Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

А) И. Канту; В) Р. Декарту; С) Ф.Бэкону; D) Г. Гегелю; Е) К. Марксу.




Материалы для проведения рубежного контроля по курсу «Философия»

Примечание. Очная форма обучения предполагает два рубежных контроля по курсу «Философия». Форма первого рубежного контроля (РК 1): тестирование, форма второго рубежного контроля (РК 2): коллоквиум. Вопросы коллоквиума совпадают с вопросами к экзамену. У студентов заочной формы обучения один рубежный контроль по философии – коллоквиум.

Вопросы коллоквиума (экзамена) и тесты приводятся ниже.

 

Вопросы коллоквиума (экзамена)

1. Предмет, назначение и функции философии.

2. Вербально-дискурсивный характер философского мышления казахского народа.

3. Философские школы древней Индии.

4. Философия буддизма.

5. Основные школы китайской философии.

6. Конфуцианство как идеология китайского общества.

7. Легизм о преобразовании общества.

8. Атомизм в античной философии.

9. Роль софистов и Сократа в развитии древнегреческой философии.

10. Философия Платона.

11. Энциклопедизм философии Аристотеля.

12. Эпикуреизм как философия личного счастья.

13. Стоицизм как философия достижения спокойствия.

14. Теоцентризм как основание средневековой философии.

15. Философские аспекты классического суфизма.

16. Универсализм, пантеизм арабо-мусульманской философии.

17. Энциклопедизм аль-Фараби.

18. Тюркоязычная философия.

19. Роль А. Августина в формировании философии средневековья.

20. Номинализм и реализм: спор об универсалиях.

21. Томизм как высшая форма схоластической мудрости.

22. Гуманизм философии Возрождения.

23. Философствование в науке Возрождения.

24. Философия Реформации.

25. Поиск методов познания: эмпиризм и рационализм, материализм и идеализм.

26. Проблема субстанции в философии Нового времени.

27. Социальная философия Нового времени.

28. Философия европейского Просвещения XVIII века.

29. Трансцендентальная философия И. Канта как теория познания.

30. Категорический императив Канта как проявление практического разума человека.

31. Учение Гегеля о диалектике.

32. Антропологический материализм Л. Фейербаха.

33. Ф. Энгельс об основных законах диалектики и формах движения материи.

34. Социальная философия К. Маркса.

35. Позитивизм, махизм и аналитическая философия.

36. Герменевтика как общая теория понимания.

37. Философия А. Шопенгауэра и Ф. Ницше.

38. Философские поиски бытия человека в экзистенциализме.

39. Переосмысление статуса философии и науки в постпозитивизме.

40. Постмодернизм как духовное состояние и философствование.

41. Судьба России как главная проблема русской философии.

42. Основные направления русской философии.

43. Нравственная философия в России.

44. Мировоззренческие искания в казахском народном творчестве.

45. Гуманизм философских идей Ч. Валиханова и И. Алтынсарина.

46. Философия религии и нравственная философия А. Кунанбаева.

47. Социально-философские взгляды выдающихся представителей казахской интеллигенции начала XX века.

48. Философское творчество Ш. Кудайбердиева.

49. Основные проблемы казахстанской философии советского и постсоветского периодов.

50. Онтология – философское учение о бытии.

51. Бытие и материя.

52. Бытие и сознание.

53. Развитие как атрибут бытия.

54. Принципы, законы и категории диалектики.

55. Исторические формы диалектики.

56. Специфика познавательного отношения человека к миру.

57. Особенности научного познания.

58. Познание как постижение истины.

59. Основные образы человека в истории философии.

60. Разработка и обоснование «синтетической» концепции человека в философской антропологии.

61. Социокультурные основания человеческого бытия.

62. Экзистенциальные характеристики личности.

63. Общество как система.

64. Пути и перспективы развития казахстанского общества.

65. Философия информационного общества.

66. Философия истории.

67. Социокультурный подход как синтез формационного и цивилизационного подходов к периодизации истории.

68. Характеристика основных глобальных проблем современности.

69. Стратегия «Казахстан-2050»: Н.А.Назарбаев о десяти глобальных вызовах современности.

70. Устойчивое развитие как оптимальный вид социального прогресса.


 

Тесты рубежного контроля


Вариант 1

1. Выделите основные исторические типы мировоззрения:

А) философское, житейское, материалистическое; В) мифологическое, гуманистическое, религиозное; С) житейское, религиозное, идеалистическое; D) мифологическое, религиозное, философское; Е) житейское, натуралистическое, гуманистическое.

 

31. «Caнсара» в индийской мифологии означает:

А) мировой океан душ; В) царство подземелья; С) освобождение души; D) небо; Е) землю.

 

61. Обществом должны править философы. Эта мысль принадлежит:

А) Сократу; В) Платону; С) Аристотелю; D) Пирру; Е) Диогену.

