Год
| Страна/город
| Основоположник/автор
| Событие
|
IX - VIII вв. до н.э.
| Спарта
| Закон Ликурга
| умерщвление физически неполноценных младенцев
|
451 - 450 гг. до н.э.
|
|
| первое юридическое упоминание o людях c грубыми физическими и умственными нарушениями. Закон считает их недееспособными
|
240-310 гг.
|
| император Максимиан
| выносится гражданский вердикт: «Глухой для закона мертвый»
|
III - IV вв.
|
|
| слепые и калеки начинают получать помощь в монастырях
|
XI - XIII вв.
|
|
| в результате крестовых походов европейцы знакомятся c арабской и античной медициной. Приток иноверцев в города Средиземноморья делает их жителей более терпимыми к «инаковыглядящим» и «инакомыслящим» людям
|
1198г.
| баварский Кюрфюрст
|
| открывается первый приют для взрослых слепых; возникает и получает распространение особый тип учреждения - светский приют, где инвалиды могут получить пищу и кров
|
1260г.
| Франция
|
| приют для слепых
|
1662г.
| Палермо
|
| открыта небольшая музыкальная школа для слепых
|
1749 г.
| Франция
| Философ Дидро
1717-1784 гг.
| Дал первые попытки толкования психической деятельности слепых. «Письмо о слепых в назидание зрячим». Дидро развивает мысль, что слепые, способны к образованию.
|
1784г.
1784г.
1788 г.
1806г.
1817г.
| Франция
| Валентин Гаюи
1745-1822 гг.
| Является основоположником тифлопедагогики. Выдвинул идею государственного обучения слепых. Осуществил мысли Дидро на практике; Гаюи взял к себе на воспитание слепого мальчика и начал обучать его.
Считают годом основания первой школы слепых.
Через несколько месяцев Гаюи показал своего ученика кругу приглашенных лиц, заставляя его считать, писать и читать. Затем учеников стало 12, потом 24.
Было поставлено принять на государственный счет содержание основанной Гаюи школы для слепых.
С самого начала образования слепых преследовало 2 цели: образование общее и профессиональное. Общее образ.: чтение, письмо и арифметика. Обучение музыки. Попытки обучения слепых другим предметам геометрии – фигуры из проволоки, арифметические вычисления – выпуклыми цифрами, география. Обучают, так же как и зрячих.
Революция остановила развитие парижского института слепых. Наполеон дал отставку Гаюи и назначил ему пенсию.
Предложение русского императора Александра I.
Выпускает вторую книгу «Зарождение, развитие и современное состояние просвещения слепых», где обобщает опыт своей работы и взгляды o методах обучения слепых
школа для слепых детей (просуществовала до 1817г.)
Гаюи возвратился в Париж, жил очень бедно; умер через пять лет всеми забытый.
|
|
|
1791 г.
| Великобритания
|
| открыта первая британская школа для слепых
|
1793г.
| Бристоль, Эдинбург
|
| открываются ремесленная школа-приют для слепых (Бристоль) и приют для слепых (Эдинбург)
|
1799г.
| Лондон
|
| школа для слепых
|
1804г.
| Австро-Венгрия
|
| первое учебное заведение для слепых
|
1805 г.
| герцогство Шлезвинг-Гольштейн
|
| закон об обязательном обучении незрячих
|
13 октября 1806 г.
| Германия
| Август Цейне
1776-1853 гг.
| Институт слепых.
Директор – молодой учитель берлинской гимназии Цейне.
Приступил к разработке методики обучения географии, особенно методики работы с географической картой. Разрабатывает требования к размеру рельефных карт, к методике работы с ними.
|
1804 год
1806 год
1819 г.
1836 год
1837 год
1808 год
1809 год
1818 год
1830 год
1833 год
|
| Иоганн Вильгельм Клейн
1705-1848 гг.
| Сделал попытку В и О 9-го слепого мальчика.
