Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Решение задач с использованием функций




 

Цель работы.

Изучить и освоить методы составления функций и обращения к ним при решении задач на языке С++.

 

Подготовка к работе.

Изучить правила составления функций. Необходимо знать основные способы организа­ции взаимодействия основной программы (функции main) и функции, определяемой поль­зователем [лекция 13].

 

Теоретическая часть.

Функция в C++ это логически самостоятельная именованная часть программы, состоящая из нуля (в противном случае) или более операторов, объединённых в исполнимый модуль для решения определённой задачи.

Функции нужны для упрощения структуры программы. Разбив задачу на подзадачи и оформив каждую из них в виде функций, мы делаем программу более гибкой и компактной. Передача в функцию различных аргументов позволяет, записав ее один раз, использовать многократно для разных данных.

Неграмотно написанная функция наряду с аргументами использует и глобальные переменные, которые доступны из любого блока текущего файла.

Для использования функции требуется знать только ее интерфейс (правила обращения и общения). Интерфейс функции определяется ее заголовком, потому что в нем указывается все, что необходимо для ее вызова: имя функции, тип результата, который она возвращает, а также сколько аргументов и какого типа ей нужно передать.

Все, что передается в функцию и обратно, должно отражаться в заголовке (объявлении, прототипе). Это не требование синтаксиса, а хорошего стиля.

Формат простейшего заголовка функции:

тип имя ([ список_параметров ]);

где спецификация тип - задаёт тип возвращаемого функцией значения. Если указание типа отсутствует, то считается, что функция возвращает значение int. Если вместо типа стоит клю­чевое слово void, то считается, что функция не возвращает в вызывающую программу никакого значения. Особый случай, когда используется тип void* - родовой указатель. В этом случае результат работы функции есть указатель.

Имя - идентификатор произвольного вида, являющийся указателем на функцию, значение которого равно адресу точки входа в функцию.

Список_параметров - это последовательность объявлений формальных пара­мет­ров, разделённых запятыми. В C++ допускается использование функций без формаль­ных параметров. Такой случай возникает, когда в функцию не передаются никакие аргу­менты. Тогда, поле формальных параметров может быть пустым, или содержать ключевое слово Void. Допускается определение формальных параметров по умолчанию (см. ниже.).

При вызове функции с формальными параметрами компилятор вставляет в код про­граммы последовательность машинных команд, обеспечивающих запись, перечисленных в спи­ске аргументов в стек.

Определение функции, кроме заголовка, включает ее тело, т.е. те операторы, которые выполняются при вызове функции.

В тексте программы может содержаться произвольное количество объявлений одной и той же функции и только одно определение. Тело функции представляет собой блок, заключенный в фигурные скобки. Для возврата результата, вычисленного функцией, служит оператор return.

Оператор return - необязательный оператор, обеспечивающий выход из функции. Если оператор return используется совместно с выражением, то выход из функции сопрово­ждается передачей вычисленного значения в точку вызова. Тип результата должен совпа­дать или быть совместимым с типом функции. При отсутствии оператора return выход из функции происходит после выполнения послед­него оператора в теле функции.

Для вызова функции надо указать ее имя, а также передать ей набор аргументов в соответствии с указанным в ее заголовке списком. Соответствие должно соблюдаться строго. В определении, в объявлении и при вызове одной и той же функции типы и порядок следования параметров должны совпадать. Для имен параметров никакого соответствия не требуется.

Вызов функции возвращающей значение определенного типа (не тип void), может быть записан в любом месте, где по синтаксису допустимо выражение – в правой части оператора присваивания, в составе выражения, в цепочке вывода и т.д

В C++ определено несколько способов передачи параметров функции и получения ре­зуль­татов вычисления функции, вызывающей средой. Существует четыре специфики пере­дачи параметров функции:

- вызов функции с передачей значений;

- вызов функции с переда­чей адресов переменных;

- вызов функции с использованием механизма ссылок при пере­даче параметров;

- посредством глобальных параметров.

Вызов функции с передачей значений. Этот способ передачи параметров обеспечивает пе­ре­дачу копий переменных в стек, организуемый при активизации функции. При этом обес­печи­вается защита самих переменных от их изменения в функции.

