Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рекомендуемая литература к главе 10 раздела II




Вопросы и задания

 

1. Чем были вызваны реформы в российском образовании начала XIX в. и в чем они заключались? Каков был вклад в них М. М. Сперанского и декабристов?

2. Расскажите о начале реакционных лет и основных признаках реакции.

3. Опишите четыре ступени образования в России первой половины XIX в.

4. Какую роль в российском образовании и в общих умонастроениях сыграл Царскосельский лицей? Назовите его преподавателей и воспитанников.

5. «Три столпа» политики и образования при Николае I. Расскажите о роли, которую сыграли в их утверждении С. С. Уваров и Н. М. Карамзин.

6. В чем состояла полемика о судьбах России в середине XIX в.? Назовите славянофилов и приведите их доводы. В чем состояла позиция западников? Какое место в этой полемике занимал П. Я. Чаадаев?

7. Кем были по своим политическим взглядам А. И. Герцен и В. Г. Белинский? Охарактеризуйте их педагогические представления.

8. Как отразились общественные перемены в России в середине XIX в. на образовании? В чем состояли позиции охранительного либерализма и как они выразились в педагогике Д. Писарева и Н. И. Пирогова?

9. Кем были по своим политическим взглядам Н. Г. Чернышевский и Н. Г. Добролюбов? Охарактеризуйте их педагогические идеи, в том числе в вопросе эмансипации женщин.

10. Опишите педагогические идеи и деятельность К. Д. Ушинского. Остановитесь на его высказываниях о народности образования и роли родного языка, а также личности педагога.

 

Рекомендуемая литература к главе 10 раздела II

 

1. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. М., 1987.

2. Антология педагогической мысли России второй половины XIX в. М., 1990.

3. Белинский В. Г. Избранные педагогические сочинения. М., 1982.

4. Герцен А. И., Огарев Н. П. О воспитании и образовании. М., 1990.

5. Джуринский А. Н. История педагогики. М., 1999.

6. Добролюбов НА. Избранные педагогические сочинения. М., 1988.

7. Жизнь Пушкина. Рассказанная им самим и современниками: В 2 т. М., 1988.

8. Нелидов Ф. Ф. Западники 40‑ х гг. М., 1910.

9. Пирогов Н. И. Избранные педагогические сочинения. М., 1985.

10. Сахаров А. Н. Уроки «бессмертного комедиографа» // Карамзин Н. М. История государства Российского. М., 1989. Приложения к т. 1.

11. Сперанский М. М. Проекты и записки. М., 1961.

12. Ушинский КД. Избр. пед. соч. М., 1974.

13. Ушинский КД. Собр. соч. М., 1948. Т. 2.

14. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России. М., 1986.

15. Цимбаев Н. И. Славянофильство. М., 1986.

16. Чаадаев П. Я. Собр. соч. М., 1989.

17. Чернышевский Н. Г. Избр. пед. соч. М., 1974.

18. Экологические интуиции в русской культуре. М., 1992.

 

 

Глава 11

Педагогические поиски в России рубежа XIX–XX вв.

 

Матовый блеск «серебряного века»

 

Рубеж XIX–XX вв. получил название «серебряного века» для русской культуры. Продлившись не более трех десятилетий, он по своему значению и яркости оказался сравнимым с «золотым веком» XIX в. Во многих отношениях «серебряный век» был возрождением, взлетом русской культуры, «он дал миру замечательные образцы философской мысли, продемонстрировал жизнь и мелодию поэзии, воскресил древнерусскую икону, дал толчок новым направлениям живописи, музыки, театрального искусства. «Серебряный век» стал временем формирования русского авангарда» [6. С. 270].