Венский королевский институт слепых – первое заведение для слепых в Австрии. Устроил образцовый институт слепых в Вене, выработал метод обучения слепых, составил прекрасное руководство для обучения слепых и положил начало презрению престарелых слепых.
выпускает «Книгу для учителей по обучению слепых»,
«Наставление по обучению слепых дома и в школе зрячих».
Книга «История учреждений для слепых в Германии и других странах».
Институты для слепых:
Прага
Дрезден
Бреславль
Гамбург
Франкфурт на Майне
|
1829 г.
1837 год
1885 год
| Париж
| Луи Брайль
1809-1852 гг.
| рельефно-точечный шрифт
Первая книга, напечатанная по системе Брайля «История Франции».
Началось книгопечатание шрифтом Брайля в России.
|
1868 год
1850 год
1854 год
1858 год
1872 год
1873 год
1889 год
| Англия
| Эрмитедж
1824-1890 гг.
| Основал «Ассоциацию британских и иностранных слепых».
В Германии введен точечный шрифт. В Англии шрифт Муна.
Издал «Журнал немецких институтов слепых и глухонемых».
В Германии и Австрии – 28 институтов. Обучение понемногу совершенствовалось. Доски Гетольда, Гульдберга.
Лондон. Грандиозный Королевский норм-ый колледж. Цель: давать слепым, преимущественно муз. образование. Эрмитедж принимал деятельное участие в королевской комиссии для воспитания слепых, глухонемых и идиотов.
Начало съездов учителей слепых. Инициатр Франкль (1810-1893 гг.). Основание Европейского института слепых в Вене.
Главнейшее его сочинение «о воспитании слепых и их занятия» переведено на русский язык и издано попечительством о слепых.
|
1847г.
| Англия
| Уильям Мун
1818-1894гг.
| Разработал систему осязательного шрифта на основе лат. алфавита, упростив форму букв. Будучи глубоко верующим, М. свой долг видел в том, чтобы сделать доступной для малограмотных слепых Библию.
Основал спец. типографию. Изданные в ней книги Священного Писания раздавал бесплатно. С целью пропаганды своей системы и книг посетил мн. страны Европы и Америки. Благодаря ясным и однозначным контурам шрифт М. легко воспринимается учащимися, доступен слепым и новоослепшим разл. возрастных групп, в т. ч. со сниженным осязанием, страдающим глухотой и лишённым возможности пользоваться радио и аудиопособиями.
|
С 1886-1918
с 1928-1930
|
| Мекер
1839-1898 гг
|
Директор Дюренского института слепых.
В России издает журнал, посвященный вопросам В и О, попечения слепых «Русский слепец».
Журнал «Вопросы дефектологии».
|
1871г.
|
Россия
|
A.И.Скре6ицкий, К.К.Грот
|
основано Попечительство o слепых
|
1873г.
| Саксония
|
| второе учебное заведение для незрячих в Германии
|
13 февраля 1881 г.
|
|
| утверждены основные начала для деятельности Мариинского Попечительства для призрения слепых
|
18 октября 1881г.
|
| под председательством К.К.Грота
| первое общее собрание членов
|
1881 г., август
| Россия
| К.К.Грот
| открыто училище для слепых мальчиков на 10 человек
|
1888г.
| Россия
| по ходатайству К.К.Грота
| Мариинское Попечительство было переименовано в Попечительство Императрицы Марии Александровны o слепых, а C.-Петербургскому училищу для слепых было присвоено наименование Александро-Мариинского в память Александра II и Императрицы Марии Александровны
|
1886 г.
| Россия
| A.И. Скребицкий
| книга «Создатель методов обучения слепых Валентин Гаюи в Петербурге»
|
1891г.
| Россия, Петербург
| Морис де ла Сизеран
| переведена c французского и напечатана книга «Слепец о слепых».
|
1900 г.
| Вена
| Александр Мель
| «Энциклопедический справочник дела попечения o слепых». Вставали вопросы о работоспособности слепых, следовательно, вопрос о попечительстве над трудящимися слепыми
|
1905 г.
| Россия, Москва
| Луи Эмиль Жаваль
|
вышла из печати книга «Среди слепых. Практические советы лицам, потерявшим зрение».
|
1908 год
| Россия
| A.И.Скре6ицкий.
| «В и образование слепых и их презрение на Западе».
