Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Шкала моторного развития детей




(двигательный тест Н.И. Озерецкого)

В качестве стимульного материала используются простые материалы, такие как бумага, нитки, иголки, катушки, мячи и др.

В тест входят 5 субтестов, каждый из которых включает по 5 заданий.

1-й субтест направлен на диагностику статической координации. Изучается способность неподвижно стоять с закрытыми глазами в течение 15 сек., способность не терять равновесия, стоя на правой или на левой ноге, на носочках и т. д.

2-й субтест предназначен для изучения динамической координации и соразмерности движений. Ребенка просят передвигаться прыжками, вырезать фигурки из бумаги и т. д.

3-й субтест измеряет скорость движений и включает задания, требующие хорошей зрительно-моторной координации. Это, например, укладывание монет в коробку, прокалывание бумажных мишеней, нанизывание бус, завязывание шнурков и т.д.

4-й субтест направлен на измерение силы движений и включает задания на сгибание предметов, их распрямление и т. д.

5-й субтест предназначен для изучения так называемых сопровождающих движений – движений кистей рук, мимики и т. д.

За каждый правильно выполненный тест в ограниченный промежуток времени ребенок получает 1 балл. Процедура занимает 40–60 минут. Приводится таблица норм возрастного развития.

Тесты Н. Озерецкого нацелены на исследование отдельных компонентов движения. Среди них: статическая и динамическая координация; скорость (быстрота движений); ритмичность движений; излишние сопровождающие движения (синкинезии); одновременные движения; сила и энергия движений. Батарея тестов разработана для индивидуального обследования детей от 4 до 16 лет. Приведём некоторые, рекомендованные для детей дошкольного возраста.

1. Статическая координация (удерживание равновесия).

Для детей 4 лет – стояние (15 сек) с закрытыми глазами; стопы расположены на одной линии: носок левой примыкает к пятке правой

Для детей 5 лет – стояние на одной ноге с открытыми глазами (15 сек); отведенная нога сгибается в колене под прямым углом; Выполняется с правой, затем с левой ноги.

Для детей 6 лет – То же, но с закрытыми глазами.

Для детей 7 лет – стояние (10 сек) на цыпочках (пятки и носки сомкнуты) с открытыми глазами.

2. Динамическая координация и соразмерность движений.

В 4 года – подпрыгивание на двух ногах на месте (в течение 5 сек – не меньше 7-8 подпрыгиваний).

В 5 лет – прыжки на одной ноге на расстояние в 5 м.Выполняется с правой ноги, затем с левой.

В 6 лет – провести непрерывную линию карандашом по нарисованному на листе бумаги лабиринту, стараясь не выходить за его « стенки ». Время выполнения ограничивается: 1 мин. Для правой руки, 1,5 мин. – для левой (у левшей наоборот).

В 7 лет – поочередноеприкосновение концом большого пальца к концам других пальцев той же руки (от мизинца к указательному и обратно); время ограничено: 5 сек. Выполняется сначала одной, потом другой рукой.

3. Быстрота движений.

В 4 года – Укладывание в коробку (10 х 10) двадцати монет (диаметр – 2 см) – по одной, с наибольшей быстротой. Ограничение времени – 20 сек.

В 5 лет – Наматывание нитки (длина 2 м) на катушку. Держа катушку в левой руке, правой выполнять круговые движения вокруг катушки. Время ограничено: 12 сек – для правой руки; и 18 сек – для левой.

В 6 лет – Расставление с максимальной скоростью вертикальных палочек (карандашом) между двумя горизонтальными линиями листа ученической тетради, стараясь не заходить за линии. Срок выполнения 10 сек.

В 7 лет – Раскладывание карт (36 шт.). Держа в левой руке стопку карт, правой раскладывает их на столе на 4 кучки с максимальной быстротой. Срок выполнения: 30 сек – для правой руки, 45 – для левой (у левшей наоборот).

4. Ритмичность движений

В 4 года – Чередование хлопков: взрослый – 2, ребенок – 1, снова взрослый – 2, ребенок – 1 и т.д. (в течение 10 сек). Затем наоборот: взрослый хлопает 1 раз, ребенок – 2 и т.д. (тоже 10 сек).

В 5 лет – Ребенок марширует по комнате под счет (в течение 2 мин.). Взрослый то замедляет, то ускоряет темп счета каждые 15 сек.

В 6 лет – Аналогично тесту для 4 лет, но вместо хлопков – удары перкуссионным молоточком: чередование ударов 2 (взрослый) и 1 (ребенок) в течение 20 сек. Затем порядок чередования ударов меняется (1 раз – взрослый, 2 раза – ребенок). При этом взрослый то ускоряет, то замедляет темп ударов.

