Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

Оглавление

1. Введение

2. Мир как воля и представление

3. Познание

4. Воля

5. Пессимизм

6. Этика сострадания

7. Характер

8. Искусство

9. Критика исторической философии

10. Государственное устройство

11. Заключение

Введение

 

Артур Шопенгауэр – один из известнейших немецких философов. Родился 22 февраля 1788 года в Данциге (сейчас Гданьск). Философию изучал под руководством Шульце (Геттингенский университет, 1809–1811), Шлейермайхера и Фихте (Берлинский университет, 1811–1813). Методологическим введением в его философию является защищенная В 1813 в Йенском университете докторская диссертация «О четверояком корне достаточного основания». Немалое влияние на взгляды этого философа оказал Гёте, с которым он довольно близко общался. В трактате «О зрении и цвете», написанном именно под влиянием Гёте, Артур доказывают зависимость ощущений от интеллекта и неразрывную связь с ними априорных форм мышления. Наиболее значительной работой считается «Мир как воля и представление», написанная в 1814 году и выпущенная в 1818 вместе с «Критикой кантовской философии». Философия Шопенгауэра, ее основная суть раскрывается наиболее полным образом именно в этом произведении и поясняется и уточняется в последующих. Шопенгауэр очень серьезно относился к работам древнегреческих мыслителей Сократа и Платона и воспринял и интерпретировал многие их мысли. Основной идеей философа было убеждение, что чувственный мир – это именно явление или представление. Эту мысль автор называл «кантовским» или «основным, идеалистическим воззрением». Под «вещью в себе», о которой говорил Кант, Шопенгауэр понимает волю, выступающую в качестве некого «Абсолюта», основы всего мироздания. В представленной философской системе воля преобладает над разумом. Известно увлечение Шопенгауэром восточной культурой, особенно интересно ему было индийское миропонимание. Например, философ изучал «Упанишады», буддизм. Со стороны философа довольно резкой критике удостоился его современник – Гегель, но также имела место критика его последователей: Фихте, Шеллинга. Работы Артура Шопенгауэра, его система взглядов довольно скептически воспринимались людьми и не пользовались особой популярностью при жизни, что довольно болезненно воспринимал сам философ. Также из под его пера вышли такие работы, как «О воле в природе» (1836), «Две основные проблемы этики» (1841), соединившая в себе трактаты «О свободе человеческой воли» и «Об основании морали», был выпущен 2-й том «Мира как воли и представления», продолжающий темы первоначальной работы. Мировая известность пришла к философу после публикации «Парерги и паралипомены». Свое учение сам автор представлял как «стовратые Фивы», где каждый вход ведет к центральной площади.

 

 

МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

 

Первый том «Мира как воли и представления» состоит из 4 «размышлений»:

1) мир как представление, размышление 1-е: представление, подчиненное закону достаточного основания: объект опыта и науки;

2) мир как воля, размышление 1-е: объективация воли;

3) мир как представление, размышление 2-е: платоновская идея: объект искусства;

4) мир как воля, размышление 2-е: утверждение и отрицание воли к жизни при достигнутом самопознании.

В этих четырёх размышлениях Шопенгауэр представляет нам свое восприятие познания, метафизики, эстетики и этики соответственно.

Будучи почитателем идей Канта, Шопенгауэр считает, что мир, основанный на чувственном ощущении, существует лишь внутри человеческого сознания, а не является некой независимой от человека реальностью. Мир, по мнению философа, - объект по отношению к субъекту. Все в мире обусловлено субъектом, являясь лишь его представлением. То, каким оказывается этот мир, зависит от представления. То есть познающий субъект сам является непосредственным создателем этого мира, от которого он целиком зависит. Роль рассудка в восприятии мира заключается в том, то он соединяет пространство и время в представлении материи, то есть деятельности. Таким образом мир существует лишь через наш рассудок. Человек должен рано или поздно прийти к мысли, гласящей: «Мир – моя воля». Органов зрения, слуха, осязания, обоняния недостаточно, для того чтобы представить весь мир. Мир появляется лишь в тот момент, когда познающим субъектом используется посредством представления сознание. То есть мир сам по себе существовал, но полноценным он становится только тогда, когда появляется субъект, его познающий, при чем «от… первого раскрывшегося глаза, хотя бы он принадлежал насекомому, зависит бытие всего мира». При появлении первого субъекта, несмотря на объективность мира и его существования, он обретает истинную целостность и осознанность его на протяжении всей истории его существования. В понимании мира как представления субъект и объект, – соотносимые понятия, ведь сам субъект может быть познаваем другим человеком,то есть выступать в качестве объекта.

