Какие функции выполняет это система?
СПРАВОЧНИК Виды мотивации персонала немного различаются у разных авторов, но несложно выделить несколько основных. Виды мотивации персонала по основным группам потребностей[1]: - материальная (стремление сотрудника к достатку); - трудовая (содержание и условия работы); - статусная (стремление индивида занять более высокое положение в команде, отвечать за более сложную и квалифицированную работу). Виды мотивации персонала по используемым способам[2]: - нормативная (воздействие с помощью информирования, внушения, убеждения); - принудительная (использование угрозы неудовлетворения потребностей, принуждения, власти); - стимулирование (косвенное воздействие на личность, блага и стимулы, побуждающие сотрудника к нужному поведению). Виды мотивов по источникам возникновения: внутренняя и внешняя. Внешние мотивы – это воздействие извне, с помощью определенных правил поведения в коллективе, через приказы и распоряжения, оплату работы и т.д. Внутренние мотивы – это воздействие изнутри, когда сам человек формирует мотивы (например, познание, страх, желание достичь определенной цели или результатов, и т.п.). Последний вид мотивации гораздо эффективнее, чем первый, поскольку работа выполняется качественнее и на нее тратится меньше усилий. Виды мотивации персонала по направленности на достижение целей и задач организации: положительная и отрицательная. Положительная – это персональные бонусы и премии, поручение наиболее важной работы и вип-клиентов и т.д. Отрицательная – это различные замечания, выговоры и взыскания, психологическая изоляция, перевод на нижестоящую должность и т.п. Причем все виды взысканий должны доводиться и объясняться всему коллективу, а не только конкретному индивиду[3].
Основные теории мотивации можно разбить на следующие группы [4]: - содержательные (Маслоу, Мак-Келлонд, Херцберг); - процессуальные (Врум); - основанные на отношении к труду (Макгрегор, Оучи). Теория потребностей Маслоу Личность обычно ведет себя так, как вынуждает ее доминирующая в это время потребность. Это заставляет каждого человека действовать таким образом, чтобы ее удовлетворить. Маслоу создал модель потребностей, состоящую из пяти групп[5]: - 1-ая группа – физиологические; - 2-ая группа – потребность в безопасности; - 3-я группа – принадлежность к социальной группе; - 4-ая группа – потребность в уважении (успех, статус, самоуважение); - 5-ая группа – потребность в самовыражении. Теория мотивации Мак-Келлонда. В своей теории Мак-Келлонд исходил из того, что при множестве потребностей, характерных для людей, самыми значимыми считаются три: причастность, успех, власть. Существует два вида мотивов[6]: - стремление к успеху; - избегание неудач. Теория Фрэнка Херцберга. Она была создана на основе опросов, проведенных на рабочих местах в разных странах. Люди должны были описать ситуации, в которых они были удовлетворены или чувствовали неудовлетворенность. Факторы, оказывающие влияние на удовлетворенность работой[7]: - достижение в признании успеха; - интерес к работе; - ответственность; - повышение по службе; - профессиональный рост. Факторы, оказывающие влияние на неудовлетворенность работой[8]: - способ управления; - политика, проводимая администрацией в организации; - условия, в которых происходит процесс труда; - заработок; - межличностные отношения на работе; - отсутствие стабильности; - воздействие работы на личную жизнь. Методы мотивации
Можно выделить следующие факторы мотивации персонала:
- потребность работать в успешной и известной компании - увлекательная и интересная работа. Оптимальный вариант, когда хобби и работа – синонимы - материальная мотивация. Все виды премий, бонусов и, собственно, зарплата являются составляющими этого фактора. Исследователи определяют, что методы мотивации состоят из нескольких групп[9]: - экономические; - организационно-распорядительные; - социально-психологические. Социальная мотивация включает социальное прогнозирование (цель – определение условий для планирования социального развития предприятия), социальное планирование (составление плана социального развития), социальное нормирование (установление определенных норм поведения персонала), социальное регулирование (поддержание социальной справедливости и взаимоотношений между работниками). К психологическим методам мотивации относят: комплектование малых групп, гуманизация труда, учет личностных психологических особенностей, профессиональный отбор, установление психологически адекватных отношений с подчиненными. Система мотивации включает в себя косвенную, прямую материальную и нематериальную мотивацию. Как можно внедрить балльный процесс Процесс оценки можно разделить на четыре основных этапа: - подготовительный этап: подготовка приказа о проведении аттестации, утверждение аттестационной комиссии, подготовка и размножение документации, информирование трудового коллектива о сроках и особенностях проведения оценки; - формирование состава аттестационной комиссии и его утверждение; - основной этап: организация работы аттестационной комиссии по подразделениям предприятия; - заключительный этап: подведение итогов аттестации, принятие персональных решений о продвижении работников, направлении на учебу, перемещении или увольнении сотрудников, не прошедших аттестацию. Основой оценки персонала является формирование нормативных значений коэффициентов разработанные для руководителей (менеджеров) и специалистов предприятия. В качестве критериев для оценки выбран общеобразовательный уровень руководителей и специалистов предприятия, показатель стажа. Для оценки деловых качеств - отбор признаков оцениваемых деловых качеств, на основе требований Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих с учетом особенностей каждой категории должностей. На основании данной методики производится усреднение оценок
Как работает этот процесс Таблица 4 Коэффициент (рейтинг), характеризующий общеобразовательный уровень руководителей и специалистов предприятия в зависимости от образования
В качестве значения коэффициента общеобразовательного уровня выбрана 5 бальная система, значения проставлены в порядке уменьшения, от профильного высшего образования (5) до не профильного среднетехнического образования (2). Также за каждую переподготовку дополнительно 2 балла. Отбор признаков оцениваемых деловых качеств в агентстве предлагается производить на основе требований Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих с учетом особенностей конкретного рабочего места (табл. 5).
Таблица 5 Показатели стажа
Каждый выявленный признак имеет четыре уровня проявления, оценивается членами аттестационной комиссии гостиницы «Арарат Парк Хаятт Москва» в баллах: низкий - 1; средний - 2; выше среднего - 3; высокий - 4. Что позволит выявить профессионально важные качества, влияющие на выполнение должностных работ. Оценка по каждому из отобранных признаков устанавливается каждым экспертом и заносится в регистрационную форму, приведенную в виде таблицы 6. Таблица 6 Регистрационная форма балльных оценок признаков, определяющих деловые качества персонала
На основании данной методики усреднение оценок может производиться как на стадии выставления баллов, так и после расчета оценки совокупности деловых качеств. В компании в первом случае необходимо рассчитывать среднюю арифметическую балла по каждому признаку, во втором - среднюю арифметическую оценок совокупности деловых качеств. Оценка всей совокупности деловых качеств производится путем суммирования оценок признаков, умноженных на их удельную значимость, и может быть выражена формулой: li = Sаij * хin, (1) где i - порядковый номер любого признака деловых качеств; n - число признаков; аij - j-й уровень i-го признака у аттестуемого работника (в баллах); хi - удельная значимость i-го признака в общей оценке деловых качест Какие функции выполняет это система? - повышению качества выполнения работ; - повышению уровня знаний и квалификации персонала; - стремление к достижению целей, поставленных организацией.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|