В 7 лет – ребенок в течение 5 сек. прыгает на месте под метроном (скорость которого 40 ударов в минуту); следующие 5 сек. (после остановки метронома) ребенок продолжает прыгать, стараясь сохранить тот же темп.

5. Излишние сопровождающие движения

В 4 года – Взрослый подает ребенку руку и предлагает крепко пожать её. Во время рукопожатия следят, чтобы ребенок не привлек к участию другие группы мышц (сжал в кулак свою другую руку, перекосил лицо, раскрыл рот или плотно сжал губы и др.)

В 5 лет – Ребенку предлагается оскалить зубы. Следят, чтобы не было излишних движений (наморщивание крыльев носа, поднимания бровей вверх и др.).

В 6 лет – Ребенку предлагается сильно ударить перкуссионным молоточком по столу; при этом следят за излишними движениями (оскаливание зубов, сжимание губ, наморщивание лба и др.).

В 7 лет. – Ребенкупредлагается поднять брови вверх. Следят, чтобы не было излишних движений (закидывание головы, скашивание глаз, открывание рта и др.).

6. Сила и энергия движений

В 4 года – Ребенку предлагается большим пальцем (ведущей руки) вдавить канцелярскую кнопку в сосновую доску.

В 5 лет – Ребенку предлагается плоскогубцами вытащить из сосновой доски 3 гвоздя (длина 3 см), шляпки которых не доходят до поверхности доски 1,5 см. Второй рукой можно упираться в доску.

В 6 лет – Ребенку предлагается разорватьлоскуток миткаля (15 см х 10 см), держа его за концы, навесу.

В 7 лет – Ребенку предлагают переломить деревянный шпатель, держа его за концы (1 и 2 пальцами обеих рук) навесу.

Некоторые тесты Н. Озерецкого стали классическими образцами диагностических заданий для детей.


 

Образцы художественного слова при организации режимных моментов



 

1)Доброе утро:

Б.Белова

С ДОБРЫМ УТРОМ!

Почему, встречаясь утром,

Говорим мы:

«С ДОБРЫМ УТРОМ»?

Потому что утром -- солнце,

Темной ночи больше нет,

И свободно в окна льётся

Добрый-добрый,

Мирный свет.

С добрым утром, люди,

Взрослые и дети!

Радостно и дружно

Будем жить на свете!

А.Кузнецова

Кто умеет утром сам,

Просыпаться по часам?

- Я умею по часам,

Просыпаться утром сам!

Я умею на кроватке

Простыню расправить гладко.

И у скомканной подушки

Кулачком задвинуть ушки.

2) «Умывание»:

1. Утром звери просыпались,

Чисто звери умывались.

Лишь Медведь не умывался,

Неумытым он остался.

Стали мы его купать,

С головою окунать.

Плачет Мишенька: – Простите!

И меня вы отпустите!

Я большой,

Я буду сам -

Умываться по утрам!

2. Водичка, водичка,

Умой моё личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

3. Кран, откройся!

Нос, умойся!

Мойтесь сразу,

Оба глаза! Мойтесь, уши,

Мойся, шейка!

Хорошенько! Хорошенько!

Мойся, мойся,

Обливайся! Умывайся!

Грязь, смывайся! Убирайся!

4. Пара-пара-паровоз

Мало пара нам привез,

А без пара Ваньке -

Не помыться в баньке.

5. – Я сегодня утром рано,

Умывалась из-под крана!

Я сама теперь умею

Вымыть личико и шею.

6. Чистая водичка

Моет Вове личико.

Танечке ладоши,

Пальчики Антоше.

7. Буль-буль-буль журчит водица

Все ребята любят мыться

Ой,лады,лады,лады,

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Друг другу улыбаемся.

8. Льется чистая водица,

Мы умеем сами мыться.

9. Зубы чистые всегда

У веселого бобра,

Потому что наш бобренок

Чистит их еще с пеленок.

10. Если носик твой сопит,

Значит, он совсем забит.

Свой платочек доставай,

Нос получше вытирай.


 

3) «Расчесывание»:

1. Расти, коса, до пояса,

Не вырони ни волоса.

Расти, косынка до пят -

Все волосыньки в ряд.

Расти, коса, не путайся -

Маму, дочку, слушайся.

2. Под окном лиса поёт,

Петушка гулять зовёт:

"Петя, Петя, петушок,

У тебя есть гребешок,

Приходи на мостик,

Расчеши мне хвостик»

4) «Приятного аппетита»:

В.Берестов

А у нас есть ложка

Волшебная немножко.

На тарелочке – еда.

Не оставит и следа!

