Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Елизаветинское (русское) барокко (1740-1760 гг.)

Петровское барокко (1703-1740 гг.)

В городе строились в основном простые (прямоугольные в плане) и внешне незатейливые здания. Элементы архитектурных ордеров лишь обозначались на фасаде, выделенные белым цветом на интенсивном красном, розовом, голубом фоне. Фасады часто снабжались фронтонами, пилястрами, волютами, кровли — шпилями. Подчеркивались вертикальные и горизонтальные элементы. Внутренние помещения располагались часто анфиладой.

Архитекторы той поры — в большинстве иностранцы, приглашенные Петром I. Наиболее известны Д. Трезини, Ж.-Б. Леблон, Дж. М. Фонтана, А. Шлютер, М. Г. Земцов.

Основными архитектурными объектами, сохранившимися до наших дней, являются Петропавловский собор, Летний дворец Петра I, Меншиковский дворец, Кикины палаты, здание Двенадцати коллегий, Александро-Невская лавра, Итальянский дворец А. Меншикова в Кронштадте и др.

Это архитектурный стиль, ориентировавшийся на образцы шведской, немецкой и голландской архитектуры. Сводить всё многообразие архитектурных решений петровских архитекторов к барокко можно только с известной долей условности. В Петровскую эпоху существовали зачатки всех стилей – и барокко, и рококо, и классицизма. Город как бы примерял на себя разные одежды. Иностранные мастера, помимо стилевого разнообразия, принесли разнообразие национальных манер, школ, различие в качестве исполнения. Решающими для формирования стиля были личные вкусы Петра, а также особенности ландшафта нового города.

К концу жизни Петра в в архитектуре Петербурга шло слияние европейских стилистических приемов: рационального северного барокко – через Трезини (симметрия и уравновешенность композиции, сдержанность декора), и изящного, придворно-аристократического – через Леблона (изысканность, приверженность к высоким, «мансардным» кровлям) – с традициями древнерусскими, сказавшимися, например, в многоцветной окраске зданий.

Смена вкусов заметна на примере творчества первого архитектора Петербурга Д. Трезини, создателя стиля «Петровское барокко»: от строгих и лаконичных форм первых домов он подходит к почти барочным формам колокольни Петропавловского собора, Петровских ворот крепости.

Отличительные черты «Петровского барокко»

1.«Петербургский манир» архитектуры был рационален, прост, ясен, спокоен и в тоже время проникнут праздничным настроением. простота объёмных построений, чёткость членений и сдержанность убранства, плоскостная трактовка фасадов.

2. Строгая симметрия планов и объемных построений, уравновешенность. Приведение к симметрии требует выделения центра композиции. По оси здания располагается главный вход, над ним самый крупный, нарядный зал.

3. Вертикальные членения стен плоскими лопатками и пилястрами, обработка углов рустом.

4. Плоскостная трактовка пластического убора зданий. Это обусловлено кирпичной конструкцией стены, ее рельеф исполняют в ходе кладки и избегают сильных выносов пилястр, карнизов.

5. Многоцветная архитектура. Оштукатуренные кирпичные стены требовали покраски. Предпочитали активные красные, зеленые, синие тона: на интенсивном фоне стены четко выделяются белые архитектурные детали, пилястры и лопатки.

6. Оконные проёмы прямоугольной или арочной формы имели обрамление: плоский наличник с характерными расширениями по углам – «ушами».

7. Сдержанное, по сравнению с европейским барокко, использование декоративных элементов.

8. Мансардная крыша с переломом. Такие очертания крыши диктовались тяжелой черепичной кровлей.

Основные памятники «петровского барокко», сохранившиеся до наших дней в Санкт-Петербурге.

- Летний дворец Петра I, построен по проекту Доменико Трезини в 1710—1714 гг. Находится в Летнем саду

- Меншиковский дворец — построенный для приближенного императора Петра Первого, первого губернатора Санкт-Петербурга Александра Даниловича Меншикова дворец в стиле Петровского барокко, первое каменное здание Санкт-Петербурга. Проект воплощён в жизнь стараниями приглашённых зодчих Джиованни Мария Фонтана и Готфрид Иоганн Шеделя.

- Собор св. Петра и Павла 1712 – 1733). Д. Трезини.

