Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Листовки с анекдотами стандартного формата А4 распространялись посредством уличной раздачи в кампании Б. Ельцина на президентских выборах 1996 г.




Например: «В день выборов избиратель получил избирательный бюллетень, но вместо того, чтобы не глядя опустить его в урну для голосования, стал читать фамилию единственного кандидата.

— Что вы делаете? — грозно спросил его наблюдатель в штатском.

— Хочу узнать, за кого я голосую.

— Да вы что? Не знаете, что выборы тайные?»;

«На собрании колхоза председатель говорит о том, как много дала советская власть простым людям:

— Посмотрите на Марью Петровну — она была простой крестьянкой, а теперь заведует библиотекой. Посмотрите на Пелагею Федоровну — она тоже была простой крестьянкой, а теперь заведует клубом. Посмотрите на Степана Митрофановича — был дурак дураком, а теперь секретарь парторганизации».

Одна из форм дискредитационной листовки — сравнительная. Она не так категорична — мастерски выбирая сравнения, можно представить своего оппонента некомпетентным, не соответствующим ожиданиям избирателей. Предпочтительный формат сравнительной листовки — сложенный вдвое стандартный лист с вертикальной линией посередине, по обе стороны от которого помещается сравнительная информация. Сравнительные материалы целесообразно адресовать колеблющимся избирателям.

Листовка поддерживающего типа призвана подкрепить имидж кандидата свидетельствами авторитетных людей. В качестве таковых могут выступать лидеры мнений, официальные лица, популярные личности, группы лиц. Листовки с обращениями «великих» и популярных людей можно равномерно распределить на две оставшиеся до выборов недели, при этом самого популярного — за 3—5 дней до выборов.

В серии листовок Г. Явлинского в период выборов президента 1996 г. предлагалось угадать фамилию требующегося на должность президента женатого мужчины не старше 50 лет, с высшим экономическим образованием, опытом государственного управления, знанием иностранных языков и без вредных для страны привычек. За правильный ответ полагались призы: главный — нормальная жизнь для всех и по-ощрительный — личное ежегодное послание президента. Для получения приза отрывной талон предлагалось послать по адресу: Москва, Кремль, Президенту РФ — и сообщить свой адрес. На протяжении кампании распространялись листовки с пустыми клеточками, за которыми угадывалась фамилия Явлинский, к моменту выборов в листовке появились фамилия, биография кандидата и свидетельства как лидеров Общественного комитета «Явлинский — Президент России» (Ю. Афанасьев, Е. Боннэр, С. Ковалев, А. Мурашов, Э. Памфилова), так и добровольцев-активистов из числа простых граждан.

Листовочная кампания является элементом общей стратегии предвыборной кампании и должна включать следующие шаги15:

* определение типов и форм агитационного материала в соответствии с проводимыми мероприятиями и кампаниями;

» выявление целевых групп избирателей, которые нуждаются в том или ином виде листовок;

«согласование с руководителями предприятий и организаций возможности расклеивания листовок за витринами зданий и самораспространения листовок в помещениях;

» определение сроков и интенсивности листовочной экспансии;

«разработку схем распространения листовок по различным каналам;

» проведение фокус-групп на предмет оценки реакции различных групп избирателей на листовки;

» предоставление листовок в окружную избирательную комиссию;

* контроль наличия выходных данных на листовках и другой агитационной продукции.

Приведем некоторые рекомендации специалистов по проведению эффективной листовочной кампании.

Листовки кандидата должны быть узнаваемы с расстояния 5—6 метров по форме, характерным символам, цветовому и шрифтовому оформлению.

• На оборотной стороне основного текста целесообразно поместить полезную информацию. Это может быть: расписание пригородных поездов, полезные телефоны и адреса, советы по хо-

зяйству, огородничеству, рецепты, календарь до конца XXI в., просто любопытная информация о городе или крае и т.п.