Кликнем ложку нашу –

Подберет всю кашу!

Это – ложка,

Это – чашка.

В чашке – гречневая кашка.

Ложка в чашке побывала -

Кашки гречневой не стало!

Ю.Кушак

Прискакала к Маше,

Попросила каши.

- Ты не жмурься,

А ложку возьми,

Да себя и меня покорми:

Маше ложечка,

И мне немножечко!

Маше ложечка,

И мне немножечко!

Приятного аппетита!

Приятного аппетита!

Приятного аппетита!


5) «Уход за вещами»:

1. А у нас сегодня – стирка...

Вместе с мамочкой вдвоем.

Все игрушки постираем,

Их в порядок приведем.

Мишка был таким чумазым,

Видно где-то, там, в лесу -

Лапки очень перемазал...

Следы меда – на носу...

И пушистый наш котенок -

Весь испачкался в трубе.

Стал он черным, как чертенок.

Ох,- хлопот доставил мне!

Даже мячик искупали.

Он так мыться не хотел..

Мы за мылом... он из ванной -

Убежать от нас успел.

Все красивы, все прекрасны..

И секрета – вовсе – нет!

Надо всем купаться чаще,

Это просто – мой совет!

2. Раз, два, три, четыре, пять,

Собираемся гулять,

Завязали Катеньке

Шарфик полосатенький.

3. Саша у нас зайчик,

Зайчик-побегайчик!

Зайчик Саша – скок-поскок,

Подберет штаны, носок.

Свои вещи не теряет

И на место убирает.


6) «Спать пора»:

1. Баю-баюшки-баю…

Л. Мей

Баю-баюшки-баю,

Баю Машеньку мою.

Что на зорьке-то заре,

О весенней о поре,

Пташки вольные поют,

В темном лесе гнезда вьют.

Соловей-ка соловей,

Ты гнезда себе не вей:

Прилетай ты в наш садок,-

Под высокий теремок,

По кусточкам попорхать,

Спелых ягод поклевать,

Солнцем крылья обогреть,

Маше песенку пропеть.

Баю-баюшки-баю,

Баю Машеньку мою!

Спать пора

П. Воронько

1. Спать пора.

Наступает ночка.

Ты устала, дочка.

Ножки бегали с утра,

Глазкам спать давно пора.

Ждет тебя кроватка.

Спи, дочурка, сладко.

2. Мы купили куколку,

Куколку-баюкалку.

Ночью спит она и днем,

С ней скорее мы уснем.

 


Темы 1 часть стихотворения 1 половина задания 2 часть стихотворения 2 половина задания
Гигиена рук На прогулке рыжий Кот потянул конфетку в рот, Что валялась на дороге, после были все в тревоге: Так болел его живот, что попал в больницу Кот! прочитайте первые строчки стихотворения. Почему и отчего у Кота заболел живот? Кто за Кота переживал? Что нельзя было делать Коту? Какие ему нужно дать советы, чтобы больше не случилось с ним такой беды? Грязь – вредна, она опасна, в ней – микробы! Это ясно? Дочитать последнюю строчку.
Гигиена рук Мышка плохо лапки мыла: лишь водичкою смочила. Мылом мылить не старалась – и на лапках грязь осталась. Полотенце в черных пятнах! Как же это неприятно! Вспомнить в какой последовательности и как правильно мыть руки. Почему иногда и дети забывают мыть руки с мылом? Что может случиться, если плохо вымыты руки? Как мы можем помочь таким забывчивым ребятам? Какой совет можно дать Мышке? Попадут микробы в рот – может заболеть живот. Так что, дети, постарайтесь, чаще с мылом умывайтесь! Надо теплою водой руки мыть перед едой! Прочитать заключение стихотворения. Что можно сделать, чтобы запомнить правило из этого стихотворения «чаще с мылом умывайтесь!»

Расти коса до пояса не вырони ни волоса…

Водичка, водичка умой мое личико,…

Права ножка, лева ножка – поднимайся понемножку.

Что поставят, то и кушай.

Хлеб – соль кушай, а добрых людей слушай.

Ешь больше, проживешь дольше.

Мило не мыло, а беленькое личико.

 


 

Воспитание культурно-гигиенических навыков

Критерии опрятной еды включают умение:

Правильное пользование столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой;

Не крошить хлеб;

Пережевывать пищу с закрытым ртом;

Не разговаривать с полным ртом;

Тихо выходить по окончании еды из-за стола;

Благодарить;

Пользоваться только своим прибором.

Мытья рук и личной гигиены включают умение:

Мыть лицо, уши, руки;

Закатать рукава;

Смочить руки;

Взять мыло, намыливать до появления пены;

Смыть мыло;

Сухо вытереть руки, аккуратно сложить полотенце и повесить в свою ячейку;

Пользоваться расческой.

