Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация отбора детей с отклонениями в развитии в специальные коррекционные учреждения.

Практические занятия

ОБЩЕМЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ В СПЕЦИАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

СДО-111 Преп.- Т.В. Захарова

Практическое занятие 1

  1. Понятие о норме и отклонениях в развитии. Определение понятия «нарушения (дефекты) развития».
  2. Основные виды нарушений развития: сенсорные нарушения, интеллектуальные расстройства, речевые нарушения, нарушения двигательной сферы; эмоционально-волевые отклонения, комплексные (сочетанные) нарушения развития.
  3. Понятие о сложной структуре дефекта развития (Л.С. Выготский, В.И. Лубовский, И.Т. Власенко и др.). Первично обусловленные и вторичные отклонения в развитии, их соотношение в общей структуре дефекта развития.
  4. Причины отклонений в развитии. Факторы риска возникновения отклонений в развитии. Роль социальных факторов в возникновении и предупреждении нарушений развития.
  5. Влияние нарушений развития (сенсорные нарушения, интеллектуальные расстройства, нарушения речи, опорно-двигательного аппарата и др.) на возможность успешного усвоения познавательного материала общеобразовательных программ.
  6. Понятие «аномальное (нарушенное) развитие»; его основные закономерности.
  7. Определение процесса аномального развития; его основные закономерности. Значение концепции Л.С. Выготского о сложной структуре аномального развития для правильной организации лечебного и коррекционно-педагогического воздействия.
  8. Общее и специфическое в онтогенетическом развитии нормального ребенка и ребенка с ограниченными возможностями.
  9. Психологическая концепция о трех уровнях развития познавательных возможностей ребенка: актуальный уровень развития, зона ближайшего и зона последующего развития (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин).

 

 

Практическое занятие 2

 

1. Основные ступени развития и социализации человека при наличии отклонений и задержках развития (медико-биологическая, психологическая, социально-психологи- ческая, педагогическая характеристика процесса нарушенного (отклоняющегося) развития).

2. Факторы, определяющие своеобразие индивидуального развития человека в условиях дизонтогенеза.

3. Виды нарушений развития (современная классификация). Категории детей с отклонениями в развитии.

4. Систематика и статистика нарушений развития у детей и подростков (с учетом этиологии, характера и степени тяжести нарушений, их последствий и влияния на психическое и познавательное развитие).

5. Основные задачи, принципы и содержание психолого-педагогического изучения детей и подростков. Методы психолого-педагогического изучения. Основные требования к организации и проведению психолого-педагогического изучения учащихся с нарушениями развития.

6. Педагогическое изучение детей и подростков с отклонениями в развитии в условиях детских образовательных учреждений. Психолого-педагогическая характеристика ребенка, имеющего отклонение в развитии (ее назначение, особенности использования в практике работы образовательных учреждений).

 

Практическое занятие 3

1. Понятия абилитация, реабилитация, социальная адаптация, их использование в специальной педагогике.

2. Психолого-педагогическое консультирование педагогов, осуществляющих коррекционное обучение, и родителей детей с отклонениями в развитии.

3. Психолого-медико-педагогические консилиумы (ПМПк) в образовательных учреждениях общего типа. (Структура, организация работы и основные задачи ПМПк.)

4. Организация и формы психолого-педагогической поддержки семьи, где воспитывается ребенок с проблемами в развитии.

 

Практическое занятие 4

1. Дефектология как наука об изучении, обучении и воспитании детей и взрослых, имеющих отклонения в развитии.

2. Понятие о специальной дидактике. Специальная (коррекционная) педагогика как отрасль дефектологии и специфическая область общей педагогики.

3. Место коррекционной педагогики в структуре общей педагогики, ее связь с другими областями науки и практики.

4. Предмет и задачи специальной педагогики.

5. Основные отрасли коррекционной педагогики (сурдопедагогика, олигофренопедагогика, тифлопедагогика, логопедия, специальная педагогика в обучении и воспитании детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, специальная педагогика в обучении и воспитании лиц с комплексными нарушениями развития).

6. Краткий исторический обзор становления и развития отечественной и зарубежной коррекционной педагогики. Значение теоретических концепций Л.С. Выготского, П.П. Блонского, И.А. Сикорского, Г.Я. Трошина, А.Р. Лурии, Д.Б. Эльконина, В.И. Лубовского, Н.Н. Малофеева, Н.М. Назаровой и других отечественных ученых для развития специальной педагогики.

