Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Индивидуальность, личность, сущность




Когда подчеркивается то общее, что есть у данного конк­ретного человека и всех других людей, принято использовать термин «индивид». Мы говорим о ребенке или о взрослом «индивид» и тем самым относим его к человеческому роду. Однако помимо сходства между отдельными представителя­ми человеческого рода существуют межиндивидуальные раз­личия. Когда употребляют термин «индивидуальность», име­ют в виду как раз то, что данный конкретный человек отли­чается от других людей. Индивидуальность, это «своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость. Индиви­дуальность проявляется в чертах, темпераменте, характере, в специфике интересов, качеств перцептивных процессов и интеллекта, потребностей и способностей индивида». Имея своей предпосылкой анатомо-физиологические задатки, ин­дивидуальность человека складывается в процессе онтогенеза и зависит от воспитания и других условий, определяющих характер жизни и развития.

Понятие «личность» в отечественной психологии при­меняется тогда, когда человек характеризуется «как субъект социальных отношений и социальной деятельности». Че­ловек рождается с огромными потенциальными возмож­ностями. Как он их реализует, какой личностью станет, зависит от общества и его культуры, системы воспитания и обучения, особенностей общения с близкими людьми, наконец, от собственной активности (деятельности).

С.Л. Рубинштейн подчеркивал, что для характеристики личности человека нужно ответить на три вопроса. Прежде всего, нужно выяснить, что он хочет, что для него при­влекательно, к чему он стремится. Это вопрос о направлен­ности личности, потребностях, интересах, установках и иде­алах. Вслед за этим, естественно, встает второй вопрос: что он может? Иными словами — каковы его способности, его возможности? И третий: что он есть, как реализует свои возможности? Это вопрос об устойчивых «стержневых» свой­ствах личности, а также о том, что для человека значимо в мире и в чем для него смысл жизни.

Заключая краткую характеристику понятия личности, отметим вслед за Л.М. Фридманом, что личность человека «часто определяют как систему отношений этого человека к окружающему миру, к другим людям и к самому себе. Отно­шение человека к окружающему миру и к другим людям выражается в его взглядах, в его поведении, а самое глав­ное — в его деятельности. Отношение же человека к самому себе выражается в его представлении о самом себе, в его самооценке, в его идеалах, в том, каким бы он хотел видеть себя». Таким образом, личность складывается в результате формирования мотивационной сферы и самосознания.

Как видим, широко применяемые в психологии поня­тия «индивидуальность» и «личность», с одной стороны, достаточно четко отличаются друг от друга, а с другой — во многом перекликаются. Формально понятие «индиви­дуальность» представляется шире понятия «личность». В то же время все характеристики человека, которые можно отнести только к индивидуальности (физические особен­ности, черты темперамента и т.п.), отражаются и на его личностных особенностях. А.Н. Леонтьев справедливо ука­зывал, что наличие у человека тяжелого физического не­достатка ничего не говорит о том, как сложится под вли­янием этого фактора его личность. Фактом, однако, явля­ется то, что данный недостаток тем или иным образом, в ту или другую сторону повлияет на развитие личности, поскольку на отношения с окружающими этот недостаток так или иначе влияет.

С другой стороны, прижизненно формирующиеся осо­бенности индивидуальности обусловлены системой отно­шений с социальным окружением: человек развивается как человек только в обществе людей. Профессия, увлечения, мода и другие социогенные факторы формируют и физи­ческие особенности (например, телосложение, походку и т.п.), и функциональные характеристики, и многое другое. Тесная переплетенность понятий «индивидуальности» и «личности» представляется вполне естественной: ведь речь идет об индивидуальности именно человека, которая, как и его личность, формируется только в социальной среде.

В отличие от понятий индивидуальности и личности понятие сущности применяется в психологической лите­ратуре не так широко. Вместе с тем оно позволяет выявить важнейшую сторону индивидуальности человека и наибо­лее емко охарактеризовать самый главный параметр лич­ности — ее направленность. Слово «сущность» омонимич­но, как и «сущий», от которого оно происходит. Согласно Словарю русского языка С.И. Ожегова, последнее означает «имеющийся, существующий», а также «истинный, самый настоящий». Соответственно этому под сущностью пони­мается либо само содержание (существующее, сущее) пред­мета или явления, либо самое главное, основное, истин­ное, настоящее в его содержании.

В философии и психологии понятие «сущность» обычно трактуется во втором значении. Такое понятие заложено, в частности, в определение сущности человека, данное К. Марксом: «Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду», «она есть совокупность всех об­щественных отношений». Более общее и полное определение приводит Э.В. Ильенков: «Сущность каждого индивида, от­носящегося к «данному «роду», заключается... в той совер­шенно конкретной системе взаимодействующих между со­бой индивидов, которая только и делает каждого из них тем, что он есть».