• «Полезная» информация в презентационной листовке должна занимать до 25% объема, в агитационной — до 50%, а в сигнально-информативной — более 50%.

» Эффективна раздача «полезных листовок» в ходе кампании «от двери к двери» вместе с сувенирной продукцией.

• В случае листовочной кампании, ориентированной на различные группы электората, требуется достоверная информацияо местах распространения листовок и предельно четкая организация доставки каждого вида листовок по назначению.

» Не всегда целесообразно избавляться от листовок соперника. Их стоит оставить на месте, если они объективно способствуют созданию элементов негативного образа оппонента, не читаемы или висят в «непрестижном» месте. Иной раз важнее что-то подчеркнуть в листовке оппонента, дать комментарий к ней, чем сорвать.

» Настенные листовки и плакаты в людных местах долго сохранятся, если они помещены с обратной стороны витрин магазинов, агентств, кинотеатров, кафе, ресторанов и т.д.; в государ-ственных учреждениях, в которых их срывать неудобно (в отделениях Сбербанка, в телефонных переговорных пунктах, почтовых отделениях, учреждениях социальной защиты); в общественном транспорте за стеклом кабины водителя.

Когнитивный анализ (ФЕДОТОВСКИХ Татьяна Григорьевна Листовка как жанр политического дискурса: когнитивно-прагматический анализ)

Политический дискурс является видом статусно-ориентированного

дискурса. Участники общения в политическом дискурсе – это различные

общественные институты (органы власти, партии, общественные движения)

и граждане. Центральным мотивом общения в данной сфере является

обоснование и отстаивание своего права на власть. Политический дискурс

обслуживает разные коммуникативные ситуации, причем одной из самых

ярких ситуаций являются выборы.

Коммуникативная ситуация выборов сводится к побуждению адресата

проголосовать на выборах в пользу того или иного кандидата. Для того

чтобы добиться своей цели, политтехнологи вырабатывают стереотипы

текстов, в которых отражается набор тем, подлежащих обсуждению

(пенсионеры, молодежь, ЖКХ, медицинское обслуживание, зарплата

бюджетников), и выработаны способы увязывания этих тем с личностью

кандидата.

В целях направленного воздействия на адресата, манипулирования его

действиями создаются тексты, которые, с одной стороны, выстраивают

перечень навязчивых «желаний – обещаний» (благ), а с другой – формируют

облик кандидата, которому нужно деликатно обойти проблему

реалистического мышления о способе выполнения обещаний и даже в

условиях аутистического мышления не слишком тесно связать себя

обязательством решить навязчивый вопрос. Такое содержание отражается в

наборе жанров, одним из которых является агитационная предвыборная

листовка.

Листовка как жанр предвыборной агитации функционирует только в

ситуации выборов и диктует читателю его поведение: необходимость

сходить на избирательный участок и проголосовать за данного кандидата.

Она отражает суть предвыборной агитации. Это побуждение «Проголосуй за

меня» и обоснование этого побуждения – обещание дать благо

Листовка имеет небольшой объем, поэтому ее содержание

ограничивается несколькими блоками: биография кандидата, тезисы

программы, сообщение, что конкретно кандидат сделал на своем месте,

могут вводиться отзывы авторитетных политиков о кандидате, сведения о

правительственных наградах. Необязательно все блоки будут отражены в

листовке

Следует отметить, что листовка – особый жанр в политическом

дискурсе. С одной стороны, как к омбинированный текст она может включать

в себя такие первичные речевые жанры, как мнения, личные воспоминания,

стихи, письма, опросы, анкеты и другие. С другой стороны, как текст,

имеющий ограниченный объем и относительно устойчивую композицию,

листовка, в отличие, например, от спецбюллетеня, имеет меньше

возможностей реализовать главную прагматическую функцию – убедить

избирателя прийти на выборы и проголосовать за кандидата. При этом,

проигрывая спецбюллетеню в глубине, степени разработанности образа

кандидата и степени детализации действий кандидата по достижению

обещанных благ, листовка, опять же в силу своего ограниченного объема,

имеет больше шансов быть прочитанной.

