Краткий анализ русской (восточнославянской) боевой традиции и ее применения в современных условиях.
Орлов Н.А. Русская традиция крайне сложна для классификации в силу своей переплетенности. Поэтому, как ее не классифицируй, все это будет несколько искусственно. Так, например, в русской боевой традиции можно выделить три основные ветви: 1.Народная (рабоче-крестьянская) традиция. 2.Казачья традиция. 3.Дворянская традиция. Каждая из них, в свою очередь, делилась на различные направления по: 1.Регионам. 2.Профессиональной принадлежности. 3.Родовым особенностям. Но при этом каждая ветвь имела свои определяющие признаки. Рассмотрим каждую ветвь в отдельности. Базовая основа народной традиции состояла из трех взаимодополняющих компонентов: А) Игровое воспитание. Б) Трудовые навыки. В) Плясовая традиция. Казачья традиция основывалась на других компонентах. Это отличие обусловливалось тем, что до 1695 года казакам было запрещено заниматься земледелием. Средства к жизни они добывали войной, охотой, скотоводством и рыболовством. 1.Игровое воспитание. 2.Владение холодным (сабля, пика) и стрелковым (сначала лук, а затем огнестрельное) оружием. 3.Верховая езда и джигитовка. 4.Казачьи плясы. Дворянская традиция исходила из того, что дворяне изначально являлись служилым сословием, а позже, начиная со времени Петра I, испытывали на себе большое иностранное влияние, сохраняя при этом основные русские черты. 1.Игровое воспитание. 2.Фехтование (сабля, рапира, шпага, штык) и стрельба. 3.Верховая езда и вольтижировка. 4.Бальные и русские танцы (вальс, мазурка, полька и т.д.). В игровое воспитание, единое во всех группах населения России входил и особый род игр или игрищ – различные виды безоружной борьбы и кулачного боя, а также палочного и, иногда, ножевого боя. В той или иной степени к ним было причастно большинство мужского населения России. Мало того, игровая практика входила и в армейские традиции. Так в середине XIX века в «типографии военно-учебных заведений» для Пажеского корпуса был отпечатан сборник «Игры для всех возрастов». А в 1886 году в Воронеже выпущена книга «Игры для рядовых пехоты».
Сочетание всех этих компонентов закладывали пластическую и принципиальную основу, на которой и выстраивались боевые навыки рукопашного боя с оружием или без оружия. Дополнительно можно сказать, что техника безоружного боя по сословиям формировалась следующим образом. 1.Народная. Техника рук и работы корпусом формировалась трудовыми навыками. Техника ног и перемещения – народной плясовой традицией. Впрочем, определенные этнографические исследования показывают, что бой ногами не был широко развит в рабоче-крестьянской среде. 2.Казачья. Техника рук была аналогична работе с оружием – сабля (шашка), пика. Работа корпусом – джигитовка и уходы от ударов оружием. Техника ног и перемещений – плясовая казачья традиция, во многом акробатически-прыжковая. 3.Дворянская. Ее, как наименее известную, рассмотрим чуть подробнее. Тут надо отметить, что для дворянской традиции безоружный бой был не характерен. Основной являлась работа с оружием. Но, тем не менее, он присутствовал как дополнение к фехтованию и стрельбе. Техника рук исходила из владения оружием и фехтования. Что, наряду с элементами русского кулачного боя, обусловливало ее определенную близость к «фехтованию на кулаках» - английскому боксу. Работа корпусом – из фехтования и вольтижировки. Кстати, эти виды напрямую связаны с развитием гимнастики. Перемещения определяли бальные танцы и все тоже фехтование. Техника ног – была ближе к «фехтованию на ногах» - французскому боксу.