В качестве примера рассмотрим простейшую программу рассчета суммы пар чисел. Головная программа (функция-main) дважды вызывает функцию sum(), которая возвращает ей результат суммирования двух целых чисел (тип int). Результаты выдаются на экран. Определение переменных, ввод их значений и выдача результатов суммирования на экран выполняются в головной функции. Нарисуем блок-схему алгоритма программы (см. рис.4). Как видно из рисунка для каждой функции разрабатывается своя блок-схема алгоритма и каждый вызов функции оформляется отдельным блоком «типовой процесс» (прямоугольник с двойной вертикальной стороной). Обратите внимание также на блоки «начало процесса» и «конец процесса», которые у вызываемой (функция sum()) и вызывающей (функция main()) функций несколько отличаются. Программный код будет выглядеть так:

#include<iostream.h>

int sum(int,int); // объявление функции, т.к. определение

// следует после вызова функции

void main(void)

{int a,b,c,p; // определение используемых переменных

cin >> a >> b >> p; // ввод значений переменных a, b, p

c=sum(a,b); // вызов функции sum() с передачей

// параметров значений

cout <<”Сумма a и b равна ”<< c << endl; // выдача результата

b=sum(p,c); // повторный вызов ф-ции sum()

cout <<”Сумма p и c равна ”<< b << endl;

}

// определение функции

int sum(int d, int l) // заголовок

{ // тело функции

int f;

f=d+l; // суммирование переданных значений

return f;// результат передаётся в точку вызова

}

 

Рис.4. Блок-схемы вызывающей программы и вызываемой функции sum

Вызов функции с передачей адресов. Этот способ передачи параметров обеспечивает пере­дачу в стек адресов передаваемых данных, что позволяет функции работать непосредст­венно с данными.

#include<iostream.h>

sum(int,int,int*); // объявление функции

void main()

{int a,b,c=0;

cin>>a>>b;

sum(a,b,&c); // вызов функции

cout<<c<<endl;

}

void sum(intd,intl,int*f) // определение функции

{

*f=d+l // f – указатель на c

}

Вызов функций с использованием механизма ссылок. Этот способ обеспечивает доступ к передаваемым параметрам посредством определения их альтерна­тивного имени. Например:

#include<iostream.h>

sum(int,int,int&);

void main()

{

int a,b,c=0;

cin >> a >> b;

sum(a,b,c);

cout << c << endl;

}

//void

sum(int d,int l,int &f)

{

f=d+l; // f- ссылка на c

}

Вызов функции с передачей данных посредством глобальных параметров. Этот способ пе­редачи исходных данных в вызываемую функцию и возвращения результата вычислений путём использования глобальных параметров. Например:

#include <iostream.h>

int a,b,c;

sum(); // объявление функции

main()

{

cin >> a >> b;

sum(); //вызов функции

cout<<c<<endl;

}

sum() // определение функции

{c=a+b; //a,b,c- глобальные переменные

}

Вызов функции с передачей аргументов по умолчанию. В языке С++ начиная с версии 3.11 и выше, определена возможность передачи значений аргументов функции по умолчанию. Этот способ передачи значений параметров использу­ется в том случае, когда необходимо обеспечить передачу только части значений парамет­ров, а не всех.

Объявление значений функции по умолчанию производится путём указания значений ар­гументов в прототипе функции посредством оператора присваивания.

#include<iostream.h>

float ur(float x,float a=0.,float b=0.,float c=0.);

int main()

{float a=1.,b=2.,c=3.,x=0.5,y;

y=ur(x,a,b,c);

cout<<"введены все аргументы"<<"\n";

cout<<y<<"\n";

y=ur(x,a,b);

cout<<"введены x,a и b"<<"\n";

cout<<y<<"\n";

y=ur(x);

cout<<"введен x"<<"\n";

cout<<y<<"\n";

cin>>a;

}

float ur(float x,float a,float b,float c)

{

return a*x*x+b*x+c;}

На экране дисплея мы получим следующие результаты работы вышеприведенной про­граммы.

Введены все аргументы

4.25

введены x,a и b

1.25

введен x

0.

 

 

В языке C++ допустима рекурсия. Рекурсия это способ организации вычислительного процесса, при котором процедура или функция может обращаться сама к себе. Покажем рекурсивную реализацию метода быстрой сортировки. В методе используется процедура половинного разделения, применяемая на 1-ом шаге ко всему массиву, а на следующих шагах – к его фрагменту. На каждом шаге образуются две половинки текущего фрагмента, к которым снова применяется процедура разделения. Если массив сортируется по возрастанию, то в левую половинку записываются меньшие значения, а в правую – большие (если по убыванию, то наоборот).

