Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Выбор темы магистерской диссертации




 

При выборе темы магистерской диссертации целесообразно брать задачу сравнительно узкого плана с тем, чтобы можно было ее глубоко проработать.

Выбрать тему диссертации магистранту могут помочь следующие приемы:

-ознакомление с новейшими результатами исследований в смежных, пограничных областях науки и техники, имея в виду, что на стыке наук возможно найти новые и порой неожиданные решения;

-оценка состояния разработки методов исследования и технологических приемов применительно к конкретной отрасли;

-пересмотр известных научных решений при помощи новых методов, с новых теоретических позиций, привлечением новых, существенных фактов, выявленных магистрантом. Эти методы широко применяются в практике научной работы.

Существенную помощь в выборе темы оказывает ознакомление с аналитическими обзорами и статьями в специальной периодике.

Выбор темы для диссертации имеет исключительно большое значение. Практика показывает, что правильно выбрать тему — это значит наполовину обеспечить успешное ее выполнение. Под темой диссертации принято понимать то главное, о чем в ней говорится. Это и материал, отобранный и организованный в соответствии с задачами исследования. Это и предмет изучения, отраженный в определенном аспекте и ставший поэтому содержанием диссертационного сочинения.

Темы магистерских диссертаций определяются высшим учебным заведением. Студенту-магистранту предоставляется право выбора темы диссертации вплоть до предложения своей тематики с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки.

Тема диссертационной работы должна определяться и закрепляться в начале магистерской подготовки. Она чаще всего выбирается из списка, рекомендованного соответствующими профилирующими кафедрами данного высшего учебного заведения.

При выборе темы очень важно учитывать общий стаж в избранной области знаний, предыдущий "задел" в ней, а также опыт выступлений в научных кружках или на собраниях специалистов с научными сообщениями и т.п.

При выборе темы целесообразно брать задачу сравнительно узкого плана с тем, чтобы можно было ее глубоко проработать.

Многие видные ученые предлагают для исследования конкретные темы с "переднего края" науки и техники. Начинающему научному работнику, занятому поисками актуальной и социально значимой темы, необходимо прислушиваться к их советам.

Но если молодой ученый не может сам выбрать тему для диссертации, он вправе обратиться за консультацией к своим преподавателям.

Выбрать тему диссертации соискателю могут помочь следующие приемы:

1. Просмотр каталогов защищенных диссертаций и ознакомление с уже выполненными на кафедре диссертационными работами.

2. Ознакомление с новейшими результатами исследований в смежных, пограничных областях науки и техники, имея в виду, что на стыке возможно найти новые и порой неожиданные решения. По определению академика А.Е.Ферсмана, "наука держится теми тесными связями, которые она умеет установить с соседними дисциплинами, умелым заимствованием чужих методов, продуманным внедрением своих завоеваний и своих методов в другие науки".

3. Оценка состояния разработки методов исследования, принципов конструирования машин и технологических приемов применительно к конкретной отрасли народного хозяйства. При этом следует обращать внимание на возможность применения "чужих" методов, используемых в смежных областях, применительно к изучению "своей" области знания.

4. Пересмотр известных научных решений при помощи новых методов, с новых теоретических позиций, с привлечением новых существенных фактов, выявленных диссертантом. Выбор темы диссертации по принципу основательного пересмотра уже известных науке теоретических положений с новых позиций, под новым углом зрения, на более высоком техническом уровне широко применяется в практике научной работы.

Существенную помощь в выборе темы оказывают ознакомление с аналитическими обзорами и статьями в специальной периодике, а также беседы и консультации со специалистами-практиками, в процессе которых можно выявить важные вопросы, еще мало изученные в науке.

Темы магистрантов профильного направления, обучающихся по Государственной программе индустриально-инновационного развития (ГПИИР), должны быть направлены на решение проблемы в рамках реализации данной стратегической программы развития Республики Казахстан. Причем исследования должны проводиться на базе одного из предприятий, включенных в программу ГПИИР, а результаты исследования рекомендованы данным предприятиям. Допускаются комплексные темы, т.е. несколько тем посвященных решению одной проблеме. Таким образом могут создаваться научные группы, работающие в одном научном направлении.

