Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Вокальный цикл «Прекрасная мельничиха»





Характеристика творчества

Шуберт – композитор лирического дарования, один из первых композиторов – романтиков.

 

Жанры

свыше 1500 произведений, охватывающих многие музыкальные жанры. Шуберт вошёл в историю в первую очередь как создатель песен и песенных циклов.

· Более шестисот песен, три вокальных цикла: «Прекрасная мельничиха», «Зимний путь» и «Лебединая песня».

·  8 симфоний. Самые известные: лирико-драматическая «Неоконченная» (си минор), лирико-эпическая До мажор.

·  18 произведений для музыкального театра. Среди них: две оперы, семь зингшпилей.

· Более четырёхсот танцев (вальсы, лендлеры, экосезы и т.д.).

· Множество камерно-инструментальных сочинений. Среди них – фортепианная фантазия «Скиталец», квинтет «Форель».

Новаторство

· Проникновение жанра песни в область симфонии, камерную музыку.

· Создание нового типа романтической симфонии и инструментальной миниатюры: музыкального момента и экспромта.

Образы

· Композитор передаёт душевное состояние простого «маленького» человека: его переживания, любовь, страдание, скитальчество, одиночество.

· Образы природы, созвучные настроению, состоянию героя.

Истоки музыкального языка

· Народная песня (интонации австро-немецкой песни Lied), йодли (резкие скачки в мелодии, имитирующие эхо в горах), народный танец, итальянская кантилена.

· Музыка венских классиков: Й. Гайдна, В. Моцарта, Л. Бетховена.

Гармония

Опираясь на классическую функциональную гармонию, Ф. Шуберт использует красочные сопоставления тональностей (VI минорная), мажоро-минор, неожиданные модуляции, хроматические гармонии, диссонирующие задержания.

Песенное творчество Ф. Шуберта

Песня – главный жанр в творчестве Ф. Шуберта. Песенные черты проникают и в инструментальную музыку.

Темы

Любовная лирика, трагическое одиночество, природа.

 Авторы стихов

Иоганн Гёте, Генрих Гейне, Вильгельм Мюллер, Иоганн Майрховер, Людвиг Рельштаб. Песни на слова И. В.



Мелодии

Распевные, декламационные, ариозного склада. Опора на жанр австро-немецкой песни Lied, одной из характерных особенностей которой является движение по звукам трезвучия.

Партия фортепиано

Передаёт мысли и чувства, создаёт характер героев, объединяет музыку разных разделов в единое целое. Фон – часто изобразительный – помогает создать представление об окружающем мире и времени действия.

Форма

Куплетная, строфическая, сквозная.

 

«Гретхен за прялкой»

Жанр

Драматическая сцена

Герои

Гретхен – героиня трагедии И. В. Гёте «Фауст».  Ф. Шуберт раскрывает внутренний мир любящей и страдающей женщины, которая переживает разлуку с любимым.

Форма

Строфическая (куплетная). Три строфы начинаются с неизменного припева.

Мелодия                                                                                                               И. Е. Гёте

Тесно связана с текстом. Сплав распевности и декламационности. Мелодия многократно возвращается к горестной интонации нисходящей секунды, много пауз-вздохов, в драматических моментах исчезает напевность, кульминации подчёркнуты восходящими скачками на терцию, кварту, квинту. Нарастание напряжённости выражено и в постепенно расширяющемся диапазоне мелодии: в первом куплете в пределах октавы, во втором – ноны, в третьем – децимы.

Гармония

Классическая функциональная. В драматических местах нарастает гармоническая неустойчивость благодаря многочисленным модуляциям и использованием напряжённого уменьшённого септаккорда.

Партия фортепиано

 Образ жужжащей прялки объединяет все куплеты песни. Внешняя описательность неотделима от душевного состояния героини.

 

Гретхен за прялкой

 

           Не слишком быстро                                                                                            Слова И. Е. Гёте

«Лесной царь»

 

Жанр

Баллада, драматическая сцена, в которой переплетаются повествовательность, драматизм, лирика и фантастика.

 Сюжет -

Ночью по лесу на коне мчится всадник. На его руках умирающий сын, которому в бреду является Лесной царь и манит его в свои владения. - Конец песни трагичен – мальчик умирает.

Вступление и предисловие ведётся от лица рассказчика.

Мелодия

· Речь отца – речитативно-декламационная, тревожная.

· Музыка, передающая крик ребёнка, в песне звучит трижды. Это драматический речитатив.

· Лесной царь представлен как реальный, а не фантастический персонаж. В третьем обращении царя исчезает теплота, появляются угрожающие интонации.

 Гармония

 Все реплики Лесного царя звучат в мажоре (Си бемоль мажор, До мажор, Ми бемоль мажор), который в этой песне символизирует зло.

