Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Исторический аспект развития тифлопедагогики

Год Страна/город Основоположник/автор Событие
IX - VIII вв. до н.э. Спарта     Закон Ликурга умерщвление физически неполноценных младенцев  
451 - 450 гг. до н.э.     первое юридическое упоминание o людях c грубыми физическими и умственными нарушениями. Закон считает их недееспособными
240-310 гг.   император Максимиан выносится гражданский вердикт: «Глухой для закона мертвый»
III - IV вв.     слепые и калеки начинают получать помощь в монастырях
XI - XIII вв.     в результате крестовых походов европейцы знакомятся c арабской и античной медициной. Приток иноверцев в города Средиземноморья делает их жителей более терпимыми к «инаковыглядящим» и «инакомыслящим» людям  
1198г. баварский Кюрфюрст   открывается первый приют для взрослых слепых; возникает и получает распространение особый тип учреждения - светский приют, где инвалиды могут получить пищу и кров
1260г. Франция   приют для слепых
1662г. Палермо   открыта небольшая музыкальная школа для слепых
1749 г. Франция Философ Дидро 1717-1784 гг.   Дал первые попытки толкования психической деятельности слепых. «Письмо о слепых в назидание зрячим». Дидро развивает мысль, что слепые, способны к образованию.  
1784г.     1784г.     1788 г.     1806г.     1817г. Франция Валентин Гаюи 1745-1822 гг.   Является основоположником тифлопедагогики. Выдвинул идею государственного обучения слепых. Осуществил мысли Дидро на практике; Гаюи взял к себе на воспитание слепого мальчика и начал обучать его.   Считают годом основания первой школы слепых.   Через несколько месяцев Гаюи показал своего ученика кругу приглашенных лиц, заставляя его считать, писать и читать. Затем учеников стало 12, потом 24. Было поставлено принять на государственный счет содержание основанной Гаюи школы для слепых. С самого начала образования слепых преследовало 2 цели: образование общее и профессиональное. Общее образ.: чтение, письмо и арифметика. Обучение музыки. Попытки обучения слепых другим предметам геометрии – фигуры из проволоки, арифметические вычисления – выпуклыми цифрами, география. Обучают, так же как и зрячих. Революция остановила развитие парижского института слепых. Наполеон дал отставку Гаюи и назначил ему пенсию. Предложение русского императора Александра I.   Выпускает вторую книгу «Зарождение, развитие и современное состояние просвещения слепых», где обобщает опыт своей работы и взгляды o методах обучения слепых   школа для слепых детей (просуществовала до 1817г.)   Гаюи возвратился в Париж, жил очень бедно; умер через пять лет всеми забытый.  
   
