Экономическая природа и классификация капитала
Капитал – одно из основных понятий финансового менеджмента. С позиции финансового менеджмента он выражает общую величину средств в денежной, материальной и нематериальной формах, вложенных в активы (имущество) корпорации. В рамках корпоративных финансов он характеризует денежные (финансовые) отношения, возникающие между корпорацией и другими субъектами хозяйствования по поводу его формирования и использования. Такие денежные отношения возникают между корпорацией как юридическим лицом и ее акционерами (инвесторами), кредиторами, поставщиками, покупателями продукции (услуг) и государством (уплата налогов и сборов в бюджетную систему). В экономической теории выделяют 4 фактора производства, капитал, землю, рабочую силу и менеджмент (управление производством). Общая величина и структура капитала отражается в активе бухгалтерского баланса корпорации и составляет, как правило, значительную часть ее средств. Все источники формирования и изменения капитала отражаются в пассиве бухгалтерского баланса и, как правило, составляют основную часть источников средств корпорации. Капитал, таким образом, представляет собой совокупность денежных средств, вложенных или авансированных в основные и оборотные фонды корпорации, участвующие в процессе воспроизводства и приносящие прибыль в любой форме. Капитал классифицируют по различным признакам, имеющим практическое значение: • по источникам формирования капитала – собственный, привлеченный и заемный капитал; • по целям инвестирования – производственный, ссудный и спекулятивный капитал. Спекулятивный капитал появляется на вторичном фондовом рынке вследствие существенного завышения цены обращающихся акций. Основная цель спекулятивных операций – извлечение максимального дохода (прибыли);
• по формам инвестирования – капитал в денежной, материальной и нематериальной формах, используемый для формирования уставного (складочного) капитала корпораций. Однако для целей бухгалтерского учета он получает конкретную стоимостную оценку; • по объектам инвестирования – основной и оборотный капитал; • по формам собственности – государственный, частный и смешанный капитал; • по организационно-правовым формам деятельности – акционерный, паевой (складочный) и индивидуальный капитал, принадлежащий семейным хозяйствам; • по характеру участия в производственном процессе – функционирующий и бездействующий капитал (основные средства, находящиеся в ремонте, резерве, на консервации, в незавершенном строительстве); • по характеру использования собственниками (владельцами) – потребляемый и накапливаемый (реинвестируемый) капитал. К потребляемому капиталу относят суммы, направляемые на выплату дивидендов и другие выплаты социального характера. К реинвестируемому капиталу относят нераспределенную прибыль отчетного года; • по источникам привлечения в экономику страны – отечественный и иностранный капитал. Собственный капитал представляет собой денежные средства, принадлежащие собственнику корпорации на правах собственности, вложенные в совокупность средств, участвующих в процессе производства и приносящих прибыль в любой форме. В их состав входят: уставный, резервный и добавочный капитал, а также нераспределенная прибыль отчетного года. Данные статьи характеризуют сумму чистых активов. В процессе хозяйственной деятельности собственник корпорации имеет право привлекать на любых условиях дополнительный капитал: • граждан, в том числе иностранных граждан;
• средства других корпораций; • средства государства – как на безвозвратной основе, так и с передачей части прибыли владельцу средств, привлеченных в производство (на возвратной основе). Заемный капитал является заимствованной в кредитнобанковской сфере суммой денежных средств с последующим возвратом после использования и уплатой соответствующих процентов по договорам. Такая сумма средств для корпорации является капиталом, а для коммерческого банка – доходом от операции по вложению средств. Такое заимствование может быть краткосрочным и долгосрочным в зависимости от сроков использования его корпорацией и срока возврата с процентами. В результате вложения денежных ресурсов формируется основной и оборотный капитал. В процессе функционирования основной капитал принимает форму внеоборотных активов, а оборотный капитал – форму оборотных активов. По форме вложения различают предпринимательский и ссудный капиталы. Предпринимательский капитал авансируют в реальные, нематериальные и финансовые активы корпорации с целью извлечения прибыли и получения прав управления ею. Ссудный капитал – это денежный капитал банка, предоставленный в кредит возвратности, платности, срочности и обеспеченности залогом. В отличие от предпринимательского ссудный капитал не вкладывается в деятельность корпорации, а передается заимодавцем (банком) заемщику во временное пользование с целью получения процента. Ссудный капитал выступает на кредитном рынке как товар, а его ценой является процент. Цена капитала выражает, сколько следует заплатить (отдать денежных средств) за привлечение определенной суммы капитала. Итак, капитал выступает основным источником формирования доходов его собственников (акционеров) в текущем и будущем периодах. Он отражает также рыночную стоимость корпорации. В этом качестве выступает прежде всего собственный капитал, определяющий объем ее чистых активов. Вместе с тем размер используемого собственного капитала характеризует и параметры привлечения заемного капитала, способного приносить дополнительную прибыль. Основной целью формирования капитала является удовлетворение потребностей корпорации в средствах (источниках) финансирования ее активов. Динамика капитала является важным измерителем масштаба деятельности корпорации во времени. Способность собственного капитала к самовозрастанию определяет приемлемый объем чистой (нераспределенной) прибыли как приоритетного источника для самофинансирования корпорации. Снижение удельного веса собственного капитала в его общем объеме свидетельствует об усилении финансовой зависимости корпорации от внешних источников поступления средств.
