Основные методы и принципы психологической науки
Выполнил: студент группы РНГМ09-2 Шаймарданов А. Р.
Проверил: ст. преподаватель Талипова Людмила Юрьевна
г. Пермь 2011 г. Наша группа ставила перед собой цель донести до аудитории сведения об основных методах и принципах психологической науки, добиться того, чтобы каждый понял и освоил основные моменты материала, получил бы определенные навыки для практического использования.
Что же касается лично моей цели, то для меня целью являлось ознакомиться с предоставленной темой, овладеть ею, составить интересный текст по исходному материалу, план, донести информацию до аудитории по моей теме различными методами, и при этом вызвать интерес студентов, почувствовать отдачу аудитории.
Темы, с которыми мне нужно было работать, достаточно интересные и ёмкие, а также актуальны в наше время. Это такие темы как интерпретация полученных психологических данных и проблемы достоверности психологической информации. В моём распоряжении были следующие эмпирические методы психологических исследований: Наблюдение, Эксперимент, Объективные тесты и Проективные тесты.
Ознакомившись с материалом по интерпретационным методам, их видами и сутью, (генетический (филогенетический и онтогенетический), структурный (классификация, типологизация) и т.д.) дальнейшей целью было наложить их на доставшиеся мне методы исследований (Наблюдение, Эксперимент, Объективные тесты и Проективные тесты), интерпретировать материал в устную форму, форму беседы, лекции; придумать и анализировать как можно больше примеров; отразить некоторые моменты информации в наглядной форме, включить элементы игры. Всё это делалось для того, чтобы привлечь внимание аудитории, донести информацию так, чтобы она отложилась у слушателей.
Также мне необходимо было проанализировать и донести информацию на тему проблем достоверности получаемой психологической информации. В каждом из методов психологических исследований это было проделано и, основываясь на примерах, донесено аудитории. Были рассмотрены также такие понятия как надежность и валидность, классы возникающих ошибок, методы увеличения надежности исследований.
При проведении лекции основной проблемой было, конечно же, вызвать интерес, осмыслив особенности аудитории, получать обратную связь от слушателей, донесение информации в педагогичной форме, правильно «построить» себя, совладеть с волнением.
Для попытки решения этих проблем мною были осуществлены следующие действия: ü продумывание, визуализация выступления при подготовке;
ü хорошее знание своей темы, выделение основных моментов;
ü совместными усилиями были осмыслены особенности и общие интересы аудитории (в нашем случае это была тема денег, и всё что с этим связано). Из интересов аудитории, для привлечения внимания, был подобран материал на эту тему. Например, при рассказывании мной темы методов интерпретаций информации при экспериментах, одним из которых является интерпретация информации в графическом виде, была представлена Гистограмма на тему «Отношение студентов к деньгам» как результат интерпретации эксперимента, что в свою очередь привлекло в некоторой степени аудиторию; также в моей теме предусматривались диаграммы, которые также были привлечены в дело, в качестве наглядного материала;
ü при описании интерпретационных методов при методе наблюдение, мною были использованы элементы игры с аудиторией. Тем самым я хотел добиться внимания, сплотить, заинтересовать аудиторию. Более того, проделав эту игру-наблюдение, на основе неё я сделал выводы и наглядно показал, как интерпретировать информацию, полученную мною во время игры генетическим и структурным способом, тем самым, я считаю, что этот момент поможет быстрее и легче восстановить информацию в памяти студентов по интерпретационным методам;
ü также, так как движущиеся предметы привлекают больше внимания, чем статичные, то я старался при своём выступлении каким-либо образом передвигаться, жестикулировать, но не нарушать личное пространство аудитории;
ü что же касается жестикуляции, то они также имелись и сыграли свою роль. В процессе игры-наблюдения был применён жест, такой как два пальца поднятые вверх, в народе знаком как знак пис (pease), в переводе с английского – мир, на которые аудитория должна была отреагировать предложенным им образом. В дальнейшем в ходе лекции, этот знак, также применялся, при повышении шума аудитории по каким-либо причинам, на что аудитория реагировала, а значит, она вновь была во внимании и помнила о тех вещах, о которых мы уже говорили;
ü сыграли свою роль молчание и эффектные паузы, выдержанные в подходящий момент, которые как нельзя лучше привлекали внимание аудитории;
ü более того, во время лекции, я старался пускать в ход элементы общения, задавать вопросы. Так при исследовании достоверности объективных тестов (например тестов IQ) мною был задан вопрос аудитории об ощущениях, испытываемых при их написании. Т.к. зачастую тесты вызывают тестовую тревожность, эмоциональные ошибки, озабоченность результатами у человека, то эта тема достаточно актуальна, что отразилось в словах и реакциях аудитории;
ü во время проведения лекции наша группа старалась вести себя как одно целое, как целостный продукт, поэтому важна была взаимопомощь и взаимовыручка. Так при повышении шума в аудитории по непонятным причинам, была попытка привлечь внимание постукиванием мела по столу, что привело к повышению внимания студентов;
При изложении материала нашей группой мы старались соответствовать своим поставленным целям. Я также старался им соответствовать. На все предложенные задачи, действия, обращения к аудитории, большая часть студентов реагировала адекватно, включалась в процесс лекции, вела конспект лекции, отмечая основные понятия. Это значит, что обратная связь от аудитории была, и многие сделают для себя соответствующие выводы и применят в жизненных обстоятельствах.
Главными показателями взаимопонимания между выступающими и слушающими были положительная реакция на слова выступающего, внешнее выражение внимания у слушателей (их поза, сосредоточенный взгляд, возгласы, одобрения, согласные кивки головой, улыбки), «рабочая» тишина в зале. В конечном счёте аудитория получила знания по поставленным темам. Таким образом, я считаю, что поставленные группой цели выполнены, личностные цели выполнены также. Проделанная работа и проведение лекции стали отличной практикой по психологии и педагогике, помогли мне набрать навыков и основы выступления перед аудиторией, привлечения её внимание, что обязательно скажется при дальнейших работах с аудиторией и перед ней.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|