализа хозяйственной деятельности, который состоит из двух тесно взаимосвязанных разделов: финансового анализа и производственного управленческого анализа.

Финансовый анализ подразделяется на внешний и внутренний. Особенностями внешнего финансового анализа являются:

· множественность субъектов анализа, пользователей информации о деятельности предприятия;

· разнообразие целей и интересов субъектов анализа;

· наличие типовых методик анализа, стандартов учета и отчетности;

· ориентация анализа только на публичную, внешнюю отчетность предприятия;

· ограниченность задач анализа как следствие предыдущего фактора;

· максимальная открытость результатов анализа для пользователей информации о деятельности предприятия.

Финансовый анализ, основывающийся на данных только бухгалтерской отчетности, прибретает характер внешнего анализа, проводимого за пределами предприятия его заинтересованными контрагентами, собственниками или государственными органами. Этот анализ не позволяет раскрыть всех секретов успеха фирмы.

Основное содержание внешнего финансового анализа, осуществляемого партнерами предприятия, по данным публичной финансовой отчетности, составляют:

· анализ абсолютных показателей прибыли;

· анализ относительных показателей рентабельности;

· анализ финансового состояния, рыночной устойчивости, ликвидности баланса, платежеспособности предприятия;

· анализ эффективности использования заёмного капитала;

· экономическая диагностика финансового состояния предприятия и рейтинговая оценка эмитентов.

Существует многообразная экономическая информация о деятельности предприятий и множество способов анализа этой деятельности. Финансовый анализ по данным финансовой отчетности называют классическим способом анализа. Внутрихозяйственный финансовый анализ использует в качестве источника информации и другие данные системного бухгалтерского учета, данные о технической подготовке производства, нормативную и плановую информацию и др.

Основное содержание внутрихозяйственного финансового анализа может быть дополнено и другими аспектами, имеющими значение для оптимизации управления, например, такими, как анализ эффективности авансирования капитала, анализ взаимосвязи издержек, оборота и прибыли. В системе внутрихозяйственного управленческого анализа есть возможность углубления финансового анализа за счет привлечения данных управленческого производственного учета, иными словами, имеется возможность проведения комплексного экономического анализа и оценки эффективности хозяйственной деятельности.

Особенностями управленческого анализа являются:

· ориентация результатов анализа на своё руководство;

· использование всех источников информации для анализа;

· отсутствие регламентации анализа со стороны;

· комплектность анализа, изучение всех сторон деятельности предприятия;

· интеграция учета, анализа, планирования и принятия решения;

· максимальная закрытость результатов анализа в целях сохранения коммерческой тайны.


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...