 

91. Солнце - одна из мириад звезд во Вселенной. Мысль:

А) Н. Коперника; В) Г. Галилея; С) Дж. Бруно; D) Н. Кузанского; Е) Филона Александрийского.

 

121. Стадии «абсолютного духа» по Г. Гегелю:

А) искусство, религия, философия; В) миф, религия, философия; С) наука, искусство, религия; D) религия, философия, наука; Е) наука, мораль, искусство.

 

151. «Пограничная ситуация» в экзистенциализме означает:

А) межгосударственные отношения; В) ситуацию между жизнью и смертью;

С) бессознательное; D) коммуникацию; Е) философствование.

 

181. Укажите свойства времени как формы бытия материи:

А) субъективность, симметричность; В) одномерность, субстанциальность; С) конечность, структурность; D) объективность, нелинейность; Е) длительность, необратимость.

 

211. Категория, характеризующая явления, обладающие высшей эстетической ценностью, называется:

А) прекрасным; Б) возвышенным; С) трагическим; D) комическим; Е) безобразным.

 

241. Эмпириокритицизм: А) субъективно-идеалистическое направление в теории познания; В) теория, опирающаяся на опытное знание; С) теория искусства; D) школа скептицизма; Е) направление объективного идеализма.

 

271. Среди атрибутов государства выделяют: А) систему публичной власти, взимание налогов; В) взимание налогов, государственную идеологию; С) государственную идеологию, армию; D) армию, партии; Е) партии, систему публичной власти.


Вариант 2

2. Исторически первая форма мировоззрения:

А) религия: В) миф: С) философия; D) искусство; Е) мысль;

 

32. «Нирвана» означает:

А) высшее наслаждение; В) полное затухание; С) гневное состояние; D) радость; Е) горе.

 

62. Основные законы формальной логики открыл:

А) Сократ; В) Эмпедокл; С) Аристотель; D) Прокл; Е) Плотин.

 

92. Солнце - центр Вселенной. Мысль:

А) Н. Коперника; В) Дж. Бруно; С) М. Лютера; D) Ж. Кальвина; Е) Г. Галилея.

 

122. Что лежит в основании философии И. Фихте?

А) природа; В) абсолютная идея; С) Я; D) Оно; Е) Мы.

 

152. Положительное всеединство в философии В.С. Соловьева есть:

А) единства Бога и Мира; В) Абсолют; С) все едино в сознании; D) целостность человека; Е) единство государства и общества.

 

182. Релятивистское понимание пространства и времени доказал:

А) В. Гейзенберг; В) Н. Бор; С) А. Эйнштейн; D) Э. Резерфорд; Е) М. Планк.

 

212. По определению А. Баумгартена, «совершенство чувственного познания» есть:

А) красота; В) истина; С) обладание; D) представление; Е) счастье.

 

242. Определите основные характеристики научного знания:

А) объективность, систематичность, воспроизводимость; В) образность, выводимость, правдоподобность; С) воспроизводимость, правдоподобность, предметный характер; D) предметный характер, проверяемость, образность; Е) личностный характер, систематичность, правдоподобность.

 

272. М. Вебер выделяет идеальные типы легитимной власти:

А) инновационный, традиционный, легальный; В) традиционный, легальный, рациональный; С) легальный, рациональный, харизматический; D) рациональный, харизматический, традиционный; Е) харизматический, традиционный, демократический.


Вариант 3

3. «Социальное и культурное значение определенных явлений действительности» – определение понятия:

А) знания; В) ценности; С) мировоззрения; D) философии; Е) идеологии.

 

33. Причина человеческих страданий по буддизму в:

А) жажде наслаждения; В) поклонении небу; С) стремлении к нирване; D) поклонении духам предков; Е) в любви к человеку.

 

63. Презрев все земные блага, человек должен жить неприхотливо, как собака. Мысль:

А) Сократа; В) Марка Аврелия; С) Диогена Синопского; D) Пифагора; Е) Платона.

 

93. Кто разделил опытное знание на «плодоносное» и «светоносное»?

А) И. Кант; В) Дж. Локк; С) Ф. Бэкон; D) Р. Декарт; Е) Б. Спиноза.

 

123. Априорные формы чувственности по И. Канту:

А) пространство и время; В) движение и покой; С) эмоции и рассудок; D) ощущение, восприятие; Е) восприятие, представление.

 

153. За общинное развитие российского общества выступали:

А) славянофилы; В) западники; С) религиозные философы; D) интуитивисты; С) идеалисты.

 

183. Пространство и время как априорные формы чувственности рассматривал:

А) И. Кант; В) К. Маркс; С) И. Ньютон; D) Л. Фейербах; Е) К. Поппер.

 

213. Кто вводит в научный обиход термин «эстетика» как название особой науки?