 

2. Обещание: В символическом пространстве, отраженном в агитационных предвыборных текстах, представлены участники агитационного общения

(народ, земляки, горожане), партия, общественное движение или социальная

группа, поддерживающая кандидата, власть (государство, центр, дума, глава

области или города, олигарх и т.д.) и благо, которое будет обеспечено

«избирателю» со стороны «кандидата», если последний будет выбран на

искомый пост. Блага в текстах разных кандидатов практически не

различаются. Каждый кандидат считает своим долгом бороться за

социальную справедливость, за власть закона, за подъем промышленного

производства и т.д.

Можно выделить конкретные блага и абстрактные блага. Конкретное благо – это социальное явление, которое имеет

материальное воплощение, может быть просчитано, измерено, отражено в

юридическом документе (концепты пенсия, медицина,

зарплата, образование, безопасность, борьба с преступностью, закон). Во всех концептах актуализируются смыслы недостаточности или недоступности: «пенсия»

несвоевременная выплата (Восстановить нормальный график выплаты

пенсий), недостаточный размер (Пенсии увеличить до прожиточного

минимума); «медицина» – плата за услуги (Мы добиваемся сохранения и

развития бесплатной медицины;

Листовка – небольшой по объему текст, здесь не используются

развернутые аргументы (например, аналогии), но проявления нарушения

логических и естественных связей встречаются на каждом шагу: Больше

объемы производства на наших заводах > Наполнение Пенсионного Фонда

Больше денег в Пенсионном Фонде – больше пенсии у ветеранов труда и

войны, пенсионеров, инвалидов. Но Закон не устанавливает зависимости: много денег в

Пенсионном Фонде – повышаем пенсии. Так что эта связь проводится в

тексте ради того, чтобы сказать адресату «нечто приятное».

 

Абстрактное благо – понятие, не имеющее четко ограниченного объема

и содержания. Вне контекста слова, обозначающие такие блага, кажутся

бледными и весьма неопределенными по содержанию (концепты,

обозначенные такими словами, названы калейдоскопическими). Такая

расплывчатость сохраняется, если контекст не дает сигнала, каким образом

надо развернуть концепт. И тексты листовок очень часто представляют

именно такие контексты.

Защитим интересы родного города!; Депутаты, которые принимают

решения по совести, отстаивают интересы всех людей. Основой любых

решений должно быть благо каждого; Власть закона на благо народа!.

Делать добро; Жить добрыми делами. Игорь Ковпак – это конкретная

польза для конкретного жителя города. Наши задачи: защитить права

местных сообществ. Мы добиваемся: создания системы защиты здоровья и

жизни людей. Законность и порядок. Голосуйте сознательно, голосуйте в

пользу порядка!. Добиваться реальных результатов – его девиз. Военным –

достойное положение в обществе. В команде Самарина – к достойной

жизни!.

Необходимо, чтобы интересы образования, детей, педагогических

работников, бюджетной сферы в целом представляли люди, знающие эти

проблемы, готовые заявлять их на всех уровнях власти и принципиально

решать. В данном контексте благо «интересы» приписывается конкретной

группе – представителям бюджетной сферы и образования в частности. Чаще

же этот концепт вводится без всякой конкретизации.

Уважаемый избиратель! Прошу Вас … проголосовать за того

кандидата, который будет реально представлять Ваши интересы в

городской Думе Г.Екатеринбурга; Защитим интересы родного города;

Депутат Государственной Думы должен отстаивать интересы жителей

области; В рассмотренных контекстах от концепта

остается одна оценочность: «что-то полезное, хорошее, нужное».

3. Яз.средствапередачи «я – благо» в тексте предвыборной

листовки.

