Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2. Владимир Александрович Чехомов (дедушка).




Родился в Златоусте, в 1933 году, Урал. Отец деда после военных событий и службы оказался в Эстонии, в городе Нарва-1, теперь это город Силламяэ.

После окончания школы Владимир поступил в Нахимовское высшее морское училище, г. Ленинград СССР. Окончил его с отличием и служил военно-морским офицером связи в Польше. Там в 1958 году 8 апреля у него родилась первая дочь и моя мама Наталья Владимировна Чехомова, ее младшая сестра Маргарита родилась в Ленинграде 29 декабря 1961.

 

Чехомов В. А. – выпускник НВМУ, г. Ленинград СССР, 50 годы.

 

Чехомов В. А. –  военно-морской офицер связи. 50 годы.

 

 

2 июня 1955 года в Советском Союзе основан космодром «Байконур», Казахстан. Далее началось активное освоение космоса. Для этого требовались ресурсы, в том числе и грамотные специалисты. И так получилось, что по одному из таких приказов дедушка оказался в степи на Байконуре. Моряки сначала возмущались, но потом привыкли и очень полюбили степь и сам Байконур. Определили его сначала на измерительный пункт в степи и только потом, когда маме надо было посещать школу, перевели в город Ленинск, который и был закреплен за космодромом.

Про Байконур очень много книг существует. Например, «Тюльпаны Байконура».

 

 

«Ракета на старте». Снимал дед, примерно, 70-е.

 

 

Из воспоминаний отца, Копылова И. А.: «Наташ, я здесь пару слов добавлю о моряках. Морская часть стояла в пустыне Казахстана (казалось бы, не логично, какие моряки в пустыне? ) по причине того, что ракетные войска - РВСН, производили стрельбы баллистическими ракетами в акваторию Тихого океана, в районы Северной земли и т. д., то есть в океаны, моря, и  должны были держать связь с ВМФ, отслеживая, таким образом, точность попадания. Например, мой командир, когда я перевелся в 1982 году на площадку, где служил дедушка (пл. 113) по программе ЭНЕРГИЯ-БУРАН, был капитаном 1-го ранга и ходил в черной форме (это в такую-то жару) вплоть до получения звания генерал-майора в 1983 году. Это был генерал Гудилин В. Е., который в судьбе нашей семьи сыграл не последнюю роль.

Есть книга полковника в отставке Юрия Васильевича Иванченко https: //www. kik-sssr. ru/Ivanchenko_NIU-6_-1. htm, который служил вместе с дедушкой, а потом и со мной (с 1982 по 1988 гг., а потом мы перевелись в Москву, в пос. Болшево, в НИИ 50, а Иванченко в 1989 году уволился. Кстати, он увольнялся в Болшево и после увольнения так и живет там. Я его раньше часто встречал в городках. Иванченко Ю. В. написал воспоминания о службе на Байконуре в 6-м НИУ. Именно в этом управлении и служил дед Чехомов В. А. и занимался программой Н-1 (её называли Лунной программой). Он был в конце службы начальником связи управления, а начинал он командиром батальона связи или Узла связи-746, стационарный узел связи. Но об этом еще будет ниже.

Хотя напишу сразу несколько воспоминаний, пока не забыл. Я, когда приехал в 1982 году служить на пл. 113 в 6-е НИУ (до этого я служил с 1977 г. сразу после выпуска из «Харьковского Высшего Военного Командно-инженерного училища ракетных войск стратегического назначения» на пл. 2 и пл. 31 – это Гагаринский старт и запасной старт, служил с офицерами, которые лично знали Чехомова В. А. Его приемник – подполковник Доронин В. А., мой хороший товарищ, начальник связи 6-го НИУ, сменил дедушку. На такой же должности (начальник связи) и заканчивал службу дедушка (заметь – подполковник, эта должность по штату – подполковник, в дальнейшем ты иногда пишешь про дедушку – полковник, подправь в таблице и т. д., я помню дедушку в форме подполковника). Так вот и Доронин, и Иванченко говорили про деда только хорошее. Во-первых – молчун. Но какой?!! Доронин (он тогда был в подчинении Чехомова В. А. ) говорит, что они, когда выполняли какую-нибудь задачу или приказ могли сутками возиться и не знали, как и что сделать. Приходил дед, долго молча, ходил вокруг, а потом говорил: «Сделаем так…». И все обалдевали… Решение было простым и верным настолько, что все не понимали, как это они сразу не догадались, что нужно делать.