Партия фортепиано

Ф. Шуберт объединяет выразительные и изобразительные приёмы. Ритм бешенной скачки, топот копыт подчёркивают драматичность происходящего.

«Лесной царь»

 

             Быстро                                                                                                            Слова И. Е. Гёте

Вокальный цикл

 «Прекрасная мельничиха»

Год создания

 1823

Автор стихов

 В.Мюллер

Образы и темы

Чувства, эмоции, переживания героя.

 Сюжет

 Молодой мельник, странствуя в поисках счастья, нанимается работником на мельницу. Он влюбляется в дочь хозяина, но его любовь не находит отклика в душе девушки – она предпочитает охотника. В тоске и одиночестве подмастерье хочет броситься в воды ручья и найти успокоение на его дне.

Герои

 Рассказ ведётся от имени юноши. Каждая песня, как страничка дневника, передаёт определённое настроение героя.

 Второй персонаж цикла – ручей. Он неизменно «присутствует» в фортепианном сопровождении и отражает психологическое состояние юноши, журча то весело, то тревожно. Строение

Двадцать песен, объединённых общей сюжетной линией с определёнными этапами развития. Цикл можно разделить на две части. Первая часть состоит из десяти светлых и безмятежных песен: 

· «В путь» (№ 1) – вступление.

·  «Моя» – (№ 11) кульминация первой половины цикла.

· «Пауза» – (№ 12) остановка действия, лирическое отступление.

Вторая часть: настроение героя постепенно меняется от радости к разочарованию в любви.   

· «Любимый цвет» – (№16) скорбная кульминация.

·  «Колыбельная песня ручья» – (№ 20) заключение.

·  «Мельник и ручей» и «Колыбельная песня ручья» создают образ обречённости и примирения с неизбежностью потери любимой. - В единении с природой герой находит утешение.

Форма

 Большинство песен написано в простой куплетной, вариационной двухчастной и трёхчастной формах.

Мелодии

 Диатонические, простые мелодии с движением по звукам тонического и доминантового трезвучий. Опора на жанр бытового романса и народных австрийских мелодий (в том числе йодлей). В драматических моментах песен мелодии теряют напевность, становятся более декламационными.

Гармония

Классическая функциональная. Тональности - Мажоро-минор (объединение двух одноимённых или параллельных тональностей)

 

Каждая тональность в цикле наделена определённым художественным смыслом: Соль мажор – воплощение образов природы, её жизненных сил. Соль минор – тональность разочарования. Си минор – тональность скорби. Ми минор – исчезновение надежды.

 

Партия фортепиано

Равноправный участник ансамбля, она самостоятельна и редко дублирует мелодию. Каждая песня начинается вступлением, определяющим основной характер музыки. Сопровождение выполняет и изобразительные функции (журчание ручья, стук копыт, охотничьи фанфары, звон струн лютни), что придаёт большую реальность происходящему и точнее отражает психологическое состояние героя.

Вокальный цикл «Прекрасная мельничиха»

«В путь» №1

 

«Колыбельная ручья» №20

Вокальный цикл

 «Зимний путь»

Год создания

1827

 Тема

 История несчастной любви, страданий и трагического одиночества юноши-подмастерья. Содержание - Бедный юноша отвергнут богатой невестой. В отчаянии он оставляет родной город и уходит бродить по свету. Он одинок, беден и нелюбим. Его спутниками становятся ветер, метель, зловеще каркающий ворон.

Строение

24 песни

· «Спокойно спи» (№ 1) – вступление, рассказ о былых надеждах и любви.

· «Весенний сон» (№ 11) – переломный момент в цикле. Три контрастных раздела олицетворяют столкновение мечты и действительности.

 Во второй половине цикла тема одиночества сменяется темой смерти (№ 15 «Ворон», № 20 «Путевой столб»).

· «Шарманщик» (№ 24) – трагическая кульминация цикла. Это символический образ судьбы артиста, чьё искусство никому не нужно.

Форма

Во всех песнях есть вступление и заключение. Преобладают трёхчастные построения разных видов (с развёрнутой серединой, динамической репризой, вариационными изменениями основной темы).

Мелодия

 В каждой песне свой круг интонаций. Интонационно выделяются некоторые детали текста. Напевная мелодика обогащается декламационными и речитативными оборотами.

Гармония

Большинство песен звучит в миноре. По сравнению с «Прекрасной мельничихой» гармонический язык усложняется: альтерированные септаккорды («Весенний сон»), увеличенное трезвучие («Ворон»), резкие терцовые и секундовые сдвиги, мажоро-минорные сопоставления, неожиданные модуляции.

 Партия фортепиано

 Важная изобразительная роль: драма героя разворачивается на фоне зимнего пейзажа, лая собак, наигрыша почтового рожка, криков ворона, скрипов флюгера, заунывных звуков шарманки. Фоном для многих песен цикла служит строгий маршевый ритм.





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2020 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.