Чрезвычайно плодотворным этот период оказался для науки, технических поисков и изобретений, развития промышленности. В 1896 г. А. Попов передал первую в истории радиограмму («Генрих Герц»), вскоре в России были разработаны технико‑ теоретические основы телевидения, авиастроения, пущен автомобильный завод «Руссо‑ Балт». Удивительные исследования проводил К. Э. Циолковский. Среди лауреатов учрежденной в 1901 г. Нобелевской премии вскоре оказались русские ученые И. Павлов, И. Мечников и писатель И. Бунин. Были созданы цветомузыка и ее инструментальное обеспечение (А. Скрябин), детищем технического оснащения искусства явился необычный музыкальный инструмент – терменвокс. В историю вошли Парижские сезоны русского балета (музыка Стравинского в постановке Дягилева). Стремление к обновлению, «выходу из затхлости», революционные настроения особенно ярко выразились в литературе – футуризме, акмеизме. Волна освежающих обновлений охватила и образование. Это был период смелых экспериментов, соединения научного анализа и новых философских концепций, разрушения догм старого образования.

Для понимания общекультурной атмосферы «серебряного века» – периода поисков – необходимо принять во внимание, что Россия особенно остро ощущала себя на перепутье. Дело не только в особом мироощущении, которое всегда свойственно рубежу столетий, но и в ощущении кризисного, трагического настроя, который Россия приобрела из‑ за резкого роста классовых противоречий, обострения политической борьбы, революционной обстановки в обществе. Особенности исторического пути России и российского менталитета, глубокая религиозность, сохранившаяся в русском народе, включая интеллигенцию, выразились у одних в эсхатологическом ожидании конца мира, у других – в ощущении ошибочности выбранного страной пути. Углубляющийся разрыв между цивилизацией и культурой, их нараставший кризис в России воспринимались чрезвычайно болезненно. Если на Западе преодоление кризиса усматривалось на путях позитивизма и прагматизма, технического прогресса, то «почвенническую» Россию веяния грядущего индустриального века буквально подавляли.

В такой социокультурной обстановке радикальное крыло русского марксизма во главе с Лениным, все более расходясь с умеренной линией Г. В. Плеханова, видело выход в социалистической революции с последующей диктатурой пролетариата. Сам Маркс подчеркивал, что жизнеспособно только то общество, в котором все изменения происходят естественно‑ историческим образом, созревая в недрах старого общества. Ленин же считал, что в России создалась благоприятная обстановка для «социалистического переворота». Для удержания социалистического строя неизбежными представлялись тоталитарное государство и стоящее на службе у него тоталитарное образование.

На противоположном полюсе находился критицизм, взывающий к вере и христианской морали и разделяемый большинством философов и писателей. Стремление к обновлению, охватившее все слои общества, принимало все более непримиримый характер. «России нужны не великие потрясения, а великие реформы», – писал министр внутренних дел П. А. Столыпин, убитый в 1911 г. противниками его точки зрения. «Пусть сильнее грянет буря! » – возражал Максим Горький. Ужас и разрушительные последствия этой бури он смог оценить только после революции в своих запоздалых письмах и попытках смягчить репрессии новой власти. Отчаянные письма писал В. Г. Короленко. «Окаянные дни» – так назывались воспоминания И. А. Бунина, изданные уже в эмиграции. Призывы к «восстанию против непоправимого» уже не могли остановить надвигающуюся бурю.

Вскоре после первой русской революции 1905 г. В. И. Ленин написал работу «Материализм и эмпириокритицизм», где анализировал происходившую в то время революцию в естествознании. Ленин верно заметил, что неожиданность и необычность ее результатов, приведших к радикальной ломке классической картины мира и представлений о его познании, усугубляли ощущение кризиса и хаоса. Если одно из крупнейших открытий нового естествознания – специальная теория относительности А. Эйнштейна наряду с созданием квантовой теории пришлась как раз на 1905 г., то следующий крупный шаг – общая теория относительности совпала с окончанием империалистической войны, революцией и гражданской войной в России.

В окопы, где братались солдаты Первой мировой, был брошен клич Ленина: «Превратим войну империалистическую в войну гражданскую! » Брат пошел на брата, сын на отца. Этими событиями был, по существу, оборван «серебряный век» русской культуры.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...