Дилемма «равенство—свобода» в истории русской политико-правовой мысли
Темы круглых столов по ИППУ Круглый стол 1. Идейные истоки государственно-правовой истории и современности Китая Конфуцианство и легизм: противоборство и взаимодействие, значение для современного Китая и мировой цивилизации. Сунь-Ятсен, Чан Кайши, Мао Цзедун, Дэн Сяопин – идеологи развития Китая в XX веке. Современный китайский путь – идеи, реалии, противоречия, значение для мировой цивилизации. Литература: Источники: 1. Дэн Сяопин. Основные вопросы современного Китая. — М., Политиздат, 1988. ISBN 5-250-00095-9. [Электронный ресурс]. Точка доступа: http://www.skmrf.ru/library/library_files/dxp.htm 2. Книга «Беседы и суждения» Конфуция, пять переводов на русский «на одной странице» [Электронный ресурс]. Точка доступа: http://lunyu.ru/ 3. Книга Правителя области Шан», перевод Л. С. Переломова, НИЦ «Ладомир», Москва, 1993. 4. Сочинения Мао Цзэдуна [Электронный ресурс]. Точка доступа: http://souz.info/library/politica/mao/ 5. Сунь Ятсен. Избранные произведения. — М. Наука, 1985. Специальная литература: 6. Конфуцианство и легизм. [Электронный ресурс]. Точка доступа: http://www.bibliotekar.ru/istoriya-vostoka/68.htm 7. Конфуций. // Маслов А. А. Китай: колокольца в пыли. Странствия мага и интеллектуала. — М.: Алетейя, 2003. — С. 100—115. [Электронный ресурс]. Точка доступа: http://ec-dejavu.ru/c-2/Confucio.html 8. Китай — сверхдержава современности. [Электронный ресурс]. Точка доступа: http://sibac.info/index.php/2009-07-01-10-21-16/6191-2013-02-01-13-23-38 9. Китай — сверхдержава современности. [Электронный ресурс]. Точка доступа: http://expert.ru/2011/02/2/kitaj-ne-obgonit-ssha-evrosoyuz-ne-vyiderzhit-konkurentsii-so-shtatami/ 10. Лапина З. Г. Гл. VII. Национальные религии. § 5. Конфуцианство (С. 95-100)// Основы религиоведения. / Ю. Ф. Борунков, И. Н. Яблоков и др.; Под ред. И. Н. Яблокова. — М.: Высш. шк., 1994. — 368 с. ISBN 5-06-002849-6 [Электронный ресурс].
11. Мартынов Д. Е. Конфуцианское учение в политической теории и практике КНР: 60-90-е гг. XX в.. Диссертация на соискание учёной степени кандидата исторических наук (07.00.03 Всеобщая история). Казань, 2004 [Электронный ресурс]. 12. Переломов Л. С. Конфуций и конфуцианство с древности по настоящее время (V в. до н. э. — XXI в.). — М.: Стилсервис, Институт Дальнего Востока РАН, 2009. — 704 с. — 500 экз. — ISBN 978-5-93712-010-6. 13. Тарасов А. «Наследие Мао для радикала конца XX — начала XXI века 14. Васильев Л. С. История Востока. [Электронный ресурс]. Точка доступа: http://radical-xxi.narod.ru/mao.htm 15. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. — М.: АСТ, 2003. — ISBN 5-17-007923-0. [Электронный ресурс]. Точка доступа: http://grachev62.narod.ru/hantington/content.htm 16. Цзян Чжунчжэн (Чан Кайши). Советская Россия в Китае. Воспоминания и размышления в 70 лет. 2-е изд., испр. и доп. М.: Посев, 2009. — 440 с.: ил.