Сущность же всей материи философ видит в причине и действии. Артур Шопенгауэр критикует материализм, утверждая, что «нет субъекта без объекта». Шопенгауэр полагает, что высокоорганизованные состояния материи хронологически появляются лишь после более грубых ее состояний. Например, сначала возникла примитивная трава, потом кусты, потом деревья. Сначала возникли бактерии, а человек как самое совершенное живое воплощение материи является лишь после животного. Шопенгауэр не отрицает фактического существования материального мира, но не смотря на это, «первый открывшийся глаз» уже определяет существование всего мира во всей его полноте и времени, обуславливает его, ведь мир нуждается в познающем субъекте.

Шопенгауэр выделяет два понимания слова «мир». Первое обозначает внешнюю часть мира, то есть мир как наше представление, второе – внутреннюю часть мира, предполагая, что мир – это «вещь в себе».

Критикует философ и идеи своего современника Фихте. Утверждая субъект, Фихте одновременно утверждает и объект, ведь субъект невозможен без объекта. Шопенгауэр заявляет, что нельзя воспринимать субъект как основу объекта, равно как и наоборот.

Исходной точкой, по мнению Шопенгауэра, должен стать не субъект и не объект, а именно представление. Субъектно-объектные отношения являются лишь следствием из представления, являясь его формами.

Закон достаточного основания.

Время, пространство, категории рассудка, – априорные формы Канта сводятся к закону достаточного основания. Этот закон есть форма, используемая при построении интеллектом внешнего мира. Будучи объектной формой, этот закон действует лишь в границах мира явлений. Закон достаточного основания состоит из четырех компонентов: закон бытия (относится к пространству и времени), закон причинности (для предметов эмпирической реальности), закон логического основания (работающий для отвлеченных понятий) и закон мотивации (распространяется на все одушевленное).

 

 

ПОЗНАНИЕ

 

Шопенгауэр считал, что понятия разума получают все свое содержание только из наглядного познания.

В человеке, кроме представлений (время, пространство, материя, – для объекта; чувственность, рассудок, – для объекта), имеется возможность отражения, так называемой рефлексии. При этом весь мир рефлексии покоится на мире интуиции.

Единственной функцией разума является образование понятий, а рассудка – отношение причины и действия.

Источником истины и опорой науки Шопенгауэр считает воззрение. В науке основным методом является рефлексия, опора которой – в интуиции. Главными же в науке он признает те знания, которые почерпнуты из интуиции. То есть искать нужно не обоснования и доказательства, а наглядные очевидности. Это и будут самые бесспорные идеи. Интуиция – насквозь реальность, ей чуждо какое-либо отрицание, она безошибочна.

Шопенгауэр называл науку в понимании Канта «наукой из понятий», сам же он считал, что она должна быть «наукой в понятиях». Артур исходит из интуитивного познания, строя науку на наглядной очевидности.

В самом воззрении дана эмпирическая реальность и опыт. Воззрение предполагает применение причинной связи к чувственности. Оно интеллектуально.

Тело субъекта познания дано не только как представление в воззрении рассудка, но и как воля. Действие тела – вступивший в поле воззрения акт воли.

 

ВОЛЯ

 

Весь ряд поступков, как и тело, что их совершает, - проявления воли. Шопенгауэр выделил «телеологическую объяснимость тела», под которой понимал соответствие организма и воли человека.