- Кикины палаты 1714 – 1720)

- Петровские ворота Петропавловской крепости Д.Трезини, Н.Пино

- Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы Свято-Троицкого Александро-Невского монастыря (1717 – 1725). Д.Трезини

- Здание Кунсткамеры 1718 – 1734). Г.-И.Маттарнови, Н.-Ф.Гербель, Г.-К.Киавери, М.Г.Земцов

- Здание Двенадцати коллегий — памятник архитектуры на Васильевском острове в Санкт-Петербурге. Здание выполнено в стиле барокко и состоит из двенадцати идентичных трёхэтажных секций. Начало строительства под руководством архитектора Доменико Трезини (верхние этажи по проекту Теодора Швертфегера).

Основные памятники «петровского барокко» в пригородах Санкт-Петербурга:

- Дворец Меншикова (Ораниенбаум) (1710 – 1713). Д.-М.Фонтана, И.-Ф.Браунштейн, Н.Пино, И.-Г.Шедель

- Большой дворец. Центральная часть. (Петергоф) (1714 – 1723). И.-Ф.Браунштейн, Ж.-Б.Леблон, Н.Микетти, Н.Пино

- Монплезир (Петергоф) (1714 – 1723). А.Шлютер,И-Ф.Браунштейн, Ж.-Б.Леблон, Н.Микетти

- Большой дворец (Стрельна) (1719 – 1726). Н.Микетти, М.Г.Земцов

-Эрмитаж (Петергоф) (1721 – 1725). И.-Ф.Браунштейн, Ж.-Б.Леблон

Елизаветинское (русское) барокко (1740-1760 гг.)

Тяга к роскоши и устремление к централизации власти как нельзя лучше соответствовали идеям западноевропейского барокко.

В этот период в столице возводились крупные церкви, соборы, дворцы, усадьбы, архитектуру которых отличали разнообразие декоративного убранства, живописность, пластичность форм. Внутреннюю планировку отличали большие, иногда двухсветные залы и анфилады, широкие парадные лестницы. В интерьерах той поры звучат причудливость, фантастические мотивы, обилие лепных и резных украшений, зеркал, узорчатого паркета.

 

Элементы архитектурных ордеров рельефно выступали на фасадах и внутренних стенах. На потолках выполнялись живописные плафоны. В церковной архитектуре вновь появились пятиглавые храмы, продолжились традиции русских декоративных убранств, золочёных резных иконостасов.

Главным мастером той эпохи был, безусловно, Бартоломео Растрелли, хотя наряду с ним творчески трудились Ф. С. Аргунов, С. И. Чевакинский, А. В. Квасов.

К памятникам относятся Аничков дворец (1741—1753), Строгановский дворец (1753—1754), Смольный собор (1748—1754), Екатерининский дворец в Царском Селе (перестроен в 1752—1758), Зимний дворец (1754—1762), Большой Петергофский дворец (перестроен в

За счет слияния различных стилистических приемов постепенно создается национальный стиль русского барокко. Истинное русское барокко, соответствующее и параллельное общеевропейскому, сумевшее сохранить свои национальные черты, относится к середине столетия и связано с именами Б.-Ф. Растрелли и С.И. Чевакинского.

К началу 1740-х годов стиль зрелого русского барокко постепенно сменяет «петровское барокко». Нередко его называют «елизаветинское барокко», так как этот стиль по времени совпадает с периодом правления дочери Петра Великого Елизаветы Петровны.

Красота градостроительного замысла Петра, простор его прямых улиц и цельность регулярного плана, рациональность архитектуры – красота полезного.

Красоту архитектурных произведений середины столетия соотносят с другими определениями. «Великолепный», «огромный», «пышный», «прекраснейший» – эти слова присутствуют в документах самого разного плана от конкретно-деловой переписки, до восторженных восхвалений. Помимо этих эпитетов при анализе архитектурных образов используют понятия «движение» (динамика) и «иллюзорность»(дематериализация).

Архитектура барокко полна движения, динамики, она не приемлет гладкой, ровной поверхности. Плоскость стены то резко выступает вперед в виде собранных в пучки колонн, поднимающих антаблемент, то сильно западает вглубь. Такой прием в архитектуре называется раскреповкой. Например, фасад Зимнего дворца имеет 29 наружных и 29 внутренних углов. Это создает причудливую игру светотени, а при движении вдоль фасадов зданий – постоянную смену вида.

Последовательно развивающиеся пространства ансамблей и интерьеров, характер линий – изгибающихся, плавных или с резкими поворотами, внезапно обрывающихся – создают образ движения. Идеал барокко – капризно изогнутая кривая. Вот почему архитекторы той эпохи часто использовали в своих работах волюты(архитектурная деталь в форме завитка или спираль) – формы в виде спирали, завитка.