Снимания и надевания одежды в определенном порядке включают умение:

Расстегнуть пуговицы;

Снять платье (брюки);

Аккуратно повесить;

Снять рубашку и аккуратно её повесить на брюки;

Снять обувь;

Снять колготки, повесить на рубашку (платье);

Надеть в обратной последовательности.

 


 

Игры на формирование культурно-гигиенических навыков

Игра «Уложим мишку спать»

Цель: познакомить ребенка с предметно-игровыми действиями с мишкой, функциональным назначением кровати, формировать подражательные действия.

Оборудование: мягкая игрушка – мишка, детская кроватка.

Ход игры: взрослый показывает ребенку игрушку – мишку, обыгрывает ее: мишка топает, пляшет, катается в машине. Взрослый сообщает, что мишка устал, хочет отдохнуть: «Давай уложим мишку в кроватку!» Взрослый демонстрирует, как можно приласкать мишку-игрушку (прижать к себе, погладить по головке) и положить его в кровать, накрыть одеялом, спеть песенку: «Баю-бай, баю-бай». Игру можно повторить, предоставив ребенку больше самостоятельности.

Игра «Угостим кукол чаем»

Цель: познакомить ребенка с назначением посуды, учить выполнять предметно-игровые действия (расставлять чашки, блюдца, раскладывать ложки).

Оборудование: куклы, детская мебель и посуда (две чашки, два блюдца, две ложки, чайник).

Ход игры: взрослый говорит малышу: «К нам в гости пришли куклы, их надо посадить за стол, угостить чаем. Давай расставим чашки и блюдца. Теперь разложи ложки к чашкам. Налей чай в чашки. Напои чаем наших гостей». Если ребенок испытывает затруднения, показать, как надо действовать. В конце игры взрослый подытоживает: «Чай мы наливали в чашки, куклы пили чай», произносит потешку:

Чайник на столе поставим,

Блюдца, чашки мы расставим,

Будем мы гостей встречать,

Кукол чаем угощать!

Игра «Паровозик»

Цель: вызвать интерес у ребенка к игрушке – паровозику, учить ребенка предметно-игровым действиям с ним.

Оборудование: паровозик, рельсы.

Ход игры: взрослый показывает ребенку игрушку – паровозик, обыгрывает ее: «Чух-чух, ту-ту! Осторожно, по рельсам едет паровозик!»

Взрослый демонстрирует, как нужно действовать с игрушкой, чтобы паровозик не останавливался.

Игру можно повторить, прикрепив к паровозику вагончики, предоставив ребенку возможность самому провозить его по рельсам.


Игра «Кукла идет на прогулку»

Цель: формирование у ребенка представлений об одежде, умению выполнять предметно-игровые действия.

Оборудование: кукла.

Ход игры: взрослый говорит, что кукла собирается на прогулку: «Давай поможем кукле одеться, на улице холодно», предлагает ребенку достать из шкафчика одежду: шапку, куртку, ботиночки. Затем взрослый поочередно берет каждую вещь, показывает ее ребенку, медленно приговаривая:

Надеваем курточку, проденем руки в рукава,

Застегнем пуговицы. Вот, куртку надели!

Надеваем ботиночки на ножки,

Вот шнурки, я помогу тебе завязать

Вот, ботиночки надели на ножки

Надеваем шапку на голову.

Вот, так, шапку надели

Кукла собралась на прогулку, может идти гулять. В целях закрепления у ребенка представлений об одежде, игра повторяется с другой куклой, ребенку предоставляется возможность действовать самостоятельно.

Игра «Знакомься – кошка»

Цель: учить ребенка воспринимать и выделять из окружающей среды живое – кошку.

Оборудование: игрушка-кошка, картинки с изображением домашних животных.

Ход игры: взрослый организует наблюдение ребенка за кошкой, обращает внимание на то, что она ходит, мяукает, лакает, машет хвостиком, у нее есть голова, туловище (тело), хвост и лапы. После наблюдений взрослый показывает игрушку-кошку, дает возможность поиграть с ней, поет песенку про кошку «Серенькая кошечка», а затем ищете ребенком изображение кошки на картинке, выделяя ее среди других: «Вот она – кошечка, умеет мяукать -мяу-мяу».

Занятие «Красивый цветочек»

Цель: учить ребенка воспринимать и выделять из окружающей среды растение – цветок.

Оборудование: ваза для цветов, комнатное растение, картинки с изображением цветов.