Как следует из приведенных определений, сущность рас­сматривается как главная, основная характеристика именно рода индивидов, что же касается каждого из них, то она дана как потенциальное, но не обязательно наличное, реализо­ванное качество. С.Л. Рубинштейн отмечал, что «сущность выступает как внутренняя основа изменений, как основа определений единичного, существующего, из которой при соотнесении с изменением условий могут быть выведены все изменения». Сущность рассматривается им в трех аспек­тах: «...прежде всего, сущность как основание всех измене­ний вещи, явления в процессе ее взаимодействия с други­ми, затем сущность как устойчивое в вещах в процессе их изменения... и, наконец, сущность в аспекте возможного и действительности».

В соответствии с данным пониманием сущность челове­ка как «рода» индивидов определяется присущим ему уров­нем развития психики и соответствующим характером свя­зей с миром. Как было показано (§ 5 главы 2), сущностны­ми для человека связями с миром являются те стороны жизни, которые связаны с любовью и близкими к ней пред­метными чувствами (увлеченностями, непреходящими глу­бокими интересами, привязанностями). Как и все другие связи с миром, любовь и близкие ей чувства, с одной сто­роны, представляют собой феномены психического отра­жения, а с другой — определяют и организуют соответ­ствующие единицы жизни, единицы деятельности.

Напомним, что характерная черта сущностных связей состоит в слиянии воедино потребности, ее предмета (мо­тива) и связующей их деятельности. Потребностью (и со­ответственно мотивом) становится в этих связях и сам про­цесс деятельности. Отражением указанного слияния явля­ется, в частности, такое широко применяемое обращение к любимому человеку, как «любовь моя!». Отношение, чув­ство и организуемая им деятельность (общение) выступа­ют здесь слитыми с самим объектом любви.

Сущностность разнообразных проявлений любви и экви­валентных ей предметных чувств вытекает и из рассмотренной выше роли этих связей с миром в процессе антропо­генеза. Человек как явление, как «род» индивидов сфор­мировался на основе созданной им системы знаний, на основе познания сути, сущности предметов и явлений. Последнее, как было показано, возможно лишь посред­ством тех деятельностей, которые организуются указан­ными предметными чувствами.

Концепция сущностности любви (и соответственно близ­ких ей чувств) лежит в основе философии христианства, она обоснована в работах Н. Кузанского, B.C. Соловьева, В.П. Флоренского, П. Тейяра де Шардена, Э. Фромма, С.Л. Рубинштейна и других философов и психологов.

Выше (глава 2) мы уже цитировали.замечательное вы­ражение П. Тейара де Шардена: «Любовь соединяет сутью». По существу, оно является самым емким определением фе­номена любви. Приведем не менее замечательные слова С.Л. Рубинштейна: «В настоящей любви другой человек су­ществует для меня... не как носитель определенной функ­ции, которая может быть использована соответствующим образом, а как человек в полноте своего бытия. Человека любят не за тот или иной поступок, встретивший одобре­ние или порицание других людей, который может быть слу­чайным, и не за его заслуги, а за него самого, за его под­линную сущность». Аналогичное отношение к объекту любви как к одной из высших для себя ценностей, сущность ко­торой созвучна, родственна своей собственной сущности, свойственно и всем другим проявлениям любви — привя­занности к родным местам и отчему дому, любви к своему делу (призвание), любви к природе, музыке и т.п., много­образным непреходящим глубоким интересам и увлечени­ям и т.д.

Сущностный характер любви и близких ей чувств оп­ределяет (как было показано выше во 2-й главе) две их основные особенности: разделенность и непреходящесть. Так называемая безответная любовь — не любовь в пол­ном смысле слова, поскольку не соединяет с предметом любви сутью. Собственно любовь, сущностное чувство, по определению соединяет с объектом любви сутью, и в этом единении дает знание сути предмета любви. Знание сути объекта любви является важнейшим свойством само­го чувства, показателем его полноты и разделенности. Бе­зответная любовь основана не на знании, а на вере, вере в будущее сущностное единение с ее объектом. Судьба чув­ства, его устойчивость в этом случае целиком определяется силой веры и в конечном итоге — характером именно субъекта любви.

Равным образом не является в полном смысле слова лю­бовью, взаимное, но временное чувство: то, что соединяет сутью, не может быть преходящим. И в случае преходящести, и в случае неразделенности правомерно говорить не о любви, а о влюбленности.

Ввиду социогенности психики человека его сущность не дается ему от рождения. Она развивается (раскрывает­ся) в процессе жизни и связана с познавательной сторо­ной деятельности, детерминирована ею. Каждая возника­ющая сущностная связь с миром становится одной из «еди­ниц» сущности. Но обрести ту или иную сущностную связь, «единицу» своей сущности, возможно лишь путем чувствен­но-практического познания отвечающей ей стороны жиз­ни. Например, увлеченность живописью или музыкой при всех задатках может появиться лишь при доступности ког­нитивного освоения соответствующих единиц мира.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...