Другая любимая деталь барокко – разорванные арка(криволинейное перекрытие между двумя опорами) или фронтон. Даже крыши зданий делали высокими с переломом, устанавливали статуи и вазы – все ради того, чтобы нарушить прямизну.

«Иллюзорны» фасады и интерьеры постольку, поскольку пластика и декор или отделка «скрывают» простор очертаний конструкции.

Отличительные черты «зрелого русского барокко»

1) Обилие декоративных элементов. Основное средство пластической обработки поверхности – ордер(принцип архитектурной композиции со строгим соотношением определенных элементов и пропорций). По сравнению с Петровской эпохой ордерная одежда несравненно богаче. (На фасадах Строгановского или Зимнего дворцов в сложном порядке чередуются одиночные или сдвоенные пилястры, колонны, портики, «пучки колонн».)

Лепной декор, включающий гирлянды, раковины, волюты, фигурки купидонов, бюсты, гербы и другое; заполняет пространство фронтонов, вьется по колоннам и пилястрам. Барочные здания кажутся «скорее вылепленными, чем построенными».

2) Стены прорезаются широкими и высокими окнами. Разнообразны формы оконных проемов: прямоугольные, арочные, овальные, круглые. Наличники сложных барочных очертаний.

3). Архитекторы избегают прямой линии обреза стены, усложняя ее креповками, обогащая фигурными аттиками, декоративными вазами, скульптурой и прочими «стоячими великолепиями», как гласил один из документов.

4). Активно используется цвет. Бирюзовые, оранжевые, зеленые насыщенные тона стен служат хорошим фоном для белых ордерных деталей. В отделке фасадов и интерьеров широко используется позолота, т.е. вводится дополнительный активный цвет. (3 цвета: белый, золотой + любой цвет)

5). Увеличиваются размеры парадных интерьеров, они выстраиваются в анфилады. Декоративная обработка дворцовых интерьеров преследует цель зрительно обогатить поверхность, иллюзорно расширить внутреннее пространство. Вот некоторые приемы, используемые для этого:

А) Орнаменты, в которых сильны растительные мотивы, оплетают стены, порталы, оконные проемы тянущимися вверх или ниспадающими гирляндами.

Б) Устройством падуг маскировали резкий переход между стеной и потолком, поверхность потолка при этом как бы уменьшается и помещение кажется выше.

В) Живописные полотна на потолке и стенах создавали иллюзию связи интерьера с внешним миром. Интерьеры, изобилующие драгоценными штофами драпировок и обивок,

мерцающие отражениями в зеркалах бесчисленные свечи в причудливых канделябрах, люстрах и бра создают внутренне стилевой единство с окружением Елизаветы: церемонным этикетом, манерой одеваться — робронами на жестком каркасе, усыпанными драгоценностями, атласными камзолами, париками.

Самым ярким представителем стиля зрелого русского барокко явился Ф.-Б. Растрелли. К его наиболее выдающимся произведениям относится Смольный монастырь (1748 – 1764), спроектированный в традициях древнерусских ансамблей – с пятиглавым собором в центре и многоярусной колокольней. Однако, принцип регулярности и симметрии, а также пышный барочный декор отличают Смольный от древнерусских монастырей. В центре – собор Воскресения Христова.

Самым грандиозным петербургским дворцом считается Зимний, сооруженный Растрелли в 1754 – 1762 годах на месте предыдущего, построенного им же в 1732 – 1735 годах для Анны Иоанновны. Зимний дворец представляет собой целый город, не покидая которого можно было и молиться, и смотреть театральные представления, и принимать иностранных послов. Это величественное, роскошное здание символизировало славу и могущество империи. Колонны объединяют второй и третий этажи и зрительно делят фасад на два яруса: нижний, более приземистый, и верхний, более легкий и парадный. На крыше располагаются декоративные вазы и статуи, продолжающие вертикали колонн на фоне неба.

Архитектурные постройки Ф.-Б. Растрелли:

Аничков дворец (1741-1750)

Большой дворец в Петергофе (1745-1755)

Собор Воскресенского (Смольного) монастыря (1748 – 1764)

Дворец графа М. И. Воронцова (1749-1758)

Строгановский дворец (1753-1754)

Большой (Екатерининский) дворец в Царском селе (1752-1757)

Парковые павильоны «Грот» и «Эрмитаж» в Царском селе

Младшим современником Растрелли был С.И. Чевакинский. Самое значительное произведение Чевакинского – Никольский Морской собор с отдельно стоящей колокольней.