Одну из возможных версий программы покажем на примере:

#include<iostream.h>

void quicksort(float* arr, int left,int right);

void main()

{const int n = 10;

float ar[n];

int i, l, r;

//cputs(«введите данные о значениях исходного массива»);

for(i=0; i<n; i++){

cout<<”введите а[“<<k<<”] исходного массива \n”;

cin>>ar[i];

}

l = 0; r = n – 1; //левая и правая границы начального фрагмента

quicksort(ar, l, n); // вызов функции

for(i=0; i<n; i++)

printf(“ar[ %d ]= %d \n”, i, ar[i]); // cout<<ar[i]<<” “;

}

 

void quicksort(float * arr, int left, int right)

{int i = left, j = right; //левая и правая границы фрагмента

float middle = arr[(left + right) / 2];

float temp;

while (i < j) {

while (arr[i] < middle) i++;

while (middle < arr[j]) j--;

if (i <= j) { // замена значений

temp = arr[i];

arr[i] = arr[j];

arr[j] = temp;

i++;

j--;

}

}

if(i < right)quicksort(arr, i, right); /* вызов функции для

сортировки правой половины фрагмента массива */

if(left < j)quicksort(arr, left, j); /* для сортировки левой

половины фрагмента */

}

Процедура разделения реализована в виде рекурсивно вызываемой функции quicksort(), в теле которой есть два обращения к самой себе: для сортировки левой половинки теккущего фрагмента и сортроки его правой половинки.

Однако, у рекурсии есть недостатки:

- такую программу труднее отлаживать, поскольку требуется контролировать глубину рекурсивного обращения;

- при большой глубине стек может переполниться;

- использование рекурсии повышает накладные расходы (в данном случае в стеке сохраняются не два числа, представляющие собой границы фрагмента, а гораздо больше, не говоря уже о затратах, связанных с вызовом функции).

Поэтому рекурсию следует применять с осторожностью.

Задание.

Для выданного преподавателем варианта задачи написать и отладить программу на языке С++, которая содержит функцию (или несколько функций).

Способ передачи параметров при обращении к функции обоснуйте.

 

5. Требования к отчету по лабораторной работе:

Отчет должен содержать:

1) распечатку или текст программы с комментариями;

2) блок-схемы алгоритмов главного модуля и функций пользователя;

3) результаты работы программы.

 

6. Варианты индивидуальных заданий.

1.Вычислить

F=

2. Вычислить

Y= b b=0.5.

f(х) = 5x3 + sin2x,

3. Вычислить

Z= при a=2.5,b=4.8,c=4.2

если y(x) = x5 * cos2(1/x).

4. Вычислить

F(x,y)= при x ; hx=0.25; y ; hy=1.25;

если f(z) = 2 * *z.

 

5. Вычислить

A= , при a=5.62, c , hc=0.5,

если f(x)=sin x2-5x+20lg(x).

6. Вычислить

B= , при a , ha=1, b=2.8, c=3.2,

если f(x)=x3+3x2+arctg x.

7. Вычислить

Zij=f(xi,yj), при , x=(0.34;0.56;1;3),y=(0.76;0.12;2;4)

если f(x,y)=cos(x2+1)sin2y.

8. Вычислить

yi=f(ci)-f(b)-f(a), при a=6.1; b=4.3; c=(6;7.6;9.5)

 

если f(x)= .

9. Вычислить

Zij=f(xi,yj), при , x=(0.1;0.12;4), y=(3.2;8.39; 3),

если f(x,y)=sin x2/3*e-y2.

 

 

10. Вычислить

y =f(x1)+f(x2)*f(x3), при x1=0.32; x2=8.5; x3=2;,

если f(x)= .

11. Вычислить

y =f(x1)*f(x2)/f(x3), при x1=a2+5; x2=3.14; x3=0;,

если f(x)= .

12. Вычислить

y =f(x1)+f(x2)-f(x3), при x1=ln(2.3); x2=cos(1.2); x3=1;,

если f(x)= .

13. Вычислить

y = , при x1=2.6; x2=8.7; x3=0.1;,

где f(x)=x3/2+6x2+tg(x).

14. Вычислить наименьшие значения каждой из трёх функций

x=cos t2; y=cos t3; z=cos t4;

если t ht=0.1.

15. Вычислить

y=(f(2x1)-f(x1*x2))/f(x3), при x1=3.3; x2=4.2; x3=5.6;,

если f(x)=sin(x)/x +x sin(1/x).

16. Вычислить значения индексов, соответствующих наибольшему элементу каждой из трёх произвольно заданных матриц A[5][5], B[5][5], C[5][5].

17. Вычислить номер i, для которого каждая из функций x=t/ln(t), y=cos(t2/3), определённая на дискретном множестве ti (t ht=0.1), принимает наименьшее значение.

18. Вычислить номера i, для каждого из которых функции

fj(x,cj)= e-(x-cj) *cos(x),

определённые на дискретном множестве ti (c=(0.1; 0.3; 0.5; 0.9), x hx=0.1),

принимают наибольшие значения.

19. Вычислить наибольшие значения каждой из трёх функций

x = , y = , z = ,

на дискретном множестве ti (t ; ht=0.1; a=4).

20. Вычислить

yi=f(x1/5)*f(x2)-f(ci), x1=0.25; x2=6.5; c=(6;7.6;9.5),

если f(x)= .

21.Определить средние значения для элементов находящихся ниже побочной диагонали

матриц F[5][5], G[5][5], S[5][5].