Тот, кто понял на примере собственного тела, что сущность – его собственная воля, тот поймет также, что и все окружающее различно лишь в качестве явлений, а по сути своей есть проявления воли. Таким образом, от понимания явления мы двигаемся к пониманию вещи в себе.

Вещь в себе есть не представление (представление – лишь проявление вещи в себе), а сущность всего происходящего, начиная от природы, заканчивая действиями людей. Воля не обнаруживается в корреляции с сознанием, не обусловлена каким-то мотивом или причиной. Воля как вещь в себе свободна от всех форм, отлична от собственного явления, совершенно безосновна.

Основания имеют проявления воли, но отнюдь не сама воля как источник. При этом многие люди делают неверный вывод о том, что раз воля безосновна, то и ее проявления не подчинены необходимости.

Воля выходит за рамки сферы, руководствуемой сознанием. В ее разнообразных физических проявлениях человек познает свою собственную сущность.

Воля – бытие в себе каждой вещи в мире и всеединое зерно каждого деяния. Воля является первоначальным основанием всего происходящего, связывая субъект и объект. Все происходящее, мировой процесс является проявлением некоей стихийной творческой силы, которую Шопенгауэр называет «Волей к жизни».

Время, пространство и множественность относятся лишь к познаваемости вещей, но не к ним самим. Поэтому воля вне времени и пространства, ей чужда сама идея множественности.

Внешние проявления воли – объективации, они составляют эмпирический мир. Высшей их ступенью является самопознание воли, низшим проявлением объективации воли - «жизненные силы природы». Человек же является вершиной мировой пирамиды. Не имея ни цели, ни меры, ни основания, а являясь лишь слепым стремлением, воля выступает как источник конфликта и противоречий, которые определяют некоторые явления нашего мира. Каждая из объективаций постоянно стремится к верховенству, из чего исходит постоянная «война всех против всех», о которой говорил еще Гоббс.

Относительно растительного мира воля действует как темная движущая сила, не особо осознанно, применительно к животному миру – уже более осознанно (это проявляется в наличии у животных примитивных инстинктов, повадок), но не до конца. Но позже воля находит свое высшее проявление в человеке. Мир, бывший прежде только лишь волей, становится представлением разума со всеми его объективно-субъективными отношениями, пространством, временем, множественностью и причинностью.

ПЕССИМИЗМ

 

Жизнь человека по Шопенгауэру исполнена глубокого трагизма. Автор объясняет это самим устройством общества и характером бытия мира.

Человек никогда не сможет ощутить счастье по-настоящему, ведь он постоянно одержим своими желаниями, стремлениями. По сути человек и есть высшее воплощение вечного бессознательного стремления, верхняя ступень объективизации воли. Но человек никогда не сможет полностью удовлетворить свои желания, он постоянно будет несчастен. А периоды, когда человеку кажется, будто он счастлив – это всего лишь кратковременное отсутствие несчастья и страданий. Когда человек удовлетворяет одно свое стремление, им овладевает либо скука, либо опять страдание, связанное с новым устремлением. При чем подобную закономерность Шопенгауэр выводит не только для конкретного челоаека, но и для человечества во всем историческом процессе. Нет оптимизма, ведь людьми, а значит и обществом, которое они составляют, двигают лишь случай, эгоизм и злоба.

При этом Шопенгауэр не видит в самоубийстве истинного решения этого рокового противоречия. Освободиться от чувства постоянного страдания возможно лишь путем уничтожения его оснований. Единственным методом избавиться от первоисточника страданий философ видит отказ от желаний, а как следствие и упразднение воли к жизни в себе самом. Эти идеи Шопенгауэра довольно близки к восточной философии, тут прослеживается ее влияние на мыслителя. Этика Шопенгауэра во многом схожа с индуистским учением о нирване, согласно которому человеку следует убить в себе волю путем отречения от жизни.

 

ЭТИКА СОСТРАДАНИЯ

 

Наиважнейший принцип этики немецкий философ назвал «первофеноменом» морали. Он заключается в наличии у человека чувства сострадания, того чувства, которое оказывается основой всех наших добродетелей, истинной справедливости и любви к ближнему.

