Вопросы, которые задают родители
* Вопрос: Может ли ребенок отвечать на уроке, или попросить учителя спрашивать его после уроков или письменно? * Ответ: Хорошо, если ребенок сам скажет, как он хочет отвечать. Лучше всего, если учитель будет доволен кратким ответом на поставленный вопрос («Да» или «Нет»). Это позволит ребенку избежать запинок, но наравне с другими участвовать в учебном процессе. * Вопрос: Можно ли изучать иностранный язык? * Ответ: Занятия иностранным языком улучшают память, внимание, артикуляцию. Обычно они начинаются с заучивания слов, коротких предложений, стихов. Скорее всего при их произнесении запинки не возникнут. Дети более тщательно продумывают то, что они собираются сказать. Эта привычка может перейти и в родную речь. Недаром еще в начале XIX века известный французский психиатр Итар советовал поручить воспитание заикающегося ребенка няне-иностранке. * Вопрос: Что делать, если ребенка дразнят? * Ответ: Надо попробовать объяснить тому, кто дразнит, как это некрасиво. Но не менее важно, чтобы дети знали, что есть гораздо более интересные для размышления вещи, чем мысли о том, кто и что о тебе думает. Нужно, чтобы ребенок был чем-то по-настоящему увлечен. Позаботьтесь о том, чтобы у него нашлись такие интересы (книги, коллекционирование, спорт, уход за домашними животными и т. п. ), которые занимали бы его внимание. Тогда обида не покажется столь значительной. Скорее всего, собственная увлеченность даст ребенку чувство превосходства перед теми, кто придает значение второстепенным качествам. И, естественно, при таком равнодушном отношении у тех, кто дразнит, пропадет интерес к этому. * Вопрос: Какие виды спорта предпочтительнее? * Ответ: Полезнее всего заниматься теннисом, плаванием. Именно эти виды спорта лучше других снимают напряжение, улучшают дыхание.
Такие виды спорта, как бокс, хоккей, футбол усиливают напряжение и нарушают дыхание. Остальные виды спорта не противопоказаны. УЧИМСЯ ЧИТАТЬ ИНТЕРЕСНО И ЛЕГКО! [3] «Для изучения букв есть много способов, и все они хороши, если ученик не скучает». Л. Н. Толстой («Статья для учителя») Как научить ребенка читать? С чего начать? Учить читать целыми словами? Объяснить, как из букв получаются слоги? На эти и многие другие вопросы я пыталась ответить более 20 лет назад, когда начала индивидуально заниматься с заикающимися детьми (из опыта логопедической работы известно: речевые нарушения преодолеваются успешней, если ребенок уже умеет читать). С большей частью детей 5-6 лет особых проблем не возникало. Почти все они знали буквы, знали, что из них получаются слоги. Но дети 3-4 лет не знают букв, и я не представляла себе, как им объяснить, что такое слог. Решила начать с обучения чтению целыми словами — с так называемого «глобального» чтения. Для этого на карточках размером в треть тетрадного листа писала короткие слова, обозначающие хорошо известные ребенку предметы, например: ДОМ, ЖУК, ЧАЙ, БАНТ, ЁЛКА, ЮБКА, ШКАФ, ЯЩИК, КОТ, СОК, ШАР, ЗОНТ, ФЛАГ, ЦИРК, МОСТ, МЯЧ, ЛУК, ЛИСТ, ГНОМ, ХЛЕБ. Ребенок должен был научиться узнавать слова целиком, «читать» их как иероглиф, не вычленяя буквы. На каждом занятии ребенок получал 2-3 карточки. Ему сообщалось, что на них написано, а затем он должен был по просьбе дать нужную карточку и назвать ее. В возрасте от 3 до 4 лет на запоминание 3-5 слов обычно уходила неделя; дети 4-5 лет за это время усваивали 6-9 слов. Для детей, знакомых с буквами, это задание не составляло труда, но и они охотно занимались чтением-угадыванием слов. В дальнейшем этот способ обучения чтению использовался на групповых занятиях, проводившихся в форме игры в картинно-предметное лото. Каждый ребенок получал лист с тремя картинками и соответствующие карточки-слова. Обычно на первом занятии на картинках были нарисованы ДОМ, ЖУК, ХЛЕБ; на оборотной стороне карточек-слов были аналогичные рисунки. Предлагалось к картинке на листе бумаги подобрать нужную карточку-слово. Некоторые дети сначала смотрели на другую сторону карточки, но по мере формирования навыка чтения-узнавания выбирали карточки, ориентируясь только на буквы.
Умение глобально прочитывать несколько десятков слов непосредственно не влияет на процесс обучения послоговому чтению (один из важных коррекционных приемов при работе с заикающимися), но привлекает внимание детей к написанию слов, погружает в мир букв. Они начинают замечать надписи на упаковках, вывески, названия книг; в какой-то момент делают открытия: Булочная и Банк или Продукты и Почта начинаются с одной буквы. В свое время, слыша речь окружающих, дети учились не только повторять то, что слышали, но и говорить «от себя», т. е. «творить речь»; так и при узнавании написания слов они нередко самостоятельно познают тайны письма. Можно ли научить маленьких детей читать по слогам? Оказалось: им практически невозможно объяснить правила послогового чтения, но их можно научить запоминать не только карточки-слова, но и карточки-слоги. Результаты нейропсихологических исследований показывают: буквы легче распознаются, если входят в состав знакомых слов. В русском языке 175 слогов типа согласный-гласный (СГ) и только 21 слог оканчивается согласным. Именно из слогов типа СГ проще подобрать значимые слова. В каком же порядке дети легче всего запоминают карточки-слоги и складывают из них слова? С каких конкретных слогов лучше начать? Многолетний опыт работы позволяет мне предложить следующую методику[4].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|