Выбрав тему, магистрант должен уяснить, в чем заключается сущность предлагаемой идеи, новизна и актуальность этой темы, ее теоретическая новизна и практическая значимость. Это значительно облегчает оценку и окончательное закрепление выбранной темы.

 

Основная часть

 

Основная часть работы состоит из разделов, подразделов, пунктов, подпунктов. Каждый раздел начинают с новой страницы. Основному тексту каждого раздела может предшествовать предисловие с коротким описанием выбранного направления и обоснованием примененных методов исследований. В конце каждого раздела формулируют выводы с кратким изложением приведенных в разделе научных и практических результатов, которые дают возможность выделить общие выводы от второстепенных подробностей.

В разделах основной части подают материал, как правило, в такой последовательности:

Раздел 1 – обзор литературы по теме и выбор направления исследований;

Раздел 2 – изложение теоретической части магистерской диссертации;

Раздел 3 – программа и методика исследования, выбор и описание методов исследования;

Раздел 4 – результаты экспериментальных исследований;

Раздел 5 – технологический процесс изготовления детали с обоснованием инновационных подходов.

В первом разделе проводится обзор проведенных в данном направлении исследований. Критически освещая работы предшественников, соискатель должен назвать те вопросы, которые остались нерешенными, а следовательно, определить свое место в решении задач. Желательно закончить этот раздел коротким резюме относительно необходимости проведения своего исследования. Общий объем обзора литературы не должен превышать 20% объема основной части квалификационной работы.

Во втором разделе, как правило, соискатель очерчивает основные этапы развития научной мысли по своей теме, обосновывает теоретические подходы к решению проблемы исследования.

В третьем разделе представляется программа исследования, описывается содержание работы, обосновываются выбранные методы теоретических и экспериментальных исследований. Описывается оборудование, используемое для проведения экспериментальных исследований, разрабатывается общая методика проведения исследований.

В следующих разделах с исчерпывающей полнотой излагают результаты экспериментальных исследований автора с освещением того нового, что он вносит в разработку темы. В обязательном порядке в заключительном разделе представляется технологический процесс изготовления или восстановления детали исследуемой в работе технологической машины. Соискатель должен оценить полноту и достоверность полученных им результатов, сравнить их с данными аналогичных исследований других авторов. Обосновать преимущество и целесообразность применения результатов исследования.

Введение должно содержать оценку современного состояния решаемой научной или научно-технологической задачи, основание и исходные данные для разработки темы, обоснование необходимости проведения научно-исследовательской работы, сведения о планируемом научно-техническом уровне разработки, о патентных исследованиях и выводы из них, сведения о метрологическом обеспечении научно-исследовательской работы. Во введении должны быть показаны актуальность и новизна темы, связь данной работы с другими научно-исследовательскими программами, а также должны быть приведены цели и задачи исследования, их место в выполнении научно-исследовательской работы в целом.

Общая структура введения:

- актуальность;

- цель и задачи исследования;

- методы исследования;

- научная новизна;

- основные положения, выносимые автором на защиту;

- практическая значимость и апробация;

- внедрение в производство;

- достоверность результатов;

- публикации основных материалов диссертации;

- структура и объем диссертации.

Таким образом, введение - очень ответственная часть диссертации, поскольку оно не только ориентирует читателя в дальнейшем на раскрытие темы, но и содержит все необходимые его квалификационные характеристики, раскрывает сущность научной задачи и ее значимость, основания и исходные данные для разработки темы, обоснование необходимости проведения исследования.

Во вступлении подают общую характеристику квалификационной работы в такой последовательности.

При оценке актуальности выбранной темыследует знать, что актуальность применительно к диссертационным работам заключается в убеждении в том, что ранее подобных работ не выполнялось. Актуальность - обязательное требование к любой диссертации, поэтому вполне понятно, что введение должно начинаться с обоснования актуальности выбранной темы. Освещение актуальности должно быть немногословным. Начинать ее описание издалека нет особой необходимости. Достаточно в пределах 1-2 страниц машинописного текста показать главное - суть проблемной ситуации, из чего и будет видна актуальность темы.

