Стратегическое управление качеством образования в вузе: теоретико-методологические основы
Стержневой проблемой модернизации образования в России является создание эффективной системы управления качеством образования. Сейчас наступает новый этап жизни университетов. Во многом он связан с изменением государственной образовательной политики. В последние годы разработаны и приняты концептуальные документы развития образования, Национальная доктрина образования, Концепция модернизации российского образования, Федеральная программа развития образования, Программа социально-экономического развития РФ, утверждены региональные программы развития образования. Правительством страны принята программа конкретных мероприятий по реализации этих документов. Но на сегодняшний день с полной уверенностью можно сказать, что российское общество не до конца осознает всю глубину проблем высшего образования. Бурный рост количества образовательных учреждений и специальностей в разы опережает качественное развитие университетского менеджмента, а в результате утечка молодых кадров за границу или в бизнес, невостребованность государственных образовательных программ, низкий спрос российского рынка труда на выпускников вузов, выражающийся в низком уровне рентабельности инвестиций в человеческий капитал. Стратегическое управление качеством должно изменить ситуацию, ориентируя коллектив вуза на улучшение динамики движения к заданным целям. Концентрируя внимание на процессах, мы можем улучшать качество своих услуг на протяжении длительного времени. Примерами процессов можно считать переподготовку преподавателей вуза, чтение лекций, методических пособий и так далее. Необходимо сравнивать показатели процессов каждый год.
Одна из проблем российского образования заключается в том, что оно рассматривается обществом лишь как часть социальной сферы, в то время как в большинстве западных стран оно трактуется и как производственная отрасль. И в программе Правительства РФ до 2010 г., и в программах ведущих политических партий реформа образования обсуждается в разделе социальной политики. Если же принять точку зрения, что высшее образование представляет собой (хотя и очень специфическую) часть рыночной экономики, а университеты - это корпорации, реализующие как частные, так и общественные блага, то определяются пути эффективного стимулирования развития отрасли и преобразования управленческой системы вуза. Правительства европейских государств в целом поощряют движение университетов в сторону рынка и создают институциональные условия его глобализации в рамках общего процесса интеграции Европы. Результатом усилий европейских правительств, направленных на глобализацию образовательных и научных услуг является Болонский процесс и Рамочные программы научно-технологического развития. Созвучно установкам болонского процесса и корпоративное управление вузом в условиях Новой экономики, базирующееся, прежде всего, на рыночной конкуренции. Именно на создание конкуренции и нацелена проводимая сейчас реформа вступительных экзаменов, включающая введение единого госэкзамена и реализацию принципа «деньги идут за студентом» [1]. Целью конкурентного соревнования наравне со средствами населения, готового оплачивать различные образовательные услуги, и государственным заказом на подготовку специалистов должны стать и становятся средства, выделяемые в виде грантов на научные исследования государствами, общественными и частными фондами, корпорациями. Более того, университеты, как и производственные предприятия, включились в рыночную борьбу за продвижение высокотехнологичной продукции, изготавливаемой в вузах или ассоциированных с ними производственных структурах.
Ключевые институциональные изменения давно реализованы не только в образовании других стран, но и в российской корпоративной среде. Во-первых прозрачность и современное корпоративное управление. В отличие от ведущих российских корпораций, российские университеты даже не публикуют годовых отчетов. Во-вторых система независимого мониторинга качества. Образование это специфический продукт, потребительская стоимость которого полностью не проявляется не только в момент «покупки», но даже и через некоторое время после окончания всего курса. Для функционирования института мониторинга необходимы независимые рейтинговые агентства, которые, по аналогии с рейтингами СМИ, финансовых институтов и производственных корпораций, будут формировать рейтинг вузов, строящийся на своих профильных критериях (карьерный рост, заработки выпускников, исследовательские успехи). В-третьих, необходимо внедрение студенческих кредитов. Аналогично тому, как потребительский кредит резко расширяет рынок товаров длительного пользования, студенческие займы предоставляют гораздо большие возможности для образовательного бизнеса. Институт образовательных кредитов это не только рыночный способ достижения социальной справедливости (платное, но доступное образование), но и, фактически единственная возможность заработать деньги в секторе элитного образования, во многом определяющего конкурентоспособность страны на мировом рынке. В-четвертых, следует поощрять реструктуризацию отрасли: слияния и поглощения, выход на рынок новых игроков, в том числе и негосударственных вузов. Безусловно, все эти изменения должны строиться с учетом максимального использования инициатив профессорско-преподавательского состава. Проблему использования этого резерва невозможно решить стандартным способом в рамках традиционной организационной структуры университета. Для использования этого резерва в целях развития университета необходимо соответствующее стратегическое управление, включающее формирование стратегии, нацеленной на трансформацию вуза в направлении новой структуры. При этом главным ресурсом управления, на основе использования которого должно произойти всестороннее развитие университета, являются не финансовые средства и другие традиционные ресурсы, а интеллект всего основного состава сотрудников и наличие у них предпринимательских и лидерских качеств. Отметим, что такой подход к управлению является определяющим признаком современной социально-экономической системы информационного общества или общества знаний, общества Новой экономики.