Круглый стол 2. Демократия — будущее человечества или явление западной цивилизации? Античные концепции элитарной демократии и правового государства (Сократ, Платон, Аристотель, Цицерон). Концепт естественного и волеустановленного права. Древнеримские юристы о праве и государстве (Гай, Папиниан, Павел, Ульпиан, Модестин). Европейская политико-правовая мысль XVI–XVIII вв. о праве и государстве (социалисты-утописты (Мор, Кампанелла), Гоббс, Локк, Вольтер, Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, Джефферсон). Английский Билль о правах 1689г., Декларация независимости США и Декларация прав человека и гражданина 1789г. как воплощение идей западноевропейского либерализма. И. Кант и Ф. Гегель о праве и государстве. Западноевропейская социал-демократия от идеологов (К. Маркс, Э. Бернштейн) к политикам (В. Брандт, Ф. Миттеран, Т. Блэр, Г. Шредер). 4. Кризис современной западноевропейской либеральной демократии и ревизия взглядов. (Рормозер Г. Кризис либерализма [Электронный ресурс] http://philosophy.ru/iphras/library/rormoz.html; А. Дугин. Обществоведение. Для граждан новой России [Электронный ресурс]http://www.arcto.ru/article/1439.
В современном обществе порой высказываются сомнения относительно универсальности демократии и перспектив ее распространения в незападном мире. Прямо противоположной является точка зрения, согласно которой демократия является неизбежным итогом социально-экономического и политического развития. Аргументы и доводы сторонников обоих подходов приводятся в форме следующего диалога: А.: «Демократия — лучший и наивысший тип политического режима, это итог развития цивилизации. При демократии гарантируются права человека, обеспечивается процветание и благосостояние большинства общества. Я считаю, что, в конечном счете, к демократии придут все народы, рано или поздно она утвердится во всех государствах». Б.: «Мне кажется, вы слишком превозносите демократию. Она действительно обеспечивает защиту прав человека, но отнюдь не гарантирует благосостояния общества. Среди демократических государств есть как экономически развитые, так и экономически отсталые. Хочу также заметить, что демократические режимы впервые сформировались в государствах, относящихся к западной цивилизации. В странах же незападного мира преобладают авторитарные режимы. Причем темпы их экономического развития значительно превосходят темпы экономического роста демократических стран, а результаты весьма впечатляющи». А.: «Думаю, что именно экономическое развитие и экономический рост приведут многие страны к демократии». Б.: «Я не разделяю вашего оптимизма. Наряду с экономическими факторами на характер и природу политического режима также доказывают влияние социокультурные, цивилизационные факторы, традиции и менталитет общества. Неужели вы считаете, что демократия может выжить в иной социокультурной среде?» А.: «Итак, по-вашему, демократический путь для незападных стран невозможен? Какова же в этом случае судьба России?» Б.: «Я только хочу сказать, что каждое государство вырабатывает режим, который соответствует его социокультурным основам. Даже, если это и будет демократия, то ее черты, конфигурация, а может даже и механизмы, отнюдь не будут точными копиями западных моделей. Что касается России...» (здесь разговор обрывается). Проанализируйте высказанные позиции. Сформулируйте свою точку зрения о перспективах развития демократии. Реально ли формирование демократии в России?
Круглый стол 3. Дилемма «равенство—свобода» в истории русской политико-правовой мысли 1. Факторы, определившие особенности содержания и иерархию ценностей российской политической жизни: «возраст» российского суперэтноса, природно-географическая среда, коллективно-родовое начало, особенности государственного хозяйствования, религиозный фактор и т.д. Социокультурные влияния: византийское, татаро-монгольское, западноевропейское. 2. Равенство выше свободы: интеллектуальные ориентации. Оправдано ли ограничение индивидуальной свободы целями служения общему благу, может ли последнее наполнить смыслом человеческую жизнь? Славянофилы: идеи соборного равенства и нравственной свободы («поступая по совести, человек поступает свободно и нравственно»); государство как олицетворение «внешней» правды; соединение религиозной правды и правды социальной. Анархическое равенство в свободе, принцип неограниченной личной свободы от государства (М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин). Народничество: идеал общинной солидарности, трудового мужицкого равенства и коллективной трудовой свободы. Марксистские идеи социального равенства и социальной справедливости на российской почве. 3. Свобода и равенство равноценны: теоретические подходы (Б.Н. Чичерин, П.И. Новгородцев, П.Б. Струве, И.А. Ильин, С.Л. Франк). «Безграничное развитие свободы привело бы к всеобщему неравенству; безусловное осуществление равенства имело своим последствием полное подавление свободы» (П.И. Новгородцев). Русское общественное движение «дорожит равенством более, нежели самой свободой. Оно готово предпочесть рабство частичному освобождению: между всеобщим равенством рабства и всеобщим равенством свободы оно не допускает середины» (Е.Н. Трубецкой).