7. Ребенок с ограниченными возможностями развития как объект и субъект воспитания и обучения. Определение понятия коррекционное обучение. Задачи обучения и воспитания детей и подростков с отклонениями в психическом и физическом развитии.

8. Социально-педагогический функционал специальной (коррекционной) педагогики.

9. Социально-психологические, клинические и педагогические критерии оценки психического и физического развития детей и подростков с ограниченными возможностями.

 

 

Практическое занятие 5

1. Гуманистическая, аксиологическая и социально-культурная концепции как философская и нравственно-этическая основа теории и практики коррекционной педагогики.

2. Концепция развивающего обучения в коррекционной педагогике.

3. Основные методологические принципы коррекционной педагогики (принципы комплексного подхода к выявлению, изучению и коррекции нарушений развития, коррекционной направленности обучения и воспитания, ранней коррекции нарушенных функций, дифференцированного и индивидуального подхода в обучении и воспитании, непрерывности коррекционного воздействия и др.).

4. Понятия компенсации и коррекции в специальной (коррекционной) педагогике. Коррекция дефекта, компенсация нарушенных функций, псевдокомпенсация.

5. Лечебная, психологическая и специально педагогическая коррекция, их основные методы.

 

Практическое занятие 6 - 7

1. Понятие о дифференцированном, раздельном обучении учащихся с ограниченными возможностями и нормально развивающихся детей и подростков и интеграции.

2. Дифференцированное обучение и интеграция как формы организации обучения и воспитания лиц с отклонениями в развитии (их виды, формы, основные задачи).

3. Общие принципы, цели и задачи интегрированного обучения детей; виды и формы интеграции (полная, частичная, смешанная, временная и др.), их использование в процессе коррекционного обучения и воспитания лиц с отклонениями в развитии.

4. Проблема интеграции детей и подростков, имеющих различные нарушения развития (интегрированное обучение для слабослышащих и слабовидящих, для детей с задержкой психического развития, с отклонениями в поведении, детей с интеллектуальными нарушениями и др.).

5. Возможности и границы интеграции на современном этапе развития отечественной системы образования.

6. Изменение характера, содержания и организации педагогической поддержки лиц с ограниченными возможностями в условиях интегрированного обучения.

7. Система государственной социальной помощи детям и взрослым с проблемами в развитии: образование (коррекционное обучение и воспитание), лечебная помощь, социальная поддержка, профессиональное образование и социальная адаптация, обеспечение трудоустройства.

8. Дифференцированная система коррекционных образовательных учреждений для оказания помощи лицам с нарушениями развития в Российской Федерации.

9. Система специальных (коррекционных) школ, коррекционные группы и классы компенсирующего обучения в образовательных учреждениях общего и комбинированного вида, центры социальной реабилитации, коррекции и развития на базе образовательных учреждений.

10. Задачи и содержание комплексного изучения детей и подростков (генеалогическое, клинико-физиологическое, психолого-педагогическое исследования) при поступлении в коррекционные образовательные учреждения.

11. Организация комплексного изучения (психолого-медико-педагогическая комиссия, консультационно-диагностические центры, ПМПк /консилиум/).

12. Раннее выявление нарушений развития и современная (начиная с раннего возраста) комплексная коррекционно-педагогическая помощь детям с ограниченными возможностями как важнейшие задачи коррекционной педагогики.

 

 

Практическое занятие 8

1. Определение понятия «специальные образовательные условия» (СОУ). Основные компоненты («составляющие») СОУ.

2. Особенности создания и реализации СОУ в общеобразовательных учреждениях общего типа.

3. Специфические особенности обучения и воспитания детей с проблемами развития (специфика учебных программ и содержания обучения, пропедевтический (подготовительный) этап коррекционно-педагогической работы, изменение темпов и сроков обучения, специальные специальные коррекционно-педагогические технологии, специальные методики предметного обучения, особенности трудовой и профессиональной подготовки и организации физического воспитания, применение специальных технических средств /ТСО, средства индивидуальной коррекции / и др.).

4. Организация дошкольного воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии. Коррекционные детские образовательные учреждения: коррекционные ДОУ, специальные (коррекционные) группы при ДОУ общего и комбинированного вида.

5. Организация обучения и воспитания детей с проблемами развития школьного возраста. Коррекционные учреждения для детей школьного возраста: система специальных общеобразовательных школ (школ-интернатов), классы компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения /КРО/, другие типы коррекционных классов, логопедические пункты при школах общего типа.

6. Особенности организации и содержания обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии в специальных школах различного типа (cпециальные школы I –VIII вида).