А) А. Баумгартен; В) Г.В.Ф. Гегель; С) Ф. Шлегель;D) Ф. Вольтер; Е) Д. Дидро.

 

243. Укажите основные уровни научного познания:

А) практический, эмпирический; В) метатеоретический, практический; С) спекулятивный, теоретический; D) эмпирический, теоретический; Е) метафизический; метатеоретический.

 

273. С творчеством каких мыслителей связана идея ноосферы?

А) Л.Н. Гумилев, В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский; В) В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский, Н. Федоров; С) К.Э. Циолковский, Н. Федоров, Абай; D) Абай, Э. Леруа, П. Тейяр де Шарден; Е) Э. Леруа, П. Тейяр де Шарден, В.И. Вернадский.


 

Вариант 4

4. «Адекватное отражение объективных характеристик действительности в сознании человека» - определение понятия:

А) знания; В) ценности; С) мировоззрения; D) философии; Е) идеологии.

 

34. Я знаю, что ничего не знаю. Это сказал:

А) Кун Фу-цзы; В) Гераклит; С) Сократ; D) Парменид; Е) Прокл.

 

64. Наслаждение по Эпикуру означает:

А) отсутствие страданий; В) удовлетворение страсти; С) устремленность к Богу; D) насыщение пищей; Е) стремление к красоте.

 

94. Основоположник новоевропейского рационализма:

А) Р. Декарт; В) Т. Гоббс; С) И. Кант; D) Дж. Локк; Е) Г. Лейбниц.

 

124. Выдающееся открытие К. Маркса:

А) материалистическое понимание истории; В) материалистическое понимание человека; С) теория отражения в познании; D) закон сохранения энергии; Е) закон гравитации.

 

154. Основное понятие в философии Н.А. Бердяева:

А) сознание; В) свобода; С) воля; D) теургия; Е) Богочеловек.

 

184. Соотношение «движения» и «развития»:

А) всякое развитие есть движение, но не всякое движение есть развитие; В) движение и развитие тождественны; С) всякое движение предполагает развитие; D) всякое развитие предполагает движение; Е) не соотносятся.

 

214. Термином «катарсис» в древнегреческой философии называли:

А) эстетическое переживание, состоящее в возвышающем очищении; Б) поэзию; С) комедию; D) прозу; Е) метод психотерапии посредством слова.

 

244. Критерий научной рациональности теории по К. Попперу:

А) связь с практикой; В) принципиальная опровергаемость; С) логическая соотнесенность с прежними знаниями; D) воспроизводимость; Е) систематичность.

 

274. Ноосфера является сферой:

А) разума; В) животной жизни; С) растительной жизни; D) воздуха; Е) духов.


 

Вариант 5

5. Философия изучает:

А) всеобщие законы бытия и мышления; В) психику человека; С) законы человеческого мышления; D) законы природы; Е) законы развития биосферы.

 

35. Мир - это закономерно воспламеняющийся и потухающий огонь. Это сказал:

А) Гераклит; В) Демокрит; С) Парменид; D) Сократ; Е) Анаксагор.

 

65. Эманация - понятие:

А) истечения Единого; В) устремленности к Богу; С) взаимодействия тел; D) отталкивания тел; Е) притяжения тел.

 

95. Человек индивидуалист по своей природе. Эта мысль принадлежит:

А) Р. Декарту; В) И. Фихте; С) Т. Гоббсу; D) Ф. Бэкону; Е) Дж. Локку.

 

125. Источник развития марксистская философия видит:

А) во внутренних противоречиях; В) во внешнем воздействии; С) в первоначальном толчке; D) в конкуренции; Е) в притяжении тел.

 

155. Творчески-преобразующая деятельность человека основана на понимании красоты. Мысль:

А) Н.К. Рериха; В) В.И. Вернадского; С) С.Л. Франка; D) Н.А. Бердяева; Е) В.С. Соловьева.

 

185. Мера предполагает:

А) единство качества и количества; В) равенство качества и количества; С) неравенство количества и качества; D) определенный объем вещества; Е) ограничение.

 

215. Сущностная двойственность религиозного сознания выражается в соотношении:

А) веры и неверия; В) естественного и сверхъестественного; С) рая и ада; D) клира и мира; Е) души и тела.

 

245. Движение мысли от знания фактов к знанию законов:

А) дедукция; В) индукция; С) моделирование; D) анализ; Е) синтез.

 

275. Укажите, какое из приведенных ниже определений характеризует понятие «природа» в широком смысле слова:

А) совокупный объект естествознания; В) весь мир в многообразии его форм; С) совокупность естественных условий бытия общества; D) вселенная; Е) сущность исследуемого объекта.


Вариант 6

 

6. Основной вопрос философии по Ф.Энгельсу:

А) отношение человека к человеку; В) отношение человека к обществу; С) отношение сознания к материи; D) отношение человека к природе; Е) отношение сознания к физической реальности.

