Связь ММР с другими науками
Стр 1 из 2Следующая ⇒ ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ МЕТОДИКИ КАК НАУЧНОЙ И УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Введение. Какими методами обучения математике пользовались в древности, точно неизвестно, но есть основания полагать, что методы эти были догматическими, бездоказательными. Рукописи египтян содержали такие указания: «Делай это так или делай это, как принято...», в древней Индии: «Смотри, смотрите», Греции: «Что и требовалось доказать». Арифметические сборники того времени представляют перечень практических указаний о том, как производятся те или иные арифметические вычисления. В России ХVІІІ-ХІХ веках представления о методах преподавания математики можно получить по первой русской «Арифметике» Леонтия Филипповича Магницкого, написанной в 1702 г. Вопросы содержания, методов обучения детей дошкольного возраста арифметике и формирования представлений о размерах, мерах измерения, времени и пространстве, нашли отражение в педагогических системах воспитания Я. А. Коменского, И. Г. Песталоцци, Ф. Фребеля, М. Монтессори, К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого и др. Они пришли к выводу, что детей нужно обучать математике, высказали предположения о методах обучения и воспитания в семье, разработали книги и пособия. Чешский педагог Я. А. Коменский (1592-1670) в руководстве «Материнская школа» в программу по арифметике включил: - счет в пределах первых двух десятков (для 4-6 летних детей); - различение чисел; - определение большего и меньшего из них; - сравнение предметов; - знакомство с геометрическими фигурами; - ввел меры измерения (дюйм, пядь, шаг, фунт). Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827), швейцарский педагог, предлагал: 1) учить детей счету на конкретных предметах; 2) пониманию действий над числами; 3) умению определять время, широко использовал наглядность.
К. Д. Ушинский (1824-1871) предлагал: 1) обучать счету отдельных предметов и групп; 2) обучать действиями сложения и вычитания; 3) формировать понимание десятка как единицы счета. Л. Н. Толстой издал в 1872 г «Азбуку», одной из частей которой является «Счет», предлагал обучать детей счету вперед и назад в пределах сотни. Ф. Фребель (1782-1852), выдающийся немецкий педагог, теоретик дошкольного воспитания, разработавший идею детского сада и основы методики в нем, идеи Ф. Фребеля по вопросам воспитания и организации детских садов принесли ему еще при жизни мировую славу. Разработал игры и игровые средства. На первое место среди игровых средств Фребель выводит войлочный мячик различной окраски - голубой, желтый, фиолетовый, золотистый. Удерживая одной рукой такой мячик на веревочке, ребенок демонстрирует разные виды и направления движений: вправо, влево, вверх-вниз, круговые, колеблющиеся, обогащается словарный запас детей. Педагог ставил вопросы ознакомления детей с геометрическими фигурами, величиной, обучению счету, измерениям, составлению рядов предметов по размеру, весу. Обучение математике Ф. Фребель предлагал строить через сенсорную систему. М. Монтессори (1870-1952) итальянский педагог - через сенсорное воспитание раскрывала вопросы ознакомления детей с формами, величинами, составлению рядов предметов по размеру, весу и т. д. Она считала необходимым создание специальной среды для развития представлений о числе, форме, величинах, а также изучение письменной и устной нумерации. Для этого она предлагала использовать счетные ящики, связки цветных бус, счеты, монеты; числовые штанги с табличками чисел, цифры из шершавой бумаги, цифры-кружки, башенки. Этот материал вводит детей в математическое познание мира. Отсюда ясно, почему Монтессори называла их «базовыми математическими материалами». (Розовая башенка, коричневая лестница, красные штанги, блоки с цифрами, вкладыши и т. д. опосредованно подготавливают детей к усвоению математических знаний - у детей развивается математическое мышление - дети измеряют, сравнивают). Детский ум одновременно впитывает многообразный сенсорный и моторный опыт, естественно развивая при этом математические способности.
Елизавета Ивановна Тихеева в своих книгах «Счет в жизни маленьких детей», «Современный детский сад» (1920 г.) высказывается против систематического обучения дошкольников. Она считает, что до семи лет дети должны сами научиться считать в процессе повседневной жизни и игры. В то же время она возражает и против полной стихийности обучения. В обучение детей счету Е. И. Тихеева включила: 1. Счет до 10 (разработала 60 задач для игр-занятий, на закрепление количественных и пространственных представлений; определила объем знаний, которыми должны овладеть дети; особо подчеркивала важность овладения детьми первого десятка). 2. Ознакомление детей с цифрами (для этого предлагались игры с парными картинками, счетные ящики). 3. Знакомство детей со сложением и вычитанием, (через решение задач - из практической жизни). 4. Знакомство детей с величиной (больше, меньше, выше-ниже, шире-уже и т. д). 5. Знакомство детей с измерением в игре. 6. Знакомство детей с объемом, измерения емкости сосуда. Для знакомства с массой использовались весы. Е. И. Тихеева была за свободное обучение детей в игре, в непринужденной обстановке, в повседневной жизни. Фаина Николаевна Блехер - представительница теории автодидактизма. Основные мысли о содержании и методах обучения изложила в книге «Математика в детском саду и нулевой группе», вышедшей в 1934 г., и ставшей первым учебным пособием и программой по математике в детском саду. Ф. Н. Блехер предлагала обучать детей элементам математики с 3-4 лет и выделять понятия «много» и «один», формировать представления о числах 1, 2, 3. В среднем дошкольном возрасте учить определять количественные характеристики предметов в пределах 10. На основе счета сравнивать числа, пользоваться порядковым счетом.
В старшей группе учить детей составу чисел, цифрам, составлять практически числа из меньших групп; производить действия сложения, вычитания; освоить второй десяток; решать простые задачи. Обучение предлагалось вести в играх, обучая счету - больше использовать природный материал. В играх дети усваивают сравнение предметов по размерам, знакомятся с геометрическими фигурами, пространственными направлениями. Дети должны участвовать в практических жизненных ситуациях. Методика обучения счету Ф. Н. Блехер отражала идеи монографического метода - идти в обучении от числа к числу. (Учить счету не допустимо, но число ребенок должен знать, схватывать число глазами, а не обучать счету), разработала дидактические игры, советовала больше использовать природного материала. Анна Михайловна Леушина - педагог, создавший методику формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. Благодаря ее работам методика получила теоретическое, научное и психолого-педагогическое обоснование, были раскрыты закономерности развития количественных представлений у детей в условиях целенаправленного обучения на занятиях в детском саду. А. М. Леушина, вскрыв закономерности формирования и развития у детей разного возраста представлений о множестве, числе и операции счета, разработала способы и методы обучения детей счетной деятельности в разных возрастных группах, обеспечивающие преемственность между ними.
ПЛАН 1. ММР и другие науки. 2.Цели и задачи математического развития дошкольников. 3.Содержание программы ФЭМП в ДОУ. 4.Значение и возможности математического развития детей 5.Принципы обучения математике. 6.Методы ФЭМП. 7.Приемы ФЭМП. 8.Средства ФЭМП. 9.Формы работы по математическому развитию дошкольников. Связь ММР с другими науками
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|