22. Вычислить

y= , при x1=2.6; x2=8.7; x3=0.1;,

где f(x)=6x2+tg(x).

23.Вычислить

Zij=f(xi,yj), при , x=(0.1;0.5;4), y=(2.2;8.39; 3),

если f(x,y)=tg x2*e-y2.

24. Вычислить

Z=

если y(x)=x2*tg2(1/x), при a=1.5,b=3.5,c=2.2.

25. Вычислить

y =f(x1)+f(x2)/f(x3), при x1=0.25; x2=5.5; x3=2;,

если f(x)= .

26. Вычислить

R = f(n*m,k)+ f2(k,n)-f3(m,n), при k= 3.6; m= 2.2; n = 5

если f(a,b)=sin2(lg(ab))+

27. Вычислить сумму элементов побочной диагонали каждой из матриц А[3][3], B[5][5], D[6][6].

28. Вычислить

D = P3(a[i][j], b[j][i]) – Р(i, j), где i [0; 4], j [0; 5],

если P (k, h) = - 1.

29. Вычислить сумму отрицательных элементов каждой из матриц А[3][3], B[4][3], D[5][4].

 

30. Вычислить минимальное из положительных элементов каждого из массивов N(11) и M(11)

 

7. Контрольные вопросы.

1.Основные правила составления функций.

2.Объяснить назначение оператора return.

3.Какие типы функций поддерживаются языком C++?

4.Место расположения функции по отношению к основной программе.

5.Какие типы формальных и фактических параметров поддерживаются языком C++?

 

 

Список рекомендуемой литературы.

 

Основная:

1. Канцедал С. А. Алгоритмизация и программирование [Текст]: учебное пособие / С.А. Канцедал. - М.: ИНФРА-М, 2008; М.: Форум, 2008. - 352 с.: ил. - ISBN 978-5-8199-0355-1: 157.41

2. Колдаев В. Д. Основы алгоритмизации и программирования [Text]: учебное пособие / В.Д.Колдаев; Под. ред. проф. Л.Г.Гагариной. - М.: ИД ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009. - 416 с.: ил. - ISBN 978-5-16-002690-9: 116.05

3. Павловская Т. А. С/С++ Программирование на языке высокого уровня [Text] / Т.А.Павловская. - СПб.: Питер, 2009. - 461 с.: ил. - ISBN 978-5-94723-568-5: 176.99

5. Павловская, Т. А. С/С++ Структурное программирование [Text]: практикум / Т.А.Павловская, Ю.А.Щупак. - СПб.: Питер, 2007

6. Пантелеев А. В. Методы оптимизации в примерах и задачах [Text]: учебное пособие / А.В. Пантелеев, Т.А. Летова. - 3-е изд., стер. - М.: Высшая школа, 2008. - 544 с.: ил. - ISBN 978-5-06-004137-8: 633.93

7. Культин, Н. С/С++ в задачах и примерах [Text] / Н. Культин. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: БХВ - Петербург, 2011. - 368 с.: ил. эл. опт. диск (CD-ROM). - ISBN 978-5-94157-406-3: 233.26

8. Козырь О.Ф. Программирование и основы алгоритмизации. Методические указания к выполнению лабораторных работ.(очная и заочная формы обучения) - Старый Оскол: Изд-во СОФ МИСиС, 2012.

9. Бритик В.И., Козырь О.Ф. Программирование и основы алгоритмизации. Основы программирования. Основы программирования и алгоритмизации. Методические указания к выполнению домашних и курсовых работ (очная, очно-заочная и заочная формы обучения) - Старый Оскол: Изд-во СОФ МИСиС, 2008 – 60 с.

10. Козырь О.Ф. Программирование и основы алгоритмизации. Методическое пособие (очная и заочная формы обучения) - Старый Оскол: Изд-во СОФ МИСиС, 2008.

 

Дополнительная:

1. Агальцов В. П. Математические методы в программировании [Текст]: учебник / В.П.Агальцов. - 2-е изд, перераб. и доп. - М.: ИД "ФОРУМ", 2010. - 240 с.: ил. - ISBN978-5-8199-0410-7: 175.01

2. Чиртик, А. А. Программирование на C++. Трюки и эффекты [Text] / А.А.Чиртик. - CПб: Питер, 2010. - 352 с.: ил + 1 эл. опт. диск (CD-ROM). - ISBN 978-5-49807-102-2: 319.99

3. Крячков А. В. Программирование на С и С++. Практикум [Text]: учебное пособие для вузов / А.В. Крячков, И.В. Сухинина, В.К. Томшин; под ред. В.К. Томшина. - 2-е изд., испр. - М.: Горячая линия-Телеком, 2000. - 344 с.: ил. - ISBN 5-93517-014-0: 58.50, 69.30

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...