Типы сооружений архитектурного стиля классицизм
Возникновение архитектурного стиля классицизм В 1755 г. Иоганн Иоахим Винкельманн писал в Дрездене: "Единственный путь для нас стать великими, а если возможно и неподражаемыми, - это подражать древним". Этот призыв обновить современное искусство, пользуясь красотой античности, воспринимаемой как идеал, нашел в европейском обществе активную поддержку. Прогрессивная общественность видела в стиле классицизм необходимое противопоставление придворному барокко. Но и просвещенные феодалы не отвергали подражание античным формам. Эпоха стиля классицизм совпала по времени с эпохой буржуазных революций - английской в 1688 г., французской - через 101 год. Историческая характеристика архитектурного стиля классицизм От форм рококо, отмеченных поначалу римским влиянием, после окончания строительства Бранденбургских ворот в Берлине в 1791 г. был сделан крутой поворот в сторону греческих форм. После освободительных войн против Наполеона этот "эллинизм" нашел своих мастеров в К.Ф. Шинкеле и Л. фон Кленце. Фасады, колонны и треугольные фронтоны стали архитектурной азбукой. Стремление претворить в современное строительство благородную простоту и спокойное величие античного искусства вели к желанию полностью скопировать античную постройку. То, что у Ф. Жилли осталось как проект памятника Фридриху II, по приказу Людвига I Баварского было осуществлено на склонах Дуная в Регенсбурге и получило название Вальхалла (Walhalla "Чертог мертвых"). Центрами строительства в стиле классицизм стали княжеские дворцы - резиденции, особую известность приобрели Марктплатц (торговая площадь) в Карлсруэ, Максимилианштадт и Людвигштрассе в Мюнхене, а также строительство в Дармштадте. Прусские короли в Берлине и Потсдаме строили преимущественно в классическом стиле. Но дворцы уже не были главным объектом строительства. Виллы и загородные дома уже невозможно было от них отличить. В сферу государственного строительства были включены общественные сооружения - театры, музеи, университеты и библиотеки. К ним добавились здания социального назначения - больницы, дома для слепых и глухонемых, а также тюрьмы и казармы. Картину дополняли загородные поместья аристократии и буржуазии, ратуши и жилые дома в городах и деревнях.
Строительство церквей уже не играло первоочередной роли, однако в Карлсруэ, Дармштадте и Потсдаме были созданы замечательные сооружения, хотя при этом и велась дискуссия, подходят ли языческие архитектурные формы для христианской обители. Строительные особенности архитектурного стиля классицизм После распада великих исторических стилей, переживших века, в XIX в. происходит явное ускорение процесса развития архитектуры. Это становится особенно очевидным, если сравнить прошлое столетие со всем предшествующим тысячелетним развитием. Если ранняя средневековая архитектура и готика охватывают около пяти веков, ренессанс и барокко вместе - уже только половину этого срока, то классицизму потребовалось неполное столетие для того, чтобы овладеть Европой и проникнуть за океан. Характерные черты архитектурного стиля классицизм С изменением точки зрения на архитектуру, с развитием строительной техники, появлением новых типов сооружений в XIX в. произошло также значительное перемещение центра мирового развития архитектуры. На первом плане оказываются страны, которые не пережили высшего этапа развития барокко. Своей вершины классицизм достигает во Франции, Германии, Англии и России. Стиль классицизм был выражением философского рационализма, идеологией и искусством нового класса - буржуазии. Концепция классицизма заключалась в использовании в архитектуре античных систем формообразования, которые, однако, наполнялись новым содержанием. Эстетика простых античных форм и строгий ордер ставились в противовес случайности, нестрогости архитектурных и художественных проявлений мировоззрения отживающей аристократии.
Типы сооружений архитектурного стиля классицизм Характер архитектуры в большинстве случаев остался зависимым от тектоники несущей стены и свода, который стал более плоским. Важным пластическим элементом становится портик, в то время как стены снаружи и изнутри членятся мелкими пилястрами и карнизами. В композиции целого и деталей, объемов и планов преобладает симметрия. Цветовое решение характеризуется светлыми пастельными тонами. Белый цвет, как правило, служит для выявления архитектурных элементов, являющихся символом активной тектоники. Интерьер становится более светлым, сдержанным, мебель простой и легкой, при этом проектировщики использовали египетские, греческие или римские мотивы. Василий Иванович Баженов родился в феврале 1737 года в селе Дольское Калужской губернии в семье священнослужителя. Когда мальчику было три месяца, его отца перевели в Москву псаломщиком, вместе с ним туда переехала и его семья. Отец отдал сына в певчие в Страстной монастырь. Однако Василий проявлял немалые способности к рисованию, сам стремился к искусству. В 1753 году он добился своего, поступив в архитектурную школу зодчего Д. В. Ухтомского. Ухтомский высоко оценил талант Баженова и записал его в гимназию при Московском университете. В 1755 году Василий Баженов поступил в Московский университет. При переводе Академии художеств из Москвы в Санкт-Петербург, Баженов оказался одним из студентов, зачисленных в петербургскую академию. Одним из учителей юноши был С. И. Чевакинский, привлекший его к работам на строительстве Никольского собора. После окончания Академии художеств Василия Баженова отправили в поездку во Францию и Италию. В Париже он обучался у профессора Дюваля, архитектора Шарля де Вайи. В Италии Василий Баженов удостоился дипломов Флорентийской, Клементийской и Болонской академий. В 1765 году он получил личное предложение Людовика XV остаться во Франции в качестве придворного архитектора, от чего решил отказаться.
В Санкт-Петербург молодой архитектор вернулся 2 мая 1765 года. Академия художеств присвоила ему звание академика. Но обещанную профессорскую должность и соответствующее денежное содержание дали не сразу. Таким решением президента Академии Бецкого Баженов был недоволен и подал прошение об увольнении от академической службы. По поручению Екатерины II Василий Баженов разрабатывал проект здания Института благородных девиц (Смольного института). Эта работа удовлетворила многих специалистов, но реализовывать проект Баженова не стали. Возможно, такому решению императрицы способствовало членство архитектора в масонской ложе и сотрудничество с её сыном Павлом Петровичем. Здание института позже было спроектировано Д. Кваренги. Графом Орловым Василий Баженов был принят на службу в артиллерийское ведомство, где получил звание капитана артиллерии. Для данного ведомства зодчий построил здания арсеналов в Санкт-Петербурге и Москве. В 1767 году вместе с Орловым архитектор вернулся в Москву. Там по заданию графа он разработал проект реконструкции Кремлёвского дворца. После его принятия были начаты строительные работы, вырыт котлован под фундамент. Однако дальше работы не пошли, Екатерина II приказала котлован засыпать. Незавершённым оказался и проект Баженова усадьбы в Царицыно. В 1792 году Василий Баженов был назначен архитектором Адмиралтейств-коллегии, вернулся в Санкт-Петербург. Архитектор строил для великого князя Павла дворец на Каменном острове, возводил постройки в Гатчине и Павловске. После смерти Екатерины II Павел I приблизил Баженова к императорскому двору. Архитектор получил звание статского советника, должность вице-президента Академии художеств и имение Глазово с тысячей крепостных крестьян. Василий Баженов начинал проектирование Михайловского замка, что впоследствии завершал В. Бренна. Василий Иванович Баженов умер 2 августа 1799 года, был похоронен в своём имении Глазово.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|