Или, как он любил фотографировать. Иногда все вокруг с ног сбивались, пропал командир, сутки его ищут, нигде нет. А дед уходил в степь и фотографировал, как растут тюльпаны… По одному снимку в час. А т. к. тюльпаны растут быстро, то у него получалась цельная картина – от маленького ростка, который только вышел из земли, до большого цветка. Хотя степные тюльпаны не вырастают высоким, не более 20-25 см.

Фото – тюльпаны, снимок дедушки.

Площадка 113, где служил дедушка (в неё входили еще площадки – 112, 110) занималась подготовкой и запуском ракеты Н-1. Это большая, я бы сказал, огромная ракета, длинной около 100 метров (95 м. ) и программа была рассчитана на освоение Луны. Мы тогда хотели опередить американцев и спешили. Запланировали 7 стартов и после 4-х неудачных (все взорвались), программу закрыли, а площадки 110 (с МИК), 113 (жилую) и 112 (сам старт) законсервировали, а офицеров вывели за штат.

 

На фото: гигантская, 100 метровая Лунная ракета Н1, космодром Байконур.

Дед, как и все офицеры, продолжали служить, увольнялись, когда выслуга лет и возраст подходили к 25 и 45 лет. И пока не создали программу «Энергия-Буран» в 1980 году и куда я перевелся служить в 1982 году, именно в то управление, где начальником связи и был дедушка Чехомов В. А.

Вот вырезки из книги Иванченко:

Ю. В. Иванченко
БАЙКОНУР - БОЛШЕВО - КОРОЛЁВ В ВОСПОМИНАНИЯХ ВЕТЕРАНА.
БАЙКОНУР. 6-Е НАУЧНО-ИСПЫТАТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ.
Часть 1

В 1985 году Иванченко Ю. В. был назначен начальником отдела многоразовых космических систем ЦНИИ КС 50 МО.

В начале 1960 года Сергей Павлович представляет в Совет Министров СССР проект программы создания мощных ракет-носителей, космических кораблей и освоения космического пространства на 1960-1967 годы. Развернулась серьезная и довольно напряженная работа правительства и ученых, конечно, не без споров, особых мнений и позиций, но это был нормальный процесс перерастания проекта в документ, который довольно скоро для столь важной программы появился. Уже 23 июня 1960 года выходит постановление ЦК КПСС и СМ СССР № 715-296 " О создании мощных ракет-носителей, спутников, космических кораблей и освоении космического пространства в 1960-1967 г. г. ", в котором определялась многоцелевая сверхтяжелая ракета-носитель Н1 как базовая для лунного ракетно-космического комплекса и решения ряда задач народно-хозяйственного и оборонного значения. Первоначальной задачей для носителя было выведение на опорную круговую орбиту Н=200 км полезного груза 40-50 тонн. Это постановление развязало руки С. П. Королеву, ибо заделы по изделию Н1 в его конструкторском бюро (ОКБ-1) уже разрабатывались на страх и риск Главного Конструктора. Эскизный проект изделия Н1 был готов к маю 1962 года и подписан С. П. Королевым и В. П. Мишиным 16 мая 1962 года. Уже в эскизном проекте тактико-технические данные, определенные постановлением, были превышены и улучшены. В эскизном проекте ракета-носитель Н1 длиной 95, 1 м и наибольшим диаметром 17 м гарантировала выведение на круговую орбиту Н=300 км массу полезного груза 75 тонн, на геостационарную орбиту 15-18 тонн и доставку на поверхность Луны 4-5 тонн. Разработку двигателей для проектируемой ракеты С. П. Королев предложил своему неизменному партнеру по части двигателей Валентину Петровичу Глушко и получил резкий и категорический отказ. Суть разногласий заключалась в том, что Королев и его соратники отстаивали необходимость применения для пилотируемой космонавтики высокоэнергетичных и нетоксичных компонентов ракетных топлив (жидкий водород, керосин, жидкий кислород), а Глушко настаивал на токсичных компонентах, таких как тетраксид азота, несимметричный диметилгидразин и жидкий фтор. Разногласия приняли характер скандала. За позицию С. П. Королева говорили не только соображения безопасности и экологии, но и серьезные исследования по обоснованию выбора компонентов топлива для ракеты-носителя Н1. Проведенный анализ показал существенную потерю в массе полезного груза при переходе на высококипящие окислители, при одной и той же стартовой массе. Кроме того, сравнение разных топлив показало, что пара жидкий кислород + керосин для обеспечения пуска Н1 в восемь раз дешевле пары азотный тетраксид + несимметричный диметилгидразин.