Через офицерско-дворянскую жандармскую среду проникли в Россию и, сначала, западноевропейская полицейская система, основанная на заломах, а затем и аналогичная ей, но более проработанная, система японского джиу-джитсу, слившись с уже существовавшими русскими техниками «выкручивания рук». Именно слияние этих техник легло позже в основу советских милицейских систем. Дворянская традиция была наиболее отдаленной от русской состязательной народно-казачьей традиции. Которые, хотя и различались между собой, но в гораздо меньшей степени. А среди дворян, начиная с XVIII века, не было принято принимать участие в простонародных забавах - различного рода кулачных боях и борьбе. Поэтому они перед революцией поднимали тяжести и боролись, боксировали и фехтовали в привилегированных атлетических и гимнастическо-фехтовальных обществах. Не вынося этого на широкую публику. Что было свойственно, впрочем, всем дворянским сословиям Европы. Но, начиная со времени своего существования, дворяне, являясь служилым сословием, активно перенимали лучшие боевые ухватки иных сословий и народов. Сначала казачьи и польско-литовские, затем шведские и т.д. Внося их элементы как в свои родовые системы, так и в армейские традиции, т.к. являлись офицерским корпусом. Мало того, в начале ХХ века офицерские армейские разработки начали внедряться и в регулярных казачьих войсках, влияя на казачью традицию. И крестьяне, возвращавшиеся из армии, также приносили с собой элементы армейской традиции, вливая их в народную – «дядькование». Но русскую традицию можно классифицировать и по-другому – на традицию служилых и не служилых сословий. К первой относятся дворянская и казачьи ветви. В них многое шло от работы оружием. Ко второй – крестьянская деревенская и рабочая городская, в которых основой были трудовые навыки. Но, при этом, они достаточно сильно различались. Одновременно опять же происходит пересечение этих двух ветвей. Крестьянская и казачья традиция, в определенной мере, близки между собой в силу деревенско-станичного быта. И, в то же время, как ни странно, городской быт сближает рабочую традицию с дворянской. Как известно, спорт в России пошел от дворянской среды. В конце XIX – начале ХХ вв. в России начался процесс развития тяжелоатлетического спорта, в который, в то время, входило как поднятие тяжестей, так и борьба с боксом. Наряду с аристократическими дворянскими обществами началось и образование рабочих кружков, где простые рабочие начали заниматься спортом. Там занимались с гантелями, гирями, плавали, бегали, боролись «на поясах» и «по-французски». На базе этих кружков готовились и боевые рабочие дружины, для прикладной подготовки которых в полной мере использовался и русский кулачный бой. Поэтому после 1905 года большинство из них было разогнано. Городской рабочий опыт совмещал в себе как традиционное русское, так и спортивное направление.
Так что все эти ветви традиции, переплетаясь, хотя и несли единый русский дух и корневые основы, и общий подход, но достаточно существенно отличались во внешнем, выражаясь по-современному, техническом исполнении. Боевые навыки традиционно (до XVIII века во всех трех ветвях) проявлялись в трех неразрывно связанных видах боя: 1.Игровая, обрядовая и состязательная традиция – «на любки», «полюбовно». Этот вид традиции наиболее гуманный и малотравматичный, за счет ограничения различного рода правилами, учетом возрастного уровня и т.д. Он состоял из различных форм боевых обрядов, которые приурочивались к православно-народному календарю. 2.Драковая традиция – «увечный бой», «на зверьки». Также существовала в различных формах в зависимости от региональных, межнациональных и т.д. различий. Гораздо меньше ограничена какими-то условностями и, соответственно, более травматична. Включала в себя применение подручных средств и оружия, хотя тоже имела свои определенные неписанные правила. Ее можно разделить на две больших формы – драка со своими или же с чужими. В зависимости от этого набор применяемых средств и действий мог изменяться очень сильно. Этот вид традиции был переходом к прикладному. 3.Рукопашный бой – «смертный бой», «на смерть». Это чисто воинский прикладной вид боя, не имеющий никаких ограничений. Он включал в себя применение всех возможных средств и действий. Его также можно назвать традицией «ратничества», хотя традиционно под «ратничеством» понимается работа оружием. Но кроме этого в рукопашный бой входит масса дополнительных прикладных навыков.