 

36. Укажите, что выделял в качестве первоначал Анаксимандр:

А) огонь; В) апейрон; С) воздух; D) атом; Е) гомеомерия.

 

66. Человек не должен бояться смерти; когда жив, он еще не умер, а когда умер, он уже не живой. Эта мысль принадлежит:

А) Эпикуру; В) Эпиктету; С) Эмпедоклу; D) Зенону; Е) Аристофану.

 

96. Кто в новоевропейской философии разработал индуктивный метод познания?

А) И. Кант; В) Р. Декарт; С) Ф. Бэкон; D) Дж. Локк; Е) Г. Лейбниц.

 

126. К. Марксом разработан подход к анализу общества:

А) формационный; В) цивилизационный; С) культурологический; D) системный; Е) позитивный.

 

156. Главный предмет казахской философии:

А) онтология; В) гносеология; С) антропология; D) метафизика; Е) диалектика.

 

186. Диалектическое отрицание есть:

А) физическое уничтожение вещи; В) сохранение перспективного с переносом на новый уровень; С) существование вещи на уровне новых взаимодействий; D) изменение точки зрения на неизменную вещь; Е) логическая тренировка ума.

 

216. Выделите ведущий признак религиозного сознания:

А) вера; В) знание; С) страх; D) сомнение; Е) надежда.

 

246. О каком термине идет речь: «Этим термином обозначают научные завоевания, повсеместно принятые, из которых складывается, пусть на какое-то время, модель проблем и решений, устраивающая тех, кто занимается исследованиями в данной области»?

А) парадигма; В) гипотеза; С) теория; D) консенсус; Е) компендиум.

 

276. Стратегия коэволюционного взаимодействия общества и природы:

А) радикальное преобразование природы в интересах общества; В) возвращение людей к естественному бытию в природе; С) совместное, сбалансированное развитие общества и природы; D) невмешательство человека в бытие природы; Е) идея автономного существования общества вне природы.


 

Вариант 7

7. Вторая сторона основного вопроса философии по Ф.Энгельсу:

А) мир существует сам по себе; В) отношение человека к другим существам; С) познаваем ли мир? D) отношение человека к органической природе; Е) отношение к богу.

 

37. В основе мироздания лежит вода. Это сказал:

А) Зенон; В) Анахарсис; С) Фалес; D) Ямвлих; Е) Платон.

 

67. Мудрец, достигший добродетели и бесстрастия (апатия), «довлеющий себе» (автаркия) - идеал:

А) стоиков; В) натурфилософов; С) неоплатоников; D) гностиков; Е) перипатетиков.

 

97. Мир состоит из телесной и мыслящей субстанции. Мысль:

А) Р. Декарта; В) Б. Спинозы; С) И. Фихте; D) Г.В.Ф. Гегеля; Е) Л. Фейербаха.

 

127. Главная проблема философии по С. Кьеркегору:

А) существование человека; В) материальное производство; С) общество; D) познание; Е) ценности.

 

157. Тотемное животное древних тюрков:

А) барс; В) волк; С) джейран; D) лошадь; Е) беркут.

 

187. Гегелевская триада:

А) тезис, антитезис, синтез; В) тезис, противоречие, тезис; С) тезис, противоречие, синтез; D) природа, общество, личность; Е) религия, искусство, философия.

 

217. Религиозная деятельность состоит:

А) из богослужения и жертвоприношения; В) обрядов и праздников; С) культовой и внекультовой деятельности; D) управленческой и миссионерской деятельности; Е) поста и молитвы.

 

247. Истина есть адекватное отражение объекта познающим субъектом. Это точка зрения: А) марксизмa; В) персонализма; С) экзистенциализма; D) солипсизма; Е) агностицизма.

 

277. Относительно самостоятельная область знания, исследующая природу культурных универсалий, сущность и значение культуры как особого феномена. Это определение предмета: А) культурологии; В) философии культуры; С) социологии культуры; D) морфологии культуры; Е) метакультуры.


 

Вариант 8

8. Материализм признает:

А) первичность природы: В) реальность создавшего этот мир Бога; С) равнозначность материального и духовного начал мира: D) первичность духа; Е) первичность неба.

 

38. Числа - суть первооснова всех вещей. Это сказал:

А) Анаксагор; В) Пифагор; С) Протагор; D) Демокрит; Е) Платон.

 

68. Основное понятие неоплатонизма:

А) эманация; В) креация; С) негация; D) конформация; Е) генерация.

 

98. Монада - понятие:

А) Б. Спинозы; В) Б. Мандевиля; С) Г. Лейбница; D) Дж. Локка; Е) Л. Фейербаха.

 

128. Философия - не наука, а искусство. Утверждение:

А) А. Шопенгауэра; В) Г. Гегеля; С) З. Фрейда; D) А. Бергсона; Е) Г. Зиммеля.