В результате Сергей Павлович, по совету Андрея Николаевича Туполева, вынужден был обратиться к Генеральному конструктору авиационных двигателей Николаю Дмитриевичу Кузнецову. Вот почему на первой, второй и третьей ступенях ракеты Н1 применялись двигатели конструкции Н. Д. Кузнецова, работающие по замкнутой схеме с тягой 150 т на компонентах кислород-керосин.

СТРОЙКА

Работы по строительству на 110 площадке Байконура стартового комплекса для РН Н1 приняли широкий размах в 1965-66 годах. На начало 1965 года объем освоенных средств по стартовому комплексу объекта № 358 составил всего 0, 18 млн. рублей (протокол № 3 заседания НТС ГТОК СССР от 15. 01. 1965 года), поэтому необходимо было радикальное ускорение работ. В связи с этим по заявлению Комаровского А. П. (ЦПИ - 31) " в марте месяце вся громадная организация т. Шубникова освобождается от решения других задач и может быть брошена на работы по Н1. " Для обеспечения работ, эксплуатации СК 11П852 и полигонной отработки РКС Н1-Л3 в ноябре 1966 года была сформирована испытательная часть 12471 (47 ОИИЧ) с дислокацией на площадке 113, первым командиром которой стал бывший заместитель командира 19 ОИИЧ по ракетному вооружению подполковник Ширшов Василий Тимофеевич.

В обеспечение всего комплекса были сформированы 638 отдельный эксплуатационно-технический батальон под командованием майора Ожиганова С. Г., 260 отдельный батальон охраны - командир подполковник Домолазов П. М. и развернут 746 стационарный узел связи - командир Чехомов А. В.

Вот здесь автор Иванченко допустил ошибку, он перепутал инициалы дедушки - А. В., а надо В. А. Потом я ему сказал об этом, он ответил, что проверил свои архивы и действительно нашел у себя ошибку (возможно при печатании на пишущих машинках чисто машинально ошибся).

После увольнения дед работал в газете г. Ленинска, кажется, газета называлась «Байконур». Я точно уже не помню, он в основном туда делал фото и заметки о разных мероприятиях в городе. Иногда приносил домой.

 

Польский художник Мацей Ребиж изображает космос альтернативного будущего (или даже альтернативного настоящего).

 

 

«Представьте, что Советский Союз не распался, и Лунная ракета Н-1 " Белая лебедь", Королева-ракета выводит межпланетный корабль под флагом СССР на дорогу к Марсу... »

 

Вид на измерительный пункт (ИП-7). Теректы. г. Джегизган.

Здесь началась байконуровская карьера Чехомова В. А, который обеспечивал работу узла связи.

 

ИП-7 (1956-1969), 61 ОИСИС, в/ч 14289 ~ 12 км от ж. д. ст. Теректы Карагандинской обл. (80 км восточнее г. Джезказгана)[2].

ИП-7 в 1969 году передислоцирован и объединен с существовавшей базой падения 1-вых ступеней.