Как и Растрелли, Чевакинский обратился к традициям древнерусской архитектуры, однако предложил иное объемно-пространственное решение. Одновременно с созданием Никольского собора с мая 1756 года возводилась и его колокольня. Строительство колокольни завершили раньше, чем строительство самого собора - в 1758 году. Поставлена она строго на западе от здания храма. К 1752 году Крюков канал был прорыт только от Невы к Мойке. Чевакинский же заранее предугадал продление водной артерии. Таким образом, колокольня оказалась на берегу только в 1780-е годы. Местность близ колокольни Никольского собора стала одним из самых романтических мест Санкт-Петербурга. Возможно, её здесь появление обязано не построенной колокольне Смольного монастыря. Чевакинский был учеником Ф. Б. Растрелли и был впечатлён моделью 120-метровой колокольни Смольного. Таким образом, он повторил замысел своего учителя, пусть и в меньших масштабах.

Никольский собор был освящён дважды. Первый раз освящали нижнюю церковь в 1760 году во имя Святителя Николая, а второй - верхнюю церковь во имя Богоявления Христова. Никольский собор с конца XVIII века стал олицетворять морскую славу России. Екатерина II повелела подарить храму 10 образов в честь побед русского флота в битвах со шведами и турками. С тех пор закладку нового корабля, годовщину каждого важного события в истории русского флота здесь отмечают богослужением. Позже подарки делали многие известные люди: композитор Пётр Ильич Чайковский, поэтесса Анна Ахматова.

Архитектурные постройки С.И.Чевакинского

Дворец графа П. Б. Шереметьева

Дворец графа И. И. Шувалова (1749-1754)

Зрелое русское барокко не имело периода упадка в отношении от западноевропейского. Можно сказать, что оно прекращает свое существование, достигнув вершины, к началу 1760-х годов под натиском менявшихся отношений и эстетических взглядов.

Классицизм (вторая половина XVIII в.)

Классицизм в России воплощал идеи поступательного развития, гармонической упорядоченности, простоты и величия самой большой европейской страны. Внешними проявлениями классицизма в архитектуре становилось использование классических античных ордеров, сдержанность и монументальность композиции.

Ранний классицизм (1760-1780 гг .): дворец графа К. Разумовского (ныне Административный корпус РГПУ, наб. Мойки, 48), построенный в 1762-1766 гг. А. Ф. Кокориновым и Ж. Б. Валлен-Деламотом; здание Императорской академии художеств на Васильевском острове (1764-1788 годы); Малый Эрмитаж.

С середины 1760-х годов зрелое русское барокко в архитектуре постепенно сменяется классицизмом. Корни его уходят в древнегреческое и древнеримское искусство. Классицизм как архитектурный стиль в значительной степени обогащался и за счет итальянского Возрождения. Классицизм как архитектурный стиль родился во Франции в XVII веке. Это стало результатом глубинных социально-культурных сдвигов, происходивших тогда в государстве, и личных пристрастий Екатерины II.

Для архитектуры классицизма характерны:

- геометрически правильные планы,

уравновешенность и строгая симметрия композиции;

- целостность, ясность и простота («великолепие» не уходит из числа эстетических критериев оценки архитектуры, но рядом возникает другой – "благородная простота", отвечающая культу Истины и Разума);

- монументальность и крупномасштабность формы;

- использование классических ордеров как конструктивных элементов: ордер играет ведущую роль в создании архитектурно-художественного образа, определяя масштаб, размеры, пропорциональные соотношения; колонны, в отличие от барокко, не связаны со стеной; ордерные элементы выделены белым цветом.

- ослабление светотеневых контрастов: культивируется плоскостная оформление стен (пилястры вместо колонн), ценится сочетание простых геометрических форм, силуэтная линиарность.

Ранний классицизм в архитектуре Петербурга (1760 –1780 гг)

Барокко еще напоминает о себе и во внешних формах классицистических зданий, и в декоративном убранстве интерьеров.

1.Основоположником раннего петербургского классицизма стал французский архитектор Ж.-Б.-М. Валлен-Деламот. Наиболее значительное произведение, в создании которого он участвовал вместе с А.Ф. Кокориновым и Ю.М.Фельтеном, – здание Академии художеств (1764 – 1788). По данным последних исследований, ему принадлежал предварительный проект здания.