4. Современные трактовки дилеммы «равенство—свобода» в политической мысли России. Литература: Козловский В.В., Уткин А.И., Федотова В.Г. Модернизация: от равенства к свободе. СПб., 1995. Пивоваров Ю. Очерки истории русской общественно-политической мысли XIX — первой трети XX столетия. М., 1997. Образ будущего в русской социально-экономической мысли конца XIX — начала XX века: Избранные произведения. М., 1994. ТЕМЫ ДОКЛАДОВ, РЕФЕРАТОВ, СООБЩЕНИЙ Западничество и славянофильство: противоположность мировоззренческих и политических ориентаций. Западничество как феномен российской политической культуры: истоки, сущность, типология. Политология русского консерватизма. Русский анархизм о политике и государстве. Идея социализма на российской почве: история и современность Особенности русского либерализма: «охранительный либерализм» Б.Н. Чичерина и его концепция правового государства. Политическая философия еврейства. Неомонархизм: И.А. Ильин о монархии и республике, «аксиомах власти» и правосознании. Религиозно-нравственная традиция в русской политической мысли конца XIX — начала XX вв. Идеи Н.А. Бердяева о демократии, свободе личности, тоталитаризме.
Основная литература: Политология: Учебник для вузов / Под ред. М.А. Василика. М., 1999. Гл. 3. Антология мировой политической мысли: В 5 т. М., 1997. Т. III—IV. Исаев И.А., Золотухина Н.М. История политических и правовых Учений России XI—XX вв. М., 1995. История политических и правовых учений: Учебник для вузов / Под общ. ред. B.C. Нерсесянца. М., 1996. Замалеев А.Ф., Осипов И.Д. русская политология: Обзор основных направлений. СПб., 1994. Зеньковский В.В. Русские мыслители и Европа. М., 1997. Русская философия. Словарь /Под общ. ред. М.А. Маслина. М., 1995. Бердяев Н.А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века //О России и русской философской культуре, Философы послеоктябрьского зарубежья. М., 1990. В поисках своего пути: Россия между Европой и Азией. Хрестоматия по российской общественной мысли XIX—XX веков. М., 1997. Опыт русского либерализма. Апология. М., 1997. Специальная литература: Мухаев Р.Т. Политология: Учебник для вузов. М., 1997. Тема III. Белов Г.А. Политология. М., l996. Гл. 3. Вершинин М.С. Политология русского консерватизма (XIX — начало XX в.). СПб., 1997. Гнатюк О.Л. Русская политическая мысль начала XX века: Ц.И. Кареев, П.Б. Струве, И.А. Ильин. СПб., l994. Графский В.Г. Политические и правовые взгляды русских народников (Истоки и эволюция). М., 1993. Козырева Л.Д. Традиции народовластия в России. СПб., 1996. Осипов И.Д. Философия русского либерализма (XIX — начало ХХ в.). СПб., 1996.
Пивоваров Ю. Очерки истории русской общественно-политической мысли XIX — первой трети XX столетия. М., 1997. Омельченко Н.А. В поисках России: общественно-политическая мысль русского зарубежья о революции 1917г., большевизме и будущих судьбах российской государственности (историко-политический анализ). СПб., 1996.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|