Ход занятия: взрослый организует на прогулке наблюдение ребенка за растением, цветком, обращает внимание на то, что цветок растет на земле, цветет, пахнет, украшает полянку. Взрослый предлагает принести цветок домой и поставить в вазу. После наблюдений за цветами на прогулке взрослый показывает малышу комнатное растение, предлагает полить его, понюхать. Потом ищет с ребенком изображение цветка на картинке.


Игра «Водичка, водичка!»

Цель: воспитывать стремление к самостоятельности при выполнении навыков самообслуживания.

Оборудование: две куклы.

Ход игры: взрослый показывает детям двух кукол и говорит, что куклы хотят обедать, но у них грязные руки и лицо. Взрослый спрашивает: «Что надо сделать? – Надо вымыть куклам руки! Попросим водичку: Водичка, водичка, умой мое личико, чтобы глазоньки блестели, чтобы щечки краснели, чтоб кусался зубок, чтоб смеялся роток!» Показывает и рассказывает детям, как надо мыть куклам руки и лицо перед обедом. Далее предлагает детям вымыть свои руки и лицо, при этом взрослый повторяет потешку «Водичка, водичка!»

Занятие «Вымой руки»

Цель: учить ребенка мыть руки.

Оборудование: заяц резиновый.

Ход занятия: взрослый обращается к ребенку: «Мы пришли с прогулки, нам нужно вымыть ручки. Зайчик будет смотреть, как мы моем ручки». Взрослый ставит игрушку на край умывальника и показывает ребенку движения руками под струей воды. В конце процедуры взрослый от имени зайчика хвалит ребенка.

Занятие «Сделаем лодочки»

Цель: учить ребенка последовательно выполнять действия при мытье рук, подражать действиям взрослого.

Ход занятия: взрослый обращает внимание ребенка на то, что при мытье рук надо соблюдать последовательность действий:

засучить рукава (взрослый произносит потешку: «Кто рукавчик не засучит, тот водички не получит!»);

открыть кран;

сложить ладони рук «лодочкой»;

подставить руки под струю воды;

закрыть кран;

вытереть руки полотенцем.

Затем ребенку предлагают выполнить действия, подражая взрослому, который обращает внимание ребенка на положение рук.

Занятие «Мыльные перчатки»

Цель: учить ребенка намыливать руки с внешней и внутренней стороны.

Оборудование: детское мыло, полотенце.

Ход занятия: взрослый подводит ребенка к умывальнику, стоит за его спиной, берет в руки мыло и показывает круговые движения рук при намыливании. Затем передает ребенку кусок мыла и просит его повторить движения намыливания.

Движения нужно делать до тех пор, пока не образуется белая пена. Обращается внимание ребенка на белые ручки, взрослый говорит: «Вот, какие у нас перчатки – белые!» Далее взрослый помогает ребенку смыть пену под струей воды, при этом произносит одну из потешек:

Например:

Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки,

Чистые ладошки, вот вам хлеб, да ложки!

В кране булькает вода. Очень даже здорово!

Моет рученьки сама Машенька Егорова

(взрослый называет имя ребенка).

Знаем, знаем да, да, да! Где тут прячется вода!

В конце игры взрослый хвалит ребенка, обращает внимание на его чистые руки. В случае необходимости используются совместные действия взрослого и ребенка.

Занятие «Умывалочка»

Цель: учить ребенка умываться.

Оборудование: зеркало, полотенце.

Ход занятия: взрослый приводит ребенка (после сна) в ванную комнату, просит посмотреть на себя в зеркало, обращает его внимание на глазки, ротик, щечки и т.д. Предлагает ребенку умываться вместе с ним, при этом показывает, как это нужно сделать. Взрослый произносит потешку:

Выходи, водица, мы пришли умыться!

Лейся на ладошку, по-нем-нож-ку...

Нет, не понемножку – посмелей,

Будем умываться веселей!

В конце умывания взрослый учит малыша вытирать лицо насухо полотенцем, просит посмотреть на себя в зеркало, говорит: «Аи, какой чистый ребенок, посмотри на себя в зеркало!»

Занятие «Делаем прическу»

Цель: учить ребенка держать в руке расческу и расчесывать волосы движениями сверху-вниз.

Оборудование: зеркало, расческа, нарядная кукла.

Ход игры: взрослый демонстрирует ребенку куклу и обращает внимание на ее прическу: «Посмотри, у куклы красивая прическа: длинные, ровные волосы, бантик. Красивая кукла! Давай и тебе сделаем красивую прическу!» Взрослый расчесывает перед зеркалом волосы ребенка, затем просит малыша попробовать это сделать самому: дает расческу в руки ребенку при этом помогает удер-живать ее, вести руку с расческой сверху вниз. В конце расчесывания просит ребенка посмотреть в зеркало, обращает его внимание на то, что он стал таким же красивым, как кукла.