К шедеврам Валлен-Деламота можно отнести Малый Эрмитаж, пристроенный к Зимнему дворцу в 1764 – 1775 годах и Арку Новой Голландии (1765), через которую, как шутливо отмечают исследователи, «классицизм вошел в Петербург». Валлен-Деламот перестроил в классическом стиле Гостиный двор на Невском проспекте, начатый еще Растрелли (1752 – 1761, завершено строительство в 1785 году).

Именно Валлен-Деламоту принадлежит проект работ по устройству главных набережных города (левый берег Невы), облицовка их камнем, сооружение спусков и пристаней. Проект Валлен-Деламота следует датировать 1764 годом, так как эта дата выбита на первом осуществленном спуске вблизи нынешнего Эрмитажного театра. Сооружение набережной в одну и другую сторону от первой дистанции по проекту Валлен-Деламота осуществлялось под руководством Игнацио Росси. На завершающем этапе работ Росси сменил архитектор Фельтен. Валлен-Деламот учел, какую насыщенную барочными сооружениями набережную приходилось ему благоустраивать, и деликатно ввел плавные барочные линии в абрис спусков к Неве. Деламоту принадлежит еще одно интересное здание на Невском проспекте – католическая церковь Святой Екатерины, заложенная им в 1762 году и, завершенная А. Ринальди(освящена в 1786 году).

2.Крупнейшим представителем раннего классицизма был приехавший из Рима А. Ринальди. В Петербурге он становится архитектором «малого» двора наследника великого князя Петра Федоровича (будущего императора Петра III). С 1762 года – придворный архитектор Екатерины II. Творчество Ринальди находится на грани барокко и классицизма. Он стал единственным архитектором русского рококо – Китайский дворец (1762 – 1768) и Катальная горка (1762 – 1774) в Ораниенбауме. Лучшее его произведение в стиле классицизма – Мраморный дворец (1768 – 1785), названный так потому, что его нижний этаж облицован гранитом, а два верхних – олонецким мрамором. Для дворца характерны цельность и масштабность, которые определены его архитектурно-пластическим решением. Но важную роль в этом играет и колористическое решение: нежная цветовая гамма блеклых серых и розовых тонов естественного камня. Лишь мелкие детали в строгом и гармоничном экстерьере Мраморного дворца напоминают о прошлом стиле барокко (центральная часть главного восточного фасада – башня с часами, волюты, ее завершающие). В интерьере раннего классицизма как бы приглушено горение позолоты. От красочной и фактурной феерии барокко и прихотливости рококо новый стиль переходит к мягкости пастельных тонов и, наконец, останавливается на одном, ставшем любимым, цвете – белом. В живописном убранстве Мраморного дворца проявляются, однако, еще черты, характерные для середины столетия. Это, прежде всего, шпалерная развеска картин в Картинной галерее, аллегорический смысл сюжетов плафонов: «День, прогоняющий ночь» – в Шубинском зале, «Отдых Марса» – в спальне Орлова, «Торжество Венеры» – в Мраморном зале (все работы Торелли). Одновременно с Мраморным дворцом Ринальди строит Гатчинский дворец (1766 – 1781). В Гатчине в еще большей степени Ринальди выступает мастером переходной эпохи в зодчестве Петербурга второй половины XVIII века. Все более меняются понятия о прекрасном. Живописность, динамика, нарядность уступают место относительной камерности, удобству, большей целесообразности в расположении помещений. Внешний облик дворца, построенного из серого пудостского камня, суров и строг, а первоначальная отделка интерьеров была изящной и легкой. Гатчинский дворец был перестроен любимцем Павла I, архитектором Бренной, но изысканный, тонкий вкус Ринальди можно увидеть в интерьерах Колонного и Белого залов. Память о себе Ринальди оставил и в Царском Селе, где им воздвигнута Чесменская колонна, Кагульский обелиск, Орловские ворота (все памятники 1770-х годов). Завершающей работой Ринальди в России была Исаакиевская церковь, на месте разобранной в 1763 году церкви Маттарнови и Гербеля. Знаменателен барочный характер сооружения.

3.Одним из наиболее характерных зодчих раннего классицизма был Ю.М. Фельтен. В решетке Летнего сада сохранено сочетание черного металла и золоченых деталей, как и в типично барочной решетке Большого Царскосельского дворца Растрелли. Среди наиболее крупных произведений Фельтена, которые являются типичными памятниками архитектуры раннего классицизма, можно назвать «здание в линию с Эрмитажем» (1775 – 1785) рядом с Малым Эрмитажем и Зубовский корпус, пристроенный в 1778 – 1784 годах к Екатерининскому дворцу в Царском селе. Романтические настроения в творчестве Фельтена нашли отражение в таких его произведениях, как Чесменский путевой дворец (1774 – 1777)и Чесменская церковь (1777 – 1780), – единый ансамбль, сочетающий традиции русской и западноевропейской средневековой архитектуры. Фельтен пытался решать и крупные градостроительный проблемы. Он участвовал в организации главных площадей Петербурга: Луговой – будущей Дворцовой, Сенатской с памятником Петру Великому работы Фальконе. Памятник, расположенный на огромной, пустынной, раскрытой к Неве площади, не выглядел масштабным. Только последующая организация окружающего пространства усилила его выразительность.