СПб. Этот труд широко знакомил с тем, что сделано для слепых, какие исторические этапы пройдены в деле обучения слепых».
|
1911 год
|
| Георги
1802 – 1867 гг.
| Дрезденский институт слепых.
Германия – 33 учебных заведения для слепых. Австрия – 21.
Пруссия. Закон об обязательном образовании и обучении слепых детей.
|
с 1913г., март
| Австро-Венгрия
| Александр Мель
| курсы подготовки народных учителей для воспитания и обучения слепых детей
|
от 10 декабря 1919 г.
|
| постановление СНК
| впервые в истории обучения слепых детей в России школы для физически дефективных включались в общую государственную систему учебных заведений страны. Этим актом закладывались основы принципиально нового подхода к обучению и воспитанию слепых
|
1924-1931 гг.
| Россия
| II съезд СПОН
| перестройка содержания и методов воспитания и обучения слепых детей
|
1924г.
|
|
| уточняются и конкретизируются перспективы развития системы обучения слепых, четко определяются в «Положении об учреждениях для слепых детей» цели и задачи учебных заведений для детей c физическими недостатками: цель учреждений для слепых – путем образования, трудового и общественно-политического воспитания подготовить слепого ребенка к самостоятельной трудовой жизни
|
1928 г.
| Россия
|
| выходит в свет первая программа школ слепых
|
1929г.
|
|
| при дефектологическом факультете педагогического института им. A. И. Герцена открывается кафедра тифлопедагогики
|
8 июня 1931 г.
| Россия
| приказа Наркомпроса РСФСР
| «О введении обязательного всеобщего обучения физически дефективных». Этим приказом определился подход тифлопедагогики тех лет к целям, содержанию и методам обучения слепых, намечались перспективы развития ее теории
|
1932г.
| Россия
|
| выходит постановление Наркомпроса o развертывании сети школ для слабовидящих детей
|
1932г.
| Россия
|
| кафедра тифлопедагогики осуществила первый в Советском Союзе выпуск специалистов-тифлопедагогов, более эффективно заработали школы для слепых, открылись первые школы для слабовидящих детей
|
1934г.
| Россия
| Б. И. Коваленко
| выходит из печати книга «Методика и техника обучения слепых», которая в дальнейшем послужила основой для издания нескольких книг по частным предметным методикам
|
1941г.
| Россия
|
| складывается научно обоснованная, практически необходимая дифференцированная структура учебных учреждений для слепых и слабовидящих
|
1958 г.
| Россия
| Советское правительство
| «Об укреплении связи школы c жизнью и o дальнейшем развитии народного образования в СССР» перспективы совершенствования советской системы народного образования и задачи педагогической науки, призванной обосновать эффективные пути перестройки общеобразовательной школы.
|
1975 г.
|
|
| декларация о правах инвалидов провозглашает, что они имеют те же гражданские и политические права, что и другие люди; заявляет, что инвалиды должны пользоваться равноправным отношением и услугами, которые позволили бы им максимально проявить свои возможности и способности и ускорили бы процесс их интеграции и ре-интеграции в общество
|
1979 г.
|
|
| Декларация ООН о правах лиц, утративших зрение и слух
|
1978г.
|
| Л.И.Солнцева
| Изучение развития компенсаторных процессов y слепых детей дошкольного возраста
(предмет докторской диссертации)
|
1981 г.
|
|
| ООН объявляет 1981 г. Международным годом инвалидов под девизом «Полное участие и равенство».
|
1982г.
|
|
| Генеральная Ассамблея ООН провозглашает период 1983-1992гг. десятилетием ООН, в рамках которого принимает «Всемирную программу действий в отношении инвалидов»
|