1791 г. Великобритания   открыта первая британская школа для слепых
1793г. Бристоль, Эдинбург   открываются ремесленная школа-приют для слепых (Бристоль) и приют для слепых (Эдинбург)  
1799г. Лондон   школа для слепых
1804г.     Австро-Венгрия       первое учебное заведение для слепых  
1805 г. герцогство Шлезвинг-Гольштейн   закон об обязательном обучении незрячих    
13 октября 1806 г. Германия Август Цейне 1776-1853 гг.   Институт слепых. Директор – молодой учитель берлинской гимназии Цейне. Приступил к разработке методики обучения географии, особенно методики работы с географической картой. Разрабатывает требования к размеру рельефных карт, к методике работы с ними.  
1804 год   1806 год     1819 г.   1836 год   1837 год   1808 год 1809 год 1818 год 1830 год 1833 год     Иоганн Вильгельм Клейн 1705-1848 гг. Сделал попытку В и О 9-го слепого мальчика.     Венский королевский институт слепых – первое заведение для слепых в Австрии. Устроил образцовый институт слепых в Вене, выработал метод обучения слепых, составил прекрасное руководство для обучения слепых и положил начало презрению престарелых слепых.   выпускает «Книгу для учителей по обучению слепых»,     «Наставление по обучению слепых дома и в школе зрячих».   Книга «История учреждений для слепых в Германии и других странах».   Институты для слепых:   Прага Дрезден Бреславль Гамбург Франкфурт на Майне
1829 г.     1837 год   1885 год   Париж Луи Брайль 1809-1852 гг.   рельефно-точечный шрифт     Первая книга, напечатанная по системе Брайля «История Франции».     Началось книгопечатание шрифтом Брайля в России.  
1868 год   1850 год   1854 год   1858 год     1872 год     1873 год     1889 год   Англия Эрмитедж 1824-1890 гг.   Основал «Ассоциацию британских и иностранных слепых».   В Германии введен точечный шрифт. В Англии шрифт Муна.   Издал «Журнал немецких институтов слепых и глухонемых».     В Германии и Австрии – 28 институтов. Обучение понемногу совершенствовалось. Доски Гетольда, Гульдберга.     Лондон. Грандиозный Королевский норм-ый колледж. Цель: давать слепым, преимущественно муз. образование. Эрмитедж принимал деятельное участие в королевской комиссии для воспитания слепых, глухонемых и идиотов.     Начало съездов учителей слепых. Инициатр Франкль (1810-1893 гг.). Основание Европейского института слепых в Вене.     Главнейшее его сочинение «о воспитании слепых и их занятия» переведено на русский язык и издано попечительством о слепых.  
1847г. Англия Уильям Мун 1818-1894гг. Разработал систему осязательного шрифта на основе лат. алфавита, упростив форму букв. Будучи глубоко верующим, М. свой долг видел в том, чтобы сделать доступной для малограмотных слепых Библию. Основал спец. типографию. Изданные в ней книги Священного Писания раздавал бесплатно. С целью пропаганды своей системы и книг посетил мн. страны Европы и Америки. Благодаря ясным и однозначным контурам шрифт М. легко воспринимается учащимися, доступен слепым и новоослепшим разл. возрастных групп, в т. ч. со сниженным осязанием, страдающим глухотой и лишённым возможности пользоваться радио и аудиопособиями.  
    С 1886-1918     с 1928-1930   Мекер 1839-1898 гг       Директор Дюренского института слепых. В России издает журнал, посвященный вопросам В и О, попечения слепых «Русский слепец».   Журнал «Вопросы дефектологии».    
  1871г.     Россия     A.И.Скре6ицкий, К.К.Грот   основано Попечительство o слепых
1873г. Саксония   второе учебное заведение для незрячих в Германии  
13 февраля 1881 г.       утверждены основные начала для деятельности Мариинского Попечительства для призрения слепых  
18 октября 1881г.     под председательством К.К.Грота первое общее собрание членов    
1881 г., август Россия К.К.Грот открыто училище для слепых мальчиков на 10 человек
1888г.     Россия по ходатайству К.К.Грота Мариинское Попечительство было переименовано в Попечительство Императрицы Марии Александровны o слепых, а C.-Петербургскому училищу для слепых было присвоено наименование Александро-Мариинского в память Александра II и Императрицы Марии Александровны  
1886 г.   Россия A.И. Скребицкий книга «Создатель методов обучения слепых Валентин Гаюи в Петербурге»  
1891г. Россия, Петербург Морис де ла Сизеран переведена c французского и напечатана книга «Слепец о слепых».
1900 г. Вена Александр Мель «Энциклопедический справочник дела попечения o слепых». Вставали вопросы о работоспособности слепых, следовательно, вопрос о попечительстве над трудящимися слепыми
1905 г. Россия, Москва Луи Эмиль Жаваль     вышла из печати книга «Среди слепых. Практические советы лицам, потерявшим зрение».
1908 год   Россия A.И.Скре6ицкий. «В и образование слепых и их презрение на Западе». СПб. Этот труд широко знакомил с тем, что сделано для слепых, какие исторические этапы пройдены в деле обучения слепых».
    1911 год   Георги 1802 – 1867 гг.   Дрезденский институт слепых.   Германия – 33 учебных заведения для слепых. Австрия – 21.   Пруссия. Закон об обязательном образовании и обучении слепых детей.  
с 1913г., март Австро-Венгрия   Александр Мель курсы подготовки народных учителей для воспитания и обучения слепых детей
от 10 декабря 1919 г.   постановление СНК впервые в истории обучения слепых детей в России школы для физически дефективных включались в общую государственную систему учебных заведений страны. Этим актом закладывались основы принципиально нового подхода к обучению и воспитанию слепых  
1924-1931 гг.   Россия II съезд СПОН перестройка содержания и методов воспитания и обучения слепых детей  
1924г.     уточняются и конкретизируются перспективы развития системы обучения слепых, четко определяются в «Положении об учреждениях для слепых детей» цели и задачи учебных заведений для детей c физическими недостатками: цель учреждений для слепых – путем образования, трудового и общественно-политического воспитания подготовить слепого ребенка к самостоятельной трудовой жизни
1928 г.   Россия   выходит в свет первая программа школ слепых  
1929г.     при дефектологическом факультете педагогического института им. A. И. Герцена открывается кафедра тифлопедагогики
8 июня 1931 г.     Россия приказа Наркомпроса РСФСР «О введении обязательного всеобщего обучения физически дефективных». Этим приказом определился подход тифлопедагогики тех лет к целям, содержанию и методам обучения слепых, намечались перспективы развития ее теории
1932г. Россия   выходит постановление Наркомпроса o развертывании сети школ для слабовидящих детей  
1932г. Россия   кафедра тифлопедагогики осуществила первый в Советском Союзе выпуск специалистов-тифлопедагогов, более эффективно заработали школы для слепых, открылись первые школы для слабовидящих детей
1934г. Россия Б. И. Коваленко выходит из печати книга «Методика и техника обучения слепых», которая в дальнейшем послужила основой для издания нескольких книг по частным предметным методикам  
1941г. Россия   складывается научно обоснованная, практически необходимая дифференцированная структура учебных учреждений для слепых и слабовидящих
1958 г. Россия Советское правительство «Об укреплении связи школы c жизнью и o дальнейшем развитии народного образования в СССР» перспективы совершенствования советской системы народного образования и задачи педагогической науки, призванной обосновать эффективные пути перестройки общеобразовательной школы.  
1975 г.     декларация о правах инвалидов провозглашает, что они имеют те же гражданские и политические права, что и другие люди; заявляет, что инвалиды должны пользоваться равноправным отношением и услугами, которые позволили бы им максимально проявить свои возможности и способности и ускорили бы процесс их интеграции и ре-интеграции в общество
1979 г.     Декларация ООН о правах лиц, утративших зрение и слух  
1978г.   Л.И.Солнцева Изучение развития компенсаторных процессов y слепых детей дошкольного возраста (предмет докторской диссертации)
1981 г.     ООН объявляет 1981 г. Международным годом инвалидов под девизом «Полное участие и равенство».  
1982г.     Генеральная Ассамблея ООН провозглашает период 1983­-1992гг. десятилетием ООН, в рамках которого принимает «Всемирную программу действий в отношении инвалидов»

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...