Строгий классицизм (1780-е гг. — конец XVIII в.)

Для этого периода характерны строгое следование классическим архитектурным ордерам, описанным Витрувием и позже Палладио, прямоугольные симметричные компоновки зданий, широкое применение колоннад, аркад, портиков, фронтонов. В интерьерах зданий применялись копии или мотивы античных скульптур, декоративные элементы известных тогда древних цивилизаций.

Архитекторы: Чарльз Камерон, В. И. Баженов, И. Е. Старов, Д. Кваренги.

Ярким примером строгого классицизма служит величественный Таврический дворец (И. Е. Старов, 1783—1789 гг.).

Примечательной строгостью стиля отличается творчество И. Е. Старова. Оно оказало огромное влияние на развитие классицистической школы. Так, Таврический дворец стал образцом усадебного строительства. По всей России дворяне стремились построить у себя в поместьях маленькие «Таврические дворцы».

Таврический дворец (1783 – 1789) – одна из самых значительных построек И.Е. Старова. План дворца внешне прост: главный корпус объединяет с боковыми флигелями галерея. Средняя часть дворца имеет шестиколонный дорический порядок, увенчанный фронтоном. Над ним монументальный, торжественный купол спокойного рисунка. Дорический ордер украшает и боковые корпуса, обращенные внутрь парадного двора. Экстерьер прост и величественен, как бы скрывает роскошь и театральность интерьеров. Богатством красок, форм, пространства веет от этого лучшего создания Старова. Дворец был предназначен для торжественных приемов и пиров. Основной акцент сделан на Купольном зале и Большой галерее. В осьмигранный Купольный зал, уменьшающиеся кверху кессоны свода усиливают ощущение высоты и глубины, как в римском Пантеоне. Многое в комплексе дворца изменило время. Архитектор Руска в александровское время изъял все оставшиеся детали роскошного архитектурно-декоративного убранства, из-за поднятия пола изменил гармонические пропорции ионических колонн, уничтожил ощущение сквозных перспектив. Одним из главных принципов классицизма становится принцип гармонии архитектурной и природной среды. Наиболее полно он проявился в творчестве Чарлза Камерона. В 1779 году Камерон приехал в Россию и стал архитектором Екатерины II. Сразу же он получил заказ, который отвечал его интересам в архитектуре: Агатовы комнаты и Холодные бани в Царском селе (1780-1785). В этом уникальном ансамбле он показал себя зрелым мастером и яркой творческой индивидуальностью. Агатовы комнаты с их светло-желтыми стенами и красно-терракотовыми нишами, с белой скульптурой и внутренней облицовкой из агата; классическая строгость Холодных бань, украшенных барельефами на мифологические сюжеты, и Камероновой галереи – напоминание античности рядом с пышностью и блеском барокко Екатерининского дворца. Безукоризненный вкус Камерон проявил в отделке парадных апартаментов и личных комнат Екатерины II в Большом дворце.

Одновременно Камерон вел работы в селе Павловском, которое Павел отдал жене, Марии Федоровне. Он возводит ряд павильонов в парке: ротонду «Храм дружбы», поставленную в самой излучине реки Славянки; колоннаду Аполлона, Молочный домик, Павильон трех граций и т.д. Камерон принял участие в разбивке Павловского парка, подчеркнуто естественного (английского), только что входившего в моду и доведенного до совершенства декоратором Пьетро Гонзага.

В духе строгого классицизма решал Камерон Павловский дворец (1782 – 1786), квадратный в плане, с центральным круглым Итальянским залом, увенчанным плоским куполом, соединенным галереями с боковыми флигелями. Все вместе образует обширное пространство двора. Дворец представляет палладианский тип дворцовой постройки, в нем много чисто камероновской гармонии и теплоты.