«Увечный» и «Смертный» - прикладные виды боя в русской боевой традиции - базировались на тех же навыках, которые осваивались на обрядово-состязательном уровне, расширяя пределы его применения за счет снятия ограничений. Поэтому, в основном, будем рассматривать именно первый вид традиции. Прежде всего, рассмотрим пластическую основу и возможность ее развития в современных условиях. В русском традиционном боевом искусстве пластика нарабатывается через естественные жизненные движения, то есть тренируется самой жизнью. Можно сказать, что боевая культура движения вытекает из самой жизни. Как уже отмечено выше, в дореволюционной России она существовала в трех формах – народная, казачья и дворянская. В современное время любая из них одинаково мало приемлема. В традиции базовые жизненные компоненты одновременно формировали как основную пластику и основанную на ней технику боя, так и давали необходимую физическую подготовку для него. На современном этапе, в связи с отсутствием и физического труда, и просто постоянного физического движения, которые были неотъемлемой частью традиции, этот подход не работает. Но, основываясь на нем, еще в советские времена, был принят другой подобный же принцип, более подходящий современности – «использование движений сопутствующих видов спорта». Если человек не профи в каком-либо виде спорта, то, чем разнообразнее физические нагрузки, шире объем сопутствующих видов – тем шире объем применяемых боевых движений. Если же есть специализация в каком-либо виде спорта, то надо учиться использовать привычные виды движения для формирования техники боя. Поэтому можно применять метод, который берет начало в предреволюционной России и Советском Союзе. Это сочетание национальных традиционных и современных видов движения. В качестве основного средства выработки традиционной пластики берется сочетание (унификация) всех трех основных групп: 1.Трудовые навыки (рабоче-крестьянские). 2.Плясовые навыки (восточнославянские, в т.ч. и казачьи, плясы) и танцевальная практика (классические бальные танцы – вальс, полька, мазурка и т.д.). 3. Игровая практика (народные и современные игры). Рассмотрим их по отдельности. Трудовые навыки можно условно разделить на три больших вида: 1) Земельная работа. 2) Ремесленничество. 3) Охотничье-собирательная деятельность.
Трудовые навыки развивали силовую пластику движения. На современном этапе, особенно в городских условиях, подобного рода деятельности не существует. Поэтому их заменой, частично, могут служить специальные упражнения на пластику («волнование») и специальная силовая пластическая работа. Здесь нет особого расхождения с традицией, так как трудовые навыки также являлись привычным и естественным, но специфическим для каждого, видом движения, имеющим общенациональную основу. Плясовая традиция состояла из двух взаимодополняющих частей (рассматриваю относительно одиночной подготовки бойца, исключая другие виды народного танца). 1) «Плясать русского», «Гопки», «Лявониха» и т.д. 2) «Ломание», «Топотуха», «Кобение» и т.д. Каждый из этих видов пляса нес свою специфическую нагрузку, обеспечивая как физическое развитие и пластику, так и психологическую подготовку. Как основу для боевых навыков, так и боевые настрои. Плясовая традиция также тесно связана с певческой традицией, которую я тут рассматривать не буду. Кроме этого, желательно осваивать и элементы классических бальных танцев, такие, например, как «вальсовый шаг». Он может применяться как боевой элемент, например, в работе против группы противников. Кроме того определенная часть элементов в мазурке или в польке, например, пересекается и с народными плясами. Под играми понимаются как действительно игры, так и весь подход к народному спорту. Например, кто больше гирю поднимет, кто кого обгонит, дальше прыгнет и т.д. Везде присутствует соревновательный момент и психологическая тренировка – кто сильнее, быстрее, ловчее и т.д. Этот момент в современных русских школах очень сглажен и именно это затрудняет их противоборство чуждым влияниям. На современном этапе очень важно его восстановить, развивая при помощи его инициативу, активную позицию и т.п. качества. В качестве игр надо рассматривать все возможные формы. Национальные игры и футбол, баскетбол, волейбол, регби, гандбол, американский футбол. Причем в современных играх не обязательно играть по чисто спортивным правилам. Правила расширяются с точки зрения боевого эффекта, но остаются полюбовными. В них важна, в первую очередь, наработка общей культуры движения. Кроме этого применяются и другие сопутствующие современные виды спорта – бег, лыжи, плавание, акробатика, гимнастика, штанга и т.д. Но желательно и в современные виды вносить традиционные элементы и соревновательный дух. Пляски, пение, потешки, скороговорки, задирания – особенно в командных состязаниях. Прикладные навыки, в этом случае, ложатся на подготовленную традиционную почву. Для индивидуальной общефизической подготовки особенно полезны различные виды многоборья – легкоатлетические, летние и зимние ГТО, комплексное плавание, штангистское довоенное пятиборье, биатлон и т.д. А также офицерское пятиборье, которое напрямую связано с дворянской офицерской традицией (и не только в нашей стране). И на ее базе, в советские времена, передавалась и боевая казачья традиция. В тоже время существует и раздел специальной физической подготовки, который отличается от спортивного понятия, совпадая по названию. Он служит для усиления выбранных по индивидуальности базовых компонентов со специализацией на бой. В базовой физической подготовке исходим из того, что приходящие заниматься в группы традиционного направления не являются профессиональными представителями какого-либо вида спорта. Т.