Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Стабилизация личности и самоопределение




Для ранней юности характерна устремленность в буду­щее. Если в 15 лет жизнь кардинально не изменилась и стар­ший подросток остался в школе, он тем самым отсрочил на два года выход во взрослую жизнь и, как правило, сам вы­бор дальнейшего пути. В этот относительно короткий срок необходимо создать жизненный план — решить вопросы, кем быть (профессиональное самоопределение) и каким быть (личностное или моральное самоопределение). Жизненный план — не то же самое, что подростковые туманные мечты о будущем. Когда планы сводятся к намерению учиться, за­ниматься в будущем интересной работой, иметь верных дру­зей и много путешествовать, это еще нельзя назвать жиз­ненной перспективой. Старшеклассник должен не просто представлять себе свое будущее в общих чертах, а осознавать способы достижения поставленных жизненных целей.

В выпускном классе дети сосредоточиваются на профес­сиональном самоопределении. Оно предполагает самоограничение, отказ от подростковых фантазий, в которых ребе­нок мог стать представителем любой, самой привлекатель­ной профессии. Старшекласснику приходится ориентировать­ся в различных профессиях, что совсем не просто, посколь­ку в основе отношения к профессии лежит не свой соб­ственный, а чужой опыт — сведения, полученные от роди­телей, друзей, знакомых, из телепередач и т.д. Этот опыт обычно абстрактен, не пережит, не выстрадан. Кроме того, нужно верно оценить свои объективные возможности — уровень учебной подготовки, здоровье, материальные усло­вия семьи и, главное, свои способности и склонности.

На что ориентируются старшеклассники при выборе про­фессии? В 80-е годы для них наиболее значимыми были три фактора: престижность профессии (ее социальная ценность), качества личности, присущие представителям этой профес­сии, и принципы, нормы отношений, характерные для дан­ного профессионального круга. Сейчас одним из наиболее важ­ных факторов становится материальный — возможность мно­го зарабатывать в будущем. Такие ценности, как творчество, познание, «интересная работа», не свойственны большинству современных старшеклассников (данные С.В. Кривцовой).

То, насколько престижной окажется выбранная профес­сия или вуз, в который старшеклассник собирается посту­пать, зависит от его уровня притязаний. Существует четкая тенденция, проявляющаяся на протяжении старших клас­сов: чем ближе школьный выпуск, тем чаще пересмотры своих жизненных планов, ниже уровень притязаний. Это может быть следствием разумного отказа от беспочвенных надежд, но может быть и проявлением малодушия, страха перед решительным шагом.

Самоопределение, как профессиональное, так и личност­ное, становится центральным новообразованием ранней юности. Это новая внутренняя позиция, включающая осоз­нание себя как члена общества, принятие своего места в нем*.

* Понятие «самоопределение», используемое в отечественной пси­хологии, близко к понятию «идентичность личности» Э. Эриксона.

 

Поскольку в старшем школьном возрасте появляются планы и желания, реализация которых отсрочена, а в юнос­ти возможны существенные коррективы, иногда новооб­разованием считается не само самоопределение, а психо­логическая готовность к нему (И.В. Дубровина).

Например, жизненные планы, которые строил в ран­ней юности Л.Н. Толстой, были не вполне реалистичны.

В автобиографической повести «Детство. Отрочество. Юность» он называет их мечтами:

«...С этого времени я считаю начало юности. Мне был в то время шестнадцатый год на исходе. Учителя продолжали ходить ко мне... и я поневоле и неохотно готовился к университету...

Нынче я исповедаюсь, очищаюсь от всех грехов, — думал я, — и больше уж никогда не буду... (тут я припомнил все грехи, кото­рые больше всего мучили меня). Буду каждое воскресенье ходить непременно в церковь, и еще после целый час читать евангелие, потом из беленькой, которую я буду получать каждый месяц, когда поступлю в университет, непременно два с полтиной (одну десятую) я буду отдавать бедным, и так, чтобы никто не знал: и не нищим, а стану отыскивать таких бедных, сироту или старуш­ку, про которых никто не знает.

У меня будет особенная комната... и я буду сам убирать ее и держать в удивительной чистоте... Потом буду ходить каждый день в университет пешком (а ежели мне дадут дрожки, то продам их и деньги эти отложу тоже на бедных) и в точности буду испол­нять все (что было это «все», я никак бы не мог сказать тогда, но я живо понимал и чувствовал это «все» разумной, нравственной, безупречной жизни). Буду составлять лекции и даже вперед про­ходить предметы, так что на первом курсе буду первым и напишу диссертацию; на втором курсе уже вперед буду знать все, и меня могут перевести прямо в третий курс, так что я восемнадцати лет кончу курс первым кандидатом с двумя золотыми медалями, потом выдержу на магистра, на доктора и сделаюсь первым уче­ным в России... даже в Европе я могу быть первым ученым».

