Роль практических занятий в формировании у студентов навыков самостоятельной работы
Практическое занятие является одной из форм занятий по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности», это логическое продолжение работы, начатой на лекции. Если лекция закладывает основы научных знаний, дает студенту возможность усвоить их в обобщенной форме, то практические занятия углубляют, конкретизируют и расширяют эти знания, помогают овладеть ими на более высоком уровне репродукции и трансформации. Эти формы учебного процесса способствуют закреплению умений и навыков самостоятельной работы, полученных в процессе работы над лекцией. Практическое занятие – это групповое занятие. Назначение его состоит в углубленном изучении дисциплины. Оно развивает творческую самостоятельность студентов, укрепляет их интерес к науке, научным исследованиям, помогает связывать научно-теоретические положения с жизнью, содействуя выработке практических навыков работы. Участие в групповых занятиях расширяет общий, профессиональный и культурный кругозор студентов. Практическое занятие – популярная форма организации учебного процесса, однако подготовка к ним является для студентов наиболее сложным видом самостоятельной работы. Каждое практическое занятие – это итог большой целенаправленной самостоятельной работы студентов по заданиям преподавателя. В докладах и выступлениях будущих специалистов обобщаются результаты самостоятельных наблюдений и работы, проведенной ими над учебной и дополнительной литературой. Большое обучающее и развивающее значение практических занятий состоит в том, что они приучают студентов свободно оперировать приобретенными знаниями, доказывать выдвигаемые в их докладах и выступлениях положения, полемизировать с товарищами, теоретически объяснять жизненные явления. Практические занятия характеризуются, прежде всего, двумя взаимосвязанными признаками:
- самостоятельным изучением студентами программного материала; - обсуждением результатов их последующей деятельности. На них студенты учатся выступать с самостоятельными сообщениями, дискутировать, отстаивать свои суждения. Практические занятия способствуют развитию познавательных умений, повышению культуры общения. Практическое занятие проводится со всем составом группы студентов. Преподаватель заблаговременно определяет тему, цель, задачи практического занятия, планирует его проведение, формулирует основные и дополнительные вопросы по теме, распределяет задания с учетом индивидуальных возможностей студентов и их желаний, подбирает литературу, проводит индивидуальные и групповые консультации, проверяет конспекты, формулирует темы докладов и рефератов. Все студенты готовятся по единому плану и изучают общий для всех объем материала, перед проведением практического занятия. Доклады и сообщения на практических занятиях должны вызывать вопросы, желание выступить с дополнением или опровержением. Ход обсуждения сообщений на практическом занятии направляется преподавателем, чтобы внимание студентов не было отвлечено от того основного, что определено его темой. Но это ни в какой мере не исключает необходимости в ряде случае рассмотреть на практическом занятии возникшие в ходе обсуждения острые и волнующие вопросы. Они имеют большое познавательное и воспитательное значение, хотя и не предусмотрены планом занятия. Цель практического занятия – еще раз подчеркнуть условные вопросы темы, дать исчерпывающие ответы на возникшие у студентов вопросы, а если они были разрешены в ходе обсуждения, подтвердить найденное решение. При таком построении каждого практического занятия оно будет отличаться законченностью содержания.
ПЕРЕЧЕНЬ ИЗУЧАЕМЫХ ТЕМ Раздел 1. Чрезвычайные ситуации природного, техногенного и военного характера. ЧС природного характера. 1. Общая характеристика чрезвычайных ситуаций природного характера в Российской Федерации, в Калининградской области. Классификация. 2. Мониторинг и прогнозирование. Государственный надзор и контроль по вопросам природной безопасности. ЧС техногенного характера. 1. Общая характеристика чрезвычайных ситуаций техногенного характера в Российской Федерации, в Калининградской области. 2. Причины, источники возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера, возможные последствия. Классификация. Мониторинг и прогнозирование. Государственный надзор и контроль по вопросам техногенной безопасности. ЧС военного характера. 1. Чрезвычайные ситуации военного характера, источники их возникновения. 2. Опасности военного характера и присущие им особенности. Обычные средства поражения. 3. Виды оружия на новых принципах. Зажигательное оружие. Ядерное оружие. Химическое оружие. Бактериологическое оружие. Раздел 2. Защита населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций. Негативные факторы производственной среды. 1. Вредные факторы производственной среды и их влияние на организм человека. Загрязнение атмосферы, поверхностных вод, земель. 2. Энергетические загрязнения среды обитания. Негативные факторы производственной среды (физические, химические, биологические, психофизические). 3. Критерии комфортности и безопасности производственной среды. Показатели негативности техносферы.Виды совместимости характеристик человека и техники, производственной среды.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|