Формулируют цель и задачи исследования, которые необходимо решить для достижения поставленной цели. Не следует формулировать цель как "Исследование...", "Изучение...", потому что эти слова указывают на средство достижения цели, а не на самую цель. Название квалификационной работы должно быть кратким, конкретным, отвечать специальности и сути темы, указывать на предмет и цель квалификационного исследования. В названии не желательно использовать осложненную, обобщающую или псевдонаучную терминологию. В названии надо избегать слов "Исследование...", "Анализ...", "Изучение...".

Объект исследования – это процесс или явление, которое порождает проблемную ситуацию и избранное для изучения.

Предмет исследования содержится в пределах объекта.

Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая является предметом исследования. Именно на него направлено основное внимание соискателя, поскольку предмет исследования определяет тему квалификационной работы, которая отмечается на титульном листе как ее название.

В введении представляется перечень методов исследования, использованных для решения поставленных в работе задач. Перечислять их надо коротко и конкретно, определяя, что именно исследовалось тем или иным методом. Это даст возможность убедиться в логичности и приемлемости выбора именно этих методов.

Научная новизна полученных результатов применительно к самой диссертации – это признак, наличие которого дает автору право на использование понятия «впервые» при характеристике полученных им результатов и проведенного исследования в целом.

Дается краткое описание новых научных положений (решений), предложенных лично магистрантом. Необходимо показать отличие полученных результатов от известных раньше, описать степень новизны (впервые получено, усовершенствовано, получило дальнейшее развитие). Чаще всего научная новизна проявляется в наличии теоретических положений, которые впервые сформулированы, содержательно обоснованы, методических рекомендаций, которые внедрены в практику и оказывают существенное влияние на достижение новых социально-экономических результатов и др. Новыми могут быть только те положения диссертационного исследования, которые способствуют дальнейшему развитию науки в целом или отдельных ее направлений.

Каждое научное положение четко формулируют, выделяя его основную сущность и концентрируя особое внимание на уровне достигнутой при этом новизны. Сформулированное научное положение должно читаться и восприниматься легко и однозначно (без накопления мелких фактов, и таких, что затемняют его сущность, деталей и уточнений). Ни в одном случае нельзя прибегать к изложению научного положения в виде аннотации, когда просто констатируют, что в работе сделано то и то, а сущности и новизны увидеть невозможно. Представление научных положений в виде аннотаций является наиболее распространенной ошибкой соискателей при изложении общей характеристики работы.

Оценивая практическую значимость выбранной темы, следует знать, что эта значимость зависит от того, какой характер имеет конкретное научное исследование. Подаются сведения о практическом применении полученных результатов или рекомендаций по их использованию. Если диссертация будет носить методологический характер, то ее практическая значимость может проявиться в публикации основных результатов исследований в научных статьях, апробации результатов на научно-практических конференциях, в использовании научных разработок в учебном процессе высших и средних учебных заведений, в участии в разработке государственных и региональных программ развития социально-экономической отрасли и т.д.

Составление рабочих планов

Любая научная работа предполагает наличие плана ее осуществления. С учетом специфики творческого процесса такой план должен предусматривать все, что можно заранее предвидеть. Конечно, в науке возможны и случайные открытия, но нельзя строить научное исследование, ориентируясь на случайности. Только плановое исследование позволяет надежно шаг за шагом познавать новые объективные закономерности во всей окружающей действительности.

Особенно большое значение имеет планирование творческого процесса студента-магистранта, впервые приступающего к написанию серьезного научного сочинения, каковым является магистерская диссертация. Планирование его работы начинается с составления рабочего плана, представляющего собой своеобразную наглядную схему предпринимаемого исследования. Такой план используется на первых стадиях работы, позволяя эскизно представить исследуемую проблему в различных вариантах, что существенно облегчает научному руководителю оценку общей композиции и рубрикации будущей диссертации.

Рабочий план разрабатывается при непосредственном участии научного руководителя магистранта и начинается с разработки темы, т.е. замысла предполагаемого научного исследования. Возможно, что в основу такого замысла будет положена гипотеза, т.е. предположение, изложенное на основе как интуиции (предчувствия), так и предварительно разработанной версии (т.е. сообщения чего-либо в целях предварительного объяснения). Но даже и такая постановка позволит систематизировать и упорядочить всю последующую работу.