Занятие «Почистим зубки»

Цель: учить ребенка чистить зубы.

Оборудование: две зубные щетки, стакан с водой, зеркало.

Ход занятия: взрослый просит ребенка посмотреть в зеркало и улыбнуться, при этом обращает его внимание на зубы. Затем говорит, чтобы зубы не болели, нужно их чистить. Взрослый достает две щетки: одну дает в руки ребенку, а другой показывает, как нужно проводить щеткой по зубам, при этом произносит потешку:

Ротик, ротик! Где ты ротик?

Зубки, зубки! Где вы зубки?

Щечка, щечка! Где ты щечка?

Будет чистенькая дочка!

В конце игры взрослый вместе с ребенком смотрят в зеркало и улыбаются, показывая чистые зубы. При необходимости используются совместные действия взрослого и ребенка.


Занятие «Фонтанчики»

Цель: учить ребенка полоскать рот.

Оборудование: стакан.

Ход занятия: взрослый подводит ребенка к зеркалу в ванной комнате и предлагает пускать фонтанчики, произносит потешку:

Наберем водичку в рот пусть фонтанчик оживет! Взрослый набирает в рот воду и показывает, как выпустить воду изо рта, затем, как надо полоскать рот. Ребенку предлагается сделать так же. В конце занятия взрослый хвалит ребенка.

Игра «Кукла заболела»

Цель: учить ребенка пользоваться носовым платком.

Оборудование: кукла, носовые платки.

Ход игры: взрослый демонстрирует детям куклу и говорит: «Вот кукла Маша, она заболела, у нее насморк, ей трудно дышать через нос. В кармане у нее лежит носовой платок. Поможем Маше очистить носик!» Взрослый произнести потешку:

Маша заболела, трудно ей дышать,

Мы платочком будем носик вытирать!

Взрослый показывает детям, как правильно использовать носовой платок, демонстрируя это на кукле. Предлагает детям повторить действие.

Занятие «Носики-курносики»

Цель: учить ребенка пользоваться индивидуальным носовым платком.

Оборудование: индивидуальные носовые платки.

Ход занятия: взрослый произносит потешку, демонстрируя каждое действие:

Носовой платок в кармашке (достает платок из кармана),

Будем нос им вытирать (показывает действие с платком),

Чтобы носик, наш курносик, снова чистым был опять (убирает платок в карман).

Взрослый просит каждого ребенка показать, как он умеет пользоваться носовым платком.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА ГИГИЕНИЧЕСКИЕ НАВЫКИ

Чистоплотные дети

Задачи игры. Проверить знания детей о предметах гигиены и их назначении.

Ход игры. Воспитательница говорит детям, что хочет убедиться в том, что они чистоплотные и аккуратные: пусть они скажут, что нужно для того, чтобы волосы, руки и лицо были чистыми (чем больше они смогут об этом рассказать, тем лучше).

Затем воспитательница говорит: «Руки». Дети, которых она вызывает, отвечают: «Мыло, щетка, полотенце». Подобным же образом дети реагируют на слова «волосы» (гребень, щетка, ножницы, шампунь, мыло), «купание» (ванна, полотенце, душ, умывальник, губка, мыло и пр.).

Вариант. Воспитательница задает вопрос: «Что нам нужно, когда мы утром встаем?» Дети знают, что должны назвать предметы гигиены, которые используются утром (щетка для рук, паста, мыло, платок).


Что нужно кукле!

Задачи игры. Упражнять культурно-гигиенические навыки.

Пособия Картинки с изображением предметов, используемых при умывании, еде, одевании, мыло, зубная щетка, полотенце, зубная паста, гребень, щетка для рук, заколка, лента для волос, скатерть, ваза, поднос, кружка, ложка, тарелка, столовый прибор, носки, ботинки, шапочка, платье, блузка, юбка, перчатки, курточка).

Ход игры. Воспитательница знакомит детей с картинками, спрашивает их, для чего нужен каждый предмет, затем перемешивает картинки и раздает их, берет куклу и говорит детям: «Наша куколка встала и хотела бы умыться, но чем?»

Дети приносят картинки, на которых нарисованы предметы, нужные кукле для умывания. Игра продолжается. Воспитательница направляет игру так, чтобы чередовались все виды деятельности. Например она говорит: «Наша кукла умылась и хотела бы причесаться, но чем? Наша кукла умылась, но еще не завтракала. Что мы ей дадим есть? Наша кукла собралась на прогулку, что она наденет?»

Что ты можешь о них сказать!

Задача игры. Познакомиться с предметами гигиены и их использованием.