С точки зрения морали, человеку стоит существовать в сострадании, ведь это освобождает его от забот и волнений о собственной жизни, тем самым спасая его от страданий, при этом все моральные силы следует переключать на заботу о ближнем.

Таким образом истинная нравственность заключается в двух принципах: аскетизм по отношению к себе и альтруизм по отношению к другому. Лишь в случае, когда человек культивирует в себе эту настоящую нравственность и живет по ее законам, он получает возможность освободить себя от оков собственный стремлений и ограниченности бессмысленной воли к жизни. В этом случае человек переступает через собственный эгоизм в заботе о ближнем и достигает так называемой «безрелигиозной святости».

Шопенгауэр выступает категорически против какого-либо долженствования и априоризма в построении этики. Оценивая тот или иной поступок, пытаясь вникнуть в его суть, следует в первую очередь смотреть не на содержание поступка, а на мотивы, которые заставляют его совершить. Эту идею немецкий философ перенял у Канта, как и ту мысль, что свобода воли является основной предпосылкой и условием морального существования.

Свободная же воля есть то же самое, что и необходимость. Только тот поступок, который соответствует природе воли, является по-настоящему нравственным.

ХАРАКТЕР

 

Мировая воля составляется из множества «умопостигаемых характеров», их количество равняется количеству людей. Умопостигаемый характер определяет эмпирический характер каждого отдельно взятого индивида и составляет его сущность. Этот умопостигаемый характер выражается во временной последовательности поступков и решений человека. Он выступает в качестве безосновной воли, и отличается от эмпирического тем, что он свободен, а эмпирический строго подчиняется закону достаточного основания. Шопенгауэр воспринимает характер как нечто данное человеку с рождения, верит в то, что личность невозможно изменить, она определена. Поэтому нет смысла перевоспитывать человека.

ИСКУССТВО

 

Искусство воспроизводит вечные идеи, те идеи, которые существовали, существуют и будут существовать во всех проявлениях мира. Цель искусства – передать познание идей. Наука, по мнению Шопенгауэра, всегда стремится к новым открытиям, поэтому никогда не достигнет цели, искусство же – всегда находится радом с целью. Для объекта искусства, идеи, времени не существует, отношения исчезают.

Гениальность – способность к чистому созерцанию. Это такая способность, в процессе которой человек абстрагируется от собственных мотивов, интересов, а значит преобладает над своей природой – природой воли, путем отстранения от нее, способность просто созерцать.

Гений способен посредством своей эстетической интуиции прозревать идеальную сущность вещей, что является по Шопенгауэру высшей формой умозрения.

Рядовой человек на такое не способен, обращаясь лишь к тому, что лежит в сфере его интересов, относится к его воле.

Каждый вид искусства отображает определенную ступень объективации воли. Высшей ступенью является музыка. Ее цель не воспроизвести какую-то идею, а отразить саму «мировую волю» во всей ее полноте.

Понятие отвлечено, вполне исчерпывается своим определением и доступно всем, у кого есть разум. Идея же всецело наглядна и определена, но доступна только тем, кто поднялся до чистого субъекта познания. Но передается идея не всецело, а лишь условно, посредством искусства.

Искусство помогает преодолеть волевые импульсы. Погружаясь в мир искусства, человек получает возможность сбросить оковы страстей, понять скрытую сущность окружающих его явлений.

Воспринимая искусство, человек приближается к чему-то истинному, к некоей вечной идее, которую воплотил в искусстве гений. Таким образом, созерцая искусство человек может на время избавиться от чувства страдания.

Также этетическое созерцание сподвигает человека к осознанию настоящей значимости человеческой жизни и всего мира. Тем не менее окончательно освободиться через искусство невозможно, так как эстетический идеал сугубо созерцателен, а возможность постижения эстетической идеи зависит от субъективных факторов. Не всем людям дана легкость восприятия этой идеи посредством искусства.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...