Л.Н. Толстой, уже поступив на юридический факультет университета, будет продолжать ставить перед собой цели, которых не достигнет. В 18 лет он напишет в своем дневнике:

«Какая будет цель моей жизни... в продолжение двух лет? 1) Изу­чить весь курс юридических наук, нужных для окончательного эк­замена в университете. 2) Изучить практическую медицину и часть теоретической. 3) Изучить языки: французский, русский, немец­кий, английский, итальянский и латинский. 4) Изучить сельское хозяйство, как теоретическое, так и практическое. 5) Изучить ис­торию, географию и статистику. 6) Изучить математику, гимнази­ческий курс. 7) Написать диссертацию. 8) Достигнуть средней сте­пени совершенства в музыке и живописи. 9) Написать правила. 10) Получить некоторые познания в естественных науках. 11) Со­ставить сочинения из всех предметов, которые буду изучать».

Самоопределение связано с новым восприятием време­ни – соотнесением прошлого и будущего, восприятием настоящего с точки зрения будущего. В детстве время осоз­нанно не воспринималось и не переживалось, теперь осознается временная перспектива; «Я» охватывает принадле­жащее ему прошлое и устремляется в будущее. Но воспри­ятие времени противоречиво. Чувство необратимости вре­мени часто сочетается с представлением о том, что время остановилось. Старшеклассник чувствует себя то очень мо­лодым, даже совсем маленьким, то, наоборот, совсем ста­рым и все испытавшим. Лишь постепенно устанавливается связь между «мной как ребенком» и «тем взрослым, кото­рым я стану», преемственность настоящего и будущего, что важно для личностного развития.

Устремленность в будущее только тогда благотворно вли­яет на формирование личности, когда есть удовлетворен­ность настоящим. При благоприятных условиях развития стар­шеклассник стремится в будущее не потому, что ему плохо в настоящем, а потому, что впереди будет еще лучше.

Осознание временной перспективы и построение жиз­ненных планов требуют уверенности в себе, в своих силах и возможностях. По американским данным, подростки 12— 13 лет значительно чаще, чем младшие дети, думают, что взрослые и сверстники оценивают их отрицательно, их са­моуважение несколько снижается. После 15 лет самоуваже­ние снова возрастает, не только компенсируя «потери» под­росткового возраста, но и превосходя уровень самоуваже­ния младших школьников.

В российских школах была выявлена интересная дина­мика развития самооценки. Типично юношеские особен­ности характерны для самооценки десятиклассников — она относительно устойчива, высока, сравнительно бесконф­ликтна, адекватна. Старшеклассники именно в это время отличаются оптимистичным взглядом на себя, свои воз­можности и не слишком тревожные. Все это, безусловно, связано с формированием «Я-концепции» и необходимос­тью самоопределения.

В 11-м, выпускном классе ситуация становится более напряженной. Жизненный выбор, который в прошлом году был достаточно абстрактным, становится реальностью. Часть старшеклассников и сейчас сохраняет «оптимистичную» самооценку. Она не слишком высока, в ней гармонично соотносятся желания, притязания и оценка собственных возможностей. У других десятиклассников самооценка вы­сока и глобальна — охватывает все стороны жизни; сме­шивается желаемое и реально достижимое. Еще одна груп­па детей отличается, напротив, неуверенностью в себе, переживанием того разрыва между притязаниями и возможностями, который ими ясно осознается. Их самооцен­ка низка, конфликтна. В этой группе много девочек.

В связи с изменением в самооценке в 11-м классе повы­шается тревожность.

Рассматривая тенденции в развитии самооценки в стар­ших классах, отметим, что самооценка конкретного учени­ка зависит не только от общей ситуации, но и от индивиду­альных ценностных ориентации, определяющих оценочный компонент «Я-концепции». Допустим, мальчик считает себя талантливым физиком, и планы на будущее для него ясны. Тем не менее, его самоуважение невысоко, поскольку ос­новывается не только на интеллектуальных качествах, — для него важны и общительность, умение поддерживать дру­жеские отношения, которыми он не обладает.