 

 

Фото - Игра в волейбол, там же.

 

Измерительный пункт-7, начало 60-х годов, кадр из кинохроники.

 

 

На фото: Чехомов В. А. подполковник ВКС СССР, г. Ленинск (космодром Байконур). Со слов мамы: «дедушка работал по обеспечению работы связного оборудования, необходимого для осуществления различных программ, в том числе и Лунной программы». Со слов тети Маргариты: «исполнял обязанности командира части в случае служебной необходимости».

С появлением ракетно-космических технологий возникла возможность непосредственного исследования Луны и окололунного пространства. Лидеры космической гонки XX века при первой возможности стали производить запуски космических аппаратов в рамках своих программ исследования Луны. Соревнование США и СССР за право присвоить различные приоритеты в исследования Луны получило название «Лунная гонка» и часто рассматривается как самостоятельная часть истории космонавтики. Старт Лунной гонке был положен серией неудачных попыток обеих стран запустить автоматическую межпланетную станцию к Луне в 1958 году. В последующие годы Советскому Союзу удалось добиться ряда успехов в области автоматических аппаратов, а Соединённые Штаты Америки стали единоличными лидерами в пилотируемой программе. Окончание Лунной гонки приходится на советскую АМС «Луна-24», которая в 1976 году успешно доставила лунный грунт на Землю.

 

 

Стартовая площадка города Байконур, снимок деда. Фотографий где-то таких было очень много.

 

На каждый успешный запуск изготавливали вот такие уникальные сувениры. Теперь это тоже память о космодроме Байконур. Надо названия ракет выяснить. Одна ракета упала, когда фотографировала.

На снимке: гигантские лунные ракеты типа Н1 (аналог Сатурн-5 в США), в программах которых участвовал дедушка Чехомов В. А. и многоразовые космические корабли «Энергия-Буран» (Атлантис в США), в запуске которых участвовав отец Копылов И. А.

 

 

80-тые, Силламяэ, Чкалова-4, кв. 2, большая комната.

 

 

После выхода на пенсию подполковник запаса ВКС СССР Чехомов В. А. вернулся в Эстонию в г. Силламяэ. Где и прожил все оставшуюся жизнь, занимаясь фотографией, садом, внуками, а также работая в редакции «Силламяэсский Вестник».

Июль 1994 года. Эстония, Силламяэ, слева на фото: Наталья Володина (я тогда каратэ занималась), дед – Чехомов Владимир Александрович, брат Дмитрий Копылов, мама Володина (Чехомова) Наталья Владимировна. Дедушка много фотографировал, но сам фотографироваться не любил, поэтому фото с его участием очень мало. Дедушка в нашей общине был человеком уважаемым и пользовался большим авторитетом. Характер – молчун. Всем всегда помогал и словом и делом.

В его доме, на Члакова-4, очень много книг было. Дедушка умел рисовать хорошо, фотографировать, писал небольшие статьи в «Вестник». Человек умный, интеллигентный, начитанный, с которым было приятно поговорить и есть что вспомнить.

Со слов мамы, есть и его мемуары, но мне такую информацию подтвердить не удалось. Видела у него много фотоаппаратов осталось, один, «зенит», он мне подарил. Все остальное, в том числе и информация о «пра-пра» канули в Лету. Поэтому, «внукам» надо интересоваться, а «дедушкам» самим рассказывать, как «тогда было», ибо найти информацию (особенно из достоверных источников) потом сложнее.

 

 

Поселок Синимяэ, возле Силламяэ. Своеобразный памятник деду. Очень достойный. Тут и байконуровская ракета и дело жизни.

 

 

Синимяэсские дороги.

 

Название посёлка происходит от природного названия — Синимяэские высоты (Синие горы). До Второй мировой войны Синимяэские высоты, вокруг которых раскинулось поселение, были покрыты высоким ельником, который при взгляде издалека придавал холмам синий цвет. Эти ели погибли в ходе сражений в 1944 году.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...