7. Лечебные учреждения для детей и подростков, имеющих нарушения развития (специализированные детские больницы, стационары, санатории, специализированные отделения при больницах общего профиля и др.). Организация коррекционно-педагогической работы в этих учреждениях.

 

Практическое занятие 9

1. Задачи и содержание коррекционного обучения детей с сенсорными нарушениями.

2. Психолого-педагогическая характеристика разных групп детей и подростков с нарушениями слуха (неслышащие, позднооглохшие, слабослышащие дети).

3. Критерии отбора детей с нарушениями слуха в специальные школы и коррекционные дошкольные учреждения.

4. Основные направления коррекционной работы с учащимися, имеющими стойкие и выраженные нарушения слуха. Специфика коррекционной работы с неслышащими детьми.

5. Краткий анализ программ коррекционного обучения слабослышащих школьного возраста.

6. Варианты интегрированного обучения учащихся с нарушениями слуха и нормально развивающихся детей в дошкольных образовательных учреждениях и школе.

7. Содержание и приемы индивидуального педагогического подхода к детям и подросткам с нерезко выраженными нарушениями слуха на занятиях общеобразовательного цикла.

8. Психолого-педагогическая характеристика разных групп детей и подростков с нарушениями зрения.

9. Принципы и основные задачи коррекционного обучения и воспитания лиц с нарушениями зрения. Специфика коррекционной работы с незрячими (слепыми).

10. Краткий анализ программы коррекционного обучения слабовидящих учащихся.

11. Формы интеграции слабовидящих детей и подростков в социальную среду нормально развивающихся сверстников. Особенности организации обучения детей и подростков с недостатками зрения в условиях образовательных учреждений общего вида. Индивидуальный подход к учащимся со сниженным зрением в коррекционно-педагогической работе.

12. Психолого-педагогическая характеристика разных групп детей и подростков с нарушениями речи.

13. Принципы и основные задачи коррекционного обучения и воспитания лиц с нарушениями речи. Специфика коррекционной работы с детьми с ТНР.

14. Краткий анализ программы коррекционного обучения детей с тяжелыми нарушениями речи.

 

Практическое занятие 10

Коррекционное обучение и воспитание детей с нарушениями интеллекта. Коррекционное обучение и воспитание детей с нарушениями ОДА.

1. Психолого-педагогическая характеристика детей с олигофренией в степени дебильности.

2. Краткая характеристика программ (задачи, содержание, методы) коррекционного обучения умственно отсталых учащихся в специальной школе.

3. Особенности коррекционно-воспитательной работы с учащимися, имеющими нарушения интеллекта.

4. Организация коррекционного обучения и воспитания детей с задержкой психического развития (ЗПР).

5. Задачи, организация и содержание коррекционного обучения и воспитания детей и подростков с ЗПР в коррекционных ДОУ и специальной школе.

6. Краткая характеристика программ обучения учащихся, имеющих задержку в развитии.

7. Формы интегрированного обучения и воспитания детей с ЗПР (в школе общего типа). Осуществление индивидуального подхода к детям и подросткам с ЗПР легкой степени в условиях общеобразовательных учреждений общего типа.

8. Дифференцированный подход к детям с ЗПР и педагогически запущенным детям при организации их обучения и воспитания в образовательных учреждениях.

9. Коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения двигательной сферы.

10. Организация обучения и воспитания детей и подростков с двигательными расстройствами в коррекционных образовательных и лечебных учреждениях.

11. Специфические особенности обучения и воспитания учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

12. Особенности интегрированного обучения лиц с двигательными расстройствами и нормально развивающихся учащихся. Индивидуальный подход к учащимся с нерезко выраженными нарушениями опорно-двигательного аппарата в общеобразовательных учреждениях общего типа.

13. Учет особенностей психического развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в процессе коррекционно-логопедической работы.

 

Практическое занятие 11

Реабилитация детей с нарушениями в развитии эмоционально-волевой сферы.

1. Система социальных институтов (лечебных, лечебно-оздоровительных и коррекционных учреждений) для оказания лечебной, консультативной, коррекционно-педагогической и психологической помощи лицам с эмоционально-волевыми отклонениями в психическом развитии.

2. Психолого-педагогическая характеристика лиц с реактивными состояниями, психастенией, психопатией, лиц, страдающих аутизмом.

3. Содержание и методы педагогического подхода к детям и подросткам с нарушениями эмоционально-волевой сферы в период их пребывания в образовательных учреждениях общего типа; дифференцированный подход к детям и подросткам с нарушениями эмоционально-волевой сферы в зависимости от характера и степени выраженности отмечаемых нарушений.