Несмотря на некоторые колебания в уровнях самооцен­ки и тревожности и разнообразие вариантов личностного развития, можно говорить об общей стабилизации личности в этот период, начавшейся с формирования «Я-концепции» на границе подросткового и старшего школьного возрастов. Старшеклассники в большей степени принимают себя, чем подростки, их самоуважение в целом выше. Интенсивно раз­вивается саморегуляция, повышается контроль за своим поведением, проявлением эмоций. Настроение в ранней юности становится более устойчивым и осознанным. Дети в 16—17 лет, независимо от темперамента, выглядят более сдержанными, уравновешенными, чем в 11—15.

В это время начинает развиваться и нравственная устой­чивость личности. В своем поведении старшеклассник все более ориентируется на собственные взгляды, убеждения, которые формируются на основе приобретенных знаний и своего, пусть не очень большого, жизненного опыта. Знания об окружающем мире и нормах морали объединяются в его сознании в единую картину. Благодаря этому нравственная саморегуляция становится более полной и осмысленной.

Самоопределение, стабилизация личности в ранней юно­сти связаны с выработкой мировоззрения. Старшеклассники пишут: «Трудный возраст (т.е. подростковый) означает, ско­рее, период физических перемен, тогда как кризис юности означает ряд моральных или философских проблем», «В труд­ном возрасте ты еще ребенок, который капризничает и хо­чет показать свою самостоятельность... кризис юности со­стоит в выработке собственных убеждений».

Как известно, в подростковом возрасте ребенок откры­вает для себя свой внутренний мир. В это же время он достигает уровня формально-логического мышления. Интеллек­туальное развитие, сопровождающееся накоплением и сис­тематизацией знаний о мире, и интерес к личности, реф­лексия оказываются в ранней юности той основой, на кото­рой строятся мировоззренческие взгляды. Картина мира при этом может быть материалистической или идеалистической, создаваться на базе религиозных представлений и т.д. Сам процесс познания окружающего мира имеет свою специ­фику в разные возрастные периоды. Как считает В.Э. Чудновский, подросток идет к познанию действительности во многом «от себя», через свои переживания. Старшеклассник, наоборот, познавая окружающее, возвращается к себе и за­дается мировоззренческими вопросами: «А что я значу в этом мире?», «Какое место я занимаю в нем?», «Каковы мои воз­можности?», «Какой я?». Он ищет четкие, определенные ответы и в своих взглядах категоричен, недостаточно гибок. Максимализм характерен не только для подросткового, но и для юношеского возраста.

Следует иметь в виду, что мировоззренческие проблемы не решаются один раз в жизни, раз и навсегда. Последую­щие кризисы, осложнения, повороты жизни приведут к пересмотру юношеских позиций. Взрослый человек будет возвращаться к этим «вечным» вопросам, отказываясь от прежних решений или упрочиваясь в своем мнении, но уже на другом, более высоком уровне.

Безусловно, не у всех старшеклассников вырабатывается мировоззрение — система ясных, устойчивых убеждений. Учителя дают такие характеристики отдельным школьни­кам: «Беспринципный, никогда не знаешь, как он посту­пит, всегда смотрит, откуда ветер дует», «Всегда идет на поводу у других, не имеет своего мнения». Опрос, прово­дившийся в X классах московских школ совсем недавно (в 90-е годы), показал, что 50% учеников считают себя склон­ными изменять свое решение под воздействием товарищей и взрослых, 69% наблюдают у себя колебания при выборе собственной позиции, не уверены в правоте своей точки зрения. В связи с этим полезно вспомнить положение Э. Эрик-сона о необходимости мировоззренческого выбора в юнос­ти. Отсутствие этого выбора, смешение ценностей не позво­ляет личности найти свое место в мире человеческих отно­шений и не способствует ее психическому здоровью.

Еще один момент, связанный с самоопределением, — изменение учебной мотивации. Старшеклассники, ведущую деятельность которых обычно называют учебно-профессиональной, начинают рассматривать учебу как необходимую базу, предпосылку будущей профессиональной деятельнос­ти. Их интересуют главным образом те предметы, которые им будут нужны в дальнейшем. Если они решили продол­жить образование, их снова начинает волновать успеваемость. Отсюда и недостаточное внимание к «ненужным» учебным дисциплинам, часто гуманитарным, и отказ от того подчер­кнуто пренебрежительного отношения к отметкам, которое было принято среди подростков. Как считает А.В. Петровс­кий, именно в старшем школьном возрасте появляется со­знательное отношение к учению.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...