е. на начальных этапах дается максимально разнообразное ОФП. А СФП дается на более поздних этапах индивидуально, когда человек разбирается со своими предпочтениями. На пластике основываются различные виды боевых навыков, которые одновременно и сами формируют определенную пластику. 1.Борьба. Существует в трех основных формах – «в обхват», «в схватку», «на вольную». 2.Кулачные, а также вольные бои. Вольные бои подразумевают использование ног. Они не отделялись от кулачных, просто позволялась большая свобода применяемых действий. Но это ближе, однако, к драковой культуре. Также существует три основных формы, которые также в свою очередь, могут подразделяться. Это «свалка-сцеплялка», «стенка на стенку», «сам на сам». А также существует особый тип боя, хотя его и нельзя отнести к состязательной форме – круговой бой. 3.Бой-борьба или безоружный рукопашный бой. Его также можно отнести к форме вольных боев с возможностью применения борцовских действий. 4. Фехтование. Оно существовало на различных видах оружия в разных сословиях - палка, нож, штык, рапира, кистень, сабля, пика и т.д. А также оно могло сочетаться с применением безоружных воздействий, что превращало его в собственно рукопашный бой с оружием в руках или фехтование-комби (боевое фехтование). Каждый вид традиционного боя несет свою смысловую нагрузку. Все вместе они обеспечивают комплексную и целостную систему подготовки, на основе которой строятся система прикладных навыков. Выведение на этом уровне из программы любого из видов влечет за собой нарушение целостности закладываемых навыков, способности действовать в любых возникающих условиях, что может создать проблемы в дальнейшем. Это касается любого из приведенных разделов. Рассмотрим, к примеру, кулачный бой. Существует 4 основных раздела – свалка-сцеплялка, круговой бой, стенка, сам на сам. Первые два обеспечивают объемность движения, чувство пространство, работу в любую сторону. Это общие моменты. Но есть и свои специфические. В свалке отрабатывается умение работать в группе, плотность контакта. В круговом – охват пространства на 360 градусов, умение перемещаться. Стенка и сам на сам дают работу в более ограниченном пространстве, нацеленность работы, но прорабатывают совершенно разные тактические схемы. В сам на сам не ограничена возможность движения, есть возможность выбора времени и типа удара, расчет дистанции, широта применения технических действий. Все это ограничено в стенке, но вырабатывается умение коллективных действий, атакующий дух, способность не отступать и не сдаваться. Изначальный подход в традиционном обучении – это сам бой. Сначала различные виды боевых игр, затем борьба, переход к кулачному, а затем и рукопашному бою. Основной применяемый здесь принцип – «Борись и борьба тебя научит». Никакие занятия пластикой, плясом и т.п. вещами воспитать бойца не смогут. Самое важное при этом – следование принципам боя, техника в традиции вторична. Главное в традиции то, что она, в первую очередь, подразумевает честный бой. По принципу «В спину бить нельзя». В отличии от прикладной системы. Это, в основном, работа в стойке (и в борьбе, и в кулачках) – принцип «Лежащего и присевшего не бьют». И максимально, что тут допускается – положить противника на лопатки с возможными вариантами положения рук (до крыжа, до креста). На современном уровне можно также работать с применением болевых и удушающих приемов лежа. Кроме этого, народная борьба подразумевает не обязательно красивый бросок, главное – сваливание противника на землю. В народной состязательной традиции не было перемещений лежа, не было защиты в лежачем и сидячем положении – это прерогатива прикладных и воинских систем. Изучать подобное, однако, несомненно нужно. Тем более, что эти виды боя напрямую связаны с народным плясом. Можно также сказать о бытовании различных манер боя в рамках единой общерусской традиции. Манера – это специфическая способность организации движения. На нее влияет два фактора, внешний и внутренний. Под внешним понимается зависимость движения от игр, видов пляса, трудовых навыков и вариантов боевых обрядов, бытовавших в старину в данной местности, районе или даже отдельно взятой семье. В современных условиях – от тренировок в определенной группе. Так как эта зависимость бралась копированием, т.е. способом прямой передачи. Под внутренним фактором понимается психофизические особенности каждого конкретного человека, которые определяются его генотипом. Это и порождает своеобразие действий при их определенной общности. На современном этапе, в связи с отказом от традиционного образа жизни, можно говорить об унифицированной манере боя, которая, впрочем, совершенно не отвергает каких-либо региональных или семейных особенностей. Даже наоборот, дополнительно к общему курсу тренинга надо стремиться изучить и сохранить то, что было присуще каждой конкретной местности или же своей родовой манере. И в современных условиях большее влияние приобретает внутренний фактор, что касается, в основном, прикладного боя, который обязательно должен учитывать индивидуальные особенности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|