Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Группа риска лиц с отклонениями в поведении

Занятие № 3.

Профилактика неинфекционных заболеваний.

 

Основные вопросы занятия:

 

  1. Понятия «здоровье, болезнь, предболезнь». Уровни здоровья, группы здоровья.

 

  1. Оценка физического развития и функционального состояния организма.

 

  1. Факторы риска и группы риска здоровью.

 

  1. Направления сестринской деятельности при профилактической работе со здоровыми людьми различного возраста.

 

  1. Понятия «здоровье, болезнь, предболезнь». Уровни здоровья, группы здоровья.

 

По определению ВОЗ, здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических недостатков.

 

Болезнь – это нарушение, поломка, дефект физических или психических функций организма, ведущих к нарушению его жизнедеятельности.

 

Предболезнь – промежуточный период между здоровьем и болезнью, обусловленный особенностями образа жизни, генетическими факторами, условиями труда, наличием факторов риска, но не проявляющийся клиническими симптомами, характерными для определённого заболевания.

 

Группы здоровья:

1 группа – отсутствуют жалобы на состояние здоровья. Это практически здоровые люди. С ними проводятся профилактические беседы и даются рекомендации по ЗОЖ.

 

2 группа – люди с факторами риска, нуждаются в проведении профилактических мероприятий.

 

3 группа – люди с хроническими заболеваниями, нуждающиеся в дополнительном обследовании в амбулаторных условиях. Люди с острыми заболеваниями, нуждающиеся в лечении в амбулаторных условиях.

 

4 группа – люди, нуждающиеся в плановом обследовании и лечении в условиях стационара.

 

5 группа – люди с впервые выявленными или уже имеющимися хроническими заболеваниями, нуждающиеся в высокотехнологичной медицинской помощи.

 

Уровни здоровья:

  • Индивидуальное – здоровье отдельного человека.
  • Групповое – здоровье социальных и этнических групп.
  • Общественное – здоровье общества в целом.

 

  1.  Оценка физического развития и функционального состояния организма.

 

Физическое развитие – это комплекс морфологических и функциональных свойств организма, который определяет массу, плотность и форму тела, а у детей и подростков – процессы роста. Физическое развитие помогает оценить выносливость, работоспособность, физическую силу.

Физическое развитие исследуют методами соматоскопии / внешнего осмотра/ и антропометрии.

 

Соматоскопия выявляет особенности телосложения, осанку и состояние опорно-двигательного аппарата.

Особенности телосложения определяются конституцией: нормостеник, гиперстеник, астеник.

Осанка – это привычная поза непринуждённо стоящего человека. Нарушения осанки возникают при слабости мышц в любом возрасте. Чаще развивается сутулость, что может способствовать нарушению функции дыхания и кровообращения. Затем проводится оценка формы грудной клетки, форма ног / нормальная, Х-образная, О-образная/. Стопы: нормальные, уплощённые и плоские.

Форма рук – прямые, Х-образные.

 

Антропометрия – измерение параметров человеческого тела /роста, массы тела/, окружности грудной клетки, жизненной ёмкости лёгких, силы мышц.

Для объективного суждения о физическом развитии определяют соотношения отдельных антропометрических показателей – индексы. Обычно определяют ИМТ, жизненный индекс (ЖЕЛ:массу тела), показатели силы кисти (динамометрия: массу тела х 100).

 

Функциональные пробы позволяют оценить реакцию органов дых

ания, ССС на физическую нагрузку. Проводят пробы с приседаниями, ортостатическую пробу, пробу Штанге. Полученные данные сравниваются с нормативными.

 

Факторы риска и группы риска здоровью.

 

По определению экспертов ВОЗ, выделяют:

· Первичные большие факторы риска здоровью

* курение

* злоупотребление алкоголем

* нерациональное питание

* гиподинамия

* психоэмоциональный стресс

 

· Вторичные большие факторы риска здоровью

* сахарный диабет

* артериальная гипертония

* гиперхолестеринемия

* ревматизм

* аллергия

* иммунодефицитные состояния

 

Группы риска здоровью:

 

Группа демографических факторов риска

· Дети

· Старики

· Одинокие люди

· Вдовы, вдовцы

· Мигранты, беженцы

 

Группа производственного профессионального риска

· Работающие в условиях вредных для здоровья производств – тяжёлое машиностроение, химическая, металлургическая промышленность, транспорт и др.