80-е годы XVIII века – время расцвета творчества Джакомо Кваренги (1744 – 1817), одного из величайших архитекторов XVIII столетия. В 1779 году он приезжает по приглашению императрицы в Петербург и остается здесь до конца жизни. В столице Кваренги много строит. Трехчастной схеме здания, состоящего из центрального корпуса и двух флигелей, соединенных с ним галереями, Кваренги дает множество толкований. Центр композиции выделяется портиком.

Типичным для него является здание Академии наук (1783 – 1789). Фасады здания не декорированы, есть только строгие треугольные фронтончики над оконными проемами. Основной центр выделен восьмиколонным ионическим портиком. Принцип усадьбы (главный дом в глубине двора) применен Кваренги при строительстве Ассигнационного банка (1783 – 1789), с решеткой, ограждающей пространство по Садовой улице.

Придворный Эрмитажный театр, построенный Кваренги в 1783 – 1787 годах, стал одним из красивейших и лучших камерных театров мира. В нем мастер отступил от традиционных для XVIII века ярусов лож, расположив места амфитеатром по образу знаменитого театра Палладио в Виченце близ Венеции. Кваренги считал театр своим лучшим творением. Самое поэтическое создание зодчего – Александровский дворец в Царском Селе (1792 – 1796), предназначенный Екатериной для любимого первого внука. Основной мотив дворца – мощная двойная колоннада коринфского ордера, соединяющая боковые крылья дворца. Чистой строгой архитектурой, без всякого пластического декора мастер достигает почти барочной живописности.

После смерти Екатерины Кваренги продолжает строить. Уже в александровское время зодчим исполнен Конногвардейский манеж (1800 – 1804), Мариинская больница на Литейном проспекте (1803 – 1806), Смольный институт (1806 – 1808), имеющий четкую рациональную планировку в соответствии с требованиями учебного заведения и типичный для Кваренги восьмиколонный портик по центру фасада и другие здания.

Последним выдающимся архитектором XVIII века был Винченцо Бренна. В Россию он приехал по приглашению Павла I и был ведущим архитектором Петербурга в годы его правления. Много и плодотворно работал в Павловске и Гатчине. Он перестраивал и достраивал дворцы, переделывал и создавал их интерьеры, усовершенствовал парки, всему придавая военизированный, "бренновский" дух, столь близкий сердцу Павла Петровича.

Вершиной творчества архитектора стал Михайловский замок – своеобразный символ эпохи царствования Павла I и наиболее значительное ее архитектурное произведение. С первого же дня восшествия на престол Павел I решил осуществить проект строительства дворца-замка. Император повелел воздвигнуть его на месте Летнего дворца, построенного в 1741 – 1745 годах архитектором Растрелли. Император сам составил первый набросок плана Михайловского замка и не жалел средств на его сооружение. Уже в царствование Александра I была подсчитана сумма израсходованных на строительство дворца денег. Она составила астрономическую цифру в масштабах цен того времени 6 171 069 рублей (по первоначальной смете - 791 200 рублей). Это была самая дорогостоящая постройка XVIII века. Профессиональное решение проекта принадлежало архитекторам Баженову и Бренне. Процесс реализации проекта осуществлял В. Бренна, который отказался от многих предложений Баженова. Михайловский замок (1797 – 1801) можно рассматривать как проявление в конце XVIII века романтизма в рамках строгого классицизма. В своем творчестве Бренна нередко обращался к наследию барокко. Так, если главный фасад Михайловского замка выдержан в духе строгого классицизма (развитый ризалит, центральный портик, колоннада), то противоположный фасад, выходящий на Мойку с его выступающими и западающими частями, несет в себе творчески переработанные черты барочной архитектуры. Бренну можно назвать предвестником высокого классицизма, или русского ампира, получившего развитие в первой трети XIX века.

В частности, по сторонам портика Михайловского замка можно видеть обелиски наподобие древнеегипетских, украшенных военной атрибутикой и венками с вензелями императора Павла I.

Бренна оставил после себя ученика – великого архитектора, главного выразителя идей петербургского ампира К. Росси. Творчество Бренны подводит черту под архитектурой Петербурга XVIII века и намечает пути новой градостроительной эпохи.