Пособия. Гребень, щетка для ногтей, мыло, полотенце, умывальник, ножнички, вода в кружке, резиновые куколки.

Ход игры. Предметы гигиены лежат возле воспитательницы на столике и на стуле.

Воспитательница называет по имени одного ребенка: «Петя, скажи, что ты видишь здесь?» Ребенок называет отдельные предметы и показывает их. Если он что-либо пропустил, другие дети его дополняют до тех пор, пока все предметы не будут названы.

Далее воспитательница задает другому вызванному ребенку следующий вопрос: «Яна, есть у вас дома мыло?»

Когда ребенок ответит утвердительно, воспитательница просит: Принеси мыло. Посмотри на него внимательно и понюхай его. Что мы c ним делаем? Для чего нам мыло?»

Если ребенок не рассказал о мыле чего-либо важного, воспитательница может вызвать следующего ребенка. (Когда мыло уже не нужно, она откладывает его в сторону.)

Воспитательница может задать и наводящие вопросы: «Для чего мама купила мыло?» (Она хочет стирать.) «Что сделает мама, когда полотенце станет грязным?» (Выстирает его.) «Для чего маме гребень? Какие гребни у вас дома?».

В заключение дети умывают и купают кукол, вытирают их и т.д.

Перемешанные картинки

Задачи игры. Закрепить и проверить культурно-гигиенические навыки.

Пособия Серия больших картин, к которым дети находят соответствующие маленькие картинки. Например, к большой картине, на которой изображена растрепанная девочка, – гребень; к картине, на которой изображен неопрятный мальчик, – мыло и щетку; к картине с изображением девочки в грязных ботинках – щетку и пр.

Ход игры. Воспитательница вешает на доску большую картину, изображающую неопрятного ребенка, а детям раздает маленькие картинки, на которых нарисованы предметы туалета. Дети ищут среди своих картинок предмет, которым необходимо дополнить большую картину. Когда они отдают картинку воспитательнице, то должны объяснить его назначение, например: “Вот мыло и щетка для умывания”. Или: “Вот гребень для того, чтобы девочка причесалась”.


 

ИГРОВОЙ МАССАЖ

Интерпретация и адаптированный вариант методик спецзакаливания детей А. Уманской и К. Динейки

Закаливающее дыхание

Этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть же его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом. Рекомендуется для детей младшего возраста, но может быть использован и в работе со старшими детьми. Проводится 2–3 раза в день.

«Поиграем с носиком»

1. Организационный момент

а) «Найди и покажи носик»

Дети удобно рассаживаются и показывают свой носик взрослому.

2. Основная часть

Игровые упражнения c носиком.

б) «Помоги носику собраться на прогулку»

Каждый ребенок берет носовой платок или салфетку и тщательно очищает свой нос самостоятельно или с помощью взрослого.

в) «Носик гуляет»

Взрослый предлагает детям крепко закрыть рот, чтобы он не мешал гулять и хорошо дышать носу.

Старшим детям можно предложить выключить дыхание ртом, поджав кончик языка к твердому нёбу. В обоих случаях вдох и выдох выполняется через нос.

г) «Носик балуется»

На вдохе ребенок оказывает сопротивление воздуху, надавливая большим и указательным пальцами одной руки на крылья носа.

д) «Носик нюхает приятный запах»

Ребенок выполняет10 вдохов-выдохов через правую и левую ноздрю, поочередно закрывая их указательным пальцем.

е) «Носик поет песенку»

На выдохе малыш постукивает указательным пальцем по крыльям носа и поет: «Ба-бо-бу».

ж) «Погреем носик»

Ребенок располагает на переносице указательные пальцы и выполняет ими движение к крыльям носа, затем вверх и обратно. Таким образом делается как бы растирание.

3. Заключительный этап

з) «Носик возвращается домой»

Дети убирают платки и салфетки. Показывают взрослому, что их носик вернулся.

Примечание. Игровые упражнения можно сопровождать стихами:

—Подходи ко мне, дружок,

И садись скорей в кружок.

—Носик ты быстрей найди,

Тете ________ покажи.

—Надо носик очищать,

На прогулку собирать.

—Ротик ты свой закрывай,

Только с носиком гуляй.

—Вот так носик-баловник!

Он шалить у нас привык.

—Тише, тише, не спеши,

Ароматом подыши.

—Хорошо гулять в саду

И поет нос: «Ба-бо-бу».

—Надо носик нам погреть,

Его немного потереть.

—Нагулялся носик мой,

Возвращается домой.

Массаж рук

Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.

«Поиграем с ручками»

1. Подготовительный этап

Дети растирают ладони до приятного тепла.