 

Группа риска функционального, патологического состояния

· Беременные

· Недоношенные дети, родившиеся с низкой массой тела

· Лица с генетическим риском

· Лица с врождёнными аномалиями и дефектами

· Инвалиды с детства

 

Группа риска низкого материального уровня жизни, бедности, нищеты

· Бедные

· Безработные

· Бомжи

 

Группа риска лиц с отклонениями в поведении

· Алкоголики

· Наркоманы

· Проститутки

· Лица с сексуальными отклонениями

· Лица с нарушениями психического здоровья

· Религиозные и другие сектанты с психическими отклонениями

 

3. Направления сестринской деятельности при проведении профилактической работы с людьми разного возраста.

 

Медицинская сестра принимает участие во всех видах профилактики распространённых заболеваний, используя все доступные формы профилактики. Особенно важна роль м/с в осуществлении первичной профилактики – т. е выявление первичных больших факторов риска здоровью и рекомендации пациентам и семье по организации здорового образа жизни.

 

Факторы Рекомендации медсестры
Питание   · Стремиться к достижению и сохранению идеального веса · Употреблять продукты, богатые клетчаткой и пищевыми волокнами · Употреблять рыбу не реже 2 раз в неделю · Ограничить употребление простых углеводов, животных жиров, соли · Пить 2-3 л воды в сутки · Для приготовления пищи использовать растительное масло
Физическая активность · Стараться ежедневно не менее 30 минут ходить пешком · Реже пользоваться лифтом · Отдыхать активно  
Стресс · Изучать способы релаксации · Не подавлять свои чувства, открыто выражать их · Делиться переживаниями с друзьями · Заниматься любимыми делами /хобби/  
Профилактика атеросклероза · Контролировать уровень холестерина · Контролировать уровень АД · Ограничить в рационе простые углеводы и животные жиры · Не курить · Избегать гиподинамии  
Профилактика онкологических заболеваний · Не употреблять продукты, содержащие консерванты, красители, нитраты · Употреблять больше продуктов, богатых витаминами А и С · Не курить · Не злоупотреблять алкоголем · Лечить хронические заболевания ОД, ЖКТ · Не злоупотреблять пребыванием на солнце  
Профилактика заболеваний органов дыхания · Не переохлаждаться · Не курить · Чаще проветривать помещение и делать влажные уборки · При контакте с химическими веществами использовать средства индивидуальной защиты ОД – маска, респиратор · Своевременно лечить острые заболевания ОД · Ежегодно проходить флюорографическое обследование  
Профилактика заболеваний ЖКТ · Соблюдать принципы рационального питания · Не курить · Не злоупотреблять алкоголем · Вести подвижный образ жизни · Регулярно посещать стоматолога · Не принимать горизонтальное положение в течение 2 часов после еды  
Профилактика остеопороза · Не злоупотреблять кофе · Не курить · Вести подвижный образ жизни · Употреблять продукты, богатые кальцием · Контролировать приём ГКС и пероральных контрацептивов  
Профилактика  заболеваний МВС · Не переохлаждаться · Не злоупотреблять алкоголем · Ограничивать в рационе пряности, копчёности, соленья  

 

Медицинская сестра принимает участие в проведении всех видов профилактических осмотров, в осуществлении диспансеризации здоровых и больных.

 

 


Вопросы по теме «Профилактика неинфекционных заболеваний»

 

1. Определение здоровья

2. Определение предболезни.

3. Уровни здоровья / индивидуальное, групповое, региональное, общественное/

4. Неизменяемые факторы риска.

5. Первичные большие факторы риска.

6. Группы риска здоровью.

· Демографического риска

· Производственного

· Функционального или патологического состояния

· Низкого материального уровня жизни

· С отклонениями в поведении

7. Объяснить, как сформирована группа демографического риска?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...