Первоначально рабочий план только в основных чертах дает характеристику предмета исследования, однако в дальнейшем такой план может и должен уточняться, однако основная задача, стоящая перед работой в целом, должна оставаться неизменной.

Рабочий план имеет произвольную форму. Обычно он состоит из перечня расположенных в столбик рубрик, связанных внутренней логикой исследования данной темы и позволяющих по их месту судить об их уместности и значимости. Отдельные рубрики плана следует писать на отдельных карточках (или полосках бумаги). Это позволяет в результате ряда механических перестановок найти наиболее логичную и приемлемую для данного исследования схему их расположения.

В состав рабочего плана желательно включать, помимо заголовков, выделенных отдельными строками, заголовки в подбор с текстом, заголовки — внутритекстовые выделения (слова и словосочетания самого текста, обозначающие тему текстового отрывка). Это позволяет оценить, единообразно ли использованы мелкие заголовки в разных главах и параграфах диссертационного сочинения.

На более поздних стадиях работы составляют план-проспект, то есть такой план, который представляет собой реферативное изложение расположенных в логическом порядке вопросов, по которым в дальнейшем будет систематизироваться весь собранный фактический материал.

План-проспект служит основой для последующей оценки научным руководителем магистранта соответствия его работы целям и задачам проводимого исследования. По этому плану уже можно будет судить об основных положениях содержания будущей диссертации, принципах раскрытия темы, построении и соотношении объемов отдельных ее частей. Практически план-проспект — это уже черновое оглавление диссертации с реферативным раскрытием содержания ее глав и параграфов.

Желательность составления плана-проспекта определяется тем, что путем систематического включения в такой план все новых и новых данных его можно довести до окончательной структурно-фактологической схемы диссертационной работы.

Магистранту после составления плана диссертационной работы необходимо уяснить очередность и логическую последовательность намеченных работ. При организационной очередности задания выполняются в зависимости от наличия возможности, и порядок исполнения их может измениться с тем, однако, условием, чтобы за определенный период работы они все были выполнены.

Логическая последовательность диктует раскрытие существа задачи. Пока не изучен первый раздел, нельзя переходить ко второму. Важно научиться находить в любой работе главное, решающее, на чем следует сосредоточить в данное время все внимание. Это позволит найти и оптимальные решения планируемых заданий.

Такой методический подход приводит к необходимости учета стратегии и тактики научного исследования. Это значит, что исследователь определяет общую генеральную цель в своей работе, формулирует центральную задачу, выявляет все доступные резервы для выполнения замысла и идеи, выбирает необходимые методы и приемы действий, находит наиболее удобное время для выполнения каждой операции.

Из этого вовсе не следует, что надо пренебрегать второстепенными заданиями. Наоборот, стратегия и тактика научного исследования требуют, чтобы при концентрации внимания на выполнении основных разделов плана не упускались из поля зрения дополнительные стороны дела, то, что иногда неосмотрительно называют "деталями" или "мелочами".

В творческом исследовании план всегда имеет динамический, подвижный характер и не может, не должен связывать развитие идеи и замысла исследователя при сохранении какого-то четкого и определенного научного направления в работе.

План должен быть гибким, чтобы можно было включать в него новые возможные аспекты, обнаруженные в процессе подготовки текста. При составлении плана тщательно обдумывайте такие вопросы: что вам уже известно по разрабатываемой теме и что необходимо узнать. Затем решите, в каком порядке вы сделаете свои первые шаги.

Научный руководитель не только принимает участие в разработке рабочего плана будущей диссертации, но и ведет с ее потенциальным автором и другую работу, в частности:

· рекомендует необходимую литературу, справочные, статистические и архивные материалы и другие источники по теме;

· проводит систематические, предусмотренные расписанием беседы и консультации;

· оценивает содержание выполненной диссертации как по частям, так и в целом;

· дает согласие на представление диссертации к защите.

Таким образом, научный руководитель оказывает научную и методическую помощь, систематически контролирует выполнение работы, вносит определенные коррективы, дает рекомендации о целесообразности принятия того или иного решения, а также заключение о готовности работы в целом.