4. Участие коррекционных педагогов в осуществлении мероприятий по психологической коррекции эмоционально-волевых расстройств у детей.

5. Профилактика нарушений эмоционально-волевой сферы и поведения у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

6. Роль семьи и детских образовательных учреждений в профилактике и преодолении нарушений эмоционально-волевой сферы у детей.

7. Особенности организации коррекционной работы с детьми со сложными (комплексными) нарушениями развития.

8. Основные группы детей со сложным дефектом развития (незрячие глухие, умственно отсталые неслышащие и слабослышащие, умственно отсталые незрячие и слабовидящие, умственно отсталые дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата).

9. Особенности организации лечебной и психолого-педагогической помощи лицам с комбинированными нарушениями в развитии.

 

 

Практическое занятие 12

Организация отбора детей с отклонениями в развитии в специальные коррекционные учреждения.

 

1. Принципы и порядок комплектования коррекционных образовательных учреждений.

2. Функции психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК) и центров диагностки и коррекции в комплектовании коррекционных учреждений и организации интегрированного обучения детей в ДОУ общего типа и массовой школе.

3. Показания для направления детей и подростков с интеллектуальными, двигательными, сенсорными и речевыми нарушениями, лиц детского и юношеского возраста с расстройствами эмоционально-волевой сферы в ПМПК.

4. Показания для направления детей и подростков в лечебные и лечебно-оздоровительные учреждения.

5. Порядок направления учащихся в ПМПК из учреждений общего образования (необходимая документация, образцы практических работ, представляемые в ПМПК и др.).

 

Основная литература

1. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. Изд.-е 2-е. - М., 2003.

2. Боскис Р.М. Учителю о детях с нарушениями слуха. - М., 1987.

3. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. - М., 1973.

4. Выготский Л.С. Собр. соч. в 6-ти т. - Т.3: Проблемы развития психики. - М., 1983.

5. Выготский Л.С. Основы дефектологии. / Под ред. Т.М. Лифановой и Г.Л. Выгодской. - М., 2004.

6. Глухов В.П. Основы специальной педагогики и психологии / Учебно-методическое пособие. - М.: Изд. дом Грааль, 2007.

7. Глухов В.П. Основы коррекционной педагогики и специальной психологии / Учебное пособие для пед. и гуманит. вузов. - М.: Коррекционная педагогика, 2009.

8. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология» / Сост. Н.Д. Соколова, Л.В. Калинникова. - М., 2001.

9. Дефектологический словарь. В 2-х томах /Под ред.В.Гудониса, Б.П.Пузанова. – М.: МПСИ, 2007.

10. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. - М., 2004.

11. Коррекционная педагогика. Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. / Под ред. Б.П. Пузанова. - М., 2006.

12. Коррекционная педагогика в начальном образовании / Под ред. Г.Ф. Кумариной. - М., 2001.

13. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. - М., 1998.

14. Левченко И.Ю. Патопсихология: теория и практика. - М., 2004.

15. Неретина Т.Г. Специальная педагогика и коррекционная психология. – М., 2008.

16. Специальная педагогика /Под общ. ред. Н.М. Назаровой. – М., 2007. – Ч. I, II.

17. Специальная психология / Под общ. ред. В.И. Лубовского. – М., 2006.

18. Хрестоматия по специальной педагогике / Под ред. Н.М.Назаровой. - М., 2002.

 

Дополнительная литература

1. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. - М., 1994.

2. Дети с отклонениями в развитии: Методич. пособие / Сост. Н.Д. Шматко. - М., 2003.

3. Захаров А.В. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. - М., 2003.

4. Лебединский В.В., Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. - М., 1990.

5. Левченко И.Ю., Киселева Н.А. Психологическое изучение детей с отклонениями развития. - М., 2005.

6. Логопедия / Под ред. Л.С.Волковой и С.Н.Шаховской. - М., 2006.

7. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. - М., 2001.

8. В.М. Мозговой, Е.А. Стребелева и др. Основы олигофренопедагогики /Под ред. В.М. Мозгового. - М., 2007.

9. Шамарина Е.В. Основы специальной педагогики и психологии. – М., 2007

10. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития / Сост. и общая ред. В.М. Астапова, Ю.В. Микадзе. - СПб., 2001.

11. Словарь-справочник по специальной педагогике / Сост. М.Н. Никитина, Н.М. Назарова, Б.П. Пузанов. - М., 2002.

12. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Основы логопедической работы с детьми. - М., 2002.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...