Что нужно сделать на первом занятии?
Базовые аспекты преподавания РКИ
- Развитие речи. Изучение языка по темам. «Мой город», «Мой день» и т.д.
- Грамматика. Самые трудные темы – предложно-падежная система.
- Проработка номинатива (терминологии). Именительный – nominative. Родительный – genitive. Дательный – dative. Винительный – accusative. Творительный – instrumentive. Предложный – locative. Первым изучается именительный падеж, после – предложный, потому как глаголы всегда запоминаются в управлении. Напр «работать (где?) + в\на + существительное в предложном падеже». Следующий падеж – винительный. Это нужно для открытия коммуникации, возможность говорить и одновременно отрабатывать. Потом обычно дательный, потом родительный. В последнюю очередь – творительный.
- Совершенный и несовершенный вид глагола. При подаче глагола сначала дается несовершенный вид в инфинитиве, потом совершенный в инфинитиве – и тут же совершенный в управлении. Жить – выжить – выживать. Для иностранцев это хаос.
- Глаголы движения без префиксов. Идти – ходить. Ехать – ездить. To go…
- Глаголы движения С ПРЕФИКСАМИ. Зайти (заходить), перейти (переходить), обойти (обходить)… около 10 пар.
- Фонетика. Постановка ударения.
- АВК – аудио-визуальный курс. Прослушивание и просмотр фильмов и передач с разбором и обсуждением.
- Язык газеты (СМИ).
- Разговорный русский язык.
- Бизнес-русский.
- Литература
- Факультативы и спецкурсы.
Газету изучают в основном в рамках краткосрочных интенсивных курсов.
Основная цель таких курсов – систематизация знаний, которые были у студентов ранее. Вторичная – изучение новых материалов.
Задачи при изучении газетного текста:
- Освоение основной газетной лексики. Учитывать, что в современную газету попадает очень много разговорных слов.
- ПРОБЛЕМА: учебников нет. Раздаточный материал (упражнения, таблицы, карточки) подготавливается преподавателем!!!
- Ознакомить со стилистическими ресурсами (разными жанрами)
- Развитие речи – говорение.
- Лингвострановедение. (Культурология – сейчас это модно называть так). Знания о стране изучаемого языка через язык.
Классическая система обучения, этапы
- Подготовительный. В результате выполнения упражнений студент готовится к чтению текстов путем «снятия с текста» грамматических, стилистических трудностей. Упражнения: синонимы\антонимы… Этот этап включает комментирование внеязыковой информации, встретившейся в тексте.
- Чтение текста. Ориентируемся на группу. Американские сильные студенты предпочтут прочесть текст дома, а в классе потратить время на обсуждения и выполнения заданий. Китайцы, корейцы и компания достаточно медленно работают – им нужно меньше материалов, чем европейцев. Они с удовольствием выполняют все упражнения и чтение именно в классе. Их нужно распинывать на домашнюю работу, чтобы они не тратили аудиторного времени.
Как проверить чтение?
- Дайте синонимы
- Объясните другими словами \ по другому \ иначе.
- Обратить внимание на корни, заставить предполагать.
- Новые слова записывать на доске и вносить в словари – хотя они должны делать это дома! Обращать внимание на управление.
Выполнение послетекстовых упражнений. Основная цель – активизировать изученный материал, в первую очередь – лексический. Это практические занятия, и студенты большую часть времени должны говорить. Научить студентов репродуцировать газеный текст. Использовать изученный материал в новых ситуациях.
Типы заданий:
- Вопросы к тексту.
- Согласитесь или опровергните следующие утверждения: «…». Расчет на развернутый ответ и дискуссию!!! Остро сформулированные вопросы.
Как выбрать текст?
- Для слабых студентов нужна небольшая заметка информационного характера. Обязательно интересная тема, возможность поставить дискуссию!
- Если произошли важные события мирового масштаба, то можно провести сравнение статей в разных газетах.
- Западных студентов часто интересуют такие вопросы, как права женщин, экология.
- Она брала в основном АиФ
- Хорошо, когда есть иллюстрация, затрагивается страноведческая тема. Хорошо, когда есть теоретическая возможность съездить и посмотреть (если про памятник)
- Хорошо идут статьи со статистикой. Как живут люди в России?
НА СЛЕДУЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ ПРИНОСИТСЯ ТЕКСТ\КСЕРОКС – АРГУМЕНТИРОВАТЬ, ПОЧЕМУ ТАКОЙ ВЫБОР (ЛЕКСИКА, АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ). ПОЗЖЕ БУДЕТ СОЗДАНИЕ ПРИТЕКСТОВЫХ ЗАДАНИЙ.
Что нужно сделать на первом занятии?
- Объяснить цель и задачи курса (лексика, развитие речи)
- Рассказать об основных газетах, принести и показать.
- Дать основную лексику, как «первая полоса», «тираж», «заголовок».
Предтекстовые задания. Основная цель – снять трудности с текста.
Догадайтесь о значении следующих слов:
- По созвучию с аналогами в английском языке:
- ЛИДЕРы –
- ПОЛИТИКой –
- ХАОСу -
- АНАРХИи –
- РЕЙТИНГе -
- По контексту:
- «Почти половина ОПРОШЕННЫХ заявили, что не хотели бы уезжать из России» - поработать с синонимами.
- «Молодость всегда связана с УДОВОЛЬСТВИЯМИ» - обсудить, с чем сзана молодость.
- «Самым выдающимся ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДЕЯТЕЛЕМ России ПОДАВЛЯЮЩЕЕ БОЛЬШИНСТВО называет Петра I» - Сравнить с «русским парламентом», который называется «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА». Ряды деятель-делать-дело, дума-думать.
Определите значение выделенных слов или словосочетаний
«От случая к случаю» - «Я читаю «Аргументы и Факты» от случая к случаю» Всегда, Редко или «от случая к случаю»
Дайте синонимы к следующим словам:
«СЕГОДНЯШНИЙ политик» - нынешний, современный…
«Наш министр – хороший СЕМЬЯНИН» - нужно продолжить контекст, без употребления корня, но со словами, связанными с ним. «Он любит свою жену, заботит о дочери и сыне»
Модифицированный язык: «демократия, как выяснилось, молодым НЕ БОЛЬНО-ТО НУЖНА» - не очень, не сильно.
«Безработицу и преступность основной проблемой называют в два раза РЕЖЕ» - «Я в два раза РЕЖЕ звоню родным, чем друзьям, их в два раза меньше» - дайте антонимы БОЛЬШЕ и ЧАЩЕ
Прочитайте и сравните пары предложений:
- «Миша уехал жить за границу» - «Он свалил за кардон пять лет назад»
- «Демократия молодым не больно-то нужна» - «Им не очень нужна анархия»
- Человек сделал дреды, ему говорят: «Прикольная фигня, чувак!» - «У тебя необычная модная прическа»
«На празднике было много горячительных напитков: шампанское, виски, скотч»
Упражнение на управление. Смотрите в тексте глаголы… «Составьте словосочетания, употребите существительные в нужном падеже». Даете глагол. Тратить (потратить) – что? – тратить деньги, тратить время
Надеяться на что\кого? + близкие = надеяться на близких. Собственные силы, подъем экономики. Я – на себя. На будущее. На бога надейся, а сам не плошай.
Образуйте слова по образцу (модели)
Читать – чтение. Рисовать – рисование. Нужно схожее словообразование.
Воспользуйтесь поиском по сайту: