Особенности японского образования
Особенности японского образования
Исключительное уважение к образованию, жадное стремление учиться характерны и для Японии во все периоды ее истории. Японская культура возникла значительно позже, чем китайская и индийская, поэтому подробнее на ней мы остановимся позже. Обращаясь к древним истокам, можно заметить, что японская культура во многом продолжила традиции китайской, хотя и в очень специфической форме. Так, здесь уважение к государственной власти переросло в настоящий культ императора, а раздувание кодекса самурайской чести неоднократно приводило к разжиганию военной истерии, исступленному фанатизму, жестокости. Тем не менее созидательные традиции японской культуры оказались безусловно преобладающими. Религия синтоизма, продолжая традиции буддизма, в еще более выраженной форме развивала идеи природосообразности. Достаточно сказать, что главным национальным праздником Японии является цветение сакуры. Исключительное внимание к эстетике среды обитания сделало стремление к красоте национальной чертой японцев. Искусства икебаны, сада камней, чайной церемонии, идущие из глубины веков, служат средством гармонии – с природой, людьми, самим собой. Средневековые «Записки у изголовья» придворной дамы Сэй Сёнагон, пятистишия танка и трехстишия хокку остаются непревзойденным образцом воспитания чувства меры, преклонения перед природой, умения замечать красоту и в повседневных явлениях. Если Запад долго мог свысока относиться к восточной культуре, именно в ее созерцательности усматривая причины научного и технического отставания, то в случае с Японией как раз пиетет перед природой, стремление к прекрасному позволили ей избежать многих болезней западной цивилизации. В частности, ей не пришлось столкнуться с экологическими проблемами, неизбежными для других промышленно развитых стран. Оптимальное сочетание уважения к традициям и открытости новому представляет и современная японская система образования (см. гл. 12).
Вопросы и задания
1. Почему необходимо изучать историю образования? 2. Каковы методологические основы истории образования? 3. Можно ли представить эволюцию образования как естественно‑ исторический процесс? 4. В каких регионах земного шара и в какое время возникли первые организационные формы воспитания и образования? 5. Чем можно объяснить сходство в древнейших формах воспитания и образования? 6. Опишите воспитание и образование в древних государствах Двуречья. 7. Какие особенности культуры Древнего Египта нашли выражение в образовании? 8. Расскажите об особенностях культуры Древней Индии, составивших основу образования. 9. В чем особенности китайского образования и воспитания? 10. Назовите особенности японской культуры, которые можно выделить в области образования и воспитания.
Рекомендуемая литература к главе 3 раздела II
1. Введение в культурологию / Отв. ред. Е. В. Попов. М., 1996. 2. Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную педагогику. М., 1995. 3. Джуринский А. Н. История педагогики. М., 1999. 4. История первобытного общества. Общие вопросы. Проблемы антропосоциогенеза. М., 1983. 5. Кон И. Ребенок и общество (историко‑ этнографическая перспектива). М., 1988. 6. Культурология / Под ред. А. А. Радугина. М., 1999. 7. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 13. 8. Тейлор Э. Б. Первобытная культура. М., 1988. 9. Франкфорт Г. и др. В преддверии философии: Духовные искания древнего человека. М., 1984. 10. Холл М. Энциклопедическое изложение масонской, геометрической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии. СПб., 1994.
11. Хрестоматия по истории Древнего Востока. М., 1980. Ч. 1. 12. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. М., 1981.
Глава 4 Античная пайдейя
Общая характеристика античности
Следующим после древнейшего мира определяющим этапом мировой культуры стала античность. Латинское antiquus, буквально означающее «древний», в широком смысле может быть применено к любой из цивилизаций Древнего мира. Исторически сложилось, однако, что понятие «античность» относят к греческой истории и культуре. Будучи преемницей древнейших культур Египта и Двуречья, античность составила базис для всего дальнейшего развития, во всяком случае, европейской культуры. «Прекрасным маем, который цветет лишь однажды и никогда более», называл античность великий Гете. Такому расцвету способствовали исключительно благоприятные географические условия Греции, расположенной на перекрестке торговых и культурных связей, имеющей благодатный климат и, главное, демократическое устройство античных городов‑ государств, поощряющее свободное развитие мысли, обмен мнениями, здоровое соревнование людей и идей. Дух свободного творчества, упоения жизнью, восхищения красотой, уважения к личности и мысли, присущий античности, позволил даже некоторым мыслителям усмотреть в ней навеки утраченный «золотой век» человечества. Это была эпоха, когда глазами, широко открытыми в мир, люди видели все новые стороны бесконечно разнообразного мира, а «глаза ума» (Платон), благодаря смелым философским обобщениям, выявляли в потоке, куда «нельзя войти дважды» (Гераклит), устойчивые и повторяющиеся закономерности. Само возникновение в VII–VI вв. до н. э. древнегреческой философии явилось наиболее восхитительным и зрелым продуктом благодатной атмосферы греческих полисов. Как писал Ф. Энгельс, «в греческой философии имеются в зародыше, в процессе возникновения, все позднейшие типы мировоззрений» [8. С. 369]. Впервые антропоморфные мифологические представления о природе, стихийные наблюдения над особенностями познания мира, разрозненные этические, правовые и политические идеи объединяются во всеохватывающих философских системах. Органичной составляющей таких систем были концепции образования. По существу философия образования берет начало в Древней Греции.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|