Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Требования к содержанию и оформлению курсовой работы




2.1. Структура и содержание курсовой работы.

Курсовая работа должна быть не только грамотно и логично написана, но и правильно оформлена. На титульном листе работы указываются наименование учебного заведения, факультета, кафедры. Затем пишется наименование темы, курс, группа, фамилия и инициалы автора работы и научного руководителя, город, в котором расположен университет, и год написания работы. Оформление титульного листа показано в Приложении 1. На отдельном листе приводится содержание работы с указанием страниц разделов и подразделов. В содержании обязательно должны быть введение, 2 или 3 главы основной части с разбивкой на подразделы, заключение, библиографический список и приложения, если они необходимы. Примерное содержание представлено в приложении 2.

Рекомендуется следующая структура курсовой работы:

- введение – 2-5% общего объема;

- основная часть -75-85%;

- заключение -5-10%

Во введении дается обоснование выбора темы, характеризуется ее актуальность и значение в современных условиях, указываются цели и задачи исследования. Цель, как правило, определяется названием курсовой работы, но не копирует формулировку темы. Определение цели должно быть чётким, конкретным и кратким. Задачи работы формулируются исходя из плана (содержания).

Далее во введении определяется объект и предмет исследования. Объектом исследования выступает область, направление, процесс и т.п. деятельности субъекта. Предмет исследования задается темой работы и отражает определенную проблему деятельности субъекта. Также необходимо дать перечень используемых методов и приёмов анализа и основные источники информации с указанием ученых, исследуемых данную проблему. Если какие-либо методы и источники информации реально не использовались при написании работы, перечисление их во введении не допускается.

При изложении основной части работы необходимо соблюдать последовательность и логичность. Все разделы должны быть связаны между собой, т. е. должен быть обеспечен логический переход от одного раздела к другому, от пункта к пункту, а внутри пункта – от вопроса к вопросу.

Серьезное внимание при написании работы должно быть уделено языку и стилю изложения материла. Практикой выработан ряд основных правил построения устойчивых речевых, грамматических и стилистических оборотов в научно - и учебно-исследовательской работе, соблюдение которых позволяет обеспечить соответствующий требованиям уровень изложения материала. Важнейшими из них являются:

- использование специальных функционально - синтаксических средств связи, указывающих на последовательность развития мысли (прежде всего, затем, во-первых, во-вторых, в последствии и др.), противоречивые отношения (однако, тем не менее, несмотря на …, в то время, как… и др.), причинно-следственные отношения (благодаря чему, следовательно, поэтому, по причине того что, вследствие чего и др.), переход от одной мысли к другой (необходимо оценить, перейдем к …, следует остановиться на …), итог или вывод (таким образом, следует отметить, итак, в итоге, в заключение следует отметить и др.);

- использование характерных для научной речи оборотов, характеризующих свойства предметов и явлений, а также степень развития процессов. Не принято, например, употреблять сравнительные прилагательные или наречия, образованные с помощью приставки «по» (повыше, помедленнее и др.), суффиксов «-еньк-», «-иньк-», «-айш-», «-ейш-» (маленький, огромнейший, высочайший. Как привило, при характеристике свойств предметов или явлений для образования превосходной степени используются слова «наиболее», «наименее», «максимально» в сочетании с прилагательными (наиболее высокий, максимально результативный), а для характеристики развития процессов – причастия, образованные от прилагательных с помощью суффиксов «-ущ-», «-ющ-» (растущий, доминирующий);

- использование указательных местоимений (этот, тот, такой), не конкретизирующих предмет, а выражающих связи между частями высказывания (например: «на основе анализа значений этих показателей можно дать оценку…»). В то же время неопределенные местоимения (что-то, кое-что и др.) в научной речи использовать не принято;

- использование специальных вводных слов или словосочетаний (по сообщению…, согласно мнению…, по данным…), указывающих на источник данных и обеспечивающих объективность изложения материала

- избежание экспрессивных языковых элементов, придающих эмоциональную окраску излагаемому материалу;

- использование специальных терминов, позволяющих в краткой форме давать развернутые характеристики установленных фактов, понятий, явлений, процессов;

- использование местоимения «мы», формально подчеркивающего, что излагаемая точка зрения отражает мнение группы людей, принадлежащих к определенному научному течению (научной школе). В то же время в научно - и учебно-исследовательских работа практически не используется личное местоимение «я».

Соблюдение этих правил позволяет избежать ряда ошибок при изложении материала наиболее часто совершаемых студентами при написании работы.

К разделам основной части предъявляются следующие требования.