Личный взнос. В случае использования в работе идей или разработок, которые принадлежат соавторам, вместе с которыми были опубликованы научные работы, соискатель должен отметить этот факт во вступлении и в автореферате с обязательным указанием конкретного личного взноса в эти работы или разработки.

Апробация результатов работы. Указывается, на каких конференциях, симпозиумах, совещаниях обнародованы результаты исследований.

Публикации. Указывают статьи в научных журналах, сборниках научных работ, материалах и тезисах конференций, авторских свидетельствах, где опубликованы результаты работы.

В выводах излагают самые важные научные и практические результаты, полученные в работе. В первом пункте выводов коротко оценивают состояние вопроса. Дальше выводы должны содержать ответы на все задачи, поставленные во вступлении. Все это даст возможность автору доказать, что цели, которые сформулированы во вступлении, достигнуты. Следует сделать ударение на отдельных важных результатах, обосновать их достоверность, изложить рекомендации относительно их использования.

Список использованной литературы нужно размещать в алфавитном порядке фамилий первых авторов или заголовков, или в порядке использования по тексту. Библиографическое описание источников составляют согласно действующим стандартам библиотечного и издательского дела. Ссылка на литературу в тексте работы размешивают в квадратных скобках после соответствующей цитаты, например [12], где "12" – это номер в списке литературы той публикации, на которую ссылается автор.

Знакомство с опубликованной по теме диссертации литературой начинается с разработки идеи, т.е. замысла предполагаемого научного исследования, который, как уже указывалось ранее, находит свое выражение в теме и рабочем плане диссертации. Такая постановка дела позволяет более целеустремленно искать литературные источники по выбранной теме и глубже осмысливать тот материал, который содержится в опубликованных в печати работах других ученых, ибо основные вопросы проблемы почти всегда заложены в более ранних исследованиях.

Далее следует продумать порядок поиска и приступить, к составлению картотеки (или списка) литературных источников по теме. Хорошо составленная картотека (список) даже при беглом обзоре заглавий источников позволяет охватить тему в целом. На ее основе возможно уже в начале исследования уточнить цели.

Просмотру должны быть подвергнуты все виды источников, содержание которых связано с темой диссертационного исследования. К ним относятся материалы, опубликованные в различных отечественных и зарубежных изданиях, непубликуемые документы (отчеты о научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах, диссертации, депонированные рукописи, отчеты специалистов о зарубежных командировках, материалы зарубежных фирм), официальные материалы.

Состояние изученности темы целесообразнее всего начать со знакомства с информационными изданиями, цель выпуска которых — оперативная информация как о самих публикациях, так и о наиболее существенных сторонах их содержания. Информационные издания в отличие от обычных библиографических изданий оперируют не только сведениями о печатных произведениях, но и идеями и фактами, в них заключенными.

Помимо оперативности публикации, их отличают новизна сообщаемой информации, полнота охвата источников и наличие справочного аппарата, позволяющего быстро систематизировать и отыскивать документы.

Изучение научной литературы — серьезная работа. Поэтому статью или книгу следует читать с карандашом в руках, делая выписки. Если имеется собственный экземпляр журнала или книги, то можно делать пометки на полях. Это существенно облегчает в дальнейшем поиск необходимых материалов.

Изучение научных публикаций желательно проводить по этапам:

· общее ознакомление с произведением в целом по его оглавлению;

· беглый просмотр всего содержания;

· чтение в порядке последовательности расположения материала;

· выборочное чтение какой-либо части произведения;

· выписка представляющих интерес материалов;

· критическая оценка записанного, его редактирование и "чистовая" запись как фрагмент текста будущей диссертационной работы.

Можно рекомендовать еще и такой способ изучения. Страницу тетради надо поделить пополам вертикальной чертой. С левой стороны сделать выписки из прочитанного, а с правой — свои замечания, выделяя подчеркиванием слов особо важные места текста.

При изучении литературы не нужно стремиться только к заимствованию материала. Параллельно следует обдумать найденную информацию. Этот процесс должен совершаться в течение всей работы над темой, тогда собственные мысли, возникшие в ходе знакомства с чужими работами, послужат основой для получения нового знания.