 

158. Кого называли «Вторым учителем» в арабской философии:

А) Аль-Газали; В) Аль-Фараби; С) Бируни; D) Ибн-Сину; Е) Аль-Араби.

 

188. Метафизическая концепция развития по Гегелю:

А) простое увеличение или уменьшение объекта; В) скачок; С) образование нового качества; D) прогресс; Е) регресс.

 

218. Укажите основные типы социально-религиозных организаций:

А) буддизм, христианство, ислам; В) церковь, мечеть, синагога; С) церковь, секта, деноминация; D) собор, церковь, часовня; Е) храм, орден, монастырь.

 

248. Истина есть внутренне согласованная система знаний. Точка зрения:

А) когерентной теории; В) прагматизма; С) конвенционализма; D) эмпиризма; Е) сенсуализма.

 

278. Установите соответствие приведённого ниже высказывания о соотношении понятий «цивилизация» и «культура» указанным мыслителям. Цивилизация является последней фазой в историческом развитии каждого локального типа культуры:

А) Аль-Фараби; В) М. Кондорсе; С) Л. Морган; D) О. Шпенглер; Е) Абай.


 

Вариант 9

 

9. Агностицизм:

А) признает познаваемость мира; В) не признает познаваемость мира; С) признает только частичную познаваемость мира; D) познаваемость только человека: Е) непознаваемость человека.

 

39. Укажите, что выделял в качестве первоначал Анаксагор:

А) вода; В) земля; С) воздух; D) атом; Е) гомеомерия.

69. Библейское понимание места человека в мире:

А) повелитель природы; В) хранитель жизни; С) искатель красоты; D) человек - мост между землей и небом; Е) человек ­- высший цвет природы.

 

99. Мыслю, следовательно, существую. Принципиальная установка:

А) Ф. Бэкона; В) Р. Декарта; С) Б. Спинозы; D) Г. Гегеля; Е) И. Фихте.

 

129. Три стадии человеческого существования по С. Кьеркегору:

А) эстетическая, этическая, религиозная; В) естественная, общественная, духовная; С) естественная, эстетическая, этическая; D) юность, молодость, старость; Е) молодость, зрелость, старость.

 

159. Способ познания в суфизме:

А) мистическое озарение; В) аскетизм; С) эмпиризм; D) рационализм; Е) сенсуализм.

 

189. Необходимость, это…:

А) то, что есть; В) то, что должно быть; С) то, что может быть, а может не быть; D) то, что не может быть; Е) то, в чем есть потребность.

 

219. К религиям монотеистического типа относятся: А) христианство, ислам; В) ислам, индуизм; С) ламаизм, христианство; D) буддизм, парсизм; Е) иудаизм, индуизм.

 

249. Ценностный аспект истины выражает:

А) аксиология; В) праксиология; С) футурология; D) эпистемология; Е) гносеология.

 

279. В рамках какого подхода к исследованию культуры, она определяется как иерархия знаковых систем, имеющих собственную логику развития?

А) информационного; В) аксиологического; С) этнологического; D) семиотического; Е) структурно-функционального.


 

Вариант 10

 

10. Субъективный идеализм:

А) признает существование природы самой по себе; В) признает существование атомов; С) мир есть совокупность ощущений и внутренних переживаний человека; D) мир есть объективная реальность; Е) мир есть бытие человека.

 

40. Демокрит признавал первоосновой мира:

А) атомы и пустоту; В) воду и огонь; С) атомы и молекулы; D) землю и небо; Е) звезды и Луну.

 

70. Афоризм «Верую, ибо абсурдно» приписывается:

А) Оригену; Б) Татиану; С) Тертуллиану; D) Августину; Е) Аль-Фараби.

 

100. Ощущения вводят нас в заблуждение, поэтому все надо пропускать через суд разума. Мысль принадлежит:

А) Р. Декарту; В) Дж. Локку; С) Ш. Монтескье; D) Г. Гегелю; Е) И. Фихте.

 

130. «Мировая Воля» А. Шопенгауэра:

А) сверхсознательная; В) бессознательная; С) интуитивная; D) божественная; Е) чувственная.

 

160. Основная проблема, составленная песенниками-жырау 15-18 веков:

А) единство народа; В) расширение земель; С) переход на оседлость; D) трудолюбие; Е) свобода.

 

190. Диалектика сущности и явления:

А) явление и сущность независимы; В) явление и сущность тождественны; С) явление существенно, сущность проявляется; D) явление определяет сущность; Е) у явления может быть множество сущностей.

 

220. Религия играет ведущую роль:

А) в неолите; В) в первобытном обществе; С) в рабовладельческом обществе; D) при феодализме; Е) при капитализме.