Основные архитектурные памятники классицизма,

сохранившиеся до наших дней

Ранний классицизм (1760 – 1770)

Ж.-Б.-М. Валлен-Деламот

Гостиный двор (Невский пр., 35)(1752 – 1785). Ф.-Б.Растрелли

Дворец К.Г. Разумовского (Мойка, 48) (1762 – 1766)

Костел Святой Екатерины (Невский пр., 32-34) (1762 – 1783). А. Ринальди

Здание Академии художеств (Университетская наб., 17)(1764 – 1788). А.Ф. Кокоринов, Ю.М. Фельтен, Е. Соколов

Здание Малого Эрмитажа (Дворцовая наб., 34)(1764 – 1775)

Арка новой Голландии (наб. р. Мойки, 103)(1765)

А. Ринальди

Дворец Петра III (Ораниенбаум) (1756 – 1762)

Китайский дворец (Ораниенбаум) (1762 – 1768)

Катальная горка (Ораниенбаум)(1762 – 1774)

Гатчинский дворец (перестроен В. Бренна) (1766 – 1781)

Мраморный дворец (Миллионная ул., 5/1)(1768 – 1785)

Морейская колонна (Екатериненский парк Царского села)(1771)

Чесменская колонна (Екатериненский парк Царского села)(1771 – 1778)

Кагульский обелиск (Царское село)(1771 – 1772)

Крымская колонна (Царское село)(1777)

Орловские ворота (Царское село)(1777 – 1782)

Ю.М. Фельтен

Здание Александровского института (ул. Смольного, 5)(1765 – 1775)

Церковь Святой Екатерины (В.О., Большой пр.,1) (1768 – 1771)

Башня-руина (Екатериненский парк Царского села) (1771 – 1773)

Армяно-Григорианская церковь Святой Екатерины (Невский пр., между домами 40 и 42) (1771 – 1780)

Ограда Летнего сада (Кутузовская наб., Летний сад) (1773 – 1777) П.Е.Егоров

Чесменский путевой дворец Екатерины II (ул.Гастелло,15)(1774 – 1777)

Здание Старого Эрмитажа (здание в линию с Эрмитажем) (Дворцовая наб., 34) (1775 – 1785)

Церковь Святой Анны (Кирочная ул.,8)(1775 – 1779)

Церковь Рождества Святого Иоанна Предтечи (Каменноостровский пр.,83) (1776 – 1778)

Чесменская церковь (ул. Ленсовета,12)(1777 – 1780)

Зубовский корпус (пристроен к Екатерининскому дворцу в Царском Селе) (1778 – 1784)

Китайская (скрипучая) беседка (Екатериненский парк Царского села) (1778 – 1782)

Строгий классицизм (1780-1790)

И.Е. Старов

Собор Пресвятой Троицы Александро-Невского Свято-Троицкого монастыря (наб. реки Монастырки,1) (1776 – 1790)Надвратная церковь Божией Матери Всех Скорбящих Радости Александро-Невского Свято-Троицкого монастыря (1783 – 1785)

Таврический дворец (Шпалерная ул., 47) (1783 – 1789)

Ч. Камерон

Храм дружбы (Павловск) (1780 – 1782)

Холодные бани и Агатовы комнаты (Царское село) (1780 – 1785)

Колоннада Аполлона (Павловск) (1781 – 1783)

Большой Павловский дворец (Павловск) (1782 – 1786)

Камеронова галерея (Царское село) (1783 – 1786)

Павильон трех граций (Павловск) (1784 – 1800)

Дж. Кваренги

Здание Эрмитажного театра (Дворцовая наб., 32)(1783 – 1787)

Главное здание Академии наук (Университетская наб., 5)(1783 – 1789)

Здание Ассигнационного банка (Садовая ул., 21)(1783 – 1789)

Лоджии Рафаэля в Эрмитаже (Дворцовая наб., 34) (1783 – 1792)

Александровский дворец (Царское село)(1792 – 1796)

Конногвардейский манеж (Конногвардейский бульвар, 2)(1800 – 1804)

Здание Мариинской больницы (Литейный пр., 56) (1803 – 1806)

Здание Екатериненского института (наб. р. Фонтанки. 36)(1804 – 1807)

Здание Смольного института (Смольный проезд, 1)(1806 – 1808)

В. Бренна

Михайловский замок (Садовая ул., 2)(1797 – 1801)

Ампир (первая треть XIX в.)

Русский ампир (примерно 1812-1830 гг.)

В России первой трети XIX века ампир оказался нужен для прославления государственного могущества страны-победительницы. Внешне архитектура русского ампира использует классические ордерные системы, причём не только тосканские или дорические. Композиции зданий строго симметричны, торжественны. Наряду с лаконичностью форм отмечается проявление милитаристской символики Древнего мира: изображения доспехов, лавровых венков, орлов. Возникают декоративные архитектурные сооружения: триумфальные арки, памятные колонны.

Главные мастера: К. И. Росси и В. П. Стасов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...