Среднюю продолжительность оборота капитала выражают коэффициентом оборачиваемости и длительностью одного оборота в днях за расчетный период: где Кок – коэффициент оборачиваемости капитала, число оборотов; ВР – выручка (нетто) от реализации продукции; К – средняя стоимость капитала за расчетный период; Под – продолжительность одного оборота, дни; Д – количество дней в расчетном периоде (365 дней – за год; 90 дней – за квартал); Ккс – коэффициент капиталоемкости объема производства и реализации (продажи) продукции в расчетном периоде, доли единицы. 2.Ситуационная (практическая) задача Ответьте на следующие вопросы, используя предложенную информацию: млн.усл.ед. Компания Х Компания Z
Рассчитать ROA – рентабельность активов; ROE – рентабельность собственного капитала; 31 ROIC - рентабельность инвестированного капитала EBIT (1- налоговая ставка) / % обязательства + собственный капитал. Прокомментировать полученные данные и сделать выводы. Решение: Ставка налога на прибыль 20% Проведем расчет показателей компании Х ROE = ЧП/СК = (150-30)/350 = 0,343 или 34,3% ROA=ЧП/А = 150-30/1000*100=12,00% ROIC = (150-30)*(1-0,2)/65+350*100%=23,20%
Проведем расчет показателей компании Z ROE = ЧП/СК = (150-30)/1000=0,12 или 12,0% ROA=ЧП/А = 150-30/1000*100=12,00% ROIC = (150-30)*(1-0,2)/1000*100% = 9,6
Рентабельность инвестиционного капитала компании выше рентабельности компании Z,, кроме того заемный капитал компании Z равен 0.
Рентабельность собственного капитала у компании Х так же выше.
3.Тестовые задания
Список используемой литературы: 1. Корпоративные финансы: учебник / А.И. Самылин. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 472 с.: Режим доступа: http://znanium.com. (ЭБС) 2. Корпоративные финансы: Финансовые расчеты: учебник / А.И. Самылин – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. – 304 с.: Режим доступа: http://znanium.com. (ЭБС)
3. Корпоративное управление: учебник / И.Ю. Бочарова. – М.: НИЦ Инфра-М, 2014. – 368 с.: Режим доступа: http://znanium.com. (ЭБС) 4. Корпоративные финансы: учебник и практикум для академического бакалавриата /В.Е.Леонтьев, В.В. Бочаров, Н.П. Радковская – М.:Юрайт, 2015 345 с. 5. Корпоративные финансы: оценка состояния и управление: учеб. пос. / Л.В. Агаркова, В.В. Агарков. – Ставрополь: Ставролит, 2013. – 100 с.: Режим доступа: http://znanium.com. (ЭБС) 6. Орехов, С. А. Корпоративный менеджмент: учебное пособие / С. А. Орехов, В. А. Селезнев, Н. В. Тихомирова; под общ. ред. д.э.н., проф. С. А. Орехова. - 3-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. – 440 с.: Режим доступа: http://znanium.com. (ЭБС)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|