В первом разделе следует подробно остановиться на освещении проблемно-теоретических аспектов темы исследования с использованием современного научного материала, с учетом отечественных и зарубежных научных достижений. Необходимо раскрыть понятие и сущность изучаемого явления, уточнить формулировки, привести обзор литературы по методам решения задач исследования, выявить различия в основных подходах и точках зрения на данную проблему. Проанализировать тенденции развития, показать исторические этапы становления развития системы, явления и т.д.

При изложении спорных (противоречивых) решений необходимо приводить мнения различных ученых и практиков. Если в работе критически рассматривается точка зрения кого-то из них, его мысль следует излагать без сокращений, т.е. приводить цитаты.

Обязательным, при наличии различных подходов к решению изучаемой проблемы, является сравнение рекомендаций, содержащихся в действующих инструктивных материала и работах различных авторов. Только после этого следует обосновывать свое мнение по спорному вопросу или соглашаться с одной из уже имеющихся точек зрения, выдвигая в каждом из случаев соответствующие аргументы.

Содержание первого раздела это не просто пересказ существующих в литературе положений и точек зрения, а изложение самостоятельно проанализированного и творчески осмысленного материала. При этом должна быть обоснована собственная концепция автора и приведены аргументы научной и практической ценности результатов исследования теоретической части.

Как показывает практика, наиболее часто встречающимися ошибками при написании первого раздела являются:

- изложение материала без авторской переработки;

- не даны собственные оценки, мысли, предположения;

- нет ссылок на исследования ученых и практиков и другие цитируемые источники;

- отсутствие аргументированных выводов, обоснованности собственной точки зрения;

- несовпадения текста и выводов и др.

Первый раздел завершается формулированием теоретических положений, на основе которых будут решаться задачи аналитической и практической частей работы и где они получат конкретное выражение.

Во втором разделе, основываясь на положениях, сформулированных в теоретической части, проводится проблемно-аналитическая разработка задач работы. В данной части работы дается характеристика и анализ объекта исследования.

Аналитическая характеристика объекта предполагает описание его сущности, структуры; определение его роли и места в иерархической системе более крупного масштаба; характеристику выполняемых функций по различным показателям и т.д. Следует провести экономический, финансовый, статистический и иной анализ собранного материала в рамках избранной темы, обосновать эффективность полученных результатов.

Показатели, по которым проводится анализ, должны браться не менее чем за три последних года и выбираться в зависимости от специфики объекта исследования. Вследствие этого они будут отличаться как по объему, видам, так и по форме изложения и представления материала. Таблицы и графики могут быть включены как в основную часть работы, так и в случае большого объема, в приложении.

В результате аналитического исследования обосновывается необходимость разработки мероприятий или рекомендаций по улучшению (модернизации, совершенствованию) деятельности субъекта.

Третий раздел основывается на прикладном значении результатов, полученных в первом и втором разделах, и посвящается обоснованию и характеристике предложений по совершенствованию организации, повышению эффективности и качества деятельности, реорганизации и модернизации управления, рационализации и оптимизации выполняемых функций и т.д. субъекта исследования.

В пунктах (подразделах) этого раздела обосновываются предложения и рекомендации по реализации мероприятий, которые, по мнению студента, было бы полезно применить для совершенствования того или иного процесса или в практике того или иного предприятия (учреждения). При разработке практических мероприятий и обосновании их предпочтительности и преимуществ перед фактическим положением дел могут использоваться различные подходы

1. Нормативный подход, при котором разрабатываемые мероприятия основываются на конкретных нормативных документах, как общего значения, так и ведомственных.

2. Научно – методологический подход, предполагает использование требований, методик и рекомендаций научных исследований, разработок НИИ и др. научных учреждений.

3. Экспериментальный подход, используется тогда, когда мероприятия основываются на результатах экспериментов, опросов, проведенных непосредственно на исследуемом предприятии (учреждении).

Рекомендации, разработанные в практической части, должные быть изложены достаточно подробно и обстоятельно, с необходимой степенью детализации и конкретности.

Каждый раздел работы должен завершаться краткими обобщающими выводами.

Заключительная часть курсовой работы содержит окончательные, систематизированные выводы и предложения, базирующиеся на основе проведенного исследования как теоретических, так и практических материалов. Необходимо проследить, чтобы цель работы была достигнута, и задачи, сформулированные во введении, были решены. Заключение имеет краткую (тезисную) форму, носит конкретный и конструктивный характер.

Объем заключения – 2-3 страницы. В конце заключения ставится подпись студента и дата завершения написания курсовой работы.

Библиографический список должен включать в себя 15-20 наименований источников в соответствии с требованиями ГОСТа.

В приложениях помещаются таблицы, схемы, диаграммы и другие данные упомянутые, но не приведенные в тексте.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...