Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Система знаний и идей в содержании школьного образования, позволяющих формировать у учащихся научное мировоззрение




Для формирования научного мировоззрения учащихся важное зна­чение имеет весь объем усваиваемых знаний по естественным, гума­нитарным и эстетическим предметам. Однако решающую роль в форми­ровании взглядов и убеждений играют заключенные в содержании школьно­го образования, мировоззренческие идеи по вопросам развития природы, об­щества и человеческого сознания. Это требует от каждого учителя глубокого осмысления этих идей и их умелого использования для формирования научного мировоззрения учащихся.

К наиболее важным из идей, оказывающих влияние на мировоз­зрение учащихся, относятся следующие: материальность мира и объективный характер его развития; движение как форма существо­вания материи; первичность материи и вторичность сознания; раз­витие как борьба противоположностей; познаваемость мира и его закономерностей; практика как основа познания и критерий исти­ны; решающая роль труда в формировании и развитии человека; материальное производство – основа общественного развития; зна­чение общечеловеческих и национальных ценностей в развитии со­временного мира.

Перечисленные идеи составляют положительно-утвердительную сторону мировоззрения личности, то, что она готова отстаивать и что является фундаментом ее жизненной позиции. Известно, одна­ко, что любое мировоззрение основано не только на утверждении определенных идей, но и на отрицании антиподов этих идей. Так, антиподом идеи о материальности и объективном характере разви­тия мира являются мифические представления о том, что все в ок­ружающей среде зависит от какой-то сверхъестественной воли и что только в зависимости от это «воли» происходит эволюция рас­тительного и животного мира, а также общества и т.д.

Фактически нет ни одного учебного предмета в школе, который так или иначе не оказывал бы влияния на развитие у учащихся научного мировоззрения. Вместе с тем большие возможности в вооруже­нии школьников мировоззренческими знаниями (идеями) содер­жит внеклассная учебно-воспитательная работа. Содержание заня­тий предметных кружков, изучение факультативных курсов, разно­образные формы общественно-научной, культурно-массовой рабо­ты, а также разъяснительные мероприятия в процессе организации общественно полезного труда, эстетического и физического воспи­тания служат богатым источником овладения школьниками миро­воззренческими знаниями, помогают связывать их с современнос­тью и жизненной практикой.

В чем же заключаются психолого-педагогические механизмы превращения научных знаний в систему мировоззренческих взгля­дов и убеждений? Какие педагогические меры способствуют реше­нию этой важнейшей воспитательной проблемы?

5. Глубокое и прочное овладение знаниями – важнейшая пред­посылка формирования научного мировоззрения

Исходным в воспитании мировоззрения учащихся является положение о том, что в структуре мировоззрения определяющую роль играет взаимо­связь научной истины, взглядов и убеждений. Отсюда следует, что основа, фундамент, на котором, базируется научное мировоззрение, – это научные знания. Чтобы быть с состоянии выражать свое отношение к тем или иным явлениям действительности, чтобы что-то оценивать или быть в чем-то убежденным, надо, прежде всего, иметь необходимые знания. Вот почему в процессе формирования мировоззрения первостепен­ное значение имеет овладение учащимися глубокими и прочными знаниями основ наук. Чем осмысленнее и прочнее знания, тем обстоятельнее школьник анализирует факты, чем глубже проникает его мысль в сущность научных понятий, законов и идей, тем шире становятся педагогические возможности для выработки научного мировоззре­ния.

Но из положения о взаимосвязи научной истины, взглядов и убеждений отнюдь не следует, что усвоение знаний автоматичес­ки ведет к выработке научного мировоззрения. Как отмечалось выше, знания могут носить описательно-констатирующий характер и не оказывать существенного влияния на взгляды и правильное восприятие личностью явлений и событий окружающей жизни. Нужны специальные педагогические усилия и осуществление спе­цифической системы воспитательной работы в процессе уроч­ных и внеклассных занятий, которые способствовали бы перево­ду знаний в личностные взгляды и убеждения и оказывали действенное влияние на формирование у школьников научного мировоз­зрения.

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...