При изучении литературы по выбранной теме используется не вся информация, в ней заключенная, а только та, которая имеет непосредственное отношение к теме диссертации и является потому наиболее ценной и полезной. Таким образом, критерием оценки прочитанного является возможность его практического использования в диссертации.

Изучая литературные источники, нужно очень тщательно следить за оформлением выписок, чтобы в дальнейшем было легко ими пользоваться. Работая над каким-либо частным вопросом или разделом, надо постоянно видеть его связь с проблемой в целом, а разрабатывая широкую проблему, уметь делить ее на части, каждую из которых продумывать в деталях.

Возможно, что часть полученных данных окажется бесполезной: очень редко они используются полностью. Поэтому необходим их тщательный отбор и оценка. Научное творчество включает значительную часть черновой работы, связанной с подбором основной и дополнительной информации, ее обобщением и представлением в форме, удобной для анализа и выводов. Факты, применяя образное сравнение, не лежат на поверхности, а скрыты подобно самородкам и крупицам золота, рассеянным в громаде пустой породы. Из этого позволительно сделать вывод, что отбор научных фактов — не простое дело, не механический, а творческий процесс, требующий целеустремленной работы.

В обязательном порядке при написании диссертации магистрант должен обязательно ссылаться на авторов и источники, с которых позаимствовал материалы или отдельные результаты. В случае использования заимствованного материала без ссылки на автора и источник квалификационная работа снимается из рассмотрения независимо от стадии прохождения без права ее повторной защиты.

При написании квалификационной работы магистрант должен ссылаться на цитированную литературу, или на ту литературу, откуда взята идея, выводы, задачи, вопросы, изучению которых посвящена работа. Ссылаться нужно на последние издания публикаций. Если используют сведения, материалы из монографий, обзорных статей, других источников с большим количеством страниц, тогда в ссылке необходимо точно указать номера страниц, иллюстраций, таблиц, формул из источника, на который есть ссылки.

Для подтверждения собственных аргументов ссылками на авторитетный источник или для критического анализа того или другого печатного произведения нужно приводить цитаты. Научный этикет нуждается в точном воссоздании цитированного текста, потому что сокращение приведенного извлечения может исказить содержание, заложенное автором.

Общие требования к цитированию такие:

а) текст цитаты начинается и заканчивается кавычками и приводится в той грамматической форме, в которой он представлен в источнике, с сохранением особенностей авторского написания. Научные строки, предложенные другими авторами, не выделяются кавычками, за исключением тех, что вызвали общую полемику.

б) цитирование должно быть полным, без произвольного сокращения авторского текста и без искажений мыслей автора. Пропуск слов, предложений, абзацев при цитировании допускается без искажения авторского текста и обозначается тремя точками, они ставятся в любом месте цитаты (в начале, внутри, в конце). Если перед упущенным текстом или за ним стоял разделительный знак, то он не сохраняется;

в) каждая цитата обязательно сопровождается ссылкой на источник;

г) при косвенном цитировании (пересказе, изложении мыслей других авторов своими словами), что дает значительную экономию текста, нужно быть предельно точным в изложении мыслей автора, корректным относительно оценивания его результатов и давать соответствующие ссылки на источник;

Каждый включенный в список литературный источник должен иметь отражение в рукописи диссертации. Если ее автор делает ссылку на какие-либо заимствованные факты или цитирует работы других авторов, то он должен обязательно указать в подстрочной ссылке, откуда взяты приведенные материалы. Не следует включать в библиографический список те работы, на которые нет ссылок в тексте диссертации, и которые фактически не были использованы. Не рекомендуется включать в этот список энциклопедии, справочники, научно-популярные книги, газеты. Если есть необходимость в использовании таких изданий, то следует привести их в подстрочных ссылках в тексте диссертации. Если ссылаетесь на интернет ресурсы, необходимо указать сайты, название работы, автора.

Приложения. Здесь при необходимости целесообразно включать вспомогательный материал:

- таблицы вспомогательных данных;

- анкеты опрашиваний или других примененных видов эмпирических исследований;

- протоколы и акты испытаний, внедрений, вспомогательные иллюстрации и др.;

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...