Всякая предвыборная кампания представляет собой коммуникативную

ситуацию. В качестве коммуникантов в этой ситуации выступают, с одной

стороны, предвыборный штаб кандидата (говорящий), с другой – электорат

(слушающий). Содержание речевого акта сводится к констатации

неблагополучной обстановки в государстве, области, городе, округе и

обещанию изменить эту обстановку. При этом говорящий использует

перформативы Дж. Л. Остин относит обещание к комиссивам, ключевое

свойство которых – «обязывать говорящего к определенной линии

поведения». Смысловым ядром такого текста можно считать утверждение:

«Я обещаю, что вы будете иметь благо». Обещанная ситуация относится к

сфере будущего, то есть реально не существует, и, будет ли существовать,

точно не известно. При этом благо и тот, кто его обещает, часто разводятся,

обещание заменяется разными видами косвенной, многоступенчатой связи.

Лексические средства позволяют заменить семантику обещания

семантикой

  • возможности, способности героя выполнить действие. Он может изменить жизнь к лучшему; Вместе с вами мы

сможем добиться порядка в городе и районе. Возможность может

представать

  • как желание, стремление кандидата осуществить благо: Аркадий

Чернецкий стремится сделать как можно больше для каждого горожанина.

  • с помощью смысла намерение: Я иду в

губернаторы с твердым намерением положить конец всем политическим

распрям; Моя цель – создать спокойную обстановку в области,

благоприятный климат для инвестиций; Забота о людях – его

первостепенная задача;

  • с пом. слов «программа» (реже «проект»): Его программа действий на ближайшие

четыре года – это реальные дела и гарантированная забота о людях. С тем

же смыслом «намерение» употребляется более «теплое» слово «забота »: С

любовью к людям – с заботой о городе.

  • Залогом выполнения обещаний кандидата являются глаголы

гарантирую, обязуюсь.

  • семантику долженствования: Необходимо дать человеку

возможность заработать и получить заработанное; Депутат

Государственной Думы должен отстаивать интересы жителей области.

  • Уверенность в форме долженствования выражается конструкциями с
  • инфинитивом: Поставить пенсии в жесткую зависимость от цен;Обеспечить законность и порядок.
  • Эту же семантику передают номинативные предложения: Подготовка и принятие ряда антикоррупционных законодательных актов.
  • Семантика уверенности возникает при употреблении глагольных форм будущего времени. Эти высказывания без эксплицирования модуса «обещаю» формулируют само обещание, поэтому так естественно совмещение этих конструкций с

высказываниями с семантикой долженствования: Будут приняты

действенные законы о выдаче банками гражданам беспроцентных кредитов

для покупки квартир… Отныне пенсии будут неуклонно расти.

  • Сокращение расстояния может быть достигнуто за счет привлечения к

этой связи адресата (я-мы, вместе мы))

  • В качестве основного средства подтверждения реалистичности

обещаний кандидата обычно выступают аргументы «к личности» и «к

авторитету».

  • сознательно создается образ героя, Борца, Отца родного (и его врага – государства: Государство опять обмануло пенсионеров; Областные власти снова лезут в кошельки населения.
  • используется такая когнитивная категория, как «свой круг». Часто в листовках используется дихотомия «свой» – «чужой», где на одной стороне оказывается восхваление, на другой – поношение.
  • Одной из составляющих имиджа является ярлык. Он может

способствовать созданию как положительного, так и отрицательного образа

политика: Лучший управляющий Екатеринбурга; Мэр путинского призыва;

Вы большой жулик, господин Новосельцев!.

· обсуждение в листовках достоинств и недостатков кандидата. Наиболее популярные черты, обсуждаемые в листовках, честность, неподкупность, совесть, умение держать слово, ответственность, профессионализм

· прилагательные и наречия с общим значением выделения, «укрупнения».

В ряде контекстов у признака «реальный» появляется очень яркая

положительная оценка: Защитим свои права на реальную заработную плату.