Таким образом, в итоге управленческих преобразований вуз, как и любая другая корпорация, должен стремиться к «видению» своего будущего, которое выражается обычно в его миссии по отношению к различным сферам социально-экономической активности региона, страны, мирового сообщества. В области образовательной деятельности это: реализация функции центра разработки и апробации новых образовательных стандартов, программ и методов обучения; обеспечение потребности личности, общества и государства в широком спектре основных и дополнительных образовательных программ, реализуемых в востребованных обучающимися формах, что создает условия для непрерывного образования; воспитание у обучающихся потребности в постоянном обновлении знаний, лидерских качеств, способствование формированию высококультурных, социально активных и гармонично развитых личностей. В области научной деятельности: проведение многопрофильных и междисциплинарных фундаментальных и прикладных научных исследований, определяющих общий потенциал университета и составляющих основу образования высокого качества; создание условий для расширения и укрепления научно-педагогических школ ВУЗа, для широкого привлечения талантливой молодежи к научно-образовательной деятельности; осуществление подготовки научных кадров высшей квалификации через магистратуру, аспирантуру и докторантуру; ведение экспертно-аналитической деятельности в области науки и образования;
укрепление сотрудничества с институтами Российской академии наук и отраслевыми институтами, создание и развитие учебно-научных центров; расширение инфраструктуры инновационного развития, обеспечивающей эффективный трансфер наукоемких технологий и создание конкурентоспособной продукции. В области регионального развития: социальное, экономическое, институциональное и культурное развитие страны, региона; сотрудничество с федеральными и региональными органами власти; способствование формированию высокотехнологических секторов экономики округа и региона через активизацию передачи наукоемких технологий и интеграцию с мировой индустрией высоких технологий, что способствует привлечению в регион внешних инвестиций; содействие созданию социальной стабильности, атмосферы взаимопонимания, терпимости, взаимного духовного и культурного обогащения в регионе; В области международной деятельности: участие в процессах формирования интегрированного европейского образовательного пространства, сохранение традиции евразийского сотрудничества; активное участие в формировании региональных и международных университетских сетей; развитие международного сотрудничества в области науки и высоких технологий, создание новых форм взаимодействия в актуальных областях; создание системы обучения иностранных студентов и аспирантов в рамках российской системы экспорта образования; активное участие в программах международного сотрудничества города и региона. В целом можно сказать, что главная задача российской образовательной политики обеспечение высокого качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства [2]. Говоря о качестве образования, необходимо четко определить все используемые термины и определения и указать место, которое занимает менеджмент качества в общей проблематике построения эффективных систем управления в вузах. Качество образования категория фундаментальная, многогранная, требующая системного изучения. Она определяет все стороны мироздания, факторы социального устройства и деятельности людей. Категория «качество» раскрывается соотнесенностью с категориями «количество», «системность», «структурность», «организованность», «оценка», «уровень качества», «требования к качеству», «мера качества» и с другими составляющими качества образования (качеством содержания образования, качеством образовательных технологий и методов обучения, качеством образованности личности).
Актуальный круг понятий, опредмечивающий сущностное содержание категории «качество», может выглядеть следующим образом: качество высшего образования; управление качеством высшего образования; качество подготовки специалистов с высшим образованием; проблемы качества подготовки специалистов с высшим образованием; системное исследование качества высшего образования; критерии качества высшего образования; мониторинг качества высшего образования; обеспечение качества высшего образования; инструментарий управления качеством; методика оценки образовательных услуг; оценка эффективности обучения. В матричной модели качества выступает идея дуальности качественных и количественных характеристик феноменов, позволяя осуществить перевод оценки в число и обратно, имея при этом в виду, что качество проявляется раньше числа, следовательно, раскрытие качества является первичной основой для правильного познания количества (В.П. Васильев, В.В. Красильников и другие). Тем самым качество выступает универсальным метафактором, актуализируя интеграцию существующих подходов парадигмального и частнопредметного знания в единое целое. Базисом интеграции является синергетический подход, аккумулирующий перспективные направлении (подходы) развития образования, структурируя систему качества как нелинейную, способную к развитию и саморазвитию структуру. Модель системы управления качеством образования может быть представлена тремя блоками: 1) подсистемой управленческих подходов, используемых для решения конкретных задач, ориентированных на качественное изменение какого-либо образовательного фактора; 2) подсистемой теоретико-методологических оснований, представленных на уровнях общенаучном, стратегическом, практико-ориентированном, конкретнонаучном и факторном; 3) подсистемой ценностной сущности компонентов и факторов образования различной природы (духовность, мотивация, компетентность и так далее). Эффективность управления качеством образовательных научных и других услуг это и есть эффективность управления высшим учебным заведением. Эффективность и качество подготовки специалистов в вузе и есть основная цель стратегического менеджмента в вузе. Действительно, если не обеспечено качество подготовки молодых специалистов, реально достижимое и достигнутое в других вузах в сложившихся условиях, то ни о какой эффективности управления вузом просто не приходится говорить. Другое дело, что в каждом конкретном случае в зависимости от этапа общественного развития страны, региона, положения конкретного вуза (столичный или региональный университет, сложившийся вуз или вновь образованный) на первый план могут выходить те или иные задачи стратегического управления. В настоящее время основными факторами, определяющими состояние и возможности качества подготовки специалистов, являются материальная база и использование всего спектра инновационных и информационных технологий. Это не значит, что другие факторы потеряли свою значимость. Просто для выхода российской высшей школы на мировой уровень информатизации образования особенно важен рост качества подготовки специалистов. Поэтому одним из важнейших этапов создания системы управления качеством является определение стратегии развития университета. Стратегия университета должна обеспечить его устойчивое развитие, гарантирующее: подготовку специалистов на уровне мировых стандартов и в соответствии с требованиями работодателей; проведение научных исследований на уровне, обеспечивающем их спрос на рынке научно-технической продукции; развитие и преемственность кадрового потенциала на основе достойного материального вознаграждения и комфортных условий труда и отдыха; поддержание материально-технической базы в соответствии с требованиями образовательного, исследовательского и обеспечивающих процессов.
Литература образование качество потребность личность Гуриев С. Мифы экономики. Заблуждения и стереотипы, которые распространяют СМИ и политики М., 2006. 2. Образцов П. Новый вид обеспечения учебного процесса в вузе // Высшее образование в России. 2001. №6. С. 56 57.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|