3 Анализ прибыли от продаж
Наиболее крупной статьей формирования чистой прибыли, как правило, является прибыль от продаж товаров, продукции, работ, услуг. Поэтому в процессе анализа важно оценить влияние факторов, вызвавших изменение этого показателя. Цель факторного анализа прибыли от продаж - выявление резервов ее повышения. В целом на прибыль от продаж оказывают влияние следующие основные факторы: - объем продаж (чем больше организация продает рентабельной продукции, тем больше она получает прибыли); - структура продаж (отдельные виды продаваемой продукции - цены на продаваемые продукцию, работы и услуги (их повышение позволяет предприятию получить дополнительную прибыль. Однако изменение этого фактора имеет ограничения в условиях высокой конкуренции, так как продавцы строят свою ценовую политику исходя не столько из уровня приемлемой для себя рентабельности, сколько из среднего уровня цен на аналогичные товары, работы, услуги); - уровень затрат, включенных в себестоимость продукции (их рост Методика факторного анализа прибыли от продаж включает следующие расчеты: 1. расчет общего изменения прибыли от продаж (∆ Р): (33) где, Р1 - прибыль отчетного года, тыс. руб.; Р0 - прибыль предыдущего года, тыс. руб.; 2. расчет влияния на прибыль изменений объема продаж (∆ Pi): (34)
где, ∆ N% - прирост объёма продаж в процентах, рассчитываемый по формуле (35) где, N1, 0 - выручка от продаж отчётного периода в ценах предыдущего, тыс. руб.; N0 - выручка от продаж предыдущего периода, тыс. руб. 3. расчёт влияния на прибыль изменения отпускных цен на проданную продукцию (∆ Р2) (36) где, N1 - выручка от продаж отчётного периода, тыс. руб. 4. расчёт влияния на прибыль изменения себестоимости продукции (∆ Р3) (37) где, S1, 0 - полная себестоимость проданной продукции отчётного периода в ценах и условиях предыдущего, тыс. руб. S1 - полная себестоимость проданной продукции отчётного периода, тыс. руб.
Такой расчет можно провести не только в целом по общей сумме расходов на производство и продажу продукции, работ, услуг, но и оценить влияние производственных, управленческих и коммерческих расходов отдельно; 5. расчет влияния на прибыль изменения в структуре продаж (∆ Р4) (38) 6. расчет совокупного влияния факторов, равного общему изменению прибыли от продаж (∆ Р). (39) Факторный анализ позволяет выявить резервы увеличения прибыли от продаж за счет: - снижения расходов; - оптимизации структуры (ассортимента) продаж; - разработки гибкой ценовой политики; - поиска новых рынков сбыта; - улучшения качества продукции, работ, услуг и др. Для оценки влияния этих факторов помимо информации Отчёта о прибылях и убытках используются данные специального расчёта, в результате которого натуральные объёмы продаж отчётного периода пересчитываются в средние цены и затраты предыдущего. Данные Отчета о прибылях и убытках позволяют рассчитать порог рентабельности и запас финансовой прочности организации. Важным условием точности их определения является обязательное выделение из общей суммы расходов по обычным видам деятельности управленческих и коммерческих расходов, носящих с определенной долей условности постоянный характер. В этом случае рассчитанная в Отчете валовая прибыль (Рвал) может быть отождествлена с известным показателем маржинального дохода (маржинальной прибыли), т. е.
(40) где, Sп - себестоимость проданных товаров, продукции, работ включающая производственные (условно-переменные) расходы (стр. 020); МД - маржинальный доход. Известно, что маржинальный доход рассчитывается по формуле: (41) где, Sпер - условно-переменные затраты; Sпос - условно-постоянные затраты; Р - прибыль от продаж. Таким образом, маржинальный доход представляет собой сумму покрытия условно-постоянных расходов (управленческих и коммерческих) и формирования прибыли от продаж. На основе показателя маржинального дохода рассчитываются показатели порога рентабельности и запаса финансовой прочности. Порог рентабельности (К), или точка безубыточности (критический объем продаж) (К) — характеризует тот объем продукции, работ, услуг, реализация которого обеспечивает организации покрытие всех затрат, связанных с их производством и продажей, и рассчитывается по формуле: (42) где, УР - управленческие расходы; КР - коммерческие расходы; МД: N - доля маржинального дохода в выручке от продаж. Запас финансовой прочности (ЗФП) - характеризует тот объем продукции, в пределах которого организация может снижать свои продажи без риска получить убытки от обычных видов деятельности, и рассчитывается по формуле: (43) В процессе анализа эти показатели рассчитываются в динамике (за отчетный и предыдущий период). Кроме того, целесообразно рассчитать запас финансовой прочности в процентах от общей величины выручки от продаж, что позволит более наглядно оценить процент безрискового снижения объема продаж. В целом названные показатели позволяют оценить уровень эффективности продаж.
Анализ прибыли от продаж начнем с изучения ее объема, состава, структуры и динамики в разрезе основных элементов, определяющих ее формирование (таблица №2). Таблица 2. Анализ прибыли от продаж
Таким образом, в отчетном году по сравнению с прошлым годом величина прибыли от продаж сократилась на 1, 4 млн. рублей или на 25%, за счет более быстрого темпа прироста себестоимости по сравнению с уровнем роста выручки от продаж (111% на против 102%). Соответственно выросла доля себестоимости на 4%, а удельный вес прибыли от продаж в выручке от продаж уменьшился на 4, 0%, что свидетельствует о снижении эффективности текущей деятельности и является следствием невыполнения условия оптимизации прибыли от продаж, поскольку темп роста полной себестоимости реализованной продукции (211%) опережает темп роста выручки от продаж (202%).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|