 

250. «Правда» есть эквивалент истины в аспекте: А) этическом; В) эстетическом; С) прагматическом; D) мистическом; Е) политическом.

 

280. Какой механизм культурной динамики обеспечивает единство преемственности и развития культуры? А) канонизация определенных идей, ценностей и культурных практик; Б) адаптация ценностей, норм и институтов к техническому прогрессу; С) заимствование культурных достижений других народов; D) взаимодействие традиций и новаций; Е) преодоление устаревших ценностей и норм.


 

Вариант 11

 

11. Основная функция философии:

А) мировоззренческая; В) игровая; С) преобразующая; D) ценностная; Е) компенсаторная.

 

41. Укажите, что выделял в качестве первоначал Анаксимен:

А) огонь; В) вода; С) воздух; D) атом; Е) солнце.

 

71. В качестве философского фундамента схоластика избрала учение:

А) Аристотеля; В) Эпикура; С) Платона и неоплатоников; D) Сенеки; Е) Августина.

 

101. Кто разработал договорную теорию происхождения государства?

А) Ш. Монтескье; В) Т. Гоббс; С) Ф. Бэкон; D) И. Фихте; Е) Ф. Шеллинг.

 

131. Постижение «Мировой Воли» А. Шопенгауэра возможно:

А) мистически; В) эстетически; С) этически; D) прагматически; Е) конвенционально.

 

161. Кто всю жизнь искал «Жеруик» (землю обетованную):

А) Асан кайгы; В) Шалкииз-жырау; С) Бухар-жырау; D) Доспамбет-жырау; Е) Шал-акын.

 

191. Категории возможности и действительности ввел в философию:

А) Гераклит; В) Аристотель; С) Сократ; D) Р. Декарт; Е) Г. Гегель.

 

221. Метод познания, который опирается на теоретическое мышление, рациональную рефлексию, направленную на проникновение в суть изучаемых явлений, которая не дана чувственному восприятию. Это определение метода познания:

А) философии; В) религии; С) науки; D) искусства; Е) права.

 

251. Обладает ли обезьяна мышлением?

А) да, конкретно-наглядным; В) не обладает; С) да, абстрактным мышлением; D) да, мистическим; Е) да, эстетическим.

 

281. Какой фактор, с точки зрения Х. Мак-Люэна, играет решающую роль в социокультурном развитии современной цивилизации?

А) социальная мобильность; Б) формирование глобальной финансово-экономической системы; С) прогресс информационно-коммуникационных технологий; D) ценностно-мировоззренческие конфликты; Е) изменение структуры занятости.


 

Вариант 12

 

12. Основоположник даосизма:

А) Кун Фу-цзы; В) Лао-Цзы; С) Дао-де-Цзин; D) Мен-Цзы; E) Xyaн-Ди.

 

42. Существует лишь бытие, а небытия и вовсе нет. Это сказал:

А) Протагор; В) Платон; С) Парменид; D) Зенон; Е) Антисфен.

 

72. Креaционизм означает:

А) многобожие; В) Бог - творец всего сущего; С) отрицание Бога; D) критику Бога; Е) оправдание Бога.

 

102. Человеческая душа - tabula raza (чистая доска). Так считал:

А) Дж. Локк; В) Ф.Вольтер; С) К. Гельвеций; D) П. Гольбах; Е) Ф. Шеллинг.

 

132. Выделите основное понятие философии жизни Ф. Ницше:

А) сверхчеловек; В) творческая эволюция; С) воля к власти; D) жизнь; Е) воля к жизни.

 

162. Человеческая судьба в руках у Тенгри. Это точка зрения:

А) фатализма; В) натурализма; С) волюнтаризма; D) интуитивизма; Е) позитивизма.

 

192. Единичное и общее образуют:

А) особенное; В) возможное; С) форму; D) содержание; Е) сущность.

 

222. Последовательное объективное обнаружение и разрешение реальных противоречий в структуре познаваемого объекта и самом познавательном процессе, благодаря чему достигается новое качество знания. Этот метод философского познания называется:

А) диалектикой; В) метафизикой; С) эклектикой; D) софистикой; Е) припоминанием.

 

252. Историческое и логическое:

А) метод социального познания; В) исторического познания; С) общий; D) всеобщий; Е) гуманитарного познания.

 

282. Определите подход к исследованию культуры по данному определению. Культура есть совокупность материальных и духовных ценностей:

А) деятельностный; В) цивилизационный; С) аксиологический; D) семиотический; Е) синтетический.


 

Вариант 13

 

13. Первичное Дао - это:

А) нечто; В) ничто: С) сознание; D) дух; Е) душа.

 

43. Мир объединяет Любовь, а разъединяет Вражда. Это мысль:

А) Протагора; В) Аристотеля; С) Эмпедокла; D) Демокрита; Е) Кратила.