При нормативном значении это высказывание бессмысленно, поскольку

реальная заработная плата есть у каждого получающего деньги за

выполненную работу, пусть это будут гроши. Ясно, что здесь имеется в виду

«приличная», оптимальная заработная плата, обеспечивающая нормальное

существование.

Слово «реальный» в предвыборных текстах становится очень модным,

при этом его сочетаемость расширяется. Помимо двух словарных значений:

«существующий на самом деле, действительный, не воображаемый» и

«основанный на понимании и учете подлинных условий действительности» –

в текстах зачастую актуализируется жаргонное значение, зафиксированное в

«Большом словаре русского жаргона»: «обладающий положительными

качествами, достойный уважения (о человеке)». Ковпак – реальный

управленец и знает, как наладить работу для того, чтобы средства были

направлены на реальные нужды избирателей.

В качестве синонима к признаку «реальный» используется

«конкретный»: Меньше политики – больше конкретных дел! – девиз моей

предвыборной кампании и мой жизненный принцип.

· Вторая группа прилагательных и наречий, подчеркивающих

реалистичность связи «я – благо», содержит качественный и количественныйэффективный, гарантированный, твердый гарантии), надежно.

Качественно улучшить условия проживания в квартирах и

домах Екатеринбурга; Доступное и качественное образование.

Количественный смысл передается словами существенно (сократить

расходы), значительно (увеличить наполняемость фондов), комплексный

(система), всесторонний (поддержка беременным женщинам), широкий (сеть

бесплатных тренинговых залов), большой, комплексный (проект).

Одним из приемов речевого воздействия является контрастирование. названия адресата: хорошие

люди, порядочные люди, дорогие земляки, честные труженики и т.д. Оценка

кандидата всегда, естественно, положительная: Человек, который

возрождает уральскую промышленность; Реальное знание жизни,

честность, стойкость, неподкупность, искренняя забота о людях. Оппонент

оценивается отрицательно: Имеет скандальную репутацию; Вы большой

жулик, господин Новосельцев!.

· Наряду с оценочностью важнейшим аспектом воздействия текста

является экспрессивный. Эмоциональность создают восклицательные

предложения-призывы, ее подчеркивают фигуры ораторского синтаксиса.

Прецедентные фразы служат в листовке средством создания иронии и снятия

агрессии. С этой же целью может применяться пародирование. В качестве

выразительного средства используется эмоционально-повышенная лексика –

патриот, Родина, величие, позор.

 

Воздействующий потенциал листовки обеспечивается тем, что

изложение затрагивает «горячие смыслы» – концепты, которые в

общественном сознании соединены с острыми, жизненно важными

потребностями людей. Слова, репрезентирующие концепты благ в текстах

листовок, повернуты к адресату так, что актуализируют семантику

недостаточности, ущербности, отсутствия (пенсии маленькие, медицина

недоступна, заработная плата недостаточна, законность ущемлена и т.п.).

Восполнять эту недостаточность призван кандидат, представленный в

листовке как субъект ситуации обещания. А в листовке появляется, наряду с

обозначением обещанного блага, необходимость обоснования

реалистичности этого обещания.

Изученные листовки демонстрируют однообразие как самих обещаний

(все кандидаты и партии хотят увеличить зарплату и пенсии, реформировать

ЖКХ, бороться с преступностью), так и языковых средств, оформляющих эти

обещания. Поскольку в будущем на федеральном и отчасти на региональном

уровне предвыборную кампанию будут вести партии, которым необходимо

будет четко позиционировать себя, обрести свой имидж, постольку можно

ожидать, что и агитационные тексты станут более разнообразными. Но,

скорее всего, формула «выберите меня, потому что я обещаю благо» по-

прежнему останется главным смысловым стержнем текста, ведь все равно

придется говорить о каких-то преобразованиях социальной жизни. Поэтому

предложенная методика может помочь уловить какие-то изменения в

агитационных предвыборных текстах по сравнению с листовками

описанного периода.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...