2. Основная часть

а) Большим и указательным пальцами одной руки массируем – растираем каждый палец, начиная с ногтевой фаланги мизинца другой руки.

б) Массируем тыльные стороны ладоней, имитируя мытье рук.

в) Переплетаем вытянутые пальцы обеих рук и слегка трем их друг о друга, направляя ладони в противоположные стороны.

г) Переплетенные пальцы закрываем на замок и подносим к груди. Пауза.

д) Вытягиваем пальчики вверх и шевелим ими.

3. Заключительный этап

Дети стряхивают руки, расслабляют их и отдыхают.

Примечание. Упражнение можно сопровождать стихами:


Эй, ребята, все ко мне.

Кто стоит там в стороне?

А ну быстрей лови кураж

И начинай игру-массаж.

Разотру ладошки сильно,

Каждый пальчик покручу.

Поздороваюсь со всеми,

Никого не обойду.

С ноготками поиграю,

Друг о друга их потру.

Потом руки «помочалю»,

Плечи мягко разомну,

Затем руки я помою,

Пальчик в пальчик я вложу,

На замочек их закрою

И тепло поберегу.

Вытяну я пальчики,

Пусть бегут, как зайчики.

Раз-два, раз-два,

Вот и кончилась игра.

Вот и кончилась игра,

Отдыхает детвора.



 

Массах волшебных точек ушек

Этот вид закаливания основан на стимуляции биологически активных точек, расположенных на ушной раковине и связанных рефлекторно почти со всеми органами тела. Массаж этих точек полезен, в частности, для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний.

Является доступным для детей всех возрастов. Рекомендуется проводить в игровой форме 2–3 раза в день.

«Поиграем с ушками»

1. Организационный момент

Воспитатель привлекает детей к игре и собирает их в круг.

2. Основная часть

Упражнения с ушками.

а) «Найдем и покажем ушки»

Дети находят свои ушки, показывают их взрослому (если мешают волосы, их закалывают вверху).

б) «Похлопаем ушками»

Ребенок заводит ладони за уши и загибает их вперед сначала мизинцем, а потом всеми остальными пальцами. Прижав ушные раковины к голове, резко отпускает их. При этом ребенок должен ощутить хлопок.

в) «Потянем ушки»

Малыш захватывает кончиками большого и указательного пальцев обе мочки ушей, с силой тянет их вниз, а затем отпускает.

г) «Покрутим козелком»

Ребенок вводит большой палец в наружное слуховое отверстие, а указательным пальцем прижимает козелок – выступ ушной раковины спереди. Захватив таким образом козелок, он сдавливает и поворачивает его во все стороны в течение 20–30 секунд.

д) «Погреем ушки»

Ребенок прикладывает к ушкам ладони и тщательно трет ими всю раковину.

3. Заключительный момент

Дети расслабляются и слушают тишину.

Примечание. Количество повторений каждого упражнения зависит от возраста детей. В среднем это составляет 7–8 раз, для малышей достаточно 5–6 раз. Действия можно сопровождать стихами:


—Подходи ко мне, дружок,

И садись скорей в кружок.

—Ушки ты свои найди

И скорей их покажи.

—Ловко с ними мы играем,

Вот так хлопаем ушами.

—А сейчас все тянем вниз.

Ушко, ты не отвались!

—А потом, а потом

Покрутили козелком.

—Ушко, кажется, замерзло,

Отогреть его так можно.

—Раз, два! Раз, два!

Вот и кончилась игра.

—А раз кончилась игра,

Наступила ти-ши-на!



 

Закаливающий массаж подошв

Закаливающий массаж подошв как эффективный вид закаливания рекомендуется для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Он основан на стимуляций активных точек, расположенных на подошвах ног. Массаж стоп делается ежедневно. Если массирование стопы валиком или скалкой проводится утром и вечером по 3–10 минут, то полный массаж достаточно выполнять раз в неделю.

«Поиграем с ножками»

1. Подготовительный этап

а) Удобно сесть и расслабиться.

б) Смазать подошвы ног смягчающим кремом или растительным маслом (1–2 капли на ладошку).

2. Основная часть

а) Одной рукой, образуя «вилку» из большого и остальных пальцев, обхватить лодыжку и зафиксировать стопу. Другой погладить стопу от пальцев до щиколотки.

б) Сделать разминание стопы всеми пальцами.

в) Погладить стопу граблеобразным движением руки по направлению к пальцам.

г) Похлопать подошву ладонью.

д) Согнуть стопу вверх с произвольным падением вниз.

е) Покатать ногами (подошвами) палку, несильно нажимая на нее.

ж) Растереть подушечкой большого пальца руки закаливающую зону, расположенную в центре

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...