 

73. В арабской философии понятие «илм»:

А) божественное и человеческое знание; В) божественное знание; С) человеческое знание; D) вера в Аллаха; Е) ислам.

 

103. Учение об «идолах познания» создал:

А) Ж.Ж. Руссо; В) Ф. Бэкон; С) Б. Спиноза; D) Дж. Локк; Е) К. Гельвеций.

 

133. Основным понятием философии жизни А. Бергсона является:

А) «творческая эволюция»; В) «жизненный порыв»; С) воля; D) феномен; Е) «вещь в себе».

 

163. Казахский просветитель, сторонник «географического детерминизма»:

А) Ч. Валиханов; В) Абай; С) И. Алтынсарин; D) Шакарим; Е) С. Торайгыров.

 

193. Философской основой фатализма и волюнтаризма является метафизическое соотношение:

А) возможности и действительности; В) необходимости и случайности; С) содержания и формы; D) единичного и общего; Е) причины и следствия.

 

223. Ориентация на фиксацию объективной устойчивости и неизменности вещей. Этот метод познания называется:

А) диалектикой; В) догматизмом; С) эклектикой; D) софистикой; Е) припоминанием.

 

253. Интуиция - это:

А) слово божества; В) непосредственное постижение истины без всякого обоснования; С) результат упорного труда; D) голос совести; Е) смысл.

 

283. Какие конфликты С. Хантингтон рассматривает в качестве определяющих в концепции «столкновения цивилизаций»?

А) производственные; В) классовые; С) демографические; D) культурно-идеологические; Е) экологические.


 

Вариант 14

 

14. Вторичное Дао - это:

А) все, что имеет имена; В) безымянное; С) идеальное; D) духовное; Е) душевное.

 

44. Что такое гомеомерии Анаксагора:

А) геометрические термины; В) мельчайшие семена веществ; С) первокирпичики мироздания; D) звезды; Е) планеты.

 

74. Этот мир порожден злым Богом. Это точка зрения:

А) христианства; В) гностиков; С) манихейства; D) Плотина; Е) Прокла.

 

104. Сколько субстанций признает Б. Спиноза?

А) одну; В) две; С) не признаёт субстанций; D) три; Е) пять.

 

134. Основное средство познания в философии А. Бергсона:

А) сознание; В) ощущения; С) интуиция; D) практика; Е) эксперимент.

 

164. Представитель религиозной философской антропологии:

А) Абай; В) Бухар-жырау; С) Ч. Валиханов; D) Доспамбет-жырау; Е) Шал-акын.

 

194. Индетерминизм есть:

А) признание причинности; В) признание необходимости; С) отрицание причинности; D) отрицание необходимости; Е) отрицание возможности.

 

224. Познаваемый объект мысленно разлагается на элементарные абстракции, каждая из которых затем рассматривается как относительно изолированный предмет исследования. Этот метод познания называется:

А) анализом; В) синтезом; С) индукцией; D) дедукцией; Е) моделированием.

 

254. Общество - это:

А) тот или иной народ; В) любая группа людей; С) связи и отношения, складывающиеся между людьми в процессе их совместной жизнедеятельности; D) страна; Е) совместная жизнь у животных.

 

284. Первая ступень цивилизации:

А) палеолит; В) неолит; С) период собирателей и охотников; D) аграрное производство; Е) индустриальное производство.


 

Вариант 15

 

15. Познание Дао возможно:

А) через чувства и страсти; В) невозможно вообще; С) через освобождение от привязанности к вещам окружающего мира; D) через ум; Е) через разум.

 

45. Укажите, что выделял в качестве первоначал Гераклит:

А) огонь; В) апейрон; С) воздух; D) земля; Е) число.

 

75. Как решал вопрос о соотношении истин веры и разума Ф. Аквинский:

А) вера выше разума; В) разум выше веры; С) они равнозначны; D) веры нет; Е) истины нет.

 

105. Кто разработал дедуктивный метод познания?

А) Р. Декарт; В) И. Кант; С) Л. Фейербах; D) К. Гельвеций; Е) П. Гольбах.

 

135. Три стадии интеллектуальной эволюции человечества по О. Конту:

А) теологическая, метафизическая, позитивная; В) религиозная, этическая, метафизическая; С) эстетическая, этическая, метафизическая; D) религиозная, научная, позитивная; Е) мифологическая, философская, религиозная.

 

165. «Три истины» Шакарима:

А) научное знание, религиозное откровение, совесть; В) жизненный опыт, научное знание, совесть; С) опыт, откровение Бога, совесть; D) истина, добро, красота; Е) вера, надежда, любовь.

 

195. Учение о целесообразности мира:

А) теология; В) телеология; С) телепатия; D) телекинез; Е) теургия.

 

225. Учение кого из указанных мыслителей является позицией солипсизма?

А) Р. Декарта; В) Б. Спинозы; С) Дж. Беркли; D) Д. Дидро; Е) Г. Лейбница.

