Психологические консультации работников
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Психологическое консультирование - это обсуждение с сотрудником какой-либо проблемы с целью ее устранения и улучшения психического здоровья.(4,с-137). Начало практики психологического консультирования и использования термина «психологическое консультирование персонала» в отношении консультационных услуг сотрудникам организации связано с первым опытом применения этого метода компанией «Western Electric» в 1936г. Психологическое консультирование является коммуникативным актом, так как предполагает обмен чувствами и идеями между людьми. Его следствием становится повышение показателей деятельности организации, поскольку работник, устранив личные проблемы, активно сотрудничает с другими людьми, менее озабочен личными делами и больше времени уделяет совершенствованию других показателей. Проводить психологическое консультирование могут как профессионалы, так и непрофессионалы. Это может быть специалист по консультированию из отдела персонала, непосредственный начальник, доктор из оздоровительного центра или друзья. Обычно, психологическое консультирование проводится конфиденциально, что бы сотрудник мог свободно говорить о рабочих проблемах и личных проблемах, в той мере, в какой они оказывают влияние на показатели труда. Определяется потребность в психологическом консультировании возникшими у работников различными проблемами, включая стресс, и большинство этих проблем имеют эмоциональный контекст. Выходя из-под контроля, эмоции заставляют человека совершать поступки, противоречащие и собственным интересам и потребностям организации (увольнение с работы из-за незначительного конфликта, ухудшение морального климата в коллективе). Руководители должны стремиться к тому, чтобы эмоции сотрудников носили конструктивный характер, а психическое здоровье было на высоком уровне.
Целью психологического консультирования является укрепление психического здоровья сотрудников, поощрение их уверенности в себе и проявление понимания. Эта цель согласуется с высшим уровнем иерархии потребностей по А. Маслоу и потребностями роста по К. Алдерферу (самоактулизация и самоуважение). А так же с поддерживающей и коллегиальной моделями ОП, поощряющими профессиональный рост работников и самостоятельную постановку цели. Цель психологического консультирования достигается при помощи функций психологического консультирования (таблица 1)
Таблица 1 Функции психологического консультирования (4, с-138)
За исключением переориентации, все эти функции могут успешно осуществляться менеджерами, которые ежедневно взаимодействуют с сотрудниками, и не имеют права закрывать глаза на эмоциональные проблемы работников и отказываться обсуждать их. Менеджерам всех уровней организации необходимо обучаться методам оказания эффективной помощи работникам. И даже при появлении штатных консультантов, перекладывать на них все обязанности по консультированию, менеджеры не должны. Для достижения наилучших результатов в работе, менеджер должен четко разделять фактическую и эмоциональную сторону каждой управленческой проблемы. И только при понимании проблемы стресса на рабочем месте, постоянном контроле ситуации, и объединении усилий руководителей и сотрудников можно создать оптимальные условия для достижения наилучших результатов трудовой деятельности.
Заключение
Ознакомившись в процессе написания работы «Стресс на рабочем месте», с методическими указаниями, учебными пособиями, печатными и интернет изданиями, изучив зарубежный опыт и результаты опроса российских работающих граждан, можно сделать следующие выводы: 1. существует пять разновидностей стресса, длительное воздействие которых, может привести к реальному осложнению здоровья; 2. кратковременный стресс с невысоким уровнем давления может дать импульс к мобилизации всех сил и стимулировать трудовую деятельность; . симптомы стресса, даже по отдельности, могут надолго вывести сотрудника из трудоспособного состояния; . попытка человеческого организма самостоятельно преодолеть стресс, приводит к нарушению физического здоровья (заболевания кровеносных сосудов сердца, почек и других органов и систем); . организация непосредственно заинтересована в создании благоприятной рабочей атмосферы, так как в некоторых случаях предприятие может нести юридическую ответственность за физическое и эмоциональное воздействие рабочего стресса на сотрудников; . количество стрессовых ситуаций будет только увеличиваться, и так как уже установлено, что профессиональный стресс представляет угрозу не только для одного человека, но и влияет на здоровье всего коллектива, необходимо учиться управлять ситуацией; 7. к крайним формам реакции на стресс относятся истощение сил и моральная травма (моральная травма на рабочем месте, болезнь сотрудников, переживших волну сокращений, насилие на рабочем месте) Любое из крайних проявлений стресса имеет очень серьезные последствия, вплоть до смертельного исхода и для сокращения негативных последствий необходим целый комплекс профилактических мероприятий; 8.
. проблема стрессов на работе, «не существовавшая» в Советском Союзе, в современной России является весьма значительной, требует к себе повышенного внимания специалистов из различных областей, и эффективных методов решения; . существует два основных фактора воздействия стресса на показатели выполнения рабочих заданий: внутренние (организационные) и внешние (внеслужебные); . люди, принадлежащие к различным типам А и В, по разному реагируют на стресс, и эту информацию можно использовать при организации рабочего времени и распределении нагрузок; . решить вопрос управления стрессом возможно одним из предлагаемых способов - предотвращение и контроль над уровнем стрессов, уклонение от стрессов и их преодоление; . целью психологического консультирования является укрепление психического здоровья сотрудников, поощрение их уверенности в себе и проявление понимания; . только при понимании проблемы стресса на рабочем месте, постоянном контроле ситуации, и объединении усилий руководителей и сотрудников можно создать оптимальные условия для сохранения физического и психического здоровья и достижения наилучших результатов трудовой деятельности. Список литературы
1. Большой Энциклопедический словарь / под редакцией А.М. Прохорова, 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Большая Российская энциклопедия, СПб.: Норинт, 2002. - 1456С; 2. Материалы сайта www.rabota.ru., статья http//www. rabota.ru./guide/tehniki/stress_na_rabota.html . Менеджмент / ответы на экзаменационные билеты. - Ионова С.М., Шумал С.С., - М., Аллель-2000, 2005. - 64С; . Организационное поведение / учебное пособие - Дорофеев В.Д., Шмелева А.Н., Частухина Ю.Ю., - Пенза: издательство университета, 2004.- 142С; . Организационное поведение / МУ - Дорофеев В.Д., Шмелева А.Н.,, - Пенза: издательство университета, 2005.- 56С; . Организационное поведение / учебное пособие - Карякин А.М., - Иваново: РИО ГОУ ВПО ИГЭУ, 2004. - 218С; . Сборник методических материалов по курсу «Организационное поведение» - М.:ИМПЭ им. А.С.Грибоедова, 2005. - 27С. . Стресс-менеджер: Дэвид Льюис / Пер. с англ. Серия «Технологии управления и менеджмента» - М.: Рефл-бук, ООО «Фирма «Издательство АСТ». 2000. - 266С; . Электронная версия журнала «Кадры предприятия», №5 от 2004г. - Менеджмент стресса на рабочем месте - В. Сердюк.; . Электронная версия Медицинской газеты № 43 от 08 июня 2005г. конспект врача «Синдром эмоционального выгорания» П. Сидоров;
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|