 

255. Термин «философия истории» ввел в научную практику:

А) И. Кант; В) Г.В.Ф. Гегель; С) Дж. Вико; D) Ф. Вольтер; Е) С. Пуфендорф.

 

285. Казахстан относится:

А) к европейской цивилизации; В) азиатской; С) евразийской; D) сибирской; Е) иранской.


 

Вариант 16

 

16. Победоносное ничегонеделание - это этический принцип:

А) даосизма; В) конфуцианства; С) школы Мен-Цзы; D) легизма; Е) буддизма.

 

46. Мир состоит из далее неделимых и непроницаемых мельчайших частиц - атомов. Это учение создал:

А) Гераклит; В) Фалес; С) Демокрит; D) Парменид; Е) Кратил.

 

76. «Бритва» У. Оккама:

А) не следует умножать сущности сверх необходимости; В) сущность всегда проявляется; С) любое явление существенно; D) познать самого себя; Е) достаточно познать явление.

 

106. Учение о предустановленной гармонии мира создал:

А) Дж. Локк; В) Л. Фейербах; С) Г. Лейбниц; D) К. Гельвеций; Е) Ж.Ж. Руссо.

 

136. Проверка процедуры истинности в логическом позитивизме:

А) верификация; В) консолидация; С) специализация; D) фальсификaция; Е) экстериоризация.

 

166. Видный исследователь проблем диалектической логики:

А) Ж. Абдильдин; В) М. Сужиков; С) М. Аженов; D) О. Сегизбаев; Е) А. Касабеков.

 

196. Всеобщая связь является принципом:

А) диалектики; В) метафизики; С) скептицизма; D) агностицизма; Е) эклектики.

 

226. Определите гносеологическую программу в следующем высказывании. «Нет ничего в разуме, чего не было раньше в наших чувствах»:

А) сенсуализм; В) рационализм; С) реализм; D) концептуализм; Е) агностицизм.

 

256. Согласно М. Веберу, социальное действие обязательно характеризуется:

А) личностным осмыслением действий других субъектов; В) целерациональностью; С) ценностной рациональностью; D) аффективностью; Е) традиционностью.

 

286. Понимание человека Л. Фейербахом можно расценить как:

А) антропологизм; В) социологизм; С) теоцентризм; D) гуманизм; Е) натурализм.


 

Вариант 17

17. Переход противоположностей друг в друга - это принцип:

А) даосизма; В) конфуцианства; С) легизма; D) буддизма; Е) джайнизма.

 

47. Поворот греческой философии к человеческой проблематике наметился в:

А) атомистике; В) натурфилософии; С) софистике; D) кинизме; Е) скептицизме.

 

77. Учение о граде земном и граде небесном создал:

А) А. Августин; В) Ямвлих; С) Ф. Аквинский; D) Плотин; Е) Демосфен.

 

107. Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах. Формула:

А) сенсуализма; В) рационализма; С) конвенционализма; D) эмпиризма; Е) априоризма.

 

137. Понятие «парадигмы» в науку внес:

А) Т. Кун; В) Э. Фромм; С) А. Адлер; D) Б. Рассел; Е) А. Уайтхед.

 

167. Видный исследователь творчества аль-Фараби:

А) А. Касымжанов; В) К. Рахматуллин; С) Т. Габитов; D) М. Аженов; Е) О. Сегизбаев.

 

197. Укажите, для какой из стратегий характерно понимание сознания как свойства высокоорганизованной материи (мозга) отражать объективный мир в субъективных образах:

А) субстанциальной; В) функциональной; С) экзистенциальной; D) релятивной; Е) феноменологической.

 

227. Абсолютизация изменчивых, относительных сторон познаваемой действительности свойственна:

А) релятивизму; В) догматизму; С) агностицизму; D) эклектике; Е) объективизму.

 

257. В концепции общества К. Маркса базис – это…:

А) производительные силы и производственные отношения; В) основные классы; С) совокупность производственных отношений; D) система хозяйствования; Е) природный комплекс.

 

287. «Человек играющий» - определение:

А) Й. Хейзинги; В) Э. Фромма; С) Д. Белла; D) Ф. Ницше; Е) А. Бергсона.


 

Вариант 18

 

18. Кун Фу-цзы - основоположник:

А) моральной философии Китая; В) онтологии; С) гносеологии; D) социальной философии; Е) философии естествознания.

 

48. Человек есть мера всех вещей. Мысль:

А) Парменида; В) Протагора; С) Сократа; D) Демокрита; Е) Платона.

 

78. Реализм в средневековой философии считает:

А) универсалии существуют независимо от вещей; В) универсалии - только имена вещей; С) реальна лишь единичная вещь; D) универсалии тождественны с вещью; Е